Физическое воспитание детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 21:33, курсовая работа

Описание работы

Задачи:
1. Изучить научно методическую литературу по теме исследования.
2. Дать характеристику средствам и методам физического воспитания детям дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение
Глава. 1. Характеристика понятий
1.1 Определение понятий: «Физическая культура», «Физическое воспитание
1.2 Цель и задачи физического воспитание детей дошкольного, возраста
Глава. 2. Формы, средства, методы и приемы физического воспитания детей дошкольного возраста
2.1 Формы организаций физического воспитания детей дошкольного возраста
2.2 Средства физического воспитания детей дошкольного возраста
2.3 Приемы и методы обучения детей дошкольного возраста
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Физическое воспитание детей дошкольного возраста.docx

— 41.91 Кб (Скачать файл)

 

Итак, применяя указанные  выше методы обучения детей различным  движениям, мы опираемся на их чувственные  восприятие (первую сигнальную систему), на мыслительную деятельность (вторую сигнальную систему) и на практическую деятельность (выполнение конкретных упражнений).

 

В практической работе с детьми методы обучения переплетаются.

 

Учитывая содержание упражнений, возрастные возможности и индивидуальные особенности детей, воспитатель  в одном случае исходным моментом в обучении использует наглядность  — восприятие ребенком образца движения в сочетании с пояснениями, о  другом — слово, объяснение содержания и структуры упражнения. Однако во втором случае педагог опирается  на уже имеющиеся у детей жизненный  опыт и конкретные представления  о движениях. Вслед за наглядными или словесными методами непременно должны следовать практические действия детей — самостоятельное выполнение движений под руководством воспитателя.

 

Таким образом, применение методов  обучения строится на взаимодействии первой и второй сигнальных систем, обеспечивающем наиболее полные, достоверные  знания и правильные практические навыки.

 

Каждый отдельный метод  представляет собой определенную систему  специфических приемов. В свою очередь  система выражается в совокупности таких именно приемов, которые объединяются общностью задачи и единым подходом к ее решению,

 

В процессе обучения детей  двигательным действиям методические приемы отбираются в каждом отдельном  случае в соответствии с задачами и содержанием двигательного  материала, учетом степени усвоения его детьми, их общего развития, физического  состояния, возрастных и типологических особенностей каждого ребенка.

 

В связи с этим приемы обучения комбинируются в различном сочетании, обеспечивающем, с одной стороны, всестороннее воздействие на все  анализаторы при восприятии заданий  детьми и, с другой — сознательность и самостоятельность выполнения детьми двигательных заданий.

 

При обучении детей движениям  сочетание приемов определяется их взаимодействием. Использование  воспитателем преимущественно наглядных  приемов, например показа образца движений на всех этапах обучения и в различных  возрастных группах (как это иногда встречается на практике), может  вызвать механическое, мало осознанное копирование их ребенком.

 

В таком случае воздействие  но преимуществу только на органы внешних  чувств, обогащая восприятие ребенка, в то же время обедняет необходимее  умственное напряжение, не упражняет  его мысль, не способствует сознательному  запоминанию в логической последовательности всех элементов данного движения, лишает ребенка возможности его  произвольного выполнения в дальнейшем.

 

Однако и преимущественное использование только слова без  учета возрастных возможностей детей (особенно младшего и среднего возраста) лишает ребенка восприятия образности движений, наглядной достоверности  ощущений, процесса конкретно-образного  мышления. Поэтому, стремясь к наилучшим  результатам обучения детей правильным движениям, воспитатель взаимосвязано  использует различные приемы обучения. Таким образом, он способствует всестороннему  развитию детей, сознательному усвоению ими движений и самостоятельному применению их в соответствующих  условиях.

 

Наглядные методические приемы. При обучении Детей движениям  используются различные приемы наглядности. Зрительная наглядность заключается  в правильной, четкой, красивой демонстрации — показе воспитателем образца движения или его отдельных двигательных элементов; в имитации, подражании образам  окружающей жизни; в использовании  зрительных ориентиров при преодолении  пространства; использовании наглядных  пособий — кино, фотографий, картин и т. п. Тактильно-мышечная наглядность  используется путем включения физкультурных  пособий в Двигательную деятельность детей. Например, в целях выработки  навыка бега с высоким подъемом колена применяются поставленные в ряд  воротца-дуги. Поднимание ног во время  бега через эти дуги способствует приобретению ребенком навыка высокого подъема колена. Кроме того, предметы дают возможность ребенку почувствовать  и осознать сделанную им ошибку, в данном случае если он копятся  носком ноги воротцев. Сохранение в  сознании задания воспитателя «не  задеть воротца связывается с  кожно-мышечным ощущением при совершении ошибки, и ребенок сам определяет неправильность своего движения.

 

Основой этого самоконтроля является взаимосвязанная деятельность первой и второй сигнальных систем.

 

Тактильно-мышечная наглядность  выражается также в непосредственной помощи воспитателя, уточняющего положение  отдельных частей тела ребенка, в  целях возникновения правильных мышечно-двигательных ощущений (например, выпрямление осанки путем прикосновения  руки, вызывающего ощущение правильного  мышечного тонуса). Однако такая  помощь воспитателя должна быть кратковременной, чтобы она не приобрела сигнальное значение в системе постоянных раздражителей, содействующих выработке данного  динамического стереотипа. В дальнейшем навык закрепляется с помощью  словесных указаний.

 

Слуховая наглядность  представляет собой звуковую регуляцию  движений. Лучшей слуховой наглядностью является музыка (песня). Она вызывает у детей эмоциональный подъем, определяет характер движения и регулирует его темп и ритм.

 

Выполнение упражнений в  согласовании с музыкой (в силу образования  условнорефлекторных временных  связей) содействует развитию координации  слухового и двигательного аппарата; выработке плавности, точности движений; воспитывает временную ориентировку — способность уложить свои движения ко времени в соответствии с различным  метроритмическим строением музыкального произведения. Определенная метроритмическая пульсация вызывает согласованную  реакцию всего организма, его  единое дыхание и связанное с  этим эмоционально-положительное, настроение. Ритм в любой: деятельности человека сохраняет его жизнеспособность, содействует экономии сил. Ритм выполнения физических упражнений служит выработке  у детей экономных движений; воспитывает  спокойную манеру держаться, ходить, действовать.

 

Следует подчеркнуть, что  выполнение движений с музыкальным  сопровождением должно подчиняться  определенным требованиям: двигаться  в соответствии с характером музыкального произведения; начинать и оканчивать движение с началом и окончанием его; изменять характер движения в связи  с изменением характера музыкального произведения и его отдельных  частей. Только при соблюдении этих требований музыка сохраняет свое эстетическое значение. Нередко в детских садах  в целях регуляции темпа и  ритма движений воспитатель, не владеющий  музыкальным инструментом, пользуется бубном, что в достаточной степени  оправдано. Кроме того, для регуляции  движений могут служить народные прибаутки, стихотворения, («К нам на длинной тонкой ложке скачет дождик по дорожке...») и другие тексты, привлекающие детей своим шутливым содержанием  и ритмом.

 

Итак, указанные наглядные  приемы содействуют правильному  восприятию и представлению ребенка  о движении, большей широте чувственного познания, возникновению самоконтроля при выполнении движений, слуховой регуляции темпа и ритма движений, развитию сенсорных способностей ребенка.

 

Словесные приемы. Слово, применяемое  при обучении, направляет всю деятельность детей, придает ей осмысленность, облегчает  понимание задачи и усвоение нового, вызывает умственное напряжение и активность мысли, содействует самостоятельности  и произвольности выполнения детьми упражнений. Словесные приемы при  обучении движению выражаются в ясном  и кратком объяснении детям новых  движений, с опорой на имеющиеся  у них жизненный опыт и представления; в пояснении, которое сопровождает конкретный показ движений или уточняет отдельные его элементы; в указании, необходимом при воспроизведении  показанного воспитателем движения или самостоятельном выполнении детьми упражнения; в беседе, предваряющей введение новых физических упражнений и подвижных игр или при  обучении, когда требуется разъяснение  двигательных действий, уточнение сюжета подвижной игры и т. п.; в вопросах к детям, которые задает воспитатель, до начала выполнения физических упражнений в целях выяснения степени  осознанности последовательного выполнения действий пли проверки имеющихся  представлении об образах сюжетной подвижной игры, уточнения правил, игровых действий и т. п.

