Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 22:40, контрольная работа
Последнее десятилетие информационные технологии стали предметом изучения в повышении квалификации. Одним из важнейших направлений применения информационных и коммуникационных технологий в образовании является использование электронных средств обучения (ЭСО) и электронных учебно-методических комплексов (ЭУМК). Однако без овладения преподавателями методикой использования ЭСО и ЭУМК в образовательном процессе усилия и средства, вкладываемые в создание информационной среды общеобразовательного учреждения, не принесут должной отдачи.
Использование ЭСО и ЭУМК позволяет активизировать процесс обучения за счет усиления наглядности и сочетания логического и образного способов усвоения информации. Интерактивность ЭСО и ЭУМК предоставляет широкие возможности для реализации личностно ориентированных моделей обучения.
Введение
3
1. Электронные средства обучения (ЭСО)
5
2. Формы релаксации в ЭСО
8
3. Компьютерная игра в латентном обучении истории
11
Заключение
13
Список литературы и использованных источников
15
Министерство образования Республики Беларусь
Белорусский государственный университет
Исторический факультет
Кафедра источниковедения
ФОРМЫ РЕЛАКСАЦИИ В ЭСО
КАК СРЕДСТВО ЛАТЕНТНОГО ОБУЧЕНИЯ
КСР: Реферат
Специальность: Историко-архивоведение
Выполнила: Т.В.Ребик
«__» __________ 2013 г.
Преподаватель: старший преподаватель, Л.С.Скакун
«__» __________ 2013 г.
Минск, 2013
Введение |
3 |
1. Электронные средства обучения (ЭСО) |
5 |
2. Формы релаксации в ЭСО |
8 |
3. Компьютерная игра в латентном обучении истории |
11 |
Заключение |
13 |
Список литературы и использованных источников |
15 |
ВВЕДЕНИЕ
Позитивного результата
в учебно-воспитательном процессе невозможно
достичь без понимания
Создание и внедрение электронных средств обучения приобретает особую актуальность в рамках реализации государственной программы «Комплексная информатизация системы образования Республики Беларусь на 2007-2010 годы» и Декрета №15 Президента Республики Беларусь, в условиях перехода на 11-летний период обучения и обновления содержания учебных программ, оптимизации образовательного процесса и разгрузки учащихся.
Последнее десятилетие информационные технологии стали предметом изучения в повышении квалификации. Одним из важнейших направлений применения информационных и коммуникационных технологий в образовании является использование электронных средств обучения (ЭСО) и электронных учебно-методических комплексов (ЭУМК). Однако без овладения преподавателями методикой использования ЭСО и ЭУМК в образовательном процессе усилия и средства, вкладываемые в создание информационной среды общеобразовательного учреждения, не принесут должной отдачи.
Использование ЭСО и ЭУМК позволяет активизировать процесс обучения за счет усиления наглядности и сочетания логического и образного способов усвоения информации. Интерактивность ЭСО и ЭУМК предоставляет широкие возможности для реализации личностно ориентированных моделей обучения.
1. Электронные средства обучения (ЭСО)
Повсеместное распространение компьютерной техники и связанных с ней информационных и телекоммуникационных технологий порождает новые направления информатизации деятельности человека практически в любой сфере общественной жизни. Очевидно, что образование не является исключением. За последние двадцать-тридцать лет компьютеры, соответствующие технологии и средства прочно вошли во все виды учебных заведений. В частности, средства информатизации применяются как в собственно подготовке школьников, так и при решении различных вопросов, связанных с организацией обучения.
Существует много подходов к введению терминов и понятий, описывающих такие средства. Во многих научных и учебно-методических изданиях их называют педагогическими программными средствами, компьютерными учебными средствами, педагогическими средствами учебного назначения, учебными компьютерными программами. Этот список терминов можно продолжить. Для именования средств, работающих с использованием компьютерной и телекоммуникационной техники и применяемых непосредственно в обучении школьников, использован термин электронное средство обучения (ЭСО).
В классификации электронных средств обучения используются различные подходы: технические, программные, эргономические, психолого-педагогические и т.д. В рамках каждого подхода классификация характеризует средства обучения по той или иной позиции, которая определяет некоторые их свойства, но не характеризует педагогических возможностей средств обучения в целом.
Подробно охарактеризовал электронные средства обучения Д.В. Чернилевский: «Электронные средства обучения – программные средства учебного назначения, в которых отражена определенная предметная область, в той или иной степени реализована технология ее изучения, обеспечены условия для реализации различных видов учебной деятельности». По мнению ученого, электронные средства обучения, используемые в учебных целях при методическим назначению, можно классифицировать так:
– учебные программные средства – предназначены для обобщения суммы знаний, формирование умений и навыков учебной или практической деятельности, а также обеспечения необходимого уровня усвоения, который устанавливается при обратной связи;
– программные средства (системы) – тренажеры, предназначенные для отработка умений, навыков учебной деятельности, самоподготовки;
– контрольные программные средства – предназначены для контроля (самоконтроля) уровня овладения учебным материалом;
– информационно-поисковые программные системы, информационно-справочные программные средства – предназначены для формирования умений и навыков по систематизации информации;
– имитационные программные средства – предназначены для изучения определенного аспекта реальности, его основных структурных или функциональных характеристик с помощью ограниченного количества параметров;
– моделирующие программные средства – предназначены для создания модели объекта, явления, процесса или ситуации (как реальных, так и «виртуальных») с целью их изучения;
– демонстрационные программные средства – предназначены для наглядного представления учебного материала, визуализации изучаемых явлений, процессов и взаимосвязи между объектами;
– учебно-игровые программные средства – предназначены для «проигрывания» учебных ситуаций;
– разрешительные программные средства – предназначены для организации внеаудиторной работы, имеющие целью развитие внимания, реакции, памяти.
Причинами разработки электронных средств обучения и их использованию в учебно-воспитательной работе общеобразовательной школы, являются следующие:
В зависимости от целей обучения электронные средства могут быть следующих типов:
2. Формы релаксации в ЭСО
Релаксация – (от лат. relaxatio ослабление, расслабление, разрядка) глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения после напряженной умственной деятельности.
Релаксация представляет собой состояние, противоположное физической деятельности. Так же, как важны упражнения, так же важна и релаксация (расслабление). Это два взаимодополняющих фактора.
После краткого периода релаксации вы почувствуете себя освеженным и укрепленным.
Релаксация представляет собой сознательный процесс, мы должны учиться делать это. До тех пор пока мышцы находятся в напряжении, не может быть никакой релаксации. Если даже напряжена только часть из них, вы должны попытаться снять это напряжение и прийти к расслаблению. Только таким путем можно познать разницу между напряженным и расслабленным состоянием.
Цель проведения релаксации – снять напряжение, дать студентам небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала.
Основными формами релаксации являются:
медитация – самонаправляемая, пассивное внимание по отношению к единственному объекту фокуса, прогрессирующая мышечная релаксация, систематичное сокращение и расслабление больших мышечных групп;
гипноз – вербальные и повторяющиеся внушения, часто включающие мысленные образы, направленные на расслабление разума и тела;
аутогенная тренировка – структурированные серии оформленных внушений, направленных на вызывание телесных ощущений, связанных с релаксацией, биологическая обратная связь, выявление (с помощью приборов) и усиление физиологических сигналов, связанных с напряжением, сигналы по обратной связи поступают к пациенту, который учится чувствовать и модифицировать сигнал.
Среди основных
форм релаксации
Особенностью релаксации является то, что она вызвана самовнушением и что при ней гипнотическое состояние может быть избирательным по направленности, благодаря чему возможен контроль за своими переживаниями и осуществление дальнейших самовнушений.
Во время релаксации наступает некоторое снижение артериального давления, замедление частоты пульса (в среднем на 4—6 в минуту); дыхание становится более медленным и поверхностным. Состояние релаксации характеризуется легкой сонливостью, которая легко может переходить в сон. Исследование электрической активности головного мозга (О. П. Барановская, А. С. Ромен и А. М. Свядощ) показало, что в начале релаксации отчетливо выступает альфа-ритм. В дальнейшем в одних случаях отмечается снижение электрической активности мозга, в других — появление медленных волн различной частоты (от 2 до 7 в секунду) и амплитуды (от 25 до 100 мкв). Они были либо единичными, либо следовали целыми сериями, появляясь периодически. Во время самовнушений (вызывания представлений тепла) отмечалась депрессия фонового ритма, главным образом в начале самовнушений. У некоторых испытуемых в состоянии покоя и релаксации, а также во время самовнушений каких-либо изменений на электроэнцефалограмме по сравнению с бодрствованием обнаружить не удавалось.
Некоторые возможности для интенсификации обучения открывают способы восприятия информации в состоянии релаксации (Рейдер Э. Г., Либих С. С.). Значение релаксации как средства интенсификации процесса обучения изучено также Шварцем И. Е.
На занятиях от студентов требуется высокая активность, мобильность и включенность. Чтобы достигнуть высокой эффективности занятия и усвоения материала студентами, следует учитывать физиологические и психологические особенности студентов, предусматривать такие виды работы, которые снимали бы усталость и напряжение. К одним из таких видов работы можно отнести психологические релаксационные паузы-минутки, которые, помогают снять усталость, нервное и психологическое напряжение. Студенты очень любят такие паузы, а минутки, потраченные на отдых, идут только во благо занятия и студентам.
Видами релаксации могут быть различного рода движения, игры, пение, заинтересованность чем-нибудь новым, необычным. Следует помнить о том, что при проведении релаксации не нужно ставить цель перед студентами запомнить материал. Релаксация должна освобождать студента от умственного напряжения.
Для лучшего усвоения материала студентами на занятиях, для создания благоприятного психологического климата необходимо включать в ход занятия небольшие упражнения, направленные на снятие стресса и усталости.
3. Компьютерная игра в латентном обучении истории
В современном обществе компьютерные игры занимают заметное место. Бюджет некоторых из них составляет колоссальную сумму, разработкой игр занимаются десятки высококлассных специалистов. В сюжетах игр используются различные темы, в том числе и исторические. Конечно, игры предназначены скорее для развлечения, чем для образования. Многие исследователи считают, что в компьютерных играх нет учебного потенциала. Однако автор данной статьи попробует пересмотреть сложившийся стереотип о невозможности обучения на основе компьютерных игр.
Проблема современных компьютерных игр заключается в том, что те из них, в сюжете которых используется некое историческое событие, имеют лишь косвенное отношение к истории, в них нет исторической точности и достоверности, наличие вариативности приводит к искажению исторического события. Правда, винить разработчиков в сознательном искажении не приходиться, т.к. это связано с различными вариантами прохождения игры.
Поскольку обучение – это процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта, организация формирования знаний, умений, навыков, можно сказать, что сама по себе компьютерная игровая программа представляет собой заложенной алгоритм обучения.
Информация о работе Форма релаксации в ЭСО как средство латентного обучения