Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2015 в 06:41, реферат
Задачи:
Воспитание устойчивого интереса и любви к народному искусству способствует развитию творческих способностей дошкольников
Воспитание у детей стремления к самовыражению посредством творческой деятельности способствует развитию творческих способностей.
Освоение народного творчества через овладение навыками хорового народного пения, исполнительства народной хореографии способствует развитию музыкально-творческих способностей.
Музыкальная деятельность в детском саду способствуют воспитанию эстетических чувств.
1 Введение: Роль фольклора в духовно- нравственном
воспитании дошкольников
2 Основная часть :
Жанры детского фольклора
3 Заключение :
Использование фольклора в развлечениях и
праздниках детского сада
Жатвенные песни. Цель жатвенных обрядов и связанных с ними песен – отблагодарить “матушку землю”, кормилицу за долгожданный урожай, с помощью магических действий вернуть земле плодородность и тем самым обеспечить будущий урожай, вернуть жницам затраченные во время жатвы силы. Жали, как правило, женщины, поэтому и песни пелись от лица женщин.
А и густо-густо на березе листъев!
Ой ли, ой люли, на березе листъев.
Гуще нету того во ржи, пашеницы
Ой ли, ой люли, во ржи, пашеницы
Господа бояре, мужики крестьяне!
Ой ли, ой люли, мужики крестьяне.
Не могу стояти, колоса держати
Буен колос клонит,
Ой ли, ой люли, буен колос клонит.
Обрядовые песни вводили детей во взрослый мир, знакомили с его правилами, воспитывали в них гуманное отношение к природе, человеку и всему, что он делает.(Слайд 19)
Заклички – один из видов заклинательных песен языческого происхождения. Они отражают интересы и представления крестьян о хозяйстве и семье. Например, через все календарные песни проходит заклинание богатого урожая, для себя же дети и взрослые просили здоровья, счастья, богатства.
Заклички представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто– к птицам, которые считались вестниками весны. Притом силы природы почитались как живые: к весне обращаются с просьбами, желают её скорейшего прихода, на зиму сетуют, жалуются.
Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето теплое,
Унесите от нас зиму холодную.
Нам холодная зима надоскучила,
Руки, ноги отморозила.
Заклички знакомят ребенка с миром живой природы, с ее законами, учат бережно относиться к ней и к человеческому труду.
Колядки. Зимние святки начинались с колядования. Парни и девушки ходили по улицам деревни и у каждого двора «кликали» Коляду. Песни, исполнявшиеся при этом, в разных местах России назывались различно: колядки, овсени или виноградья. Хозяевам дома песней желали жизненных благ и требовали вознагражденья. Песни адресовались либо всей семье (всему двору), либо отдельно хозяину или хозяйке, были специальные песни для парня-жениха и для девушки-невесты.
Торжествуйте, веселитесь
Люди добрые со мной,
И с восторгом облекитесь
В ризу радости святой.
Слава Рожденному,
В бедных яслях вложеному.
Ныне Бог явился в мире –
Бог богов и Царь царей.
Не в короне, не в порфире
Сей Небесный Иерей.
Слава Рожденному,
В бедных яслях вложеному.
Величания – жанр песенного восхваления преимущественно жениха, невесты. Например ;
Какова, какова красна девушка
?
Ростом она ростом
Ни малая, ни великая,
Личиком, личиком
Бело-круглоликая,
Глазушки, глазушки
Что ясного сокола,
Бровушки что у черного соболя.
Сама девка бравая,
В косе лента алая.
Частушка – жанр русского словесно-музыкального народного творчества, короткая (обычно 4-строчная) песенка быстрого темпа исполнения. Частушка в озорной форме рассказывала о мире, о быте, об отношениях между людьми.
Ах, шаль, шаль моя,
Шаль моя вязёная.
Не одна я боевая,
Вся родня весёлая.
Игровые песни сопровождали определенную игру, распевались либо одним или несколькими играющими, либо хором:
Селезень
Селезень утку загонял,
Молодой серу загонял,
Пойди, Утица, домой,
Пойди, Серая, домой,
У тя семеро детей,
А восьмой Селезень,
А девятая сама,
Поцелуй разок меня!
В этой игре "Утка" становилась в центр круга, а "Селезнь" снаружи, и играли подобно игре "кошки-мышки". При этом стоящие в хороводе пытались не впускать в круг "селезня". Так, играя, дети приобщались к миру взрослых, в котором царили любовь, уважение, взаимопонимание.
Существовало множество собственно детских игр. Наблюдая жизнь взрослых, дети часто имитировали в своих играх календарные и семейные обряды, исполняя при этом и соответствующие песни. Народные игры у наших предков сопровождались пением, наряду с силой, ловкостью, выносливостью, развивали чувство сопричастности к коллективу («Воротики», «Ручеек», «Молчанка», «Волк и овцы», «Горелки», «Жмурки») и т.д.
Пословицы и поговорки. В пословицах и поговорках оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. На музыкальных занятиях пословицы и поговорки задают тон, вводят в тему , помогают раскрыть смысл определенных ситуаций («Дорога ложка к обеду», «Волка бояться – в лес не ходить», «Без труда не вытащишь рыбу из пруда» ,«У страха глаза велики», «Глаза боятся, а руки делают», «Под лежачий камень вода не течёт», «Не надобен клад,коли в семье лад», «Старый друг лучше новых двух», «Друзья познаются в беде», «Знал бы где упадёшь – соломки подстелил», «Мягко стелит, да жёстко спать», «Родина-мать – умей за неё постоять», «Семеро одного не ждут», «За двумя зайцами погонишься , ни одного не поймаешь», «Пчела мала, но и та работает», « Хлеб всему голова», «В гостях хорошо, а дома лучше»).
Пословицы и поговорки русского народа – квинтэссенция его нравственных законов, мудрости, в емкой, сжатой форме заключающая огромный смысл.
Все вышеперечисленные фольклорные жанры являются основными на моих занятиях музыкой.
Цель их – развитие духовно-нравственных качеств личности дошкольников различного возраста (доброты, уважения к людям и их труду, бережного отношения к природе, честности, любви к Родине и т.д.).
Произведения русского детского фольклора (музыкального и устного народного творчества), используемые в работе с дошкольниками, просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Интонационные достоинства песен позволяют детям использовать их как в младшем возрасте, так и в старшем (например, колыбельные, пестушки способствуют развитию первоначальных певческих навыков у детей младшего возраста, а в старшем возрасте они используются мною для распевания).
Кроме этого, в своей работе часто использую многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок, игр и т.д. Русская народная музыка постоянно звучит при выполнении движений на музыкальных занятиях. Разнообразие мелодий обогащает музыкально-ритмические движения детей, позволяет им проявить фантазию, а эмоциональность народных мелодий заряжает позитивной энергией на весь день.
Обучение детей фольклору, на мой взгляд, должно происходить на основе синтеза основных форм художественной деятельности – музыки, хореографии, народного танца, фольклорного театра, изобразительного искусства, труда. Этот синтез осуществляется за счет участия в данной деятельности воспитателей ДОУ (проведения интегрированных занятий на которых дети погружаются в мир сказок, народного эпоса).
3 Заключение:
Использование фольклора в развлечениях, праздниках детского сада
В нашем детском саду созданы хорошие условия для приобщения детей к народному творчеству: музей сказочных персонажей, музей игрушек, музей прикладного народного творчества. (Слайды 16-17-18)
Результатом нашей с воспитателями совместной деятельности, является проведение календарных и фольклорных праздников в различных группах: это и Осенняя ярмарка с её шумным весельем, «Рождественские святки», где дети старших групп ходят «в гости» к детям младшего возраста с песнями, закличками, колядками. Весенние праздники «Встреча Весны», «Пасхальные празднества» (Слайд 19-20)
Благодаря включенности ребенка в деятельность по подготовке праздников, он становится не простым зрителем, а соучастником происходящего.
(Слайд 21)
Распевая песни, участвуя в народных танцах, водя хороводы, играя на народных музыкальных инструментах, играя в народные игры, дети принимают к действию нравственный кодекс, заложенный во всем этом (Слайд 22)
Основываясь на своём опыте, могу сказать, что знакомство с детским музыкальным фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а так же развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Детский музыкальный фольклор является ценным средством воспитания ребёнка, имеет большое значение в приобщении его к истокам родного, истинного русского народного творчества. (Слайд 23)
В нашем детском саду созданы хорошие условия для приобщения детей к народному творчеству: музей сказочных персонажей, музей игрушек, музей прикладного народного творчества (Слайд)
Благодаря включенности ребенка в деятельность по подготовке праздников, он становится не простым зрителем, а соучастником происходящего. Таким образом, музыкальные праздники с использованием разученного детского фольклора – апофеоз всего того, чему ребенок научился на музыкальных и интегрированных занятиях, конгломерат нравственных идей, ценностей, заключенных в выбранных для представления аудитории фольклорных жанров, танцев, игр и т.д. (Слайд)
Информация о работе Фольклор в музыкальном воспитании дошкольника