Физическое воспитание в системе всестороннего развития личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 21:01, контрольная работа

Описание работы

Если еще в не очень далеком прошлом занятия физическими упражнениями были уделом энтузиастов, спортсменов и физкультурников, то в настоящее время они становятся все более необходимой составляющей образования и здорового образа жизни каждого человека. Одной из основных задач цивилизованного общества является внедрение в повседневный режим жизни активной двигательной деятельности.

Содержание работы

Введение 3
1. Физическое воспитание в системе всестороннего развития личности. 4
2. Основные средства и методы физического воспитания 7
3. Организация физического воспитания в школе 11
4. Внеклассная работа по физическому воспитанию 15
Заключение 17
Список использованных источников 18

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.docx

— 37.43 Кб (Скачать файл)

Учреждение образования

«Брестский государственный университет  имени А.С. Пушкина»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по педагогике

Физическое воспитание в системе  всестороннего развития личности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 2 курса

       Факультета  физического 

     воспитания  заочной формы 

обучения

группа 23

Курец Анна Геннадьевна

 

 

       Преподаватель:  М.А.Дубовик

 

 

 

Брест 2012

Оглавление

 

 

Введение           3

  1. Физическое воспитание в системе всестороннего развития личности.         4
  2. Основные средства и методы физического воспитания 7
  3. Организация физического воспитания в школе   11
  4. Внеклассная работа по физическому воспитанию  15 

Заключение          17

Список использованных источников      18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Уровень культуры общества в большей мере определяется степенью развития, раскрытия и использования  индивидуальных человеческих способностей. При этом особенно важно подчеркнуть, что в системе общечеловеческих культурных ценностей одной из главных  составляющих является уровень здоровья и физической подготовленности всей популяции в различные возрастные периоды и особенно в первую половину жизни, определяющей возможности освоения всех остальных ценностей.

 Физическая культура  и спорт представляют собой  самостоятельный вид деятельности  человека, значение которого в  развитии общества весьма многообразно. Они оказывают определенное влияние  на общественное производство, на  формирование человека как личности, на развитие общественных отношений.

 Физическая культура  – часть общей культуры общества, направленная на укрепление и  повышение уровня здоровья. Она  выполняет социальную функцию  – воспитание всесторонне и  гармонично развитой личности.

 В настоящее время  возросло понимание физической  культуры как общественной и  индивидуальной ценности, что позволяет  сформировать новые тенденции  в развитии общественного мнения  и личностных мотиваций к освоению  ценностей физической культуры  всеми и каждым.

 Если еще в не  очень далеком прошлом занятия  физическими упражнениями были  уделом энтузиастов, спортсменов  и физкультурников, то в настоящее  время они становятся все более  необходимой составляющей образования  и здорового образа жизни каждого  человека. Одной из основных задач  цивилизованного общества является  внедрение в повседневный режим  жизни активной двигательной  деятельности. Важнейший мотив этого  – стремление повысить устойчивость  организма к различным неблагоприятным  условиям внешней среды, сохранить  здоровье, активную трудоспособность, устранить проявления хронической патологии и воспитание всесторонне и гармонично развитой личности.

 

 

 

1 Физическое воспитание в системе всестороннего развития личности.

 

      Физическое воспитание является основой для развития личности вообще. Физическое развитие человека создает предпосылки для полноценной умственной работы. Известно, что интеллектуальный труд требует большого напряжения физических сил. Болезненность же человека, отсутствие физической закалки значительно снижают эффективность умственной деятельности.

      Физически здоровый человек может лучше проявлять себя в производительном труде, преодолевать большие нагрузки, меньше утомляться.

      Наконец, правильное физическое воспитание, участие в спортивно-массовых мероприятиях способствуют формированию нравственности, товарищества, коллективизма, требовательности к себе, а также укреплению воли.

