Физическое воспитание младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 21:58, курсовая работа

Описание работы

Цели:
-Изучение методической литературы по данной теме;
-Определение сущности и значения, функции и задач, принципов и методов физического воспитания в современной школе;
-Раскрытие физических особенностей развития детей младшего школьного возраста.
Объектом исследования данной курсовой работы является физическое воспитание в современной школе в младшем школьном возрасте.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Физическое воспитание в системе образования…………………….6
1.1 Сущность и значение физического воспитания……………………………….6
1.2 Функции и задачи физического воспитания…………………………………...9
1.3 Методы и принципы физического воспитания……………………………….11
1.4 Физические особенности детей младшего школьного возраста…………….14
ГЛАВА 2. Формы физического воспитания с младшими школьниками…………………………………………………………...19
2.1 Урок физического воспитания………………………………………………19
2.2 Подвижные игры, физкультминутки………………………………………….22
2.3 Внеклассная работа по физическому воспитанию с младшими школьниками………………………………………………………………………..23
2.4 Формы физического воспитания в семье……………………………………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….40
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………41

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 192.96 Кб (Скачать файл)

При переходе к скользящему шагу хорошо использовать накатанную лыжню, идущую под небольшим уклоном. Вначале длина скользящего шага невелика, постепенно она возрастает – одновременно с темпом передвижения. Лишь после этого ребенку дают палки, и он постепенно обучается попеременному двухшажному ходу на лыжах, когда движения рук и ног чередуются как при ходьбе: при движении правой ноги вперед выдвигается левая рука и наоборот. Важно следить за тем, чтобы палка выносилась вперед и опускалась в снег впереди ступни. Затем переходят к обучению одновременному отталкиванию двумя палками с приподниманием на носки, посылкой корпуса вперед и выносом палок под прямым углом.

Дети дошкольного возраста могут также обучаться преодолению некрутых подъемов (сначала «лесенкой», потом «елочкой») и небольших спусков. На некрутых и недлинных спусках разучивается торможение «плугом» - это сведение носков лыж и коленей друг к другу и постановка лыж на внутренние ребра. Торможение поворотом лыж с опорой на палки – довольно трудное и осваивается далеко не всеми детьми.

Обучать детей скоростному «коньковому» ходу вряд ли целесообразно из-за его чрезмерной нагрузки на суставы ног.

Одежда для лыжных прогулок подбирается так, чтобы она не мешала движениям и не перегревала тело. Последнее правило очень важно соблюдать.

Катание на коньках стимулирует двигательную активность дошкольников, улучшает состояние их здоровья и общую физическую закалку. Систематически выполняемые движения на воздухе приводят к благоприятным изменениям в развитии органов дыхания и дыхательной мускулатуры. При передвижении на коньках многократно повторяются одни и те же движения, происходит постоянное чередование напряжение и расслабления мышц ног при смене одноопорного и двухопорного скольжения, что благоприятно влияет на укрепление свод стопы. Значительно повышается устойчивость вестибулярного аппарата, повышается чувство равновесия, правильно распределяется мышечное напряжение.

Катание на коньках – сложный вид движения, состоящий из отталкивания, правильной постановки конька при скольжении, сохранения равновесия. Сложность движений на коньках обусловливается взаимосвязью и общим ритмом двигательного акта при скольжении по льду на ограниченной площади опоры. Учить детей этому виду спортивных упражнений начинают с 5 лет.

Первые занятия целесообразно провести в помещении: рассмотреть коньки с ботинками, примерить, попытаться завязать шнурки. Шнурки должны быть широкими, нужной длины, чтобы завязывался бантик и не оставались чересчур длинные концы. На подъеме ноги научиться шнуровать туго, на пальцах свободно, чтобы ноги не мерзли.

Не сразу осваивают ребята правильную посадку конькобежца – ноги слегка согнуты, туловище наклонено вперед, спина и плечи расслаблены.

В положении стоя учиться держать ступни прямо. Чтобы не портить пола и коньков, упражнения в помещении надо выполнять на резиновом коврике, дорожке или, не снимая с коньков чехлы.

После того, как ребенок привыкнет к обуви и конькам, походить по снегу, затем на лед.

С первых шагов на льду учить правильно падать: на бок, пригибая голову к груди, или вперед «рыбкой» - проскользить по льду на животе, вытянув руки. Нельзя опираться на руки, чтобы их не сломать! Можно падать в близко расположенный сугроб.

Обучению бегу на коньках следует отводить первое время не более 8-10 минут, так как дети от напряжения быстро утомляются. Выражается это обычно в желании присесть или в жалобе на усталость в ногах. Время для занятий увеличивается постепенно до 20-30 минут.

Во время катания надо следить за дыханием ребенка, чтобы он дышал через нос и не задерживал дыхания. Особенного внимания требует ребенок, перенесший отит, ОРЗ, ему разрешается катание при температуре воздуха от +2 до –80.

Езда на велосипеде оказывает сильное воздействие на сердечнососудистую, дыхательную системы, способствует укреплению мышц, особенно ног, стопы. У детей развивается быстрота, ловкость, равновесие, глазомер, координация движений, ориентировка в пространстве, ритмичность, сила, выносливость, повышается вестибулярная устойчивость.

Для обучения езде должна быть дорожка шириной 3-4 м, длиной не менее 30-50 м, так как ребята затрудняются делать повороты. Овладевают дети ездой в разные сроки. Некоторые долго держатся напряженно, скованно, не умеют ездить свободно и легко. Взрослый должен четко указать, какую ошибку допускает ребенок, разъяснить, как ее устранить, например: «Резко поворачиваешь, а надо тише»; или: «Сильнее нажимай на педали».

Древнегреческие мудрецы говорили:

Хочешь быть здоровым – бегай!

Хочешь быть красивым – бегай!

Хочешь быть умным – бегай!

Этими словами они подчеркивали огромное значение бега для укрепления здоровья, достижения гармоничного телосложения, развития умственных способностей.

Бег – одно из важных для здоровья ребенка движений, позволяющих хорошо регулировать нагрузку, укрепляющих сердечнососудистую и дыхательную системы, различные группы мышц, суставы и связки. Бег – естественное движение, привычное для детей с раннего возраста. Оно выполняется преимущественно на свежем воздухе, не требует специального оборудования. Умение быстро и ловко бегать помогает ребенку успешно участвовать в подвижных играх, эстафетах, спортивных упражнениях. Эффективен бег для воспитания выносливости, улучшения физической работоспособности. Беговые нагрузки дозируются в зависимости от индивидуальных особенностей детей: для ослабленных ребят бег на короткое расстояние в невысоком темпе постепенно укрепляет их здоровье, а тренированный ребенок пробегает больше и темп его бега выше. Велико значение бега для воспитания выносливости. Умение преодолеть быстро небольшое расстояние или, наоборот, пробежать большую дистанцию пригодится будущему солдату, геологу. Привычка бегать поможет получить ежедневную дозу движений, необходимых для нормальной жизнедеятельности организма человека.

Задания для детей следует разнообразить, чтобы не снижался интерес к бегу.

Кто раньше. Трое – четверо детей стоят в кружках на одной стороне площадки. На противоположной стороне (расстояние 10-15 м) также обозначены кружки по числу играющих. По сигналу дети бегут на другую сторону, стараясь быстрее встать в круг. Выигрывает тот, кто сделает это первым.

Догони обруч. Дети ставят обруч ободом на пол, энергично отталкивают и бегут за ним.

Повышению интереса детей к бегу способствуют более сложные задания, например, остановиться, сменить направление бега, пробежать змейкой между предметами. В этом беге ноги несколько больше согнуты в коленях, нога ставится на переднюю часть стопы, руки помогают сохранять равновесие, поэтому иногда разводятся в стороны.

Дети 5-6 лет любят соревноваться в беге, играя в игры, например, «Кто скорей к мячу», «Кто скорее обежит дерево». Им уже не требуется в таком объеме, как младшим, показывать движения. Они лучше воспринимают объяснения, указания, могут самостоятельно заметить ошибки. Взрослый направляет внимание ребят на тех, кто может служить примером: бежит легко, ритмично, правильно соблюдая технику бега.

Добеги и прыгни. Несколько детей стоят шеренгой. На расстоянии 10 м от них начерчена полоса шириной 30-40 см, над ней подвешены на шнуре ленточки. По сигналу воспитателя дети быстро выбегают вперед и снимают ленточки. Выигрывает тот, кто первым выполнит задание, при этом подпрыгивать он должен в обозначенной полосе.

Догони мяч. Четверо – пятеро детей перебрасывают мяч через веревку, натянутую на высоте 1,5 м, догоняют его и ловят, не давая ему коснуться земли более 1-2 раз. Надо стараться бросать мяч повыше, но недалеко. Бросать можно маленький или большой мяч, одной или двумя руками. Расстояние до веревки – 50-60 см.

Если бег проводится без игровой ситуации, то в этом случае следует выдерживать небольшой темп, не ускорять и не замедлять его, бежать ритмично, шаги недлинные, движения рук расслабленные.

По возможности надо чаще использовать бег босиком по песку, мелкой воде, земляным и травянистым дорожкам с поворотами и уклонами, убедившись в отсутствии предметов, могущих привести к травмам. Тренировки в беге желательно проводить в теплое время года, весной и осенью, не боясь мелкого моросящего дождя. Помимо закаливания, бег в неблагоприятных условиях укрепляет характер детей, их настойчивость, выдержку, создает привычку ежедневно заниматься физическими упражнениями.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Одной из задач комплексной программы физического воспитания учащихся начальной школы является формирование навыков и умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями.

Необходимо воспитать у школьников стремление овладеть культурой движений через понимание ответственности за свое состояние здоровья и физическое развитие.

Формирование умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями начинается с организации уроков. В начальной школе применяются следующие методы организации учащихся на уроке:

-фронтальный (применяется при изучении простых упражнений, выполняющихся одновременно всеми учащимися);

-поточный (применим, когда учащиеся владеют необходимыми навыками движений);

-групповой (используется при изучении нового материала и повторении его);

-индивидуальный (используется с учащимися, отнесенными к подготовительной группе, физически слабыми);

-метод круговой тренировки (применяется для комплексного развития двигательных качеств).

При проведении урока используется несколько методов организации двигательной деятельности учащихся, которые выбираются с учетом поставленных задач, подготовленности детей, наличии спортивных снарядов и инвентаря.

Применяемые методы организации занятий должны обеспечивать высокую двигательную активность учащихся и необходимую нагрузку на уроке.

Но при этом необходимо учитывать индивидуальные особенности детского организма.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Березняк Е.С. Руководство современной школой / Е.С. Березняк, М., 1983.-205 с.
  2. Богданов Г.П. Уроки физической культуры/ Г.П. Богданов.-М., 1979.-192с.
  3. Верхлин В.Н., Верхлина Г.А. Малые спортивные игры./НШ №8,2002.С.27-29.
  4. Гужаловский А.А. Развитие двигательных качеств у школьников. Мн., 1978. - 156 с.
  5. Концепция физического воспитания в Республики Беларусь в условиях реформирования образования.- Настаўніцка газета ад 28 верасня 2000 г.
  6. Бердыхова Я. Мама, папа, занимайтесь со мной. М: Физкультура и спорт, 2002. - 176 с.
  7. Вавилова Е.Н. Укрепление здоровья детей. Москва, Просвещение, 1986;
  8. Виноградова Н.Ф. Воспитателю о работе с семьей. Москва. Просвещение 2001.-234 с.
  9. Гребешкова И.И. Ваш ребенок. М: Медицина 1990.-303 с.
  10. В. Михайлов А. Палько. Выбираем здоровье! Москва, Молодая гвардия 2006.-154 с.
  11. Зиановский Ю.Ф. К здоровью без лекарств. Москва, Советский спорт 2000.-223 с.
  12. Островская А.Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании. Москва, Просвещение, 1998.-160 с.
  13. Теленчи В.И. Гигиенические основы воспитания детей. Москва, Просвещение. 1997.- 322 с.
  14. Тонкова-Ямпольская Ф.В., Черток Т.Я. Ради здоровья детей. М; Просвещение, 1995. - 208 с.
  15. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика Ф.В. и спорта. Москва 2000. - 255 с.
  16. Хриповская А.Г. Мир детства. Москва, Педагогика, 1998.-337 с.

 

         ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

Малые спортивные игры

 

Наверное, нет ни одного ребенка, особенно в начальных классах, который с большим нетерпением не ждал бы волшебного звонка с урока. С этим сигналом дети заполняют веселым шумом школьные коридоры. Одни выходят прогуляться, другие затевают игры, которые сопровождаются слишком большими нагрузками, что вызывает у школьников чувство усталости, которое отрицательно сказывается на их дальнейшей работоспособности. Более того, дети не задумываются о том, что такие развлечения могут привести к травме.

Статистика показывает, что половина всех травм в школе возникает на перемене и в группе продленного дня. Поэтому необходимо предупреждать опасность в играх и шалостях детей. С этой целью на спортивном часе проводим беседы. Как мы это делаем?

Приведем примерный ход и содержание 10-15 – минутной беседы на спортивном часе с учащимися 4-го класса.

Первая часть. Основы знаний о физкультурной деятельности.

Задачи: предупреждение травм в школе во время кратковременного отдыха на перемене и в группе продленного дня, сообщение о малых подвижных играх и их значение для активного отдыха.

Ход и содержание беседы

В начале беседы учитель читает строчки:

Веселятся Петя с Леной

Это значит…

Дети хором продолжают: «Перемена!»

Далее идет чтение рассказа «Играй, играй, да знай меру».

Это было в декабре. Закончился третий урок. Все вышли в коридор на перемену. Учитель открыл в классной комнате окно и позвал Петю.

- Посмотри, сколько в этом  году снега.

Весь школьный двор стал белым-белым. Наверное, о таком снеге писали русские поэты.

- На улице установились  первые морозцы,

- продолжал я. – Все  перемены придется проводить  в школьном коридоре.

- На улице-то было лучше, - поддержал разговор Петя.

- Давай организуем какую-нибудь игру? – предложил я.

- Давай! – говорит Петя. – Только извините, я сейчас  быстро подготовлюсь к уроку  физкультуры.

И он исчез в раздевалке. Через некоторое время он выбежал в коридор в спортивном костюме. В это время из соседнего класса вылетел Вовка-задавака. И такое стал вытворять! Ну, прямо, о нем сказано в стихотворении Б. Заходера

«Перемена»:

Перемена, перемена!-

Заливается звонок.

Первым Вова непременно

Вылетает за порог.

Информация о работе Физическое воспитание младших школьников