Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2015 в 06:41, реферат
Задачи:
Воспитание устойчивого интереса и любви к народному искусству способствует развитию творческих способностей дошкольников
Воспитание у детей стремления к самовыражению посредством творческой деятельности способствует развитию творческих способностей.
Освоение народного творчества через овладение навыками хорового народного пения, исполнительства народной хореографии способствует развитию музыкально-творческих способностей.
Музыкальная деятельность в детском саду способствуют воспитанию эстетических чувств.
1 Введение: Роль фольклора в духовно- нравственном
воспитании дошкольников
2 Основная часть :
Жанры детского фольклора
3 Заключение :
Использование фольклора в развлечениях и
праздниках детского сада
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
“Детский сад компенсирующего вида № 47 “Вишенка”
муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым
Презентация на тему:
«Фольклор в музыкальном воспитании
дошкольника»
Музыкальный руководитель Курбанова Н.Х.
Симферополь 2015г.
План
1 Введение: Роль фольклора в духовно- нравственном
воспитании дошкольников
2 Основная часть :
Жанры детского фольклора
3 Заключение :
Использование фольклора в развлечениях и
праздниках детского сада
Цель:
показать воспитательную ценность фольклора
Задачи:
«Для
того, чтобы знать, что нравственно, надо
знать, что безнравственно. Для
того, чтобы знать, что делать, надо знать,
чего не должно делать.»
Роль фольклора в духовно-нравственном воспитании дошкольников
В настоящее
время Россия переживает один
из непростых исторических
Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.
Видимо, именно поэтому, современная
социально-психологическая ситуация,
сложившаяся в обществе, характеризуется
своеобразным кризисом личности, который
проявляется как кризис ее духовности,
нравственности, возникший вследствие
утраты духовно-нравственных ценностей.
Духовно-нравственное воспитание – в
узком смысле слова – это воспитание духа,
привитие духовных качеств личности, а
в широком смысле слова – эстетическое,
нравственное становление личности человека,
воспитываемое через музыку, театр, живопись,
архитектуру и т. д.
Каждый народ имеет национальную культуру, в которой существуют пласты народной и профессиональной (авторской) культуры.
С древнейших времён люди выражали в фольклоре свои взгляды на жизнь, природу, общество и человека. Эти воззрения, основанные на жизненном опыте и мудрости, передавались молодому поколению в художественной форме; задолго до создания педагогических теорий люди стремились воспитать молодёжь через формирование в ней чувства прекрасного. Народ искал свои собственные методы воспитания, прививая подрастающему поколению такие качества как честность, любовь к труду, гуманное отношение к человеку, преданность человеческим идеалам. Однако долгие годы формирование основ духовной и эстетической культуры подрастающего поколения было ущербным - народное искусство не изучалось, не преподавалось, не воспитывалось отношение к нему как к национальному достоянию.
Сегодня, когда происходит переоценка ценностей, идёт активный поиск новых более соответствующих требованиям времени путей массового музыкального образования и воспитания, на первый план выдвигается задача воспитания личности ребёнка, формирование его эмоциональной отзывчивости, системы духовно-нравственных ценностей.
Поэтому художественное и эстетическое воспитание не могут полноценно развиваться без такого важного компонента как народная культура, которую на наш взгляд следует рассматривать не только как самобытную художественную систему, но и как специфическое средство для формирования творческих способностей личности.
Чтобы защитить ребёнка от вредных влияний потока массовой музыкальной культуры, необходимо с самого раннего возраста заложить в нём прочный фундамент нравственных ценностей и хорошего вкуса, основанного на лучших образцах народного творчества. В этом случае ребёнок может интуитивно точно оценить самые различные формы музыкального искусства, откликаясь только на его высокие проявления. Именно поэтому в системе музыкально-эстетического воспитания дошкольников немаловажная роль отводится фольклору.
Только в соприкосновении с народным творчеством, дети могут получить возможность сменить пассивное восприятие искусства на активную эстетическую деятельность, реализовать свои возможности в самостоятельных художественных формах (пение, танцы, игры, инсценировки народных сказок и т.д.)
Как известно, народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение. ( Слайд 7) В соединении этих трёх компонентов образуется гармоничный синтез, достигающий большой силы эмоционального воздействия, позволяющий комплексно подойти к проблеме освоения детьми различных видов искусств. Поэтому изучение фольклора как средства музыкально-эстетического воспитания ребёнка, представляется возможным только при условии взаимосвязи этих трех компонентов
2 Часть
Жанры детского фольклора
Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает «народная мудрость». В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные качества, представления о добре и красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности и т.д. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, песнями, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Благодаря фольклору, в частности, русским народным песням, потешкам, прибауткам, колыбельным песням и т.д., ребенок легче входит в окружающий мир, через сопереживание лирическим героям полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, обрядами, – словом, вместе с эстетическим наслаждением впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности просто невозможно. (Слайд 8)
Каждый жанр русского народного творчества – кладезь народной мудрости. И в каждом – огромный запас положительной энергии, направленный на созидание, а не на разрушение. (Слайд 12) Использование фольклора на занятиях позволяет детям сравнить «как было» и «как есть», «как нужно» и «как не нужно» поступать в определенных случаях.
Таким образом, фольклорные произведения русского народа помогают , с одной стороны, приобщить ребенка к миру духовных, нравственных ценностей, зафиксированных в фольклорных жанрах, а с другой стороны – именно фольклорные жанры позволяют ребенку почувствовать себя ребенком, нужным маме и папе, поверить в справедливость, в добро, красоту нашего мира.
Меня, как музыкального руководителя, больше интересует детский фольклор. Это понятие в полной мере относится к тем произведениям, которые созданы взрослыми для детей. Кроме того, сюда входят произведения, созданные самими детьми, а также перешедшие к детям из устного народного творчества взрослых
Детский фольклор – обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир – яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. ( Слайд 13) Он соседствует с миром взрослых, но не подвластен ему и живет по своим собственным законам и в соответствии со своим видением природы и человеческих отношений. Дети с живым интересом вглядываются в жизнь взрослых и охотно заимствуют их опыт, но видоизменяют его.(Слайд 14)
В системе жанров детского фольклора особое место занимает «поэзия пестования», или «материнская поэзия»: колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказки и песни, созданные для самых маленьких – все это прекрасный материал, используемый мною на музыкальных занятиях для развития детей, начиная с ясельной группы (2-3 года), когда оторванность от родной мамы, отца в связи с поступлением в детский сад становятся для ребенка настоящим стрессом. В это время колыбельные, пестушки, прибаутки напоминают детям о теплоте маминых рук, голоса в момент напевания «Ай баюшки-баиньки, прискакали заиньки…». Или
Баюшки-баю!
Сохрани тебя
И помилуй тебя
Ангел твой –
Сохранитель твой.
От всякого сглазу,
От всякого плачу,
От всех скорбей,
От всех напастей:
От лому-ломища,
От злочеловека –
Супостателя.
Дети, напевая, и качая в этот момент куклу, вспоминают и одновременно проживают состояние мамы в момент напевания колыбельной, ведь в ней самое главное – дитя (он сам), колыбельная закладывает в малыше ощущение ценности собственной личности. Ребенка в этот момент окружает светлый, почти идеальный мир, в котором царят и побеждают любовь, добро, всеобщее согласие. И это добро он старается передать сначала кукле Кате, а затем – всем окружающим. Плавность и мягкость колыбельной песни просто не позволяют быть грубым.
Пестушки (от слова «пестовать» – воспитывать) – короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, которые пестуют младенца. Пестушкой сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни. Например, когда ребёнок учится ходить, говорят
(а малыши в детском саду напевают):
Большие ноги
Шли по дороге:
Топ, топ, топ,
Топ, топ, топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ, топ, топ, топ,
Топ, топ, топ, топ!
