Фольклор в музыкальном воспитании дошкольника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2015 в 06:41, реферат

Описание работы

Задачи:
Воспитание устойчивого интереса и любви к народному искусству способствует развитию творческих способностей дошкольников
Воспитание у детей стремления к самовыражению посредством творческой деятельности способствует развитию творческих способностей.
Освоение народного творчества через овладение навыками хорового народного пения, исполнительства народной хореографии способствует развитию музыкально-творческих способностей.
Музыкальная деятельность в детском саду способствуют воспитанию эстетических чувств.

Содержание работы

1 Введение: Роль фольклора в духовно- нравственном
воспитании дошкольников
2 Основная часть :
Жанры детского фольклора
3 Заключение :
Использование фольклора в развлечениях и
праздниках детского сада

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ Документ Microsoft Office Word.docx

— 36.89 Кб (Скачать файл)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

“Детский сад компенсирующего вида № 47 “Вишенка”

муниципального образования  городской округ Симферополь Республики Крым

 

 

 

 

 

Презентация на тему:

«Фольклор в музыкальном воспитании

дошкольника»

 

 

 

 

 

Музыкальный  руководитель Курбанова Н.Х.

 

 

 

 

 

Симферополь 2015г.

План

1 Введение:  Роль фольклора в духовно- нравственном

               воспитании дошкольников

2 Основная часть :

                Жанры детского фольклора

3 Заключение :

                Использование фольклора в развлечениях и              

                праздниках детского сада

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель: 

показать воспитательную ценность фольклора

 

Задачи:

  • Воспитание устойчивого интереса и любви к народному искусству способствует развитию творческих способностей дошкольников
  • Воспитание у детей стремления к самовыражению посредством творческой деятельности способствует развитию творческих способностей.
  • Освоение народного творчества через овладение навыками хорового народного пения, исполнительства народной хореографии способствует развитию музыкально-творческих способностей.
  • Музыкальная деятельность в детском саду способствуют воспитанию эстетических чувств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 «Для того, чтобы знать, что нравственно, надо знать, что безнравственно.    Для того, чтобы знать, что делать, надо знать, чего не должно делать.»                                                                          Л.Н. Толстой

 

  1. Введение

Роль фольклора в духовно-нравственном воспитании дошкольников

 

      В настоящее  время Россия переживает один  из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая  наше общество сегодня, – не  в развале экономики, не в смене  политической системы, а в разрушении  личности. Ныне материальные ценности  доминируют над духовными, поэтому  у детей искажены представления  о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности  и патриотизме.

Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.

Видимо, именно поэтому, современная социально-психологическая ситуация, сложившаяся в обществе, характеризуется своеобразным кризисом личности, который проявляется как кризис ее духовности, нравственности, возникший вследствие утраты духовно-нравственных ценностей.  
Духовно-нравственное воспитание – в узком смысле слова – это воспитание духа, привитие духовных качеств личности, а в широком смысле слова – эстетическое, нравственное становление личности человека, воспитываемое через музыку, театр, живопись, архитектуру и т. д.

   Каждый народ имеет национальную культуру, в которой существуют пласты народной и профессиональной (авторской) культуры.

С древнейших времён люди выражали в фольклоре свои взгляды на жизнь, природу, общество и человека. Эти воззрения, основанные на жизненном опыте и мудрости, передавались молодому поколению в художественной форме; задолго до создания педагогических теорий люди стремились воспитать молодёжь через формирование в ней чувства прекрасного. Народ искал свои собственные методы воспитания, прививая подрастающему поколению такие качества как честность, любовь к труду, гуманное  отношение к человеку, преданность человеческим идеалам. Однако долгие годы формирование основ духовной и эстетической культуры подрастающего поколения было ущербным - народное искусство не изучалось, не преподавалось, не воспитывалось отношение к нему как к национальному достоянию.

Сегодня, когда происходит переоценка ценностей, идёт активный поиск новых более соответствующих требованиям времени путей массового музыкального образования и воспитания, на первый план выдвигается задача воспитания личности ребёнка, формирование его эмоциональной отзывчивости, системы духовно-нравственных ценностей.

Поэтому художественное и эстетическое воспитание не могут полноценно развиваться без такого важного компонента как народная культура, которую на наш взгляд следует рассматривать не только как самобытную художественную систему, но и как специфическое средство для формирования творческих способностей личности.

Чтобы защитить ребёнка от вредных влияний потока массовой музыкальной культуры, необходимо с самого раннего возраста заложить в нём прочный фундамент нравственных ценностей и хорошего вкуса, основанного на лучших образцах народного творчества. В этом случае ребёнок может интуитивно точно оценить самые различные формы музыкального искусства, откликаясь только на его высокие проявления. Именно поэтому в системе музыкально-эстетического воспитания дошкольников немаловажная роль отводится фольклору.

Только в соприкосновении с народным творчеством, дети могут получить возможность сменить пассивное восприятие искусства на активную эстетическую деятельность, реализовать свои возможности в самостоятельных художественных формах (пение, танцы, игры, инсценировки народных сказок и т.д.) 

Как известно, народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение. ( Слайд 7) В соединении этих трёх компонентов образуется гармоничный синтез, достигающий большой силы эмоционального воздействия, позволяющий комплексно подойти к проблеме освоения детьми различных видов искусств. Поэтому изучение фольклора как средства музыкально-эстетического воспитания ребёнка,  представляется возможным только при условии взаимосвязи  этих трех компонентов

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Часть

Жанры детского фольклора

 

      Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает «народная мудрость».  В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные качества, представления о добре и красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности и т.д. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, песнями, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Благодаря фольклору, в частности, русским народным песням, потешкам, прибауткам, колыбельным песням и т.д., ребенок легче входит в окружающий мир, через сопереживание лирическим героям полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, обрядами, – словом, вместе с эстетическим наслаждением впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности просто невозможно.  (Слайд 8)

Каждый жанр русского народного творчества – кладезь народной мудрости. И в каждом – огромный запас положительной энергии, направленный на созидание, а не на разрушение. (Слайд 12) Использование фольклора на занятиях позволяет детям сравнить «как было» и «как есть», «как нужно» и «как не нужно» поступать в определенных случаях.

Таким образом, фольклорные произведения русского народа помогают , с одной стороны, приобщить ребенка к миру духовных, нравственных ценностей, зафиксированных в фольклорных жанрах, а с другой стороны – именно фольклорные жанры позволяют ребенку почувствовать себя ребенком, нужным маме и папе, поверить в справедливость, в добро, красоту нашего мира.

    Меня, как музыкального руководителя, больше интересует детский фольклор. Это понятие в полной мере относится к тем произведениям, которые созданы взрослыми для детей. Кроме того, сюда входят произведения, созданные самими детьми, а также перешедшие к детям из устного народного творчества взрослых

Детский фольклор – обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир – яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. ( Слайд 13) Он соседствует с миром взрослых, но не подвластен ему и живет по своим собственным законам и в соответствии со своим видением природы и человеческих отношений. Дети с живым интересом вглядываются в жизнь взрослых и охотно заимствуют их опыт, но видоизменяют его.(Слайд 14)

     В системе жанров детского фольклора особое место занимает «поэзия пестования», или «материнская поэзия»: колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказки и песни, созданные для самых маленьких – все это прекрасный материал, используемый мною на музыкальных занятиях для развития детей, начиная с ясельной группы (2-3 года), когда оторванность от родной мамы, отца в связи с поступлением в детский сад становятся для ребенка настоящим стрессом. В это время колыбельные, пестушки, прибаутки напоминают детям о теплоте маминых рук, голоса в момент напевания «Ай баюшки-баиньки, прискакали заиньки…». Или

Баюшки-баю! 
Сохрани тебя 
И помилуй тебя 
Ангел твой – 
Сохранитель твой. 
От всякого сглазу, 
От всякого плачу, 
От всех скорбей, 
От всех напастей: 
От лому-ломища, 
От злочеловека – 
Супостателя.

              Дети, напевая, и качая в этот момент куклу, вспоминают и одновременно проживают состояние мамы в момент напевания колыбельной, ведь в ней самое главное – дитя (он сам), колыбельная закладывает в малыше ощущение ценности собственной личности. Ребенка в этот момент окружает светлый, почти идеальный мир, в котором царят и побеждают любовь, добро, всеобщее согласие. И это добро он старается передать сначала кукле Кате, а затем – всем окружающим. Плавность и мягкость колыбельной песни просто не позволяют быть грубым.

    

 Пестушки (от слова «пестовать» – воспитывать) – короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, которые пестуют младенца. Пестушкой сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни. Например, когда ребёнок учится ходить, говорят

(а малыши в детском  саду напевают):

Большие ноги 
Шли по дороге: 
Топ, топ, топ, 
Топ, топ, топ. 
Маленькие ножки 
Бежали по дорожке: 
Топ, топ, топ, топ, 
Топ, топ, топ, топ!

Пестушка сопровождает физические процедуры, необходимые ребенку, помогает ребенку научиться управлять своим телом, заботиться о нем.

И, наверное, уже в ней заложен смысл известного высказывания « в здоровом теле – здоровый дух»!

 

Потешки – развлекают малыша, создают у него веселое настроение.

Тра-та-та, тра-та-та, 
Вышла кошка за кота! 
Кра-ка-ка, кра-ка-ка, 
Попросил он молока! 
Дла-ла-ла, дла-ла-ла, 
Кошка-то и не дала!

Но это только одна сторона медали. Имеются потешки, которые и наставляют, и дают простейшие знания о мире (Сорока-белобока// Кашку варила… или Идет коза – во лбу рога, идет – ворчит, клюкой стучит – Кто кашки не ест, кто молока не пьет, того забодаю, забодаю, а кто кашку кушает и маму слушает, с тем – поиграю). Потешки при этом зачастую сопровождаются жестами взрослого. Ребенок еще плохо может выразить в речи то, что чувствует, но уже стремится к звукоподражанию, к повторам жестов, а через это – до него доходит смысл потешки (почему коза ворчит, почему клюкой стучит?). С одной стороны, ребенок играет, но в игре до него доходит смысл самой потешки, который имеет нравственную подоплеку – как нужно сделать так, чтобы было хорошо и правильно?

В потешках, в которых имеется звукоподражание голоса животных, и конкретно, описываются их повадки, малыши улавливают доброе, гуманное отношение ко всему живому:

Петушок, петушок, 
Золотой гребешок, 
Что так рано встаешь, 
Деткам спать не даешь? 

Наши уточки с утра: 
Кря,кря, кря. 
Наши гуси у пруда: 
Га-га! Га-га! Га-га! Наши курочки в окно: 
Ко-ко, ко-ко, ко-ко... 

На дубочке, 
Тут сидят два голубочка. 
У них шейки голубые, 
У них перья золотые.

 

Прибаутки – небольшое смешное произведение или просто отдельное выражение, часто рифмованное. Прибаутка динамична, наполнена деятельностью персонажей (Стучит, бренчит по улице, Фома едет на курице, Тимошка – на кошке – туды ж по дорожке). Она характеризует период взросления ребенка, когда уже закончилась пора созерцания и пришла пора действовать. Она подготавливает детей к учебе, к труду.

Все эти малые жанры фольклора детьми ясельной группы только воспринимаются, а вот дети старших групп уже пытаются внести в них свое. Так, например, рождаются и поются (именно поются, а не рассказываются):

Потешки:

Шла Иринка по дорожке, 
У нее устали ножки. 
Села – посидела, 
Песенку запела 
Тра-та-та, тра-та-та  
Мы везем с собой кота… 

Колыбельные: 
Мама Милочку качает – баю-бай 
Мама доченьку качает – баю-бай 
Спи Милена, спи, дочурка – засыпай!!! 
Завтра будет день прекрасный – баю-бай 
Светит месяц с неба ясный – баю-бай 
Спи, хороший голубочек, засыпай!!!

«В русском фольклоре всегда сочетаются слова с музыкальным ритмом и напевностью. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее»

Ребенок, напевая, оперирует такими понятиями, как «свет», «добро», «красота», , пропускает смысл через себя, проникается этим добром, светом и чистотой, верой в светлое будущее.

С моей точки зрения, при отборе фольклорных произведений для занятий с детьми дошкольного возраста, следует исходить из того, чтобы они отражали все стороны жизни человека, развития взаимоотношений с окружающей действительностью, общения со старшими.

В работе с детьми средней, старшей , подготовительной групп, я часто использую другие фольклорные жанры – песенки веснянки, заклички, колядки, игровые песни, обрядовые и т.д. – все то, что перешло в детский фольклор из взрослого фольклора. Дети данного возраста уже не просто где-то напевают, а поют обрядовые песни (веснянки, заклички, масленичные, купальские песни, жатвенные, свадебные песни и т.д.).

Веснянки – старинные обрядовые песенки, восхваляющие весну, приход весны.

Информация о работе Фольклор в музыкальном воспитании дошкольника