Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 11:53, автореферат
Актуальность проблемы и темы исследования. Смена парадигмы образования, имеющая ярко выраженную гуманитарную направленность, социальный заказ общества на педагога, способного адаптироваться к быстро меняющимся социокультурным условиям, обусловливают преобразования в дополнительном профессиональном образовании. Необходимость соответствовать требованиям времени вызывает у педагога негативные эмоциональные состояния, способствует росту переживаемых отрицательных эмоций, приводит к истощению эмоциональных ресурсов, и, в целом, затрудняет осуществление профессиональной деятельности
На правах рукописи
КОЛТЫРЕВА ЛЮДМИЛА ЮРЬЕВНА
ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА
В ГУМАНИТАРНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
13.00.08 ― теория и методика профессионального образования
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Челябинск 2011
Диссертация выполнена на кафедре педагогики и психологии
Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки
работников образования федерального государственного бюджетного
образовательного учреждения
высшего профессионального
Научный руководитель:
доктор педагогических наук, доцент
Матвиевская Елена Геннадьевна
Официальные оппоненты:
доктор педагогических наук, профессор
Назарова Ольга Леонидовна
кандидат педагогических наук, доцент
Идиатуллина Лилия Евгеньевна
Ведущая организация:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Челябинский государственный педагогический университет»
Защита состоится: 14 октября 2011 года в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 311.005.01 по присуждению ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.08 ― теория и методика профессионального образования ― в конференц-зале федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский государственный университет физической культуры» по адресу: 454091, г. Челябинск, ул. Орджоникидзе, 1.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский государственный университет физической культуры».
Текст автореферата размещен на сайте университета: www.uralgufk.ac.ru 12 сентября 2011 года.
Автореферат разослан 13 сентября 2011 года.
Ученый секретарь диссертационного совета доктор педагогических наук, профессор |
А. М. Кузьмин |
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Актуальность проблемы и темы исследования. Смена парадигмы образования, имеющая ярко выраженную гуманитарную направленность, социальный заказ общества на педагога, способного адаптироваться к быстро меняющимся социокультурным условиям, обусловливают преобразования в дополнительном профессиональном образовании. Необходимость соответствовать требованиям времени вызывает у педагога негативные эмоциональные состояния, способствует росту переживаемых отрицательных эмоций, приводит к истощению эмоциональных ресурсов, и, в целом, затрудняет осуществление профессиональной деятельности. В связи с этим актуализируется проблема формирования эмоциональной культуры педагога, обусловливающая реализацию социальных преобразований.
Формирование эмоциональной культуры актуально для периода взрослости, поскольку имеющийся жизненный и профессиональный опыт обеспечивает адекватное понимание и решение проблемы соотношения скорости перемен в социокультурной жизни и степени адаптации к ним. Востребованность педагога, обладающего сформированной эмоциональной культурой, определяет разработку гуманитарных основ обучения и предъявляет новые требования к дополнительному профессиональному образованию, выражающиеся в системном обновлении содержания, методов, форм повышения квалификации.
Гуманитаризация современного
образования, его тенденции к
преодолению разрыва между
Однако изучение опыта функционирования дополнительного профессионального образования показывает, что в нём преобладает традиционная ориентация на узкопрофессиональный подход, снижение внимания на собственно педагогическую составляющую. Массово-типовой характер дополнительного профессионального образования не в полной мере удовлетворяет личностно-профессиональные потребности педагогических работников в повышении квалификации. В свете вышесказанного определяется необходимость создания гуманитарной образовательной среды учреждения дополнительного профессионального образования, способствующей формированию эмоциональной культуры педагога.
Степень
научной разработанности
– осмысление категории «культура» нашло отражение в работах А. И. Арнольдова, Е. М. Батищева, Л. М. Баткина, М. М. Бахтина, П. С. Гуревич, В. Е. Давидович, Ю. А. Жданова, Н. С. Злобина, Э. В. Ильенкова, М. С. Каган, Л.Н. Коган, Ю.М. Лотман, Э.С. Маркарян, Э.В. Соколова;
– механизм возникновения, функционирования эмоций раскрыт в трудах П. К. Анохина, В. Вундта, Д. Грэя, Д. Дьюи, Р. Заянца, Ч. Дарвина, У. Джемса, К. Изарда, У. Кеннона, Э. Клапареда, Р. Лазаруса, Г. Ланге, Д. Рапапорта, П. В. Симонова, Л. Фестингера, З. Фрейда, С. Шехтера;
– значение эмоций в регуляции познавательной деятельности и поведении обоснованы Г. М. Бреславом, И. А. Васильевым, В. К. Вилюнасом, Л. С. Выготским, Л. Я. Гозманом, А. Н. Леонтьевым, Я. Рейковским, С. Л. Рубинштейном, О. К. Тихомировым;
– роль эмоций в деятельности учителя, эмоциональная гибкость, экспрессивность, устойчивость педагога охарактеризованы Е. С. Асмоковец, Л. М. Буранбаевой, Ф. Н. Гоноболиным, Б. И. Додоновым, Н. В. Кузьминой, Н. Д. Левитовым, Л. М. Митиной, Г. Х. Шингаровым;
– содержание категории «эмоциональная культура» представлено в работах В. А. Сухомлинского, О. М. Кулеба, М. Б. Коробицына, М. И. Кряхтунова, О. А. Колядинцевой, Н. А. Рачковской, И. В. Самароковой, М. Ю. Саутенковой, П. М. Якобсона, Г. А Ястребовой;
– особенности организации образовательного процесса в учреждениях дополнительного профессионального образования изложены в работах И. Ю. Алексашиной, С. Г. Вершловского, В. Г. Воронцовой, Р. С. Димухаметова, Н. К. Зотовой, В. Ю. Кричевского, Ю. Н. Кулюткина, Л. Н. Лесохиной, Е. Г. Матвиевской, В. Г. Онушкина, Г. С. Сухобской.