 

Кроме того, словесные приемы заключаются также и четкой, эмоциональной  и выразительной подаче различных  команд и сигналов. Например, в процессе перестроения в нужную стойку воспитатель  говорит: «Ноги прыжком па ширину плеч - ставь!» Или для окончания  движения: «На месте — стой'». «Paз, два, три — беги!» и т. д. Все это требует различной  и интонации и динамики, вызывающей быстроту и точность ответной двигательной реакции детей. К этому следует  отнести также отчетливое скандирование  считалок и выразительное произнесение игровых зачинов, которыми так богато русское народное творчество.

 

 

Заключение

 

 

 

Физическое воспитание детей  дошкольного возраста требует сегодня  от воспитателей, преподавателя глубоких знаний и творческого подхода. Именно в этом возрасте осуществляется наиболее интенсивный рост и развитие важнейших  систем организма и их функций, закладывается  база для всестороннего развития физических и духовных способностей. Основой всестороннего развития ребенка в первые годы жизни является физическое воспитание. Организованные физкультурные занятия, а также  свободная двигательная деятельность улучшают деятельность сердечно - сосудистой, дыхательной и нервной системы, укрепляют опорно-двигательный аппарат, улучшают обмен веществ. Они повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, мобилизуют защитные силы организма. Чем  большим количеством разнообразных движений овладеет ребенок, тем шире возможности для развития ощущения, восприятия и других психических процессов, тем полноценнее осуществляется его развитие. Поэтому, если данный период будет упущен в плане грамотного физического воспитания, то в дальнейшем наверстать проблемы, устранить допущенные ошибки будет чрезвычайно трудно.

 

 

Библиографический список

 

 

 

1.         Кенеман А.В. Теория методика  физического воспитания детей  дошкольного возраста. - М., 1978. - 272с.

 

2.         Лескова Г.П. Общеразвивающие  упражнения в детском саду. - М., 1981.-160с.

 

3.         Матвеева А.П. и Мельникова  С.Б. Методика физического воспитания  с основами теории. - М ., 1991.

 

4.         Осокина Т.И. Физическая культура  в детском саду. - М., 1986. -304с.

 

5.         Пензулаева Л.И. Физкультурные  занятия с детьми 5—6 лет. —  М., 1988.-143с.

 

6.         Спирина В.П. Закаливание детей. - М., 1978.

 

7.         Тонкова - Ямпольская Р.В. и  Чертова Т.Я. Воспитателю о  ребёнке дошкольного возраста. - М., 1987. - 224с.

 

8.         Уварова З.С., Спирина В.П., Юрко  Г. П. Физическое воспитание  детей раннего и дошкольного  возраста. - М., 1963.

 

9.         Фонарёва М.И. Лечебная физическая  культура при заболеваниях детей  раннего возраста. - М., 1973.

 

10.      Фонарёва  М. И. Развития движений ребёнка  - дошкольника. - М., 1975.-239с.

 

11.      Холодов  Ж.К. и Кузнецов В. С. Теория  и методика физического воспитания  и спорта. - М., 2000. - 480с.

 

12.      Хухлаева  Д.В. Теория и методика физического  воспитания детей дошкольного  возраста. - М., 1976.

 

13.      Щелованова  Н.М. Развитие и воспитание  ребёнка от рождения и до  трёх лет. - М., 1969.

 

14.      Эльконина  Д.Б. Психология детей дошкольного  возраста. - М., 1964.


Информация о работе Физическое воспитание детей дошкольного возраста