      В чем же состоит сущность физического воспитания? Для осмысления этого понятия попытаемся сравнить его с другим, близким по значению термином — физическое развитие. Физическое развитие включает в себя те качественные изменения, которые происходят в укреплении и совершенствовании физических сил человека и его здоровья под воздействием благоприятной природной среды и специально организованного воспитания. В этом смысле оно выступает лишь как один из результатов физического воспитания. Само же физическое воспитание охватывает более широкую область педагогического влияния на учащихся. Наряду с физическим развитием оно призвано возбуждать у них потребность и интерес к занятиям физической культурой и спортом, способствовать глубокому осмыслению психофизиологических основ физического развития и укреплению здоровья, а также умственному, нравственному и эстетическому формированию. В этом смысле физическое воспитание выступает как многогранный процесс организации активной физкультурно-оздоровительной деятельности учащихся, направленной на укрепление потребности в занятиях физической культурой и спортом, осмысление их психофизиологических основ, развитие физических сил и здоровья, а также выработку санитарно-гигиенических навыков и привычек и здорового образа жизни.

      Уяснение сущности физического воспитания позволяет более конкретно представить его внутреннюю структуру и содержание.

      С этой точки зрения важное значение в содержании физического воспитания имеет формирование у учащихся потребности в занятиях физкультурой и спортом и укреплении своих физических сил и здоровья. Потребность в данном случае мыслится не только как внутренний побудительный стимул, но и как определенная привычка личности заниматься различными физическими упражнениями с целью совершенствования своих физических сил и общей работоспособности, а также укрепления воли.

      Существенным компонентом содержания физического воспитания является обогащение учащихся системой знаний о сущности и общественном значении физкультуры и спорта и их влиянии на всестороннее развитие личности. Такие знания расширяют умственный и нравственный кругозор учащихся, повышают их общую культуру. Вместе с тем большое значение имеют знания о психофизиологических механизмах влияния физкультуры и спорта на формирование личности, укрепление ее здоровья и развитие физических задатков и способностей.

      Видное место в физическом воспитании занимает формирование у школьников санитарно- гигиенических навыков организации труда и разумного отдыха, правильного чередования умственных занятий с физическими упражнениями и разнообразной практической деятельностью. Сюда относятся поддержание надлежащей гигиены тела и одежды, соблюдение требований режима дня, а также санитарно-гигиенических правил в школе.

      Весьма важной содержательной частью физического воспитания является развитие у учащихся двигательных умений и навыков, воспитание и совершенствование внешней культуры поведения: осанки, походки, ловкости, быстроты двигательных реакций и т.д.

      Наконец, физическое воспитание включает в себя развитие у учащихся физических способностей и стремления к занятиям в различных видах физкультуры и спорта: в легкой или тяжелой атлетике, в спортивных играх, плавании и т.д.

      Все эти содержательные компоненты физического воспитания находят свою реализацию в санитарно-гигиеническом режиме школы, в программах учебных занятий по физической культуре, а также в организации спортивно-массовой работы во внеурочное время. Работа по физическому воспитанию в школе должна направляться в конечном итоге на "гармоничное развитие форм и функций организма человека..., всестороннее совершенствование физических способностей, укрепление здоровья, обеспечение творческого долголетия... людей..., воспитание моральных, волевых и эстетических качеств личности..., содействие развитию интеллекта".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Основные средства и методы физического воспитания

 

      Формирование у учащихся физической культуры и решение основных задач физического воспитания требуют использования разнообразных средств и методов физического развития учащихся. К средствам физического воспитания относятся:

 а) естественные силы природы:  солнце, воздух и вода;

 б) режим питания, труда  и отдыха;

 в) утренняя гимнастика;

 г) уроки физической культуры;

 д) разнообразные формы внеклассной  спортивно-массовой работы: гимнастика, спортивные игры, туризм.

      Педагогическая эффективность всех этих средств определяется двумя условиями: комплексным их использованием и применением всего разнообразия методов физического воспитания.

     В процессе физического воспитания в качестве основного метода выступают физические упражнения, или физическая тренировка. Под физическими упражнениями понимаются двигательные действия, специально организованные и сознательно выполняемые в соответствии с закономерностями и задачами физического воспитания.