Теоретический анализ позволяет отметить, что в отечественной психолого-педагогической науке проблема формирования эмоциональной культуры педагога в гуманитарной образовательной среде учреждения дополнительного профессионального образования является малоизученным феноменом. Практика демонстрирует тенденции усиления негативного эмоционального отношения педагога к профессиональной деятельности: равнодушие или эмоциональное перенасыщение; деформации отношений с другими людьми. Негативный эмоциональный фон в существенной мере снижает продуктивность профессиональной деятельности. Таким образом, имеются объективные причины, обусловливающие необходимость конкретизации научного представления о структуре и содержании понятия «эмоциональная культура педагога», возможностях её формирования в учреждении дополнительного профессионального образования.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью разрешения следующих противоречий между:
– необходимостью повышения эффективности деятельности педагога на основе формирования эмоциональной культуры в гуманитарной образовательной среде учреждения дополнительного профессионального образования и недостаточной разработанностью этой проблемы в педагогической науке;
– сложившимися в педагогической науке теоретическими основаниями формирования эмоциональной культуры педагога и недостаточной научной и практической разработанностью технологий ее формирования в гуманитарной образовательной среде учреждения дополнительного профессионального образования;
– потребностью современной образовательной практики в вариативности содержания и организационных форм формирования эмоциональной культуры педагога в гуманитарной образовательной среде учреждения дополнительного профессионального образования и недостаточной разработанностью методического обеспечения обозначенного феномена.
Разрешение данных противоречий связано с разработкой в теории и практике проблемы: каковы содержание, формы, технологии формирования эмоциональной культуры педагога в гуманитарной образовательной среде учреждения дополнительного профессионального образования.
Актуальность проблемы, ее теоретическая и практическая значимость, недостаточная научная разработанность определили выбор темы исследования: «Формирование эмоциональной культуры педагога в гуманитарной образовательной среде учреждения дополнительного профессионального образования»
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить модель формирования эмоциональной культуры педагога в гуманитарной образовательной среде учреждения дополнительного профессионального образования.
Объект исследования: гуманитарная образовательная среда учреждения дополнительного профессионального образования.
Предмет исследования: процесс формирования эмоциональной культуры педагога в гуманитарной образовательной среде.
Гипотеза исследования: Формирование эмоциональной культуры педагога в гуманитарной образовательной среде является закономерным, целенаправленным, управляемым и поступательным процессом, если его характерной чертой выступает подготовка личности, стремящейся к знаниям об эмоциональных аспектах педагогической деятельности и эмоциональной направленности, при условиях:
В соответствии с поставленной целью и гипотезой исследования сформулированы следующие задачи:
1 Уточнить структуру и содержание понятия «эмоциональная культура педагога».
2 Сконструировать модель
формирования эмоциональной
3 Выявить педагогические условия, обеспечивающие эффективную реализацию модели формирования эмоциональной культуры педагога в гуманитарной образовательной среде учреждения дополнительного профессионального образования.
4 Разработать методическое обеспечение исследуемого процесса в гуманитарной образовательной среде учреждения дополнительного профессионального образования.
Методологическую основу исследования составили: философские положения о всеобщей связи, взаимообусловленности и целостности явлений реального мира; педагогические и психологические положения, описывающие понятия «культура», «эмоциональная культура», «эмоции»; положения педагогики и психологии о человеке как высшей ценности общества, о социальной сущности личности, закономерностях ее формирования и развития в образовательной деятельности; положения возрастной и педагогической психологии о закономерностях и принципах развития взрослых; гуманистические идеи самопознания и саморазвития личности в исследованиях педагогических процессов. В качестве специальной методологии выступает совокупность культурологического, андрагогического и гуманитарного подходов.
Теоретической основой исследования выступили:
- на философском
уровне: представления о переживаниях человека
как формах познания им окружающего мира,
о социальной, деятельной и творческой
природе личности, многофакторном характере
её развития (Аристотель, Декарт, Платон,
Спиноза); учение о человеке как
активном субъекте познания (К. А. Абульханова-Славская,
Б. Г. Ананьев,
- на общенаучном уровне: концепции культуры: личностная (Э. А. Баллер, Л. Н. Коган, Э. В. Соколов), деятельностная (Г. С. Батищев, В. Е. Давидович, М. С. Каган, Э. С. Маркарян, В. М. Межуев), аксиологическая (П. С. Гуревич, Н. С. Розов, Н. З. Чавчавадзе), диалоговