Физическое воспитание в системе всестороннего развития личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 21:01, контрольная работа

Описание работы

Если еще в не очень далеком прошлом занятия физическими упражнениями были уделом энтузиастов, спортсменов и физкультурников, то в настоящее время они становятся все более необходимой составляющей образования и здорового образа жизни каждого человека. Одной из основных задач цивилизованного общества является внедрение в повседневный режим жизни активной двигательной деятельности.

Содержание работы

Введение 3
1. Физическое воспитание в системе всестороннего развития личности. 4
2. Основные средства и методы физического воспитания 7
3. Организация физического воспитания в школе 11
4. Внеклассная работа по физическому воспитанию 15
Заключение 17
Список использованных источников 18

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.docx

— 37.43 Кб (Скачать файл)

     Однако эффективность физических упражнений во многом зависит от желания и активного отношения учащихся к их выполнению. Когда ученик проявляет сознательное стремление и мобилизует волевые усилия на укрепление и совершенствование своих физических сил и способностей, его физическое развитие будет происходить более успешно. К тому же физическое воспитание не сводится лишь к физическому развитию и укреплению здоровья, оно охватывает также формирование потребности в повышении физической культуры в целом и разумного отношения к организации труда и отдыха. Поэтому большое значение в физическом воспитании учащихся имеют методы убеждения (разъяснения) и положительного примера. Эти методы используются прежде всего в процессе организации физических упражнений (тренировок) учащихся и спортивно-массовых мероприятий в школе. С их помощью разъясняются значение физических упражнений в развитии человека, их психологические основы, а также техника их выполнения. Примеры из жизни выдающихся людей, известных спортсменов, а также лучших учащихся и самих учителей служат предметом подражания школьников в процессе занятий физической культурой. Эти методы широко используются при проведении школьных вечеров, бесед, докладов и лекций на спортивные темы, а также в процессе индивидуальной разъяснительной работы с учащимися по вопросам физического воспитания.

      Важное стимулирующее значение в физическом воспитании имеют методы одобрения и осуждения, а также контроль за выполнением санитарно гигиенического режима, участием в спортивно-массовой работе и разнообразных оздоровительных мероприятиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Организация физического воспитания в школе

 

      Решение всего многообразия стоящих перед физическим воспитанием задач требует создания определенной системы взаимосвязанных форм организации занятий. В эту систему входят занятия, проводимые по твердому расписанию с постоянным контингентом учащихся, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, внеклассная и внешкольная работа по физическому воспитанию.

       Как основная, обязательная для всех учащихся организационная форма физического воспитания урок физкультуры обеспечивает тот минимум двигательных знаний, умений и навыков, который предусмотрен учебной программой и составляет основу обшей физической подготовленности школьников. В целях разностороннего воздействия уроков физкультуры на организм учащихся используются в различных сочетаниях практически все основные средства физического воспитания — физические упражнения, природные и гигиенические факторы. Развивающий и оздоровительный эффект урока физической культуры достигается тщательным подбором гимнастических и легкоатлетических упражнений, подвижных и спортивных игр, умелой их дозировкой, разумным чередованием, а также соблюдением гигиенических условий. Не менее важно обеспечить единство двигательных ощущений, интеллектуальных действий, эмоций и чувств. Объем физических упражнений, выполняемых учащимися, зависит от их возраста. Так, младшие школьники нуждаются в более частой смене движений, поэтому с ними в пределах урока проводится 3—4 упражнения. От учащихся средних и особенно старших классов требуется более точное выполнение движений. На их разучивание и освоение выделяется больше времени, но уменьшается общее количество упражнений.

      К построению урока физической культуры предъявляются как общедидактические, так и специфические требования. Удовлетворение этих требований предполагает, чтобы увеличение физической нагрузки на организм ученика осуществлялось по нарастающей, достигая максимума во второй половине урока, а затем постепенно снижаясь до исходного состояния. Для подготовки учащихся к выполнению основных двигательных действий проводятся гимнастические построения и перестроения, ходьба, бег, общеразвиваюшие упражнения (на внимание, осанку, ловкость, координацию движений, чувство ритма). Своего пика физиологическая кривая достигает в основной части урока, когда решается его центральная педагогическая задача. На этом этапе учащиеся разучивают и совершенствуют все подлежащие усвоению упражнения, им сообщают соответствующие программе теоретические сведения. Чтобы снять естественное возбуждение, привести организм ученика в относительно спокойное состояние, в заключительной части урока рекомендуется применять не требующие большого физического напряжения игры, строевые ритмические, дыхательные и другие несложные упражнения.

      К урокам физкультуры примыкают занятия, проводимые в группах обшей физической подготовки. Организуемые на добровольных началах, они являются переходной формой от урока к спортивной секции. Группы общей физической подготовки имеют многоцелевое назначение. Они помогают отстающим в усвоении учебной программы и повышении уровня их физической подготовленности; приобщают учащихся к систематическим занятиям и содействуют последующему выбору спортивной специализации; готовят занимающихся к предстоящим внутришкольным соревнованиям по учебной программе или сдаче нормативов.

      Для наиболее физически подготовленных школьников предназначаются спортивные секции. Содержание занятий в этих секциях зависит от культивируемого вида спорта и определяется программами для коллективов физической культуры восьмилетних и средних школ. Школьников с отклонениями в состоянии здоровья и физическом развитии привлекают к занятиям по лечебной физкультуре. Для комплектования групп лечебной физкультуры тщательно изучают и учитывают функциональные возможности организма, данные медицинского осмотра, результаты педагогических наблюдений и контрольных испытаний, самочувствие занимающихся. Отбор упражнений, их нормирование и общая величина физической нагрузки регламентируются инструктивными материалами органов здравоохранения.

     Исследования и наблюдения показывают, что по мере перехода из класса в класс современные школьники все более испытывают двигательную недостаточность, которая получила название гиподинамии.

     Со снижением уровня двигательной активности в суточном цикле жизни учащихся непосредственно связано ухудшение основных характеристик физического развития и функционального состояния организма — сердечнососудистой деятельности, жизненной емкости легких, обмена веществ, мышечной силы и т д. Чтобы придать двигательной деятельности учащихся организованные формы, в режиме учебного дня должны быть предусмотрены мероприятия оздоровительно-гигиенического характера. К ним относятся гимнастика до занятий, физкультурные минутки и паузы, организованное проведение перемен.

     Гимнастика до занятий. Учителю вместе с родителями нужно настойчиво добиваться, чтобы каждый день ученика начинался с утренней гигиенической гимнастики. Пусть ваши воспитанники знают, что сиюминутной пользы от зарядки ждать нельзя. Важен собирательный эффект этих занятий. Комплексы специальных физических упражнений, активизируя все биологические процессы, происходящие в организме, помогают ему быстрее войти в рабочее состояние, оказывают воздействие на все основные группы мышц — плечевого пояса, туловища, ног. Общая нагрузка должна нарастать постепенно (на протяжении нескольких месяцев). Регулируется она главным образом сложностью и количеством упражнений в комплексе, числом повторений, изменением исходного положения, ускорением или замедлением темпа движений.

     Повышению работоспособности учащихся, активному и организованному началу учебного дня способствует гимнастика, проводимая регулярно перед уроками в течение 10—15 мин. Она поднимает уровень возбудимости и функциональной подвижности нервной и других систем организма, развивает у детей силу, ловкость и координацию движений. Лучше всего эту гимнастику проводить на свежем воздухе, и лишь в ненастную погоду — в помещении. Гимнастика до занятий включает общеукрепляющие упражнения, ходьбу, бег, прыжки, игры. Руководят гимнастикой учителя, специально подготовленные старшеклассники. Комплекс упражнений рекомендуется обновлять не реже одного раза в месяц.

      Физкультурные минутки и паузы. Основное назначение физкультурных минут и пауз — средствами активного, деятельного отдыха предупредить переутомление, сохранить умственную и физическую работоспособность, рабочее настроение и самочувствие учащихся. Учитель сам решает, когда прервать урок и начать физкультминутку. Чаще всего она проводится в середине второго (начальные классы) или третьего урока, когда появляются признаки утомления (рассеянность, вялость и т. п.). Для физкультминутки достаточно 3—4 упражнений, не требующих сложной координации движений и в то же время оказывающих влияние на основные группы мышц. Преобладающее место в комплексе занимают упражнения, связанные с наклоном туловища назад с сильным напряжением мышц спины. Наклоны направо и налево проводятся для предупреждения бокового искривления позвоночника. Ритмические сжимания и разжимания пальцев, потряхивание кистями снимают усталость мышц. В комплексе должно быть упражнение и для мышц нижних конечностей: приседания, переступания с ноги на ногу, прыжки и др. На уроках труда проводится физкультурная пауза. Ее длительность 5—10 мин.

     Организованное проведение перемен. Благоприятные условия для отдыха создаются на переменах между уроками.

На каждой перемене и в каждой классной комнате открываются фрамуги, форточки или окна, при этом больший  эффект дает сквозное проветривание. Осенью и весной в хорошую погоду школьникам лучше находиться на свежем воздухе, а в ненастную погоду и в  зимнее время — в рекреациях.

      Перемены, особенно большие, должны быть заполнены активными и разумными движениями, которые облекаются в форму коллективных игр, спортивных развлечений и аттракционов. Школьники пользуются мячами, скакалками, обручами, упражняются в ходьбе по бревну, лазании по шесту, канату, гимнастической лестнице, катаются на санках, расчищают снег на площадке, водят хороводы и т. д.

     Следует учитывать, что на переменах собираются дети различного возраста и физического развития, поэтому желательно игры и развлечения двигательного характера организовывать в разных местах, чтобы учащиеся имели возможность выбора. Игры, устраиваемые на переменах, должны быть в основном знакомы школьникам, простыми по содержанию, с небольшим количеством правил, непродолжительными по времени. Хорошо удаются игры-аттракционы с участием 2—3 человек. Удобны для проведения парные соревнования — поединки «Бой петухов», «Часовой и разведчик», «Перетягивание в парах», игры с элементами волейбола и баскетбола и с применением легких надувных шариков. Игры и развлечения должны заканчиваться организованно за 3—5 мин до начала уроков.

4 Внеклассная работа по физическому воспитанию

 

      Система внеклассных мероприятий по физическому воспитанию учащихся должна находиться в тесной связи с той работой, которая проводится в процессе учебных занятий. Однако ее возможности в этом отношении гораздо шире. В общепедагогическом плане во внеклассной работе по физическому воспитанию можно выделить ряд направлений.

      Одно из этих направлений включает в себя расширение и углубление санитарно-гигиенического просвещения учащихся и формирование соответствующих умений и навыков. Необходимо, чтобы в плановом порядке учителя, классные руководители и медицинские работники проводили с учащимися беседы о значении правильного режима дня, о гигиене тела, о способах закаливания и укрепления физических сил и здоровья человека. В средних и старших классах отдельно с мальчиками и девочками проводится разъяснительная работа по половому воспитанию и нравственных основах интимных чувств. Тематика санитарно-гигиенического просвещения включает также вопросы популяризации физической культуры и спорта, и в частности организацию встреч со спортсменами, проведение бесед, докладов и лекций о развитии массового физкультурного движения, о важнейших событиях спортивной жизни, о влиянии физкультуры и спорта на повышение работоспособности человека, совершенствование его нравственного и эстетического развития.

      Важным направлением внеклассной работы по физическому воспитанию является использование естественных сил природы (солнца, воздуха и воды) для укрепления здоровья учащихся. С этой целью в школах проводятся прогулки и экскурсии в природу, организуются походы по родному краю, игры на местности и т.д.

     Все эти мероприятия обычно совмещаются с решением учебно-воспитательных задач. Так, походы по родному краю используются как средство краеведения и патриотического воспитания, а также для расширения знаний по ботанике, зоологии, географии и т.д. То же самое относится и к другим внеклассным мероприятиям.

     В системе внеклассной работы большое значение имеет спортивное совершенствование учащихся, развитие их способностей в различных видах физкультуры и спорта. Эта задача решается с помощью организации работы спортивных секций по гимнастике, спортивным играм, легкой атлетике и т.д. Занятия спортивных секций проводятся преподавателями физкультуры по плану спортивно-массовой работы школы.

      Существенным направлением внеклассной работы является организация и проведение спортивно-массовых мероприятий в школе. К ним относятся спортивные праздники, школьные спартакиады, соревнования, вечера и т.д. Эти мероприятия не только возбуждают интерес к физкультуре и спорту, но и позволяют вовлекать учащихся в спортивно-массовую работу.

     Наконец, большое значение в физическом развитии учащихся имеет организация их систематической трудовой деятельности, которая связана с затратой мускульной энергии, физической тренировкой и пребыванием на свежем воздухе.

      Таким образом, правильно осуществляемая система внеклассных мероприятий по физическому воспитанию включает в себя как массовое вовлечение учащихся в разнообразные формы занятий физкультурой и спортом, так и индивидуальную работу с ними.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

      Целенаправленное использование средств физической культуры оказывает прямое воспитательное воздействие на личность. Широко известно их благотворное влияние на формирование морально–волевых качеств: смелости, решительности, настойчивости в достижении цели, дисциплинированности, коммуникабельности, общественной активности, формирование активной жизненной позиции и др. Все это обусловливает важную роль физического воспитания в реализации задач всех других форм воспитательной работы.

      Важнейшая роль физического воспитания проявляется и в решении задач трудового воспитания, формировании деятельной, общественно полезной личности.

Информация о работе Физическое воспитание в системе всестороннего развития личности