Формирование графических навыков у детей второй старшей группы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 14:33, контрольная работа

Описание работы

По данным Е.Н. Соколовой, у детей 4-5 лет изображение прямой черты, овала сопровождается дрожанием пальцев кисти, так что в результате прямые черты получаются изогнутыми, овал – зигзагообразным и не всегда замкнутым. К 6 годам движения руки при письме букв и их элементов уверенные, однако остаточный тремор при переходе от письма прямой черты к закруглению еще вполне возможен у многих детей.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3
1. Педагогические условия успешного формирования графических навыков у детей второй старшей группы……………………………………..4
2. Разработка плана-конспекта занятия……………………………………..6
3. Описание порядка выполнения работы с методическими рисунками…8
4. Методические рекомендации к занятию…………………………………13
Заключение……………………………………………………………………17
Список использованной литературы………………………………………19

Файлы: 1 файл

Контр Формирование графических навыков.doc

— 85.50 Кб (Скачать файл)

2-й этап. В  игровой форме дети знакомятся  с понятиями изображения, украшения  и постройки, в результате чего  они могут свободно ориентироваться  в искусстве, определяя три  его сферы в окружающей жизни. Во время практической работы дети знакомятся с изобразительными средствами и приёмами каждого вида художественной деятельности. На компьютере дети знакомятся с такими возможностями графического редактора, как копирование размножение, отражение рисунка или узора, а также рисование с одновременным отражением в геометрических осях симметрии.

3-й этап. Учащиеся  узнают о том, что в каждом  художественном произведении человек  запечатлевает прежде всего свои  чувства и мысли, своё отношение  к различным явлениям жизни. Дети учатся использовать выразительные средства для изображения чувств и эмоций. В компьютерной графике используется рисование в контрастных цветах или же оттенками одного цвета. Если графический редактор позволяет, то можно добавлять или убирать яркость или контрастность для наиболее точной передачи чувств и эмоций.

4-й этап. Разнообразные  выразительные средства - цвет, линия,  объём, ритм - представляются детям  как средства художественной  выразительности в искусстве.  Дети обобщают полученные в практической деятельности знания, которые закрепляются созданием творческих работ, где проявляются умения использовать средства выразительности для выражения конкретного состояния отношения.

Важно не только научить дошкольника правильно  держать карандаш, но и отработать более сложное и пластичное умение свободно владеть карандашом и кистью при различных приемах рисования. Для этого нужен не только навык, но и знания о том, каким должно быть положение руки с инструментом при выполнении той или иной изобразительной задачи.

В это умение входит ряд навыков: правильно держать  инструмент (исходное положение), положение  руки с инструментом при рисовании  вертикальных и горизонтальных линий, положение руки с кистью при рисовании  широких полос и тонких линий  и других. Овладев, всеми этими навыками и зная, какой способ действия должен применятся в том или ином случаи, дошкольники приобретают умение свободно владеть карандашом и кистью при различных приемах рисования.

Есть навыки при отработки которых образуется умение регулировать рисовательные движения в отношении в отношении силы нажима, скорости, размаха, равномерности, слитности, плавности в соответствии с задачами изображения.

Каждое из названых качеств движения отрабатывается как  навык.

Так же есть навыки которые перерастают в сенсомоторные умения, обуславливающие создание изображения: умение подчинять движение передачи любой формы, ее конфигурации, положения в пространстве, относительной величины, пропорций, что требует умения соразмерять, подчинять движения контролю взора. Эти относительно сложные умения требуют усвоения определённых знаний и овладения входящими в них навыками: произвольное прекращение движения в нужной точке, легкое, без лишнего напряжения движение, удержание направленности движения (по прямой, по дуге, по окружности и так далее), изменения направления движения. Эти навыки обеспечивают передачу относительной величины и пропорции форм предметов.

Таким образом, умение нарисовать предмет требует  отработки не одного, а нескольких навыков и может быть окончательно сформировано тогда, когда навыки, входящие в его состав, отработаны, усвоены знания о материалах и инструментах, используемых в рисовании.

 

 

 

4. Методические рекомендации к занятию

 

Формирование  графических навыков может проходить  на занятиях по изобразительной деятельности, на занятиях по обучению грамоте, при самостоятельной работе с детьми в дошкольном учреждении и в условиях семьи. Занятия могут проводиться как индивидуально, так и с группой детей. Длительность занятий 15—20 минут.

 Каждое графическое упражнение несет определенную методическую нагрузку, поэтому не стоит торопить детей. Упражнение, которое ребенок не успел выполнить в процессе занятия, он может завершить в свободное время самостоятельно, совместно с педагогом или родителями.

 При проведении  занятий необходимо следить за  освещенностью рабочего места,  осанкой ребенка, его умением  правильно держать карандаш, не  переворачивать тетрадь при выполнении  графических упражнений.

 Во время  графической деятельности детей  можно делать паузы, используя упражнения для пальцев, рук, спины, глаз (произвольное сжимание и разжимание пальцев; элементы психогимнастики и пальчиковой гимнастики; переключение близкого и дистантного зрения).

 Занятия  желательно объединять в  блоки  в соответствии со степенью сложности графических упражнений и уровнем точности их исполнения.

 Например, при  выполнении графических упражнений  первого блока дети закрепляют  умение держать карандаш (или  фломастер) свободно, легко производить  им движения в различных направлениях. Для формирования навыков равномерного движения руки под контролем зрения используются упражнения на штриховку. Дети усваивают правила штриховки: не выходить за контур, наносить линии в одном направлении, соблюдать расстояние между ними (не более 0,3—0,5 см).

 Упражняются  дети и в рисовании изображений,  в которых сочетаются горизонтальные, вертикальные, наклонные, волнистые  линии, замкнутые формы. Так,  графическая игра «Дострой замок»  тренирует руку малыша в проведении  параллельных линий. При этом  дети самостоятельно определяют направление линий и соответствующее им движение руки (сверху — вниз, слева — направо и т. д.)[8].

 Графические  игры и такие упражнения, как  например, «Раздели круг пополам», «Построй башни», «Дорисуй заборчик»  помогают детям овладеть глазомерной функцией (устанавливать равные, половинные соотношения и т. п.).

 Дети учатся  дифференцировать силу нажима  на карандаш или фломастер,  совершенствуют навыки проведения  линий неотрывным способом.

 Допустим, в  следующем блоке  происходит  усложнение графических упражнений путем использования линий более сложной конфигурации, воспроизведения узоров по клеточкам, самостоятельного декорирования предметных изображений предложенными элементами, в том числе элементами буквенных знаков. Дети упражняются в плавном, равномерном чередовании и изменении движений руки под контролем зрения.

 Накопление  графического опыта идет параллельно  с закреплением умения ориентироваться  в пространстве. Графические игры  и упражнения «Накорми мышку  сыром», «Найди фрагменты изображения», «Повтори рисунок по клеточкам» закрепляют у детей умения не только следовать заданному пространственному расположению, но и точно подсчитывать клеточки, расстояние между фигурами, употреблять соответствующие пространственные термины.

 Выполнение графических упражнений этого блока требует более уверенного, целенаправленного характера движений руки ребенка.

 В процессе  занятия необходимо обращать  внимание на умение ребенка  не выходить за контур изображения  при закрашивании и штриховке,  выдерживать направление линий до заданного места, произвольно делать остановку, понимать опорную линию.

 Последующий  блок — дети закрепляют приемы  расположения графических элементов  на плоскости, упражняются в  правильном определении направления  линий и движений руки, четкой передаче конфигурации элементов узора с учетом ритма, симметрии.

 Усложнение  претерпевает и характер графических  упражнений: от образных, конкретных  изображений к условным (использование  точек, штрихов, графем). Комбинируются  петельные, зигзагообразные, спиралевидные элементы, создающие образы стилизованных цветов, веток, ягод. Выполнение графических упражнений этого блока требует от детей более высокой степени точности. Дополнительные задания, требующие создания объемных изображений, могут быть выполнены на отдельных листах бумаги.

 Помочь подготовить  руку к письму и одновременно  решить вопросы эстетического,  нравственного воспитания, развития  мыслительной деятельности ребенка  может декоративное рисование.  Технические приемы рисования  помогают в развитии двигательных ощущений, мелкой моторики руки - ведь детям приходится прорисовывать очень мелкие завитки, различные элементы росписи: точки, волнистые и прямые линии, другие детали. Ритмичность в расположении элементов декоративного узора способствует и развитию чувства ритма у ребенка.

 Рисуя узор, дети учатся держать линию.  Рисование травки, точек, коротких  штрихов учит ограничивать движения, что необходимо при написании  букв, слов, строки. Многие детали  узора напоминают фрагменты букв: овал, завитки, крючки, палочки, волны.

 Во-первых, рисование  оказывает влияние на мыслительную  деятельность, так как рисунок  представляет собой тот же  рассказ, но только не словами,  а изобразительными средствами. Характер мотивов и образов  декоративного народного искусства неразрывно связан со свойственными ему задачами преображения среды, окружающей человека, и его самого в соответствии с представлениями о добре и красоте. Это искусство обладает способностью вносить в мир ребенка радость, бодрые ритмы, давать положительные эмоции. Работы народных мастеров детям более понятны и близки, и воспринимают они их глубже и полнее, чем живописные полотна.

 Во-вторых, возникновение  под карандашом или кистью  изображения доставляет детям  удовольствие.

 В-третьих,  очень важно, что ребенок видит результаты своей деятельности, учится их анализировать и находить им применение.

 Детский  рисунок также может послужить  воспитателю психологическим тестом, который отражает многие черты  характера ребенка.

 При знакомстве  с изделиями декоративно-прикладного искусства перед детьми раскрывается разнообразие и богатство культуры народа, усваивается многогранность традиций и обычаев, передаваемых от поколения к поколению.

 

Заключение

 

Формирование  графических навыкам, которые относятся  к сенсорным навыкам человека, являются важным моментом обучения дошкольников и определяет уровень их подготовки к школьному образованию.

 Процесс  письма связан с длительностью  всех участков коры головного  мозга. Для овладения навыками  письма также важным является  развитие движений пальцев и кисти руки, которое проявляется в кинестическом, кинетическом праксисе и тактильных ощущениях, силе тонуса мышечного напряжения руки, координации движений и т.д.

Сложные двигательные навыки (в том числе и графические) усваиваются путем целенаправленного обучения в условиях специально организованных упражнений (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Т. С. Комарова, В. А. Силивон). В результате многократных повторений способ выполнения графического действия совершенствуется, вырабатываются и автоматизируются более рациональные его способы. Данный подход позволяет считать упражнение основным методическим приемом, обеспечивающим приобретение графического навыка.

Содержание  графических упражнений разнообразно: штриховка, обведение заданных линий и контуров, проведение линий разной конфигурации, выполнение изображений в цвете, воспроизведение графических узоров по клеточкам и без опоры на них, самостоятельное создание разных вариантов декоративных композиций по опорным знакам (точкам, палочкам) и без них с учетом принципов ритма, симметрии, написание графем (отдельных элементов буквенных знаков).

Параллельно на том же самом материале у детей  развивается внимание, зрительная память, зрительно-пространственные отношения, формируются функции распределения внимания (способность концентрироваться на нескольких воспринимаемых объектах), функции контроля как неотъемлемые компоненты графомоторной деятельности. Дети получают представление о рабочей строке, клеточке, линейке.

Выполняя графические  упражнения, ребенок учится точно следовать инструкции и работать самостоятельно, связно и последовательно высказывать свои суждения, что особенно важно при его подготовке к обучению в школе.

Следует отметить, что развитие движений пальцев руки, по-видимому, задерживается даже при интенсивных упражнениях, так как к моменту поступления ребенка в школу еще не закончено окостенение пальцев кисти.

 

 

 

Список  использованной литературы

 

1. Алпатов, М.В. Искусство. Книга для чтения. Живопись, скульптура, графика, архитектура / Сост. Акад. М.В. Алпатов, д –р. пед. наук                      Н.Н. Ростовцев. – М.: Просвещение, 1969. – 249 с.: ил.

2. Горбатова Е. В. Готовим руку к письму: графические игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования /             В. В. Горбатова. — Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2005. — 24 с.

3. Григорьева  Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. /Г. Г. Григорьева – М.: Владос 1999 г.

4. Лабораторный практикум по дошкольной педагогике и методикам /Под ред. В.И. Логиновой и П.Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1981. –             125 с.

5. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / Под ред. док. пед. наук Т.С. Комаровой. – М.: Просвещение, 1991. – 215 с.

6. Обучение детей рисованию». Пособие для воспитателей детских садов./ Под. ред. С.В.Парафеева.-М.: Просвещение, 1972 – 215 с.

7. Плутаева Е., Лосев П.. Развитие мелкой моторики у детей 5-7лет /                   Е. Плутаева, П. Лосев //Дошкольное воспитание. 2005 -№5. – С. 7 – 9.

8. Тригер Р.Д. Подготовка к обучению грамоте: Пособие для учителя /Р. Д. Тригер. – Смоленск: ООО Изд-во «Ассоциация XXI век», 2000. – 80 с.: ил.

9. Филиппова С.О. Подготовка дошкольников к обучению письму. Методическое пособие /С. О. Филиппова. – Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999. – 94с.

10. Хархан Г.В. Подготовка руки к письму средствами декоративного рисования  /Г В. Хархан // «Логопед», 2004 - № 5. – С. 10 – 15.

 


Информация о работе Формирование графических навыков у детей второй старшей группы