Существуют различные подходы  к классификации физических упражнений. Наиболее распространенной является классификация, в основу которой положены исторически  сложившиеся системы средств  физического воспитания. Она включает гимнастику, игры, туризм, спорт.

  1. Гимнастика

      С педагогической точки зрения ценность гимнастики заключается в том, что она обладает возможностью избирательно воздействовать на организм в целом или на развитие его отдельных систем и функций. Различают гимнастику основную, гигиеническую, спортивную, художественную, производственную, лечебную. В соответствии с учебной программой по физической культуре учащиеся занимаются преимущественно основной гимнастикой (построения и перестроения, общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами — мячами, палками, скакалками, флажками, лазание и перелезание, равновесие, ходьба, бег, прыжки, метание, элементарные акробатические упражнения.

  1. Игры

      В игре, говорила Н. К. Крупская, развиваются физические силы ребенка, тверже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. Удовлетворяя естественную тягу детей и подростков к двигательной деятельности, игры возбуждают коллективные переживания, чувство локтя, радость совместных усилий, содействуют укреплению дружбы и товарищества. В начальных классах школы в основном проводятся подвижные игры, в средних и старших — спортивные.

  1. Туризм

      Это прогулки, экскурсии, походы и путешествия, организуемые для ознакомления учащихся с родным краем, природными, историческими и культурными памятниками нашей страны. В туристских мероприятиях школьники приобретают физическую закалку, выносливость, прикладные навыки ориентирования и передвижения в усложненной обстановке, опыт коллективной жизни и деятельности, руководства и подчинения, на практике усваивают нормы ответственного отношения к природной среде. К организации и проведению туристских походов (пеших, лыжных, лодочных, велосипедных) привлекают наряду с учителями физкультуры классных руководителей, вожатых, родителей, шефов. Особую ответственность они несут за дозирование физических нагрузок, соблюдение правил безопасности и охрану жизни и здоровья детей. Во время походов проводится воспитательная работа по охране природы.

  1. Спорт

В отличие от физической культуры спорт всегда связан с достижением  максимальных результатов в отдельных  видах физических упражнений. Для  выявления спортивно-технических  результатов и определения победителей  проводятся соревнования. На соревнованиях, в условиях острой спортивной борьбы, повышенной ответственности за свои результаты перед коллективом, учащиеся преодолевают значительные физические и нервные нагрузки, проявляют, развивают  двигательные и морально-волевые  качества. Младшие школьники, как  правило, соревнуются по тем видам  физических упражнений (спорта), которые  входят в учебную программу. В  средних и старших классах  соревнования организуют по программе легкоатлетического четырехборья. В совокупности средств физического воспитания и развития школьников особая, далеко еще не осознаваемая роль принадлежит естественным силам природы (солнце, воздух, вода). Выступая в едином комплексе с физическими упражнениями, они усиливают оздоровительное воздействие на учащихся. Солнечные лучи, воздух, вода должны по возможности сопровождать все виды и разновидности двигательной деятельности, но их используют и путем специально организованных процедур — солнечных и воздушных ванн, обтирания, обливания, душа или купания.

      Диапазон применения физических упражнений (тренировки) исключительно широк, начиная от приучения детей к опрятности и чистоте и кончая развитием физических способностей в беге, гимнастике, тяжелой атлетике и т.д. Когда учащиеся приучаются к соблюдению режима дня, к пребыванию на солнце и свежем воздухе, к купанию и участию в различных спортивно-массовых мероприятиях, состязаниях и т.д., все это так или иначе связано с физическими упражнениями и тренировкой. Без специальных упражнений нельзя выработать ловкости, развить физические силы, научить учащихся выполнению различных гимнастических фигур и т.д. Участие в спортивных соревнованиях, в занятиях спортивных секций и туристических походах - это тоже не что иное, как своеобразное проявление метода физических упражнений.

Информация о работе Физическое воспитание в системе всестороннего развития личности