Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 14:33, контрольная работа
По данным Е.Н. Соколовой, у детей 4-5 лет изображение прямой черты, овала сопровождается дрожанием пальцев кисти, так что в результате прямые черты получаются изогнутыми, овал – зигзагообразным и не всегда замкнутым. К 6 годам движения руки при письме букв и их элементов уверенные, однако остаточный тремор при переходе от письма прямой черты к закруглению еще вполне возможен у многих детей.
Введение………………………………………………………………………...3
1. Педагогические условия успешного формирования графических навыков у детей второй старшей группы……………………………………..4
2. Разработка плана-конспекта занятия……………………………………..6
3. Описание порядка выполнения работы с методическими рисунками…8
4. Методические рекомендации к занятию…………………………………13
Заключение……………………………………………………………………17
Список использованной литературы………………………………………19
Тема: Формирование графических навыков у детей второй старшей группы.
3 вариант
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Педагогические условия успешного формирования графических навыков у детей второй старшей группы……………………………………..4
2. Разработка плана-конспекта занятия……………………………………..6
3. Описание порядка выполнения работы с методическими рисунками…8
4. Методические рекомендации к занятию…………………………………13
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………19
Введение
В дошкольного возрасте у ребенка должны быть сформированы навыки, необходимые для успешного обучения на занятиях в детском саду и в дальнейшем в школе. Формирование графических навыков является одним из важнейших аспектов дошкольного образования.
В дошкольном возрасте происходит накопление опыта движений, развитие двигательного, наблюдаются первые движения с карандашом на основании двигательной импульсации: большие размашистые движения, еще нет попытки зрительной регуляции движений (Е.В. Гирьянов). В дошкольном возрасте при формировании движений и двигательных навыков очень велика роль подражания, роль словесного объяснения (данные А.В. Запорожца). При недостаточности указанных приемов дети могут при усвоении движений ориентироваться на мускульные ощущения, получаемые с помощью ведения руки взрослыми (Т.С. Комарова).
По данным Е.Н. Соколовой, у детей 4-5 лет изображение прямой черты, овала сопровождается дрожанием пальцев кисти, так что в результате прямые черты получаются изогнутыми, овал – зигзагообразным и не всегда замкнутым. К 6 годам движения руки при письме букв и их элементов уверенные, однако остаточный тремор при переходе от письма прямой черты к закруглению еще вполне возможен у многих детей.
Изучив теоретический материал по вопросу формирования графических навыков детей дошкольного возраста, можно сделать вывод о том, что ученые подошли к этому вопросу с разных сторон, изучили разные аспекты этой проблемы. Малоизученными остался вопрос о специфике влияния продуктивных видов деятельности на формирование графического навыка. Поэтому темой нашей работы стало формирование графических навыков у детей второй старшей группы.
1. Педагогические условия успешного формирования графических навыков у детей второй старшей группы
В отличие от устных форм речевой деятельности, которыми человек может овладеть и вне обучения (конечно, до определенного уровня), писать нужно учиться. Причем процесс этот длительный и непростой.
Для того, чтобы
правильно обучать ребенка
Графические навыки письма относятся к сенсорным навыкам человека. Но, в отличие от большинства сенсорных навыков, которые включаются либо в трудовую деятельность (шитье, навыки выпиливания, работы с каким-то инструментом), либо в спортивную деятельность (катание на коньках, танцы, игры в мяч и т.д.), графические навыки письма связаны с учебной деятельностью человека и обслуживают процесс письменной речи. В этом специфика и сложность их формирования. Они формируются не изолированно, а совместно с чтением, орфографией, развитием письменной речи.
Очень важно для овладения навыками письма развитие движений пальцев и кисти руки. Эти движения развиваются у ребенка постепенно в течение всего дошкольного периода. Если захватывание предметов – шарика, кубика – формируется у ребенка примерно к 15 месяцам, то держание карандаша в руке, ложки при еде требует более сложных координаций. Если эти навыки не отрабатываются, дети и в шесть лет не владеют ими: держат карандаш всеми пальцами, сильно сжимают его. Развитие пальцев и кисти достигается правильно организованным рисованием, лепкой, конструированием, что в дальнейшем очень поможет детям в овладении навыками письма.
Содержание графических упражнений разнообразно: штриховка, обведение заданных линий и контуров, проведение линий разной конфигурации, выполнение изображений в цвете, воспроизведение графических узоров по клеточкам и без опоры на них, самостоятельное создание разных вариантов декоративных композиций по опорным знакам (точкам, палочкам) и без них с учетом принципов ритма, симметрии, написание графем (отдельных элементов буквенных знаков).
Параллельно на том же самом материале у детей развивается внимание, зрительная память, зрительно-пространственные отношения, формируются функции распределения внимания (способность концентрироваться на нескольких воспринимаемых объектах), функции контроля как неотъемлемые компоненты графомоторной деятельности. Дети получают представление о рабочей строке, клеточке, линейке.
Выполняя
графические упражнения, ребенок
учится точно следовать
Применение
изобразительных материалов
При выполнении
графических упражнений также
уместно использовать простой
карандаш повышенной мягкости. Легкость
и дифференцированность
2. Разработка
плана-конспекта занятия по
Тема: Павлово-посадские платки.
ПРЕДШЕСТВУЮЩАЯ РАБОТА :
ОБУЧАЮЩИЕ ЗАДАЧИ :
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ :
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА :
ХОД ЗАНЯТИЯ.
1. В игровой зоне.
1.1. Беседа народном промысле Павлово-Посада.
Воспитатель: Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком...
Ребята, сегодня к нам в гости пришли русские красавицы. Они очень красиво одеты, но на головы им нечего надеть. Скажите, а какие головные уборы вы знаете ?
Дети: Шапки, кепки, бейсболки, береты и пр.
В. А в русском народном костюме ?
Д. Шапки, картузы, кокошники, платки.
В. Вот сегодня мы для наших девушек-красавиц нарисуем платочки. Но для начала давайте вспомним, как делаются платки?
Д. Сначала из шерстяных ниток ткётся платок, потом мастерами разрабатывается рисунок на бумаге. Он переносится на специальные печатные станки - каждый цвет на свой. Потом постепенно за узором узор наносится на ткань.
В. А где делают такие платки, вы помните?
Д. В городе Павлово-Посад.
В. Вот и мы сегодня будем разрабатывать рисунки для платочков нашим красавицам. Посмотрите, у меня на фланелеграфе разбросаны разные элементы. Могу я сказать, что этот платок из Павлово-Посада ?
Д. Конечно, нет. Рисунок на платке должен повторяться.
В. Правильно. Расположите элементы узора так, чтобы получился настоящий Павлово-Посадский платок. (Дети либо вместе, либо по вызову находят одинаковые элементы и симметрично раскладывают их на фланелеграфе). Вот мы и разработали рисунок, а теперь посмотрите, если бы мы могли сложить его пополам, то у нас получились 2 совершенно одинаковые половинки. Такие узоры называются симметричными. Посмотрите на настоящие Павлово-Посадские платки и покажите, какие из них симметричные, а какие - нет. (Дети выполняют задание, складывая платки в разных направлениях на 2, 4, 8 частей).
Физкультминутка. Игра "Повтори фигуру".
В. Сейчас мы поиграем в красавицу у зеркала. Я буду красавицей, а вы - зеркалами. Какую фигуру я покажу, такую вы должны отразить. Кто лучше и быстрее справится с заданием, тот и будет красавицей. (Воспитатель следит, чтобы дети именно отражали фигуру : правая рука у красавицы - левая у отражения и т .д.)
Рисование Павлово-Посадского платка.
В. Тогда попробуйте сами создать платочки для наших красавиц. Только помните, что платки должны быть из Павлово-Посада. (Дети выполняют работы).
После занятия. Дети рассматривают работы друг друга и выбирают наиболее интересные платки.
Вместо гимнастики для глаз.
Воспитатель: Закройте глазки и представьте себе, как наши красавицы будут выглядеть в этих платочках. А теперь глазками последите, как одна из них станцует для вас в новом платочке.
3. Описание порядка выполнения работы с методическими рисунками
Графические навыки письма достаточно сложны и складываются из различных приемов: приемов, необходимых для письма, и приемов письма.
Процесс письма осуществляется при помощи инструмента письма (ручка, карандаш, мел), который человек соответственно передвигает рукой, осуществляя нужные движения под контролем зрения и двигательным контролем пишущей руки. В зависимости от того, каким инструментом человек пользуется (ручка перьевая, шариковая, карандаш, мел), он осуществляет движения и приемы. Представим приемы в виде такой схемы.
Приемы, необходимые для письма:
1) владение инструментом письма;
2) соблюдение правильного
положения тетради и
3) соблюдение правильной позы, посадки при письме;
4) движение руки вдоль строки во время письма [2; 5].
Приемы письма:
1) умение сравнивать образец с результатом письма;
2) приемы перевода звука в письменную букву и печатной буквы в письменную;
3) приемы написания букв (начало, куда вести перо, поворот, соединения);
4) приемы соединений букв (без отрыва, с отрывом, сверху, снизу и так далее);
5) приемы сопоставления букв по высоте – соблюдение одинаковой высоты букв на строке;
6) письмо букв между линиями строки и на линии;
7) начало письма, запоминание строки;
8) приемы правильного наклонения письма.
Таким образом, с самого начала формирования навыка письма перед обучающимися встает ряд задач по овладению разными приемами.
Педагоги и психологи
рекомендуют начинать активную тренировку
пальцев ребенка уже с
Рассмотрим классификацию упражнений по развитию мелкой моторики руки. Итак, пальчиковые игры условно разделяются на три группы. Деление на группы связано не со степенью сложности упражнений, а с использованием различной наглядности и атрибутики:
- 1 группа упражнений - пальчиковые игры без предметов: в игровых упражнениях данной группы особо важное значение имеет игровая мотивация, так как только она и является тем привлекательным моментом, побуждающим ребенка действовать своими пальчиками;
- 2 группа упражнений – пальчиковые игры с использованием атрибутики;
- 3 группа упражнений –
пальчиковые игры с предметами;
пальчиковые игры без предмета,
с атрибутами, с предметами; работа
со штампами: работа с одним
штампом, работа с карандашом-
При определении готовности руки ребенка к письму педагогу важно обращать внимание на следующее: 1) как ребенок держит карандаш; 2) в какой руке ребенок держит карандаш; 3) как ребенок начинает чертить карандашом (характер линии: с нажимом, тыкая, ломаная, прерывистая и т.п.); 4) как ребенок заканчивает линию; 5) соединяет ли ребенок линии при изображении геометрических фигур; 6) как ребенок ориентируется в пространстве листа.
Система графических понятий в дошкольном возрасте вводится поэтапно и совместно с формированием навыков и чувственных образов :
1-й этап. Знакомство с
разнообразными живописными,
Информация о работе Формирование графических навыков у детей второй старшей группы