Формирование глобального мышления у учащихся начальной школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 16:53, контрольная работа

Описание работы

Преодоление глобальных проблем во всех сферах жизни является одной из задач современного мира. Традиционные методы решения проблем оказываются неэффективными в планетарных масштабах. Поиск принципиально новых способов решения проблем приводит к необходимости создания нового категориального аппарата мышления и воспитания человека, способного мыслить категориями мира. В качестве одного из возможных подходов к решению этой задачи можно рассмотреть концепцию глобального образования, в основе которого лежит идея формирования человека с новым типом мышления - глобальным.

Содержание работы

Введение 2
Общее понятие о мышлении 3
Глобальное образование 5
Формирование мышления у учащихся начальной школы 10
Параметры глобального мышления 11
Пути формирования глобального мышления 11
Заключение 12
Литература 13

Файлы: 1 файл

Кр АПП.docx

— 32.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение 2

Общее понятие о мышлении 3

Глобальное образование 5

Формирование  мышления у учащихся начальной школы 10

Параметры глобального мышления 11

Пути формирования глобального мышления 11

Заключение 12

Литература 13

 

Введение

 

Преодоление глобальных проблем  во всех сферах жизни является одной  из задач современного мира. Традиционные методы решения проблем оказываются  неэффективными в планетарных масштабах. Поиск принципиально новых способов решения проблем приводит к необходимости  создания нового категориального аппарата мышления и воспитания человека, способного мыслить категориями мира. В качестве одного из возможных подходов к решению  этой задачи можно рассмотреть концепцию  глобального образования, в основе которого лежит идея формирования человека с новым типом мышления - глобальным.

 

 

 

Общее понятие о мышлении

 

Предметы и явления  действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно  познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий (цвета, звуки, формы, размещение и перемещение  тел в видимом пространстве) , и такими свойствами и отношениями, которые можно познать лишь опосредованно  и благодаря обобщению, т.е. посредством  мышления. Мышление - это опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся  в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений  между ними.

Первая особенность мышления - его опосредованный характер. То, что  человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через  другие, неизвестное - через известное. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта - ощущения, восприятия, представления - и на ранее приобретённые  теоретические знания. Косвенное  познание и есть познание опосредованное.

Вторая особенность мышления - его обобщённость. Обобщение как  познание общего и существенного  в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется лишь в отдельном, в конкретном.

Обобщения люди выражают посредством  речи, языка. Словесное обозначение  относится не только к отдельному объекту, но также и к целой  группе сходных объектов. Обобщённость также присуща и образам (представлениям и даже восприятиям) . Но там она  всегда ограничена наглядностью. Слово  же позволяет обобщать безгранично. Философские понятия материи, движения, закона, сущности, явления, качества, количества и т.д. - широчайшие обобщения, выраженные словом.

Мышление - высшая ступень  познания человеком действительности. Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и представления. Через органы чувств - эти единственные каналы связи организма с окружающим миром - поступает в мозг информация. Содержание информации перерабатывается мозгом. Наиболее сложной (логической) формой переработки информации является деятельность мышления. Решая мыслительные задачи, которые перед человеком ставит жизнь, он размышляет, делает выводы и тем самым познаёт сущность вещей и явлений, открывает законы их связи, а затем на этой основе преобразует мир.

Мышление не только теснейшим  образом связано с ощущениями и восприятиями, но оно формируется  на основе их. Переход от ощущения к  мысли - сложный процесс, который  состоит прежде всего в выделении  и обособлении предмета или признака его, в отвлечении от конкретного, единичного и установлении существенного, общего для многих предметов.

Мышление выступает главным  образом как решение задач, вопросов, проблем, которые постоянно выдвигаются  перед людьми жизнью. Решение задач  всегда должно дать человеку что-то новое, новые знания. Поиски решений иногда бывают очень трудными, поэтому мыслительная деятельность, как правило, - деятельность активная, требующая сосредоточённого внимания, терпения. Реальный процесс  мысли - это всегда процесс не только познавательный, но и эмоционально-волевой.

Объективной материальной формой мышления является язык. Мысль становится мыслью и для себя и для других только через слово - устное и письменное. Благодаря языку мысли людей  не теряются, а передаются в виде системы знаний из поколения в  поколение. Однако существуют и дополнительные средства передачи результатов мышления: световые и звуковые сигналы, электрические  импульсы, жесты и пр. Современная  наука и техника широко используют условные знаки в качестве универсального и экономного средства передачи информации.

Облекаясь в словесную  форму, мысль вместе с тем формируется  и реализуется в процессе речи. Движение мысли, уточнение её, связь  мыслей друг с другом и прочее происходят лишь посредством речевой деятельности. Мышление и речь (язык) едины.

Мышление неразрывно связано  с речевыми механизмами, особенно рече-слуховыми  и рече-двигательными.

Мышление также неразрывно связано и с практической деятельностью  людей. Всякий вид деятельности предполагает обдумывание, учёт условий действия, планирование, наблюдение. Действуя, человек  решает какие-либо задачи. Практическая деятельность - основное условие возникновения  и развития мышления, а также критерий истинности мышления.

Мышление - функция мозга, результат его аналитико-синтетической  деятельности. Оно обеспечивается работой  обеих сигнальных систем при ведущей  роли второй сигнальной системы. При  решении мыслительных задач в  коре мозга происходит процесс преобразования систем временных нервных связей. Нахождение новой мысли физиологически означает замыкание нервных связей в новом сочетании.

  Отличие мышления  от других психологических процессов  состоит  в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которой эта задача задана. В процессе  мыслительной деятельности человек познает окружающий мир с помощью особых умственных операций.

   Глобальное образование

 

Главное в глобальном образовании - воспитание чувства причастности каждого к жизни человеческого сообщества, установление гармоничных отношений человека с природой, людьми, миром в целом и с самим собой.

Идея глобального образования, призванная раскрепостить человека как свободную творческую личность, а с другой стороны, воспитать  у него чувство ответственности  за настоящее и будущее мира, в  котором он живет, получила поддержку  со стороны Министерства образования  РФ и ряда учебных заведений России. Глобальное образование – важнейшее средство гуманитаризации педагогических технологий, деидеологизации дисциплин гуманитарного и других циклов, углубления междисциплинарных связей как внутри одного цикла, так и между предметами различных циклов. Глобальное образование способствует приобретению кросс-культурной грамотности на основе знаний собственной национальной культуры и формированию отношения к людям с позиций общечеловеческих ценностей. При этом глобальное образование имеет как бы три составляющие: мышления учащихся (Ю.Н. Кулюткин, Е.Б. Спасская).

-направлено по своему содержанию на решение глобальных проблем(социально-экономических, экологических, культурологических, гуманитарных);

-направлено на подготовку человека как грамотного участника совместной диалоговой деятельности, умеющего работать в «команде», принимать коллективные решения (именно таких решений требуют глобальные проблемы);

-включает в себя гуманистические принципы образовательной деятельности.

Принципы глобального  образования:

-ориентация на развитие личности ребенка (педоцентризм)

-непрерывность;

-активизация познавательной деятельности;

-поиск эффективных технологий;

-целостность (холисткость)

-достоверность;

-органическое единство (когерентность)

-интегративность.

Кроме глобальной тематики, акцент на таких уроках ставится на развитие качеств личности гражданина:

-эмпатии (способность к сочувствию, сопереживанию);

-толерантности (терпимости к другой точке зрения, другому взгляду на проблему и способу ее решения);

-коммуникативной культуры (способности к диалоговому взаимодействию, основанному на бесконфликтности);

  -кросс – культурной грамотности (осознание ценности своей культуры в контексте общемировой);

- способности к прогнозированию при выборе решений и способов действий.

По мере разработки концепций  и моделей глобального образования (У." Книпп, В. Стейнли, Р. Хенви и  др.) и включения их в образовательный  процесс было установлено, что интеграционные процессы в образовании способствуют формированию глобального мировоззрения  и мышления (И. Ю. Алексашина, Ю.Н. Кулюткин, А.П. Лиферов и др.).

1. Личностными условиями  формирования глобального мышления учащихся являются мотивация к освоению знаний и умений, необходимых для решения проблем различных уровней, высокий уровень интеллекта и креативности.

2. Возрастные качественные  изменения в мировосприятии школьников в глобальном образовательном процессе способствуют формированию глобального мировоззрения и мышления.

3.Педагогическими условиями развития глобального мышления в процессе интеграции образования являются:

- ценностно-смысловое единство образовательного процесса;

- глобальный характер содержания учебных программ образования;

- использование образовательных  технологий, направленных на раскрытие  творческого потенциала и формирование  активной деятельной позиции  учащегося. 

4. Управление процессом  формирования глобального мышления возможно при использовании специальной образовательной технологии его развития в образовательном процессе.

Многие интеграционные процессы в мире являются отражением процесса глобализации, негативные стороны которого порождают политические и национальные проблемы. Преодоление этих сторон и связанных с ними проблем  является одной из функций новой  области знания глобалистики, призванной стабилизировать мировое развитие. Поэтому в данном исследовании важное значение имеет определение понятия  «глобалистика» и отличие ее от процесса глобализации.

А.П. Федотов считает глобализацию процессом интеграции мировой экономики, осуществляемым через потоки капитала, товаров, услуг, рабочей силы и т.д., приводящим к интеграции в информационной, политической, военной и культурной областях, направляемым мировым финансовым капиталом и мировыми банками.

Э.Г. Кочетов описывает  глобализацию как процесс:

1) вписывающий мировую хозяйственную систему во взаимодействие с природно-биологической средой и придающий этой целостности новое социально-природное качество;

2) воспроизводственной трансформации  национальных экономик и их  хозяйствующих структур, капитала, рабочей силы, при которых мировая экономика рассматривается не просто как сумма (совокупность) национальных экономик, финансовых, валютных, правовых, информационных систем, а как целостная, единая геоэкономическая (геофинансовая) популяция (пространство), функционирующая по своим, законам;

3) смыкания локальных  (местных, национальных, либо региональных) проблем социологических, политических, идеологических, военного и т.п.  характера в общемировые проблемы;

4) выхода какого-либо процесса (явления, события) на всеохватный, общий уровень.

АП. Федотов описывает  глобалистику как науку, изучающую  наиболее общие закономерности развития человечества и модели управляемого, научно и духовно организованного мира в единстве и взаимодействии трех основных глобальных сфер человеческой деятельности - экологической, социальной и экономической - в реальных современных условиях антропологически перегруженной Земли с ограниченными природными ресурсами.

В работе Э.Г. Кочетова глобалистика рассматривается как отрасль  социально-гуманитарного знания, как  наука: - о мире в его системно-нерасчлененной (целостной) форме;

- о различных сферах  глобального мира (геоэкономике, геофинансах,  геостратегии, геоинформации и т.п.);

-о закономерностях функционирования наднациональных самообразований (процессов, структур и т.д.) и технологиях оперирования в них.

В ряде источников глобалистика характеризуется как междисциплинарная  и наддисциплинарная область знаний, где парадигмой является идея взаимозависимости.

Мировые интеграционные процессы, вызванные глобализацией, приводят в действие интеграционные процессы в образовании. Массовое сознание педагогической общественности часто видит в  этих процессах только унификацию, стандартизацию мировой культуры и  образования и уменьшение значимости существующих культур и образовательных  систем, а глобальное мышление воспринимает как движущую силу этого процесса.

Глобальное образование  призвано преодолеть это заблуждение  и привести различные мнения о  возможности и степени управления процессами мирового развития к общему знаменателю, поскольку решение  глобальных проблем современного мира невозможно в рамках каких-либо отдельных  государств или обществ. Необходимо единство действий мирового сообщества, и потенциал удачной стратегии  его действий содержится в системном  эффекте единства его многообразия, в осознании этого единства многообразия (приходящим с формированием глобального мировоззрения), и в развитии глобально-ориентированного мышления.

Глобалистику называют интеллектуальным оружием первой четверти XXI века в  борьбе за создание будущего цивилизации. Глобальное мышление может стать наиболее эффективным инструментом ее построения.

Формирование  мышления у учащихся начальной школы

 

Для учащихся 1-2 классов характерны суждения категорические, утвердительной формы. Дети судят о каком-либо предмете односторонне и не доказывают своих  суждений. В связи с увеличением  объёма знаний и ростом словаря у  школьников 3-4 классов появляются суждения проблематические и условные. Учащиеся 4 класса может рассуждать, опираясь не только на прямые, но и на косвенные  доказательства, особенно на конкретном материале, взятом из личных наблюдений. В среднем возрасте школьники  употребляют также разделительные суждения и свои высказывания чаще обосновывают, доказывают. Учащиеся старших  классов практически владеют  всеми формами выражения мысли. Суждения с предположением выражения, допущения, сомнения и т.д. становятся нормой в их рассуждениях. С одинаковой лёгкостью старшие школьники  пользуются индуктивными и дедуктивными умозаключениями и умозаключением по аналогии. Самостоятельно могут  ставить вопрос и доказывать правильность ответа на него.

Информация о работе Формирование глобального мышления у учащихся начальной школы