Формирование диалогической речи у дошкольников в сюжетно-ролевой игре
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 16:26, курсовая работа
Описание работы
Цель исследования: изучить развитие речи детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры. Объект исследования: речь дошкольников. Предмет исследования: формирование диалогической речи дошкольников в сюжетно-ролевой игре. Задачи исследования: - определить понятие и значение речи;
Содержание работы
Введение…………………………………………………………………………...3 Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития речи детей………………………………………………………………………….5 1.1. Понятие и значение речи……………………………………………………5 1.2. Развитие речи в онтогенезе…………………………………………………8 Глава 2. Сюжетно-ролевая игра и ее роль в развитии речи……………….....14 2.1. Понятие и происхождение игры…………………………………………..14 2.2. Функции сюжетно-ролевых игр……………………………………………19 2.3. Особенности развития сюжетно-ролевой игры в среднем дошкольном возрасте.…………………………………………………………………………..23 Заключение……………………………………………………………………….33 Список литературы………………………………………...…………………….34
В средней группе возможно участие
воспитателя в игре в той или иной роли.
Но при этом он берет на себя не основную,
а второстепенную роль, с тем, чтобы направить
игру или оказать детям помощь в преодолении
возникших затруднений.
Игра «Магазин»
Цель: ознакомление с трудом
взрослых в продуктовом, овощном, книжном
магазине. Развитие интереса в игре. Формирование
положительных взаимоотношений между
детьми. Воспитание у детей уважения к
труду продавца.
Игровой материал:
строительный материал, игрушки, муляжи
продуктов, одежда для кукол, вешалки,
зеркало, касса, витрина, предметы-заместители,
куклы, книжки-самоделки, кошельки.
Подготовка к игре:
экскурсия в овощной, книжный, продуктовый
магазины и в магазин одежды.
Встреча с работниками
магазина. Чтение стихотворений о продавцах,
о колхозниках. Чтение отрывка из книги
Б. Житкова «Что я видел?» («Бахча») и книгу
С. Михалкова «Овощи». Рисование на тему
«Экскурсия в магазин». Лепка овощей, продуктов.
Изготовление совместно с воспитателем
книжек-самоделок.
При подготовке к игре
в «Магазин» воспитателем могут быть использованы
разные поводы. Так, можно воспользоваться
приближением праздника или дня рождения
кого-нибудь из детей, а можно и просто
необходимостью что-либо купить. В любом
из этих случаев дети должны понять, что
поход в магазин вызван необходимостью
сделать какую-нибудь покупку.
Педагог говорит детям:
«Скоро праздник 8 Марта, надо сделать
флажки, украсить комнату. У нас нет бумаги.
Мы пойдем в магазин и купим цветную бумагу
и сделаем из нее флажки. Потом украсим
комнату флажками, у нас в группе будет
очень красиво».
Оправляясь на экскурсию,
воспитатель должен напомнить еще раз
детям, куда и зачем они идут («У нас нет
бумаги. Мы идем в магазин купить бумагу»).
Во время экскурсии
надо показать детям прилавки, полки, товары,
объяснить все, что они видят, и сказать,
что все это вместе и есть магазин. Очень
хорошо, если педагог построит объяснение
так, что вызовет вопросы у детей. Педагогу
необходимо обеспечить активное внимание
и восприятие детьми всего того, что они
наблюдают и что им объясняют. Особенно
педагогу следует подчеркнуть смысл деятельности
продавцов и кассира и их взаимосвязь
в процессе этой деятельности.
Затем надо купить
то, за чем дети пришли в магазин. Лучше
всего, чтобы это сделали сами дети. Так,
одному ребенку воспитатель может поручить
узнать у продавца, есть ли нужный товар
и, если есть, сколько он стоит, другому
- уплатить в кассу, третьему - получить
у продавца покупку. В этом случае дети
вступают в общение со взрослыми в процессе
выполнения ими трудовой деятельности
и фактически участвуют в ней как покупатели.
Такое участие в деятельности
взрослых помогает детям уяснить ее смысл,
цели, способы ее выполнения.
После экскурсии педагог
должен дать детям почувствовать и пережить
ее результаты. Например, если была куплена
бумага для флажков, детям нужно сделать
флажки и украсить ими комнату.
Затем педагогу надо
закрепить с детьми в беседе по картине
все, что они узнали во время экскурсии.
Показывая детям картину, воспитатель
может ставить им не только такие вопросы,
как: «Что делает девочка?» или «Что делает
продавец?», но и такие, как: «Что делала,
девочка раньше?» (платила деньги в кассу,
взяла чек, отдала чек продавцу, если на
картине изображено, как девочка получает
покупку).
Отвечая на такие вопросы,
ребята уже могут использовать не только
то, что непосредственно воспринимают,
рассматривая рисунок, но и то, что знают
из своего личного опыта, приобретенного
во время экскурсии.
Для того, чтобы дети
поняли, что слово «магазин» относится
не только к кондитерскому или канцелярскому
магазину, не только к тому магазину, в
который они ходили, а словом «купить»
обозначают не только покупку конфет или
бумаги, педагогу необходимо повести детей
еще в несколько магазинов, с тем, чтобы
подвести их к правильным обобщениям,
на основе которых у них сформируются
соответствующие понятия.
Так, можно организовать
экскурсию в хлебный, овощной, книжный
магазин. Очень хорошо, если в каждом магазине
дети будут что-нибудь покупать. Каждый
из детей группы должен поучаствовать
хотя бы в одной покупке. В магазинах дети
могут купить, например, флажки, альбомы
для раскрашивания, карандаши, конфеты,
печенье.
После нескольких экскурсий
воспитатель может предложить ребятам
нарисовать, что они видели в магазине.
Дети могут нарисовать
фрукты, овощи, игрушки, конфеты. Также
нужно, чтобы на занятии по лепке дети
вылепили предметы, которые они потом
будут использовать во время игры.
Затем воспитатель
проводит беседу по картинкам и обобщает
все, что дети уже знают о магазине.
Для игры в «магазин»
воспитателем должны быть приготовлены
вывеска со словом «магазин», деньги, чеки,
табличка со словом «Касса», кошельки
для покупателей. Педагог сдвигает столики,
которые образуют собой прилавок, на котором
должны быть красиво разложены всевозможные
игрушки.
Раздав детям кошельки
с деньгами, воспитатель сообщает, что
открылся новый магазин, где продаются
игрушки, и предлагает ему пойти туда.
В магазине покупателей встречает очень
вежливый и предупредительный продавец
(воспитатель), в кассе - опытный кассир
(один из детей). Продавец вежливо здоровается
с покупателем, потом предлагает ему товар,
дает его посмотреть, показывает, как с
ним обращаться, говорит, сколько он стоит.
Заплатив в кассу названную продавцом
сумму и взяв чек, покупатель отдает его
продавцу и получает у него свою покупку.
На следующий день
в магазине нужно продавать что-нибудь
из того ассортимента, который дети изготовили
на занятиях. Педагог назначает продавцом
кого-нибудь из детей, а сам берет на себя
роль одного из покупателей, но и в новой
роли он направляет ход игры.
Дальнейшее развитие
игры может идти по линии изменения профиля
магазина (то продуктовый, то книжный,
то кондитерский) или по линии включения
этой темы в другие игровые темы.
Например, одним из
вариантов игры может быть следующий.
Воспитатель вносит в группу кассу, деревянную
витрину с ячейками (похожую на ту, которую
видели в овощном магазине) и «клубнику»,
слепленную воспитателем. Недостающие
овощи и продукты педагог заменяет камешками,
каштанами, листьями. Все это должно вызвать
интерес у детей и желание играть.
Если ребята не отреагировали
на предметы для магазина, педагог сам
обращает внимание детей на атрибуты к
игре и предлагает поиграть. С помощью
считалочки ребята распределяют роли:
«продавца», «покупателя». Затем дети
совместно с воспитателем устанавливают
витрину, раскладывают овощи по ячейкам,
берут корзинки, «кошельки», «деньги»
и идут в магазин. Первый покупатель просит
продавца взвесить килограмм клубники.
«Продавец» взвешивает на весах покупку
и отдает ее «покупателю». Воспитатель
должен приучать детей к правилам общения
в магазине и побуждать внимательно следить
друг за другом, чтобы кто-нибудь не забыл
поблагодарить. Следующий «покупатель»
покупает яблоко для своей дочки», затем
апельсины, сливы, груши.
Чтобы интерес к игре не ослабел,
воспитатель, к примеру, может напомнить:
«А вы не забыли купить своим мамам подарки,
угощенье?».
Со временем в магазине покупателей
становится все меньше и меньше. Продавцу
явно надоедает украшать витрину, вытирать
кассу и она объявляет, что магазин закрыт
на обед, вывешивает на кассе дощечку и
уходит.
В ходе игры в «магазин» у детей
часто возникают вопросы: «Откуда берутся
в магазине хлеб, молоко, овощи?», «Кто
и откуда их доставляет?», «Где их производят?»,
«Где выращивают?». Воспитатель должен
поддерживать этот интерес, удовлетворять
его, расширять кругозор детей и одновременно
содействовать дальнейшему обогащению
содержания игры.
Для формирования у детей четких
представлений о выращивании овощей, злаковых,
воспитатель может рассмотреть с ребятами
картину о сборе урожая на огороде, прочитать
отрывок из книги Б. Житкова «Что я видел?»
и книгу С. Михалкова «Овощи». Беседа о
труде колхозников уточнит, систематизирует
знания детей.
Параллельно с работой по ознакомлению
с трудом колхозников целесообразно проводить
лепку, конструирование, организовывать
труд детей (изготовить из бумаги кульки
для крупы, из крупного строительного
материала построить магазины с большими
витринами; из глины, пластилина слепить
овощи, фрукты, арбузы, дыни, хлеб, булки,
бублики, печенье) с установкой, что эти
изделия можно использовать в игре.
Когда интерес к игре «Продуктовый
магазин» ослабевает, воспитатель может
предложить поиграть в игру «Магазин одежды».
Сначала воспитатель на занятиях
и в повседневной жизни уточняет знания
детей о видах одежды (летняя, зимняя, белье,
платья, пальто, шуба, шапка, панама, кепка,
платок), закрепляет обобщающие понятия
(головные уборы, белье, верхняя одежда).
В детском саду с помощью родителей
можно сшить одежду куклам, сделать вешалки
и стойки для них, сшить пакетики из целлофана,
изготовить большое зеркало из фольги.
Процесс совместного изготовления
этих атрибутов обычно напоминает детям
о виденном на экскурсии и побуждает их
к игре.
Если же такого интереса к игре
не возникает, воспитатель берет инициативу
на себя. Прежде всего, помогает детям
в распределении ролей, педагог предлагает
нескольким желающим детям быть продавцами,
ведь можно организовать несколько отделов
(детской, мужской, женской одежды) и в
каждом отделе нужны продавцы. Распределив
роли, дети строят из стульев, скамеек
и крупного строительного материала магазин,
выкладывают на полках белье в целлофановых
пакетах, на вешалках развешивают одежду
(отдельно платья, отдельно пальто), сооружают
примерочные кабины, устанавливают кассу,
торжественно открывают новый магазин
и приглашают «покупателей».
В основном - это «мамы» с дочками-куклами.
«Продавцы» советуют, какую лучше выбрать
одежду, помогают примерять. «Мамы» надевают
одежду на кукол, оплачивают покупку в
кассе, благодарят.
Полезна в воспитательном отношении
и игра в «книжный магазин» (с отделением
канцелярских товаров). Она дает возможность
формировать познавательные интересы
детей, упражнять их в «делании», поскольку
игра побуждает детей изготавливать «товары»
для магазина (конструировать с помощью
воспитателя книжки-самоделки, альбомчики,
тетради). В игре закрепляются знания о
труде работников магазина, воспитывается
уважение к нему, у детей возникает желание
подражать им и брать на себя соответствующие
роли.
Игра в «магазин» очень часто
переплетается с такими играми, как «семья»,
«детский сад». Например, «мамы», «папы»,
«бабушки» покупают в гастрономе продукты,
готовят из них обед и кормят кукол, в магазине
готовой одежды они покупают своим детям
обновки к празднику.
Заключение
Развитие речи - процесс своеобразный,
сложный, протекающий неодинаково у различных
детей. У одних детей наблюдается раннее
появление первых слов и бурное, ускоренное
развитие всей речи. В таких случаях не
следует побуждать речевую активность
ребенка. Таким детям не следует много
читать вслух, рассказывать, заучивать
с ними стихи, чтобы уберечь их речь от
нежелательных осложнений.
Сюжетно-ролевая игра оказывает
положительное влияние на развитие речи.
В ходе игры ребенок вслух разговаривает
с игрушкой, говорит и за себя и за нее,
подражает гудению самолета, голосам зверей.
Таким образом, в сюжетно-ролевой
игре развивается речевая активность
детей.
Среди всего многообразия детских
игр наибольшее значение имеет сюжетно-ролевая
игра. Она отличается тем, что действие
ее происходит в некотором условном пространстве,
а играющие дети берут на себя соответствующие
роли и действуют от имени этих ролей.
Ролевая игра — это деятельность коллективная.
Когда дети играют, они не только
действуют, жестикулируют и манипулируют
с игрушками, они еще всегда объясняют,
что именно они делают. Без таких объяснений,
придающих новый смысл предметам и действиям,
невозможно ни принятие роли, ни создание
условного пространства игры. Причем речь
ребенка, объясняющая игру, должна быть
кому-то адресована. Игровое действие
должно иметь партнера, которому необходимо
объяснить, что означает тот или иной предмет
или действие. Без такой договоренности
и без взаимного понимания игровая ситуация
перестает существовать и рассыпается.
Дети трех лет уже играют в сюжетно-ролевые
игры. Педагоги и родители должны направлять
детей к этой деятельности, организовывать
игры.
Таким образом, через игру активно
развивается диалогическая речь ребенка.
Список литературы
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика
развития речи и обучения родному языку
дошкольников. / М.М. Алексеева, В.И. Яшина.
- М.: Академия, 2000. – 400 с.