Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 12:04, курсовая работа

Описание работы

На основе вышеизложенного, в данной работе нами было определено: объект исследования – элементарные математические представления у дошкольников; предмет исследования – особенности формирования элементарных математических представлений у дошкольников.
Цель работы – выявление особенностей формирования элементарных математических представлений у дошкольников.
Для достижения поставленной цели следует решить ряд задач:
Задачи исследования:

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ………….5
1.1 Особенности формирования математических представлений у детей дошкольного возраста ……………………………………………………………5
1.2 Средства формирования элементарных математических представлений у дошкольников……………………………………………………………………..8
1.3 Формы формирования элементарных математических представлений у дошкольников……………………………………………………………………10
2. МЕТОДИКА организации работы ПО ФОРМИРОВАНИЮ элементарных математических ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ………………….………………………………………......12
2.1 Особенности организации работы по формированию элементарных математических представлений на занятиях………………………….……….12
2.2 Методические рекомендации для родителей...……………………..……..16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ...…………….……………20
ПРИЛОЖЕНИЕ …………………..……………………

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 181.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Уже в дошкольном возрасте дети знакомятся с математическим содержанием и овладевают элементарными вычислительными умениями, а формирование у них элементарных математических представлений является одним из важных направлений работы дошкольных учреждений

Под математическим развитием  дошкольников нужно понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и  связанных с ними логических операций. Иными словами, математическое развитие дошкольников — это качественные изменения в формах их познавательной активности, которые происходят в результате овладения детьми элементарными математическими представлениями и связанными с ними логическими операциями.

Процесс формирования элементарных математических представлений осуществляется под руководством педагога в результате систематически проводимой работы на занятиях и вне их, направленной на ознакомление детей с количественными, пространственными и временными отношениями с помощью разнообразных средств.

Анализ состояния обучения дошкольников приводит многих специалистов к выводу о необходимости обучения в играх. Обучение наиболее продуктивно, если оно идет в контексте практической и игровой деятельности, когда созданы условия, при которых знания, полученные детьми ранее, становятся необходимыми им, так как помогают решить практическую задачу, а потому усваиваются легче и быстрее.

Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.

В связи с этим работа по формированию элементарных математических представлений дошкольников должна строиться в тесной взаимосвязи детского сада и семьи.

При информировании родителей  о способах формирования элементарных математических представлений у  дошкольников наиболее распространенными  формами взаимодействия являются: индивидуальные и групповые консультации, памятки, выставки, папки-передвижки, анкетирование, родительские собрания, выставки, дни открытых дверей, совместное изготовление игр и занимательного материала, подбор литературы, кружковая работа, шашечные турниры и др.

Опыт показывает, что  воспитатель, умеющий правильно организовать не только работу на занятиях, но и вне детского сада достигает наиболее высоких результатов.

В помощь родителям нами был разработан комплекс дидактических игр, способствующих формированию элементарных математических представлений у дошкольников (см. Приложение 1).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. - М. : Просвещение, 2004. – с. 78.
  2. Дидактические игры и упражнения но сенсорному воспитанию дошкольников: пособие для воспитателя детского сада / под ред. Л. А. Венгера. – М. : Просвещение, 1998. – с. 172.
  3. Ерофеева, Т. И. Математика для дошкольников / Т. И. Ерофеева. - М. : Просвещение, 1992. – с. 93.
  4. Каразану, В. Н. Ориентирование в пространстве (старший дошкольный возраст) / В. Н. Каразану. // Дошкольное воспитание, 2000, № 5. – с. 32.
  5. Касабуцкий, Н. И. Давайте поиграем: Математические игры для детей 5-6 лет: Книга для воспитателей детского сада и родителей / Н. И. Касабуцкий. - М. : Просвещение, 2001. – с. 80.
  6. Кононова, Н. Г. Музыкально - дидактические игры для дошкольников / Н. Г. Кононова. - М. : Просвещение, 2002. - с. 43.
  7. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - М. : Знание, 2000. – с. 203.
  8. Корнеева, Г. А. Методические указания к изучению курса «Формирование элементарных математических представлении у детей дошкольного возраста» / Г. А. Корнеева, Т. А. Мусеибова. - М. : Знание, 2000. – с. 90.
  9. Метлина, Л. С. Математика в детском саду: пособие / Л. С. Метлина. - М. : Просвещение, 1994. – с. 98.
  10. Михайлова, З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников [Текст] З.А. Михайлова - М.: Просвещение, 2007. - 182 с.
  11. Непомнящая, Н. Н. Психологический анализ обучения детей 3-7 лет (на материале математики) / Н. Н. Непомнящая. - М. : Педагогика, 1983. - с. 7 - 15.
  12. Новоселова, С. Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / С. Л. Новоселова. - М. : Просвещение, 2005. – с. 144.
  13. Тарунтаева, Т. В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников / Т. В. Тарунтаева. - М. : Просвещение, 2003. - с. 65.
  14. Смоленцева, А. А. Сюжетно - дидактические игры с математическим содержанием / А. А. Смоленцева. - М. : Просвещение, 1987. - с. 9 - 19.
  15. Сорокина, А. И. Дидактические игры в детском саду / А. И. Сорокина. - М. : Просвещение, 2002. - с. 86.
  16. Усова, А. П. Обучение в детском саду / А. П. Усова. - М. : Просвещение, 2003. – с. 98.
  17. Щербакова, Е. И. Методика обучения математике в детском саду / Е. И. Щербакова. – М. : Академия, 2005. – с. 272.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Комплекс дидактических игр, способствующих формированию элементарных математических представлений у дошкольников. Данный комплекс можно использовать в практической деятельности в рамках занятий в детском саду, а также рекомендовать для использования родителями в повседневной жизни.

Составление геометрических фигур

Составить 2 равных треугольника из 5 палочек

Составить 2 равных квадрата из 7 палочек

Составить 3 равных треугольника из 7 палочек

Составить 4 равных треугольника из 9 палочек

Составить 3 равных квадрата из10 палочек

Из 5 палочек составить квадрат и 2 равных треугольника

Из 9 палочек составить квадрат и 4 треугольника

Из 9 палочек составить 2 квадрата и 4 равных треугольника (из 7 палочек составляют 2 квадрата и делят на треугольники

Составление геометрических фигур

Цель: упражнять в составлении геометрических фигур на плоскости стола, анализе и обследовании их зрительно-осязаемым способом.

Материал: счётные палочки (15-20 штук), 2 толстые нитки (длина 25-30см)

Задания:

Составить квадрат и треугольник маленького размера

Составить маленький и большой квадраты

Составить прямоугольник, верхняя и нижняя стороны которого будут равны 3 палочкам, а левая и правая – 2.

Составить из ниток последовательно фигуры: круг и овал, треугольники. Прямоугольники и четырёхугольники.

Цепочка примеров

Цель: упражнять в умении производить арифметические действия

Ход игры: взрослый бросает мяч ребёнку и называет простой арифметический, например 3+2. Ребёнок ловит мяч, даёт ответ и бросает мяч обратно и т.д.

Помоги Чебурашке найти и исправить ошибку.

Ребёнку предлагается рассмотреть, как расположены геометрические фигуры, в какие группы и по какому признаку объединены, заметить ошибку, исправить и объяснить. Ответ адресовывается Чебурашке (или любой другой игрушке). Ошибка может состоять в том, что в группе квадратов может оказаться треугольник, а в группе фигур синего цвета – красная.

Только одно свойство

Цель: закрепить знание свойств геометрических фигур, развивать умение быстро выбрать нужную фигуру, охарактеризовать её.

Ход игры: у двоих играющих по полному набору геометрических фигур. Один кладёт на стол любую фигуру. Второй играющий должен положить на стол фигуру, отличающуюся от неё только одним признаком. Так, если 1-й положил жёлтый большой треугольник, то второй кладёт, например, жёлтый большой квадрат или синий большой треугольник. Игра строится по типу домино.

Найди и назови

Цель: закрепить умение быстро находить геометрическую фигуру определённого размера и цвета.

Ход игры: На столе перед ребёнком раскладываются в беспорядке 10-12 геометрических фигур разного цвета и размера. Ведущий просит показать различные геометрические фигуры, например: большой круг, маленький синий квадрат и т.д.

Назови число

Играющие становятся друг против друга. Взрослый с мячом в руках бросает мяч и называет любое число, например 7. Ребёнок должен поймать мяч и назвать смежные числа – 6 и 8 (сначала меньшее)

Сложи квадрат

Цель: развитие цветоощущения, усвоение соотношения целого и части; формирование логического мышления и умения разбивать сложную задачу на несколько простых.

Для игры нужно приготовить 36 разноцветных квадратов размером 80×80мм. Оттенки цветов должны заметно отличаться друг от друга. Затем квадраты разрезать. Разрезав квадрат, нужно на каждой части написать его номер (на тыльной стороне).

Задания к игре:

Разложить кусочки квадратов по цвету

По номерам

Сложить из кусочков целый квадрат

Придумать новые квадратики.

Игры с цифрами и числами

В игре «Путаница» цифры раскладывают на столе или выставляют на доске. В тот момент, когда дети закрывают глаза, цифры меняют местами. Дети находят эти изменения и возвращают цифры на свои места. Ведущий комментирует действия детей.

В игре «Какой цифры не стало?» также убираются одна - две цифры. Играющие не только замечают изменения, но и говорят, где какая цифра стоит и почему. Например, цифра 5 сейчас стоит между 7 и 8. Это не верно. Ее место между цифрами 4 и 6, потому что число 5 больше 4 на один,  5 должна стоять после 4.

Игрой «Убираем цифры» можно заканчивать занятие или часть занятия, если в дальнейшем цифры не понадобятся. Перед всеми на столах разложены цифры первого десятка. Дети по очереди загадывают загадки про числа. Каждый ребенок, догадавшийся, о какой цифре идет речь, убирает из числового ряда эту цифру. Загадки могут быть самые разнообразные. Например, убрать цифру, которая стоит после цифры 6, перед цифрой 4; убрать цифру, которая показывает число на 1 больше 7; убрать цифру, которая показывает, сколько раз я хлопну в ладоши (хлопнуть 3 раза); убрать цифру и т.д. Сверяют последнюю оставшуюся цифру, тем самым определяя, правильно ли выполнялось задание всеми детьми. Про оставшуюся цифру тоже загадывают загадку.

Игры «Что изменилось?», «Исправь ошибку» способствуют закреплению умения пересчитывать предметы, обозначать их количество соответствующей цифрой. Несколько групп предметов размещают на доске, рядом ставят цифры. Ведущий просит играющих закрыть глаза, а сам меняет местами или убирает из какой-либо группы один предмет, оставляя цифры без изменения, т. е. нарушает соответствие между количеством предметов и цифрой. Дети открывают глаза. Они обнаружили ошибку и исправляют ее разными способами: «восстановлением» цифры, которая будет соответствовать количеству предметов, добавляют или убирают предметы, т. е. изменяют количество предметов в группах. Тот кто работает у доски, сопровождает свои действия объяснением. Если он хорошо справился с заданием (найти и исправить ошибку), то он становится ведущим.

Игра «Сколько» упражняет детей в счете. На доске закрепляется 6-8 карточек с различным количеством предметов. Ведущий говорит: «Сейчас я загадаю загадку. Тот, кто ее отгадает, пересчитает предметы на карточке и покажет цифру. Слушайте загадку. Сидит девица в темнице, а коса на улице». Играющие догадавшиеся, что это морковь, пересчитывают сколько морковок нарисовано на карточке, и показывают цифру 4 . Кто быстрее поднял цифру становится ведущим. Вместо загадок можно давать описание предмета. Например: «Это животное ласковое и доброе, оно не разговаривает, но знает свое имя, любит играть с мячом, клубком ниток, пьет молоко и живет вместе с людьми. Кто это?  Сосчитайте сколько».

Игра «Считай - не ошибись!» помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда, упражнению в прямом и обратном счете. В игре используется мяч. Дети располагаются полукругом. Перед началом игры ведущий договаривается, в каком порядке (прямом или обратном) будет считать. Ведущий бросает кому-то из играющих мяч и называет число. Тот, кто поймал мяч, продолжает считать дальше. Игра должна проводится в быстром темпе, и задания повторяются много раз, чтобы дать возможность как большему количеству детей принять в ней участие.

Игра «Которой игрушки не стало?». Ведущий выставляет несколько разнородных игрушек. Дети внимательно рассматривают их, запоминают, где какая игрушка стоит. Все закрывают глаза, ведущий убирает одну из игрушек. Дети открывают глаза и определяют, какой, которой игрушки не стало. Например, спряталась машинка, она стояла третьей справа или второй слева. Правильно и полно ответивший становится ведущим

Игра «Кто первый назовет?». Детям показывают картинку, на которой в ряд (слева на право или сверху вниз) изображены разнородные предметы. Ведущий договаривается, откуда начинать пересчет предметов: слева, справа, снизу, сверху. Ударяет молоточком несколько раз. Дети должны подсчитать количество ударов и найти игрушку, которая стоит на указанном месте. Кто первый назовет игрушку, становится победителем и занимает место ведущего.

Игры путешествие во времени

Игра «Живая неделя». Семь детей у доски построились и пересчитались по порядку. Первый ребенок слева делает шаг вперед и говорит: «Я – понедельник. Какой день следующий?» Выходит второй ребенок и говорит: «Я – понедельник. Какой день следующий?» Выходит второй ребенок и говорит: «Я - вторник. Какой день следующий?» и т.д. Вся группа дает задание  «дням недели», загадывает загадки. Они могут быть самые разные: например, назови день, который находится между вторником и четвергом, пятницей и воскресеньем, после четверга,  перед понедельником и т. д. Назовите все выходные дни недели. Назови дни недели, в которые люди трудятся. Усложнение игры в том, что играющие могут построиться от любого дня недели, например от вторника до вторника.

Информация о работе Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста