Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2015 в 11:27, контрольная работа
При проектировании предметно-пространственной среды, способствующей физическому развитию, следует исходить из необходимости учета возрастных, полоролевых и индивидуальных особенностей детей, их интересов, предпочтений, возможностей. Особое внимание следует обратить на условия для самостоятельной двигательно-игровой деятельности. В целях реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей среда должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребенка на любимое занятие.[
Содержание
Список использованной литературы…………………………………………...
Развивающая среда – это окружение, с которым ребенок вступает в контакт, реагирует, взаимодействует. Она во многом определяет темпы и характер развития и воспитания ребенка. Окружающие предметы являются источником знаний, эмоций и, безусловно, здоровья.
Предметно – развивающая среда в дошкольном учреждении должна служить основой для двигательной деятельности детей, своеобразной формой их самообразования в области здоровья.
Предметно-пространственная среда в дошкольном учреждении должна служить основой для двигательной деятельности детей, своеобразной формой их самообразования в области здоровья.
Предметная окружающая среда является частью социальной среды. Она во многом определяет темпы и характер развития и воспитания ребенка. Предметы, окружающие ребенка, помимо утилитарного значения, являются источником знаний, эмоций, одним из условий межличностного общения.
Предметно-пространственная среда в дошкольном учреждении не только обеспечивает активность детей, но и является своеобразной формой их саморазвития. Роль взрослых состоит в том, чтобы открыть привлекательность среды для ребенка и направить его активность на взаимодействие с ней, использовать элементы среды для развития всех специфических дошкольных видов деятельности. Эффективность использования физкультурной среды повышается за счет активного вовлечения детей в ее преобразование.[1. C.103]
При проектировании предметно-пространственной среды, способствующей физическому развитию, следует исходить из необходимости учета возрастных, полоролевых и индивидуальных особенностей детей, их интересов, предпочтений, возможностей. Особое внимание следует обратить на условия для самостоятельной двигательно-игровой деятельности. В целях реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей среда должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребенка на любимое занятие.[3.c.134]
Одной из главных причин недостаточной двигательной активности детей в дошкольных учреждениях является нерациональная организация площадей групповых помещений. Создавая многочисленные так называемые «зоны развития», педагоги почему-то забывают об условиях для движений и ограничиваются лишь организацией «физкультурного уголка». Будем помнить, что «физкультурный уголок» - это не место для хранения нескольких физкультурных пособий, а прежде всего пространство, где каждый из детей может двигаться, не мешая другим, в полной мере удовлетворяя потребность в движении. Лучшим вариантом решения проблемы является обеспечение физкультурного пространства в спальной комнате при замене стационарных кроватей трансформирующимися. Условия для движений создаются и в рекреациях, раздевальных комнатах. Особое внимание уделяется развивающей пространственной среде на воздухе, где выделяются групповой участок, общая физкультурная площадка, места для спортивных упражнений и игр. Следует также широко использовать и ближайшее природное окружение для экскурсий, пеших и лыжных прогулок-походов.
Роль взрослых состоит в том, чтобы открыть перед детьми весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных её элементов. При проектировании оздоровительной физкультурно-игровой среды следует обеспечить:[4.c.149]
- эколого-гигиенические условия;
- достаточные площади для самостоятельной двигательной деятельности с учётом отведённого в режиме дня времени для движений, интересов и возможностей каждого из детей;
- условия для занятий физическими упражнениями;
необходимое физкультурное оборудование и инвентарь, периодичное его обновление и изменение.
Развивающая физкультурно-оздоровительная среда включает:[4.c.151]
- достаточные площади для движений и игр в помещении и на участке, личное пространство для отдыха и уединения детей;
- в физкультурную зону в групповой комнате необходимо купить тренажёры, гимнастическую лестницу, переносное физкультурное оборудование (мячи, обручи, скакалки, другие предметы);
- физкультурный зал со стационарным оборудованием и переносным инвентарём;
- общую спортивную площадку на участке, групповые площадки, где необходимо иметь полосы препятствий, яму для прыжков, беговые дорожки, место для подвижных игр, оборудование для основных движений, эколого-оздоровительную тропу, ледяные дорожки для скольжения;
- места для выполнения контрольных физических упражнений при диагностике двигательного развития детей;
оборудованные площадки для спортивных игр в баскетбол, волейбол, футбол, городки;
- велосипедную (лыжную) дорожку на участке и за его пределами;
ближайшее природное окружение: зоны пересечённой местности, скверы и парки, тихие зелёные улочки, горка для катания на санках зимой, лыжня; близлежащие уличные перекрёстки для овладения правилами дорожного движения; несколько крупных физкультурных объектов (стадион, дворец спорта, ледовый дворец, физкультурно-оздоровительный комплекс), где дети должны побывать на экскурсии или посмотреть спортивные состязания;
- маршруты для прогулок-походов за пределы ДУ;
- спортивный инвентарь (санки, лыжи, коньки, самокаты, велосипеды);
- специально оборудованные зоны для коррекции отклонений в физическом и двигательном развитии: дорожки для коррекции стопы и осанки, роста, центр здоровья (где можно проверить осанку, рост, выполнить по желанию несколько физических упражнений с использованием массажёра, диска здоровья и других тренажёров;
- оборудованный центр «Осанка»;
- атрибуты (колокольчики, нагрудные знаки, плоскостные фигуры, детские бубны, шапочки для игр);
- инструментарий для измерения длины и массы тела, окружности груди;
инструментарий для обследования двигательных умений детей;
- книги и репродукции о физкультуре и спорте;
- дидактический материал для свободной деятельности с учётом возрастных, поло-ролевых, индивидуальных особенностей, интересов, предпочтений детей, их исследовательских интересов (парные, разрезные картинки по темам «Моё тело», «Распорядок дня», «Предметы гигиены», «Движения», «Зарядка», «Мой дом», «Что полезно и вредно для здоровья» и др.);
- игровые физкультурные пособия для кукол (для отражения в игровой деятельности впечатлений от физкультурных событий).
К развивающей среде относятся не только предметы, пространство, но и люди. Взрослые должны служить эталоном здорового поведения, уметь создавать здоровьеразвивающие бытовые и игровые ситуации. Например, отдельные виды диагностики целесообразно проводить в групповом помещении, чтобы ребёнок был не объектом, а субъектом взаимодействия с педагогом (медсестрой, врачом), получая при этом определённую информацию о своём «Я». У детей должна вырабатываться потребность следить за своей осанкой и периодически проверять её, самостоятельно выполнять упражнения для осанки и стопы.
Для осуществления задач физического воспитания используется физкультурное оборудование: стационарное и переносное; физкультурный инвентарь для спортивных упражнений и игр, физкультурные пособия, атрибуты, игрушки-двигатели.
Требования к физкультурному оборудованию: отвечать правилам безопасности, охраны жизни и здоровья детей, нормам гигиены и эстетики;
соответствовать по размерам и конструкциям анатомо-физиологическим и психологическим особенностям детей, их возрасту;
обеспечивать всестороннее физическое и двигательное развитие детей;
активизировать игровую деятельность.
Оборудование спортивного зала составляют: гимнастическая стенка (высота 2,5 м, 3-4 пролета), гимнастические скамейки, доски, мишени для метания разных типов; стойки для прыжков; пособия для выполнения физических упражнений (мячи, мешочки с песком, обручи, ленточки, палки гимнастические, кубики, погремушки, шнуры и др.), маты, зрительные ориентиры.[2.c.102]
Общая физкультурная площадка на воздухе (мини-стадион) должна иметь: беговую дорожку, яму с песком для прыжков (размеры 4x4 м, глубина - 40 см); шведскую стенку (высота 2-2,5 м), различные полосы препятствий, бревно для равновесия (длина — 5 м, высота - 40 см); канат для лазанья, стойки для натягивания сетки (для игры в мяч, бадминтон); разные типы пирамид для лазанья; мишени для метания разных типов.
Чтобы обеспечить эффективность использования физкультурного оборудования, необходимо подобрать и объединить его различные виды в комплекты с учетом специфики размещения в разных помещениях и на воздухе: в отдельном физкультурном зале дошкольного учреждения, музыкально-физкультурном зале, групповой комнате без спален и со спальнями, раздевальной комнате, на физкультурной площадке, групповом участке и т. д.
В комплект целесообразно включить: стационарное оборудование (1-5 единиц), набор физкультурных пособий, состоящий из мячей, обручей, скакалок разных размеров; переносное (лестница-стремянка, горка-скат, мос- тик-качалка); сборно-разборные конструкции, дающие возможность трансформаций деталей комплекта; физкультурные пособия, которые можно навесить, приставить, объединить со стационарным; детали для объединения со стационарным и переносным оборудованием (специальные крючки, защелки, контактные ленты); дополнительные физкультурные пособия в виде зрительных ориентиров (плоскостные дорожки, геометрические фигуры и т. д.); игровые детали-атрибуты (рули, нагрудные знаки).
Эффективно использовав физкультурное оборудование, педагог обеспечит разнообразную и интересную для детей деятельность.
Размещение оборудования должно быть удобным: дети могут подойти к нему с разных сторон, не мешая друг другу.
Один из приемов повышения эффективности физкультурного оборудования - создание новизны. Детям надоедает однообразие; они порой даже перестают замечать самые любимые игрушки. Новизна создается за счет смены переносного оборудования, размещения на стационарном и переносном оборудовании дополнительных деталей (навесных, приставных); объединения разных пособий в своеобразные комплексы (полосы препятствий, дорожки, заборчики, домики); перестановка пособий в различном пространственном расположении.
Летом на участке интересные варианты можно получить с помощью обыкновенных тентов. Для их изготовления применяется любая ткань (например, палаточная), желательно ярких расцветок. Чтобы быстро и удобно закрепить тент, к нему пришиваются пуговицы, завязки, ленточная тесьма, застежки-молнии.[5.c.22]
Использование физкультурного оборудования имеет свою специфику в зависимости от возраста детей. В младших группах оно должно содержать игровой элемент, дающий возможность ребенку свободного перехода от «чисто двигательной» деятельности к игровой и наоборот. Иными словами, должны создаваться условия для его наиболее полного самовыражения в деятельности. Можно влиять на разнообразие движений, используя совсем незначительное количество простых пособий: во- первых, расставляя их по-разному; во-вторых, обучая детей всем основным движениям на каждом; в-третьих, развивая у детей умение выполнять на каждом оборудовании все знакомые движения; в-четвертых, объединяя детей в совместных движениях с одним пособием (скакалка, мяч, обруч на двоих).
Внося пособия в группу, будем расставлять их каждый раз несколько по-иному: в другой части комнаты, в различном пространственном расположении (например, переносную лестницу можно положить на пол, концами на два стула, наклонно, боком), дополнять основные пособия небольшими деталями (на доску положить кубик для перешагивания, на гимнастическую скамейку - мяч, который «подскажет» ребятам новое движение); объединять физкультурные пособия в комплексы, полосы препятствий.
Физкультурное оборудование вносится в группу в зависимости от времени дня, характера предыдущей и предстоящей деятельности детей.
Так, во время утреннего приема пособия рассчитываются на умеренную «среднюю» подвижность детей. Учитывается и еще одно обстоятельство: педагог занят приемом детей, он не может уделить должного внимания руководству двигательной деятельностью, поэтому преимущество отдается пособиям для простых, хорошо знакомых детям движений, не требующих страховки: это шнур, скакалка, веревка; доска обычная, ребристая, наклонная; кубы, кегли, дуги и т. п.
После завтрака дети должны активно отдохнуть перед «сидячими» занятиями (в этом случае их умственная активность будет выше), а на прогулке в значительной степени удовлетворить потребность в движении. У педагога есть возможность несколько больше, чем в утренний прием, уделить внимание каждому из детей. В это время предусматриваются более сложные пособия, требующие специального наблюдения или руководства педагога.
Во второй половине дня двигательная деятельность детей организуется непосредственно после сна, а также после полдника, на прогулке. Здесь она может быть высокоэмоциональной, творческой. Целесообразно дать до-школьникам простые предметы, с которыми можно много и по-разному двигаться (мячи, обручи, разные по размерам, из разных материалов).
Потребность фантазировать - одна из самых ярких черт детей 5-6 лет. Воспользуемся этим и создадим для детей в группе и на участке дошкольного учреждения своеобразную «физкультурную лабораторию», где они смогут не просто двигаться, а проводить «эксперименты» над движениями: повторять, сравнивать, изобретать. Предпочтение следует отдавать сборно-разборным конструкциям, чтобы можно было по своему усмотрению превратить физкультурный комплекс в «пожарную» лестницу, смотровую вышку, мачту корабля. Тогда движение лазанья, например, органически войдет в сюжетно-ролевую игру, обогатив ее содержание и одновременно дав возможность многократно и по-разному двигаться, сочетая различные движения, регулируя их темп, амплитуду и т. д. Здесь можно поупражняться в ловкости, выносливости, силе, научиться легко взбираться по веревочной лестнице, канату, шесту, придумывать разные способы перемещения с одного вида оборудования на другое. Важно каждый день по-разному расставить оборудование, по- разному его использовать - никакой однотипности, никакого штампа! Педагог предоставляет детям полную свободу, наблюдая за ними со стороны и при необходимости обеспечивая страховку.
Информация о работе Физкультурно-игровая среда в дошкольном учреждении