Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 14:33, контрольная работа
По данным Е.Н. Соколовой, у детей 4-5 лет изображение прямой черты, овала сопровождается дрожанием пальцев кисти, так что в результате прямые черты получаются изогнутыми, овал – зигзагообразным и не всегда замкнутым. К 6 годам движения руки при письме букв и их элементов уверенные, однако остаточный тремор при переходе от письма прямой черты к закруглению еще вполне возможен у многих детей.
Введение………………………………………………………………………...3
1. Педагогические условия успешного формирования графических навыков у детей второй старшей группы……………………………………..4
2. Разработка плана-конспекта занятия……………………………………..6
3. Описание порядка выполнения работы с методическими рисунками…8
4. Методические рекомендации к занятию…………………………………13
Заключение……………………………………………………………………17
Список использованной литературы………………………………………19
2-й этап. В
игровой форме дети знакомятся
с понятиями изображения,
3-й этап. Учащиеся
узнают о том, что в каждом
художественном произведении
4-й этап. Разнообразные выразительные средства - цвет, линия, объём, ритм - представляются детям как средства художественной выразительности в искусстве. Дети обобщают полученные в практической деятельности знания, которые закрепляются созданием творческих работ, где проявляются умения использовать средства выразительности для выражения конкретного состояния отношения.
Важно не только научить дошкольника правильно держать карандаш, но и отработать более сложное и пластичное умение свободно владеть карандашом и кистью при различных приемах рисования. Для этого нужен не только навык, но и знания о том, каким должно быть положение руки с инструментом при выполнении той или иной изобразительной задачи.
В это умение входит ряд навыков: правильно держать инструмент (исходное положение), положение руки с инструментом при рисовании вертикальных и горизонтальных линий, положение руки с кистью при рисовании широких полос и тонких линий и других. Овладев, всеми этими навыками и зная, какой способ действия должен применятся в том или ином случаи, дошкольники приобретают умение свободно владеть карандашом и кистью при различных приемах рисования.
Есть навыки
при отработки которых
Каждое из названых качеств движения отрабатывается как навык.
Так же есть навыки которые перерастают в сенсомоторные умения, обуславливающие создание изображения: умение подчинять движение передачи любой формы, ее конфигурации, положения в пространстве, относительной величины, пропорций, что требует умения соразмерять, подчинять движения контролю взора. Эти относительно сложные умения требуют усвоения определённых знаний и овладения входящими в них навыками: произвольное прекращение движения в нужной точке, легкое, без лишнего напряжения движение, удержание направленности движения (по прямой, по дуге, по окружности и так далее), изменения направления движения. Эти навыки обеспечивают передачу относительной величины и пропорции форм предметов.
Таким образом, умение нарисовать предмет требует отработки не одного, а нескольких навыков и может быть окончательно сформировано тогда, когда навыки, входящие в его состав, отработаны, усвоены знания о материалах и инструментах, используемых в рисовании.
4. Методические рекомендации к занятию
Формирование
графических навыков может
Каждое графическое упражнение несет определенную методическую нагрузку, поэтому не стоит торопить детей. Упражнение, которое ребенок не успел выполнить в процессе занятия, он может завершить в свободное время самостоятельно, совместно с педагогом или родителями.
При проведении
занятий необходимо следить за
освещенностью рабочего места,
осанкой ребенка, его умением
правильно держать карандаш, не
переворачивать тетрадь при
Во время
графической деятельности
Занятия
желательно объединять в
Например, при
выполнении графических
Упражняются
дети и в рисовании
Графические игры и такие упражнения, как например, «Раздели круг пополам», «Построй башни», «Дорисуй заборчик» помогают детям овладеть глазомерной функцией (устанавливать равные, половинные соотношения и т. п.).
Дети учатся
дифференцировать силу нажима
на карандаш или фломастер,
совершенствуют навыки
Допустим, в следующем блоке происходит усложнение графических упражнений путем использования линий более сложной конфигурации, воспроизведения узоров по клеточкам, самостоятельного декорирования предметных изображений предложенными элементами, в том числе элементами буквенных знаков. Дети упражняются в плавном, равномерном чередовании и изменении движений руки под контролем зрения.
Накопление
графического опыта идет
Выполнение графических упражнений этого блока требует более уверенного, целенаправленного характера движений руки ребенка.
В процессе
занятия необходимо обращать
внимание на умение ребенка
не выходить за контур
Последующий
блок — дети закрепляют приемы
расположения графических
Усложнение
претерпевает и характер
Помочь подготовить
руку к письму и одновременно
решить вопросы эстетического,
нравственного воспитания, развития
мыслительной деятельности
Рисуя узор,
дети учатся держать линию.
Рисование травки, точек, коротких
штрихов учит ограничивать
Во-первых, рисование
оказывает влияние на
Во-вторых, возникновение под карандашом или кистью изображения доставляет детям удовольствие.
В-третьих, очень важно, что ребенок видит результаты своей деятельности, учится их анализировать и находить им применение.
Детский
рисунок также может послужить
воспитателю психологическим
При знакомстве
с изделиями декоративно-
Заключение
Формирование графических навыкам, которые относятся к сенсорным навыкам человека, являются важным моментом обучения дошкольников и определяет уровень их подготовки к школьному образованию.
Процесс письма связан с длительностью всех участков коры головного мозга. Для овладения навыками письма также важным является развитие движений пальцев и кисти руки, которое проявляется в кинестическом, кинетическом праксисе и тактильных ощущениях, силе тонуса мышечного напряжения руки, координации движений и т.д.
Сложные двигательные навыки (в том числе и графические) усваиваются путем целенаправленного обучения в условиях специально организованных упражнений (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Т. С. Комарова, В. А. Силивон). В результате многократных повторений способ выполнения графического действия совершенствуется, вырабатываются и автоматизируются более рациональные его способы. Данный подход позволяет считать упражнение основным методическим приемом, обеспечивающим приобретение графического навыка.
Содержание графических упражнений разнообразно: штриховка, обведение заданных линий и контуров, проведение линий разной конфигурации, выполнение изображений в цвете, воспроизведение графических узоров по клеточкам и без опоры на них, самостоятельное создание разных вариантов декоративных композиций по опорным знакам (точкам, палочкам) и без них с учетом принципов ритма, симметрии, написание графем (отдельных элементов буквенных знаков).
Параллельно на
том же самом материале у детей
развивается внимание, зрительная память,
зрительно-пространственные отношения,
формируются функции распределе
Выполняя графические упражнения, ребенок учится точно следовать инструкции и работать самостоятельно, связно и последовательно высказывать свои суждения, что особенно важно при его подготовке к обучению в школе.
Следует отметить, что развитие движений пальцев руки, по-видимому, задерживается даже при интенсивных упражнениях, так как к моменту поступления ребенка в школу еще не закончено окостенение пальцев кисти.
Список использованной литературы
1. Алпатов, М.В. Искусство. Книга для чтения. Живопись, скульптура, графика, архитектура / Сост. Акад. М.В. Алпатов, д –р. пед. наук Н.Н. Ростовцев. – М.: Просвещение, 1969. – 249 с.: ил.
2. Горбатова Е. В. Готовим руку к письму: графические игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / В. В. Горбатова. — Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2005. — 24 с.
3. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. /Г. Г. Григорьева – М.: Владос 1999 г.
4. Лабораторный практикум по дошкольной педагогике и методикам /Под ред. В.И. Логиновой и П.Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1981. – 125 с.
5. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / Под ред. док. пед. наук Т.С. Комаровой. – М.: Просвещение, 1991. – 215 с.
6. Обучение детей рисованию». Пособие для воспитателей детских садов./ Под. ред. С.В.Парафеева.-М.: Просвещение, 1972 – 215 с.
7. Плутаева Е., Лосев П.. Развитие мелкой моторики у детей 5-7лет / Е. Плутаева, П. Лосев //Дошкольное воспитание. 2005 -№5. – С. 7 – 9.
8. Тригер Р.Д. Подготовка к обучению грамоте: Пособие для учителя /Р. Д. Тригер. – Смоленск: ООО Изд-во «Ассоциация XXI век», 2000. – 80 с.: ил.
9. Филиппова С.О. Подготовка дошкольников к обучению письму. Методическое пособие /С. О. Филиппова. – Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999. – 94с.
10. Хархан Г.В. Подготовка руки к письму средствами декоративного рисования /Г В. Хархан // «Логопед», 2004 - № 5. – С. 10 – 15.
Информация о работе Формирование графических навыков у детей второй старшей группы