Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2014 в 09:38, контрольная работа
Проблема полового воспитания подрастающего поколения - одна из самых сложных и противоречивых, от ее решения во многом зависит психологическое, социальное и духовное здоровье общества. В настоящее время особенно актуальным становится проведение гендерных исследований, что нашло свое отражение в проекте концепции Российской академии образования «Половое воспитание российских школьников» (1998 г.) и Гендерной стратегии Российской Федерации (2003г).
Введение…………………………………………………………………...2
1.1 Формирование гендерной социализации и её аспекты……………..3
1.2 Принятие гендерной роли в дошкольном возрасте…………………3
1.3 Особенности гендерного воспитания дошкольников и формирование гендерных стереотипов……………………………………………...........4
1.4. Гендерный подход……………………………………………………7
Выводы…………………………………………………………………….12
Литература…………………………………………………………………13
Усвоение гендерной принадлежности детьми дошкольного возраста происходит в сюжетно-ролевой игре; при этом дети чаще играют в однополых группах, но иногда наблюдается и дифференцированное содержание сюжетно-ролевой игры. В процессе руководства ею педагогу необходимо учитывать гендерные проявления и предпочтения детей различных гендерных групп: организовывать включение ребенка в позицию субъекта игровой деятельности, которая наиболее полно соответствует его гендерной направленности, т.е. отражает гендерную доминанту.
У мальчиков и девочек среднего и старшего дошкольного возраста в игре формируется отношенческий компонент: при распределении ролей по половому принципу они практически не путают половую принадлежность игровых персонажей, выбирая себе в «партнеры» ребенка, с которым сложились дружеские отношения. Дети исполняют роль, не соответствующую полу, если не хватает мальчиков для «мужских» или девочек для «женских» ролей или если девочки или мальчики, играя в одиночку, вынуждены сами играть обе роли.
Для игры девочкам достаточно ограниченного пространства, мальчики осваивают доступные горизонтальную и вертикальную территории. Игры мальчиков более предметны и рассчитаны на «дальнее» зрение. Игры девочек коммуникативны, вербальны, отражают отношения между людьми. Сюжет ролевых игр отражает традиционный взгляд на роль мужчины и женщины в обществе: ежедневно девочки осваивают и пополняют опыт «ухаживания» за домом, заботы о «детях». Реализуя потребность нравиться окружающим и быть красивой, девочки часто обыгрывают свадьбы, «выходят замуж». Мальчики сражаются на войне, водят транспорт, строят дома, мосты, машины, выполняют «тяжелую» физическую работу. В игре закладываются основы нравственности: великодушие, надежность, уважение к девочкам (женщинам); доброта, терпеливость, верность, уважение к мальчикам (мужчинам).
Использование в образовательных целях потешек, коротких стихотворений, загадок, игровых обучающих или проблемных ситуаций, наблюдения, беседы, игры- развлечения, контроль действий детей (внос игрового атрибута), закрепление и активизация словаря - все это педагог может реализовать на основе гендерного подхода. Необходимо помнить специфику гендерной принадлежности и обеспечивать детей игровым материалом с учетом их интересов.
Для феминной группы следует подбирать эмоциональный, создающий условия для использования имен прилагательных, привлекательный и яркий материал, а игрушки располагать на расстоянии «вытянутой руки». Такие дети хорошо поймут и запомнят то, что смогут потрогать руками.
Для маскулинной группы игровой материал должен иметь немного агрессивный вид и сложную конструкцию и способствовать развитию пространственных ориентаций. Эти дети поймут и запомнят, если проявят способность выявлять и реализовывать все свойства предмета (игрушки). По сути, этой потребностью искать дополнительные возможности предмета объясняется частая ломка игрушек данной категорией детей.
Андрогинная группа справится с игровым атрибутом в виде дидактических игр. Такие дети считаются «условно одаренными», их познавательные способности выше средних и позволяют решать обучающие задачи в любой деятельности.
Для детей недифференцированной группы нужны потешки, стихи, проблемные ситуации, в которых показывается образец стереотипного мужского или женского поведения. Такие дети нуждаются в дополнительных условиях для формирования или закрепления гендерной принадлежности, т.е. осознания себя как представителя определенного пола.
Организуя самостоятельную деятельность детей, педагог меняет предметно- игровую среду, внося новый атрибут. Однако игровую среду группы ДОУ можно организовать на основе гендерного подхода.
Взаимодействие педагога ДОУ с семьей воспитанников на основе гендерного подхода предоставляет огромные возможности для реализации разнообразных форм индивидуальной и групповой работы: родительские собрания, освещающие вопросы индивидуализации и дифференциации развития детей разного пола; родительские клубы; совместные (педагоги, родители и дети) мероприятия гендерной тематики; анализ воспитательного влияния семьи на формирование и развитие гендерного самосознания детей.
Выводы:
Из всего представленного мною материала можно сделать выводы о том, что Федеральный Образовательный Государственный Стандарт определил новые направления в организации воспитательно-образовательного процесса, которые предполагают несколько иной подход к содержанию нравственного воспитания дошкольников, включив формирование у ребёнка гендерной принадлежности. Поэтому данный вопрос актуален, так как очень важно сформировать у детей гендерную устойчивость, навыки общения девочек и мальчиков, что в последствии окажет положительное влияние на процесс социализации ребёнка на следующем возрастном этапе и в будущей жизни.
Список использованных литературы:
1. Щетинина А.М., Иванова О.И. Полоролевое развитие детей 5-7
2. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие
3. Клецина И.С. Гендерная социализация. СПб, 1997.
4. Смирнов В.И. Общая педагогика: Учебное пособие. - М.: Логос, 2002
5. Паньшина Т.В. Гендерные проблемы современного образования
6. Евтушенко И.Н. Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста: Диссертация. - Челябинск, 2008. - 191 с.
7. Артемова Л. Социализация ребенка в семье//Дошкольное воспитание
Информация о работе Формирование гендерной социализации и её аспекты