Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 16:26, курсовая работа
Цель исследования: изучить развитие речи детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры.
Объект исследования: речь дошкольников.
Предмет исследования: формирование диалогической речи дошкольников в сюжетно-ролевой игре.
Задачи исследования:
- определить понятие и значение речи;
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития речи детей………………………………………………………………………….5
1.1. Понятие и значение речи……………………………………………………5
1.2. Развитие речи в онтогенезе…………………………………………………8
Глава 2. Сюжетно-ролевая игра и ее роль в развитии речи……………….....14
2.1. Понятие и происхождение игры…………………………………………..14
2.2. Функции сюжетно-ролевых игр……………………………………………19
2.3. Особенности развития сюжетно-ролевой игры в среднем дошкольном возрасте.…………………………………………………………………………..23
Заключение……………………………………………………………………….33
Список литературы………………………………………...…………………….34
В среднем дошкольном возрасте основой сюжетно-ролевой игры становится творческое преобразование детского опыта. Содержание сюжетных игр обогащается: от разыгрывания бытовых сюжетов ребенок переходит к отражению взрослых профессиональных отношений, появляются сюжеты с фантастическими элементами. Педагог организует игры, опираясь на известное ребенку содержание. Так, он моделирует в игре то, что происходило с самим ребенком («Как мы с мамой и папой ходили в цирк») или в мультфильме или сказке.
Готовый сюжет может задаваться разными способами: беседой с детьми, составлением индивидуального или коллективного рассказа.
Играя с ребенком, педагог «расшатывает» привычный ход игрового сюжета. [13] Становясь носителем неожиданной для ребенка игровой роли, педагог побуждает его к ролевой импровизации, демонстрируя новые варианты развития игрового сюжета. Педагог может вносить непривычные элементы в знакомые детям роли (например, официант-неумейка, который все время что-то роняет и все путает) побуждая их изменять свое ролевое поведение соответствующим образом. За счет использования непривычных элементов игра становится более эмоциональной, веселой.
Детей средней группы педагог включает в создание предметно-игровой среды, организуя эту деятельность по типу «игра-труд».
Выступая в позиции партнера-помощника, он побуждает детей фантазировать в речевом плане, а затем включать придуманные элементы сюжета в игру («Давай я буду пиратом, а ты капитаном корабля. Я буду нападать на твой корабль... А ты...»).
Организация игры в средней группе позволяет отказаться от жесткого зонирования группы на тематические уголки.
В группе необходимо выделить игровые зоны, в которых дети могут разворачивать любые сюжетно-ролевые игры, объединяясь в небольшие группки и создавая обстановку соответствующую замыслу.
Так, если в младшем дошкольном возрасте предметно-игровая среда «ведет» за собой игровые замыслы, то в среднем дошкольном возрасте игровые замыслы детей постепенно начинают определять особенности структурирования игровой зоны. Важно, чтобы они были относительно закрытыми (ширмы, ткань), что помогает ребенку целиком погрузиться в игровой мир.
В средней группе педагог создает условия для коллективных режиссерских игр. [15] В предметно-игровой среде кроме образных игрушек должен быть разнообразный бросовый материал (дощечки, небьющиеся пузырьки), который может использоваться по-разному, так как он сам по себе развивает воображение, способность действовать с предметами-заместителями.
Организуя режиссерские игры, педагог занимает позицию помощника: он просит ребенка пояснить смысл тех или иных действий, побуждает к ролевой речи («Что сказал?», «Куда пошел?»).
Иногда педагог выступает как носитель игровых умений, показывая при помощи игрушек и предметов-заместителей фантастические истории. Это помогает ребенку включиться в подобную деятельность.
Надо давать ребенку творческие игровые задания, направленные на организацию индивидуальной или совместной режиссерской игры, как-то завершить историю, показанную воспитателем; придумать и показать сказку; придумать и показать начало истории, которую продолжит воспитатель или другой ребенок. [13]
Итак, в среднем дошкольном возрасте основой сюжетно-ролевой игры становится творческое преобразование детского опыта. Педагог организует игры, опираясь на известное ребенку содержание.
Содержание игр в дошкольном возрасте меняется следующим образом: от предметных действий людей к отношениям между ними, а затем к выполнению правил, регулирующих поведение и отношения людей. Всякая роль предполагает определенные правила поведения, диктует, что можно, а чего нельзя делать. В то же время всякое правило имеет за собой какую-либо роль, например роль убегающего и догоняющего, роль ищущего и прячущегося. Так что разделение на ролевые игры и игры с правилами достаточно условно. Но в ролевых играх правило как бы скрыто за ролью, оно не проговаривается специально и скорее чувствуется, чем осознается ребенком. Развитие игры в дошкольном возрасте происходит от игр с открытой ролью и скрытым правилом к играм с открытым правилом и скрытой ролью. У ребенка развиваются способности к импровизации в сюжетно-ролевых и режиссёрских играх. Кроме того, игра постепенно превращается в совместную деятельность. [14]
Руководство играми детей средней группы педагог проявляет в обогащении содержания игр, возникающих в группе, в формировании умения организованно играть небольшими группами, сговариваться по поводу игры, поддерживать в игре дружелюбные отношения.
Для решения этих задач воспитатель в основном должен использовать косвенные приемы руководства: обогащать знания детей в связи с темой возникшей игры. У детей средней группы часто одновременно возникает несколько игр на разные темы. В таких случаях воспитатель сначала помогает детям расширить знания для одной - двух игр, а затем постепенно переходит к углублению содержания других.
Воспитатель также должен использовать разнообразные приемы формирования у детей умения организовать совместные игры.
Проявляя интерес к играм детей и задавая отдельным группкам вопросы, педагог постепенно приучает детей обдумывать тему и содержание игры, договариваться, распределять роли. При этом воспитатель может использовать короткие разговоры с детьми о содержании предстоящей игры, о распределении ролей в ней, помогает детям справедливо распределить роли, направляет внимание детей на подбор игрушек.
Информация о работе Формирование диалогической речи у дошкольников в сюжетно-ролевой игре