Пестушка сопровождает физические процедуры, необходимые ребенку, помогает ребенку научиться управлять своим телом, заботиться о нем.
И, наверное, уже в ней заложен смысл известного высказывания « в здоровом теле – здоровый дух»!
Потешки – развлекают малыша, создают у него веселое настроение.
Тра-та-та, тра-та-та,
Вышла кошка за кота!
Кра-ка-ка, кра-ка-ка,
Попросил он молока!
Дла-ла-ла, дла-ла-ла,
Кошка-то и не дала!
Но это только одна сторона медали. Имеются потешки, которые и наставляют, и дают простейшие знания о мире (Сорока-белобока// Кашку варила… или Идет коза – во лбу рога, идет – ворчит, клюкой стучит – Кто кашки не ест, кто молока не пьет, того забодаю, забодаю, а кто кашку кушает и маму слушает, с тем – поиграю). Потешки при этом зачастую сопровождаются жестами взрослого. Ребенок еще плохо может выразить в речи то, что чувствует, но уже стремится к звукоподражанию, к повторам жестов, а через это – до него доходит смысл потешки (почему коза ворчит, почему клюкой стучит?). С одной стороны, ребенок играет, но в игре до него доходит смысл самой потешки, который имеет нравственную подоплеку – как нужно сделать так, чтобы было хорошо и правильно?
В потешках, в которых имеется звукоподражание голоса животных, и конкретно, описываются их повадки, малыши улавливают доброе, гуманное отношение ко всему живому:
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Что так рано встаешь,
Деткам спать не даешь?
Наши уточки с утра:
Кря,кря, кря.
Наши гуси у пруда:
Га-га! Га-га! Га-га! Наши курочки в окно:
Ко-ко, ко-ко, ко-ко...
На дубочке,
Тут сидят два голубочка.
У них шейки голубые,
У них перья золотые.
Прибаутки – небольшое смешное произведение или просто отдельное выражение, часто рифмованное. Прибаутка динамична, наполнена деятельностью персонажей (Стучит, бренчит по улице, Фома едет на курице, Тимошка – на кошке – туды ж по дорожке). Она характеризует период взросления ребенка, когда уже закончилась пора созерцания и пришла пора действовать. Она подготавливает детей к учебе, к труду.
Все эти малые жанры фольклора детьми ясельной группы только воспринимаются, а вот дети старших групп уже пытаются внести в них свое. Так, например, рождаются и поются (именно поются, а не рассказываются):
Потешки:
Шла Иринка по дорожке,
У нее устали ножки.
Села – посидела,
Песенку запела
Тра-та-та, тра-та-та
Мы везем с собой кота…
Колыбельные:
Мама Милочку качает – баю-бай
Мама доченьку качает – баю-бай
Спи Милена, спи, дочурка – засыпай!!!
Завтра будет день прекрасный – баю-бай
Светит месяц с неба ясный – баю-бай
Спи, хороший голубочек, засыпай!!!
«В русском фольклоре всегда сочетаются слова с музыкальным ритмом и напевностью. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее»
Ребенок, напевая, оперирует такими понятиями, как «свет», «добро», «красота», , пропускает смысл через себя, проникается этим добром, светом и чистотой, верой в светлое будущее.
С моей точки зрения, при отборе фольклорных произведений для занятий с детьми дошкольного возраста, следует исходить из того, чтобы они отражали все стороны жизни человека, развития взаимоотношений с окружающей действительностью, общения со старшими.
В работе с детьми средней, старшей , подготовительной групп, я часто использую другие фольклорные жанры – песенки веснянки, заклички, колядки, игровые песни, обрядовые и т.д. – все то, что перешло в детский фольклор из взрослого фольклора. Дети данного возраста уже не просто где-то напевают, а поют обрядовые песни (веснянки, заклички, масленичные, купальские песни, жатвенные, свадебные песни и т.д.).
Веснянки – старинные обрядовые песенки, восхваляющие весну, приход весны.
Информация о работе Фольклор в музыкальном воспитании дошкольника