Физическое воспитание детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 21:33, курсовая работа

Описание работы

Задачи:
1. Изучить научно методическую литературу по теме исследования.
2. Дать характеристику средствам и методам физического воспитания детям дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение
Глава. 1. Характеристика понятий
1.1 Определение понятий: «Физическая культура», «Физическое воспитание
1.2 Цель и задачи физического воспитание детей дошкольного, возраста
Глава. 2. Формы, средства, методы и приемы физического воспитания детей дошкольного возраста
2.1 Формы организаций физического воспитания детей дошкольного возраста
2.2 Средства физического воспитания детей дошкольного возраста
2.3 Приемы и методы обучения детей дошкольного возраста
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Физическое воспитание детей дошкольного возраста.docx

— 41.91 Кб (Скачать файл)

 

Использование естественных сил природы в сочетании с  физическими упражнениями наиболее благоприятно для: детского организма.

 

Солнце, воздух, вода используются и как самостоятельные средства закаливания организма человека Они вырабатывают приспособляемость  организма к повышенной и пониженной температуре воздуха, воды, к резким и быстрым изменениям метеорологических  факторов. Для разностороннего закаливания  следует применять все естественные силы природы, наиболее целесообразно  сочетая их.

 

Закаливание имеет и другое значение: оно способствует воспитанию волевых качеств (смелости, выдержки и др.).

 

Физические упражнения —  основное специфическое средство физического  воспитания. Это двигательные действия, а также сложные виды двигательной деятельности, отобранные для решения  задач физического воспитания. Двигательной деятельностью называют всякую деятельность, характерным компонентом которой  является активность двигательного  аппарата человека; к сложней двигательной деятельности относится подвижная  игра.

 

Понятие «упражнение» применяется  и для обозначения неоднократного выполнения двигательных действий.

 

При правильной методике проведения физические упражнения способствуют осуществлению  физического, нравственного, умственного, эстетического и трудового воспитания, развитию всех психических процессов.

 

Движения, входящие в различные  виды деятельности (груд, лепка и  др.), могут оказывать положительное  влияние па физическое развитие ребенка.

 

В дошкольных учреждениях  труд используется при строгом дозировании  нагрузки, с учетом особенностей возраста детей состояния их здоровья, физического  развития и физической подготовленности.

 

Эффективность использования  средств физического воспитания повышается при правильном сочетании  их на разных возрастных этапах. Так, в  первые месяцы жизни ребенка наибольшее значение имеют гигиенические факторы  и естественные силы природы. В дальнейшем увеличивается роль физических упражнений, а также различных видов деятельности, включающих разнообразные движения.

 

Классификация физических упражнений

 

Классификация означает распределение  физических упражнений по группам в  соответствии с определенными признаками. Разные физические упражнения имеют  много общих признаков. Важно  установить главный признак, по которому следует разделить; упражнения на группы. Этот признак должен быть существенным в педагогическом отношении. Классификации, составленные по разным признакам, помогают ориентироваться во множестве существующих физических упражнений и соответствовать  отбору соответственно поставленным задачам.

 

В настоящее время используется классификация физических упражнений, в основу которой положены исторически  сложившиеся системы средств  физического воспитания и методов  их применения: гимнастика, игры, спорт  и туризм. Каждая из этих групп имеет  специфическое значение и делится  еще на более редкие классификационные  подгруппы.

 

Гимнастика в советской  системе физического воспитания занимает значительное место. Она подразделяется на основную (строевые, общеразвивающие  упражнения, основные движения), спортивную (акробатика, художественная гимнастика, собственно спортивная на брусьях, кольцах  и других снарядах, вольные упражнения) и вспомогательную (спортивно-вспомогательная, лечебная л др.).

 

Специфической особенностью гимнастики является: избирательное  воздействие на различные части  тела, отдельные суставы, мышечные группы и даже на разные стороны их деятельности и состояния (расслабление, растяжение мышц и др.); возможность точной дозировки  нагрузки; разнообразие упражнений; использование  предметов, снарядов; проведение упражнении под музыкальное сопровождение.

 

Эти особенности гимнастики позволяют использовать ее на занятиях людям лее: возрастов с различной  физической подготовленностью и  разным состоянием здоровья.

 

Для детей дошкольного  возраста рекомендуется главным  образом отавная гимнастика и  элементы художественной гимнастики.

 

Подвижные игры отличаются от других физических упражнений особенностями  организации деятельности занимающихся и руководства ею. В игре деятельность детей организуется на основе образного  или условного сюжета, который  предусматривает достижение цели в  условиях неожиданно изменяющихся ситуаций. Игровая деятельность носит комплексный  характер и строится на сочетании  различных двигательных действии (бег, прыжки и др.) В игре предоставляется  возможность проявлять самостоятельность, находчивость в выборе способа выполнения действия. Внезапные изменения ситуаций по ходу игры обязывают ребенка решать двигательные задачи в кратчайшие сроки  и с полной мобилизацией двигательных способностей (убегать от ловишки).

 

Это помогает закреплению  двигательных навыков и развитию физических качеств в постоянно  изменяющихся условиях.

 

Ярко выраженная эмоциональность  игровых действий позволяет человеку с большим удовольствием и  более длительное время выполнять  упражнения, что усиливает их влияние  на организм, способствует развитию выносливости и приводит к динамичности двигательных навыков.

 

Между участниками игры возникает  взаимная обусловленность поведения, что содействует воспитанию нравственных качеств (взаимопомощь, сознательная дисциплина и др.).

 

Многообразие способов достижения цели, внезапные изменения ситуаций, динамичность действий не позволяют  точно регулировать физическую нагрузку.

 

Игры применяются тогда, когда движение освоено и требуется  развить умение применять двигательные навыки в различных ситуациях. Кроме  того, игры применяют для развития физических качеств, а также для  воспитания морально-волевых качеств.

 

Спорт характеризуется достижением  в каком-либо виде физических упражнений наивысших результатов, выявляемых в процессе соревнований.

 

Спорт предъявляет высокие  требования к физическим и духовным силам человека, поэтому он доступен лишь с достижением определенного  этапа возрастного развития и  при условии соответствующей  физической подготовленности.

 

С детьми дошкольного возраста используются лишь спортивные различные  виды физических упражнений (лыжи, коньки, санки, велосипед, плавание и др.). Формируя основы техники этих наиболее простых  спортивных видов физических упражнений у детей дошкольного возраста, решают главные задачи физического  воспитания с учетом возрастных особенностей.

 

Туризм позволяет закреплять двигательные навыки и развивать  физические качества в природных  условиях. С детьми дошкольного организуются прогулки с использованием различным  способов передвижения (пешком, на лыжах, велосипеде и др.). В пути, на остановках могут применяться разнообразные  физические упражнения (например, спрыгивание  с пеньков, прыжки через канавку, прыжки со скакалкой, упражнения с мячом, подвижные игры и др.). Прогулки организуются тогда, когда упражнение разучено и  закреплено в обычных условиях.

 

В практической работе по физическому  воспитанию используется классификация  упражнении по признаку преимущественного  значения их для развития физических качеств (ловкость, быстрота, гибкость, сила, выносливость и др.). Упражнения воздействуют одновременно на развитие всех физических качеств, но преимущественно (в большей степени) развивают  какое-либо одно. Например, бег на короткие дистанции преимущественно развивает  быстроту, бег на длинные дистанции  — выносливость.

 

Упражнения могут распределяться по использованию снарядов и предметов (упражнения на гимнастической скамейке, бревне, стенке, упражнения с палками, мячами и т.д.).

 

Упражнения делятся на группы по анатомическому признаку (упражнения для мыши плечевого пояса и  рук, ног, туловища и др.).

 

Применяется классификация, составленная по признаку особенностей форм физических упражнений (структурным  признакам); циклического, ациклического  и смешанного типа. Циклические движения (ходьба, бег, плавание, передвижение на лыжа, на коньках и др.) характеризуются  закономерной последовательностью  циклов и связью фаз движения и  цикле, В ациклических движениях (металле, прыжки и др.} каждое упражнение является закопченным действием. В смешанных  движениях (прыжки с разбега) соединяются  циклические упражнения с ациклическими.

 

В биомеханике делят упражнения на поступательные (прыжки в длину  с места с др.) и вращательные (метание диска и др.) и т. д. В физиологии — упражнения различной  мощности.

 

Кроме того, упражнения делятся  на естественные и абстрактные (отвлеченные, аналитические). Естественные (ходьба, бег, езда на велосипеде и др.) применяются  в повседневной жизни и в некоторых отраслях труда. Абстрактные упражнения специально созданы для решения задач физического воспитания. К ним относятся упражнения для отдельных групп мышц, разных частей тела, а также видоизмененные естественные движения (ходьбой, бег на месте и др.).

 

С изучением физических упражнений уточняется и их классификация. Классификация  физических упражнений, принятая в  теории физического воспитания, используется и в физическом воспитании детей  дошкольного возраста. Так, в «Программе воспитания в детском саду» упражнения распределены по следующим группам: гимнастика, к которой отнесены строевые упражнения, основные движения, обще развивающие  упражнения (для отдельных групп  мышц); подвижные игры с различными видами физических упражнений; спортивные игры (городки, бадминтон, настольный теннис); спортивные виды физических упражнений (лыжи, коньки, санки, велосипед, плавание).

 

Принятая классификация  физических упражнений применяется  в учебных пособиях и позволяет  быстро находить описание нужного упражнения.

 

2.3 Приемы и методы обучения  детей дошкольного возраста

 

 

 

Методы, используемые при  обучении детей движениям, собираются в соответствии с определяющими  их источниками. К ним относятся  объекты окружающей действительности, слово и практическая деятельность.

 

Раскрытие закономерностей  успешного обучения является основной проблемой советской дидактики.

 

Советская дидактика опирается  на марксистско-ленинскую теорию познания. Процесс учения рассматривается  дидактикой кик организованная познавательная деятельность, в которой осуществляется и постепенно расширяется процесс  познания or его исходного момента  — отсутствия знаний к все более  точным, полным и совершенным знаниям. В этом процессе познании непременными компонентами являются: чувственное  восприятие, абстрактное мышление и  практика.

 

В связи с этим в обучении используются: наглядный метод, обеспечивающий яркость чувственного восприятия и  двигательных ощущений, необходимых  для возникновения у ребенка  наиболее полного и конкретного представления о движении, активизирующий развитие его сенсорных способностей; словесный метод, обращенный к сознанию детей, помогающий осмысливанию поставленной перед ними задачи и в связи с этим сознательному выполнению двигательных упражнении, играющий большую роль в усвоении содержания и структуры упражнений, самостоятельном их применении в различных ситуациях; практический метол, связанный с практической двигательной деятельностью детей, обеспечивающий действенную проверку правильности восприятия движении на собственных мышечно-моторных ощущениях. Практические методы характеризуются полной или частичной регламентацией, проведением упражнений в игровой (образной) форме, использованием элементов соревнования.

 

Регламентация упражнений необходима при многократном повторении двигательных действий или их отдельных элементов. Она характерна конкретной последовательностью  движений, соблюдением нормирования нагрузки и отдыха, их определенным чередованием. Все это содействует  лучшему освоению двигательных умений и навыков, сохранению оптимального функционального состояния организма  и психики ребенка.

 

Игровой метод, близкий к  ведущей деятельности детей дошкольного  возраста, наиболее специфичный, а эмоционально-эффективный  в работе с ними, учитывающий элементы наглядно-образного и наглядно-действенного мышления. Он дает возможность одновременного совершенствования разнообразных  двигательных навыков, самостоятельности  действий, быстрой ответной реакции  на изменяющиеся условия, проявления творческой инициативы.

 

В процессе игровых действий у детей формируются морально-волевые  качества, развиваются познавательные силы, приобретается опыт поведения  и ориентировки в условиях действия коллектива.

 

В младших группах при  обучении детей движениям широко применяются игровые приемы, способствующие эмоционально-образному уточнению  представлений о характере движений (например, «Будете бегать легко  и тихо, как мышки», «Нужно прыгать, как зайчики»),

 

Соревновательный метод  в процессе обучения детей дошкольного  возраста может применяться при  условии педагогического руководства.

 

Этот метод используется преимущественно в старших группах  детского сада в целях совершенствования  уже приобретенных двигательных навыков (но не состязания и борьбы за первенство). Обязательное условие  соревнования — соответствие их физическим силам детей, воспитание морально-волевых  качеств, а также правильная оценка своих достижений и других детей  на основе сознательного отношения  к требованиям. Особенно важным является воспитание коллективных чувств, определяющих возможность радоваться успехам  других, исключающих зависть и недоброжелательство. В процессе соревнования, в игре или при выполнении упражнения у ребенка при неудачах может возникнуть огорчение. В таких случаях чрезвычайно велика роль воспитателя, его умение перевести отрицательную эмоцию в положительную. Это достигается предварительной подготовкой детей к восприятию процесса соревнования, а в момент неудачи воздействием на сознание ребенка, убеждающими доводами и превращение отрицательных эмоций в стимул успешного достижения поставленной задачи.

 

При правильном руководстве  соревнование может быть успешно  использовано как воспитательное средство, содействующее совершению двигательных навыков, развитию физических способностей, воспитанию морально-волевых чертличности.

Информация о работе Физическое воспитание детей дошкольного возраста