Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 21:33, курсовая работа
Задачи:
1. Изучить научно методическую литературу по теме исследования.
2. Дать характеристику средствам и методам физического воспитания детям дошкольного возраста.
Введение
Глава. 1. Характеристика понятий
1.1 Определение понятий: «Физическая культура», «Физическое воспитание
1.2 Цель и задачи физического воспитание детей дошкольного, возраста
Глава. 2. Формы, средства, методы и приемы физического воспитания детей дошкольного возраста
2.1 Формы организаций физического воспитания детей дошкольного возраста
2.2 Средства физического воспитания детей дошкольного возраста
2.3 Приемы и методы обучения детей дошкольного возраста
Заключение
Библиографический список
Итак, применяя указанные выше методы обучения детей различным движениям, мы опираемся на их чувственные восприятие (первую сигнальную систему), на мыслительную деятельность (вторую сигнальную систему) и на практическую деятельность (выполнение конкретных упражнений).
В практической работе с детьми методы обучения переплетаются.
Учитывая содержание упражнений,
возрастные возможности и индивидуальные
особенности детей, воспитатель
в одном случае исходным моментом
в обучении использует наглядность
— восприятие ребенком образца движения
в сочетании с пояснениями, о
другом — слово, объяснение содержания
и структуры упражнения. Однако во
втором случае педагог опирается
на уже имеющиеся у детей
Таким образом, применение методов обучения строится на взаимодействии первой и второй сигнальных систем, обеспечивающем наиболее полные, достоверные знания и правильные практические навыки.
Каждый отдельный метод представляет собой определенную систему специфических приемов. В свою очередь система выражается в совокупности таких именно приемов, которые объединяются общностью задачи и единым подходом к ее решению,
В процессе обучения детей двигательным действиям методические приемы отбираются в каждом отдельном случае в соответствии с задачами и содержанием двигательного материала, учетом степени усвоения его детьми, их общего развития, физического состояния, возрастных и типологических особенностей каждого ребенка.
В связи с этим приемы обучения
комбинируются в различном
При обучении детей движениям сочетание приемов определяется их взаимодействием. Использование воспитателем преимущественно наглядных приемов, например показа образца движений на всех этапах обучения и в различных возрастных группах (как это иногда встречается на практике), может вызвать механическое, мало осознанное копирование их ребенком.
В таком случае воздействие но преимуществу только на органы внешних чувств, обогащая восприятие ребенка, в то же время обедняет необходимее умственное напряжение, не упражняет его мысль, не способствует сознательному запоминанию в логической последовательности всех элементов данного движения, лишает ребенка возможности его произвольного выполнения в дальнейшем.
Однако и преимущественное использование только слова без учета возрастных возможностей детей (особенно младшего и среднего возраста) лишает ребенка восприятия образности движений, наглядной достоверности ощущений, процесса конкретно-образного мышления. Поэтому, стремясь к наилучшим результатам обучения детей правильным движениям, воспитатель взаимосвязано использует различные приемы обучения. Таким образом, он способствует всестороннему развитию детей, сознательному усвоению ими движений и самостоятельному применению их в соответствующих условиях.
Наглядные методические приемы.
При обучении Детей движениям
используются различные приемы наглядности.
Зрительная наглядность заключается
в правильной, четкой, красивой демонстрации
— показе воспитателем образца движения
или его отдельных двигательных
элементов; в имитации, подражании образам
окружающей жизни; в использовании
зрительных ориентиров при преодолении
пространства; использовании наглядных
пособий — кино, фотографий, картин
и т. п. Тактильно-мышечная наглядность
используется путем включения физкультурных
пособий в Двигательную деятельность
детей. Например, в целях выработки
навыка бега с высоким подъемом колена
применяются поставленные в ряд
воротца-дуги. Поднимание ног во время
бега через эти дуги способствует
приобретению ребенком навыка высокого
подъема колена. Кроме того, предметы
дают возможность ребенку
Основой этого самоконтроля является взаимосвязанная деятельность первой и второй сигнальных систем.
Тактильно-мышечная наглядность
выражается также в непосредственной
помощи воспитателя, уточняющего положение
отдельных частей тела ребенка, в
целях возникновения правильных
мышечно-двигательных ощущений (например,
выпрямление осанки путем прикосновения
руки, вызывающего ощущение правильного
мышечного тонуса). Однако такая
помощь воспитателя должна быть кратковременной,
чтобы она не приобрела сигнальное
значение в системе постоянных раздражителей,
содействующих выработке
Слуховая наглядность представляет собой звуковую регуляцию движений. Лучшей слуховой наглядностью является музыка (песня). Она вызывает у детей эмоциональный подъем, определяет характер движения и регулирует его темп и ритм.
Выполнение упражнений в
согласовании с музыкой (в силу образования
условнорефлекторных временных
связей) содействует развитию координации
слухового и двигательного
Следует подчеркнуть, что выполнение движений с музыкальным сопровождением должно подчиняться определенным требованиям: двигаться в соответствии с характером музыкального произведения; начинать и оканчивать движение с началом и окончанием его; изменять характер движения в связи с изменением характера музыкального произведения и его отдельных частей. Только при соблюдении этих требований музыка сохраняет свое эстетическое значение. Нередко в детских садах в целях регуляции темпа и ритма движений воспитатель, не владеющий музыкальным инструментом, пользуется бубном, что в достаточной степени оправдано. Кроме того, для регуляции движений могут служить народные прибаутки, стихотворения, («К нам на длинной тонкой ложке скачет дождик по дорожке...») и другие тексты, привлекающие детей своим шутливым содержанием и ритмом.
Итак, указанные наглядные приемы содействуют правильному восприятию и представлению ребенка о движении, большей широте чувственного познания, возникновению самоконтроля при выполнении движений, слуховой регуляции темпа и ритма движений, развитию сенсорных способностей ребенка.
Словесные приемы. Слово, применяемое
при обучении, направляет всю деятельность
детей, придает ей осмысленность, облегчает
понимание задачи и усвоение нового,
вызывает умственное напряжение и активность
мысли, содействует самостоятельности
и произвольности выполнения детьми
упражнений. Словесные приемы при
обучении движению выражаются в ясном
и кратком объяснении детям новых
движений, с опорой на имеющиеся
у них жизненный опыт и представления;
в пояснении, которое сопровождает
конкретный показ движений или уточняет
отдельные его элементы; в указании,
необходимом при
Кроме того, словесные приемы заключаются также и четкой, эмоциональной и выразительной подаче различных команд и сигналов. Например, в процессе перестроения в нужную стойку воспитатель говорит: «Ноги прыжком па ширину плеч - ставь!» Или для окончания движения: «На месте — стой'». «Paз, два, три — беги!» и т. д. Все это требует различной и интонации и динамики, вызывающей быстроту и точность ответной двигательной реакции детей. К этому следует отнести также отчетливое скандирование считалок и выразительное произнесение игровых зачинов, которыми так богато русское народное творчество.
Заключение
Физическое воспитание детей
дошкольного возраста требует сегодня
от воспитателей, преподавателя глубоких
знаний и творческого подхода. Именно
в этом возрасте осуществляется наиболее
интенсивный рост и развитие важнейших
систем организма и их функций, закладывается
база для всестороннего развития
физических и духовных способностей.
Основой всестороннего развития
ребенка в первые годы жизни является
физическое воспитание. Организованные
физкультурные занятия, а также
свободная двигательная деятельность
улучшают деятельность сердечно - сосудистой,
дыхательной и нервной системы,
укрепляют опорно-двигательный аппарат,
улучшают обмен веществ. Они повышают
устойчивость ребенка к заболеваниям,
мобилизуют защитные силы организма. Чем
большим количеством
Библиографический список
1. Кенеман А.В. Теория методика физического воспитания детей дошкольного возраста. - М., 1978. - 272с.
2. Лескова Г.П. Общеразвивающие упражнения в детском саду. - М., 1981.-160с.
3.
Матвеева А.П. и Мельникова
С.Б. Методика физического
4.
Осокина Т.И. Физическая
5. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 5—6 лет. — М., 1988.-143с.
6.
Спирина В.П. Закаливание
7. Тонкова - Ямпольская Р.В. и Чертова Т.Я. Воспитателю о ребёнке дошкольного возраста. - М., 1987. - 224с.
8. Уварова З.С., Спирина В.П., Юрко Г. П. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста. - М., 1963.
9.
Фонарёва М.И. Лечебная
10. Фонарёва
М. И. Развития движений
11. Холодов
Ж.К. и Кузнецов В. С. Теория
и методика физического
12. Хухлаева
Д.В. Теория и методика
13. Щелованова Н.М. Развитие и воспитание ребёнка от рождения и до трёх лет. - М., 1969.
14. Эльконина
Д.Б. Психология детей
Информация о работе Физическое воспитание детей дошкольного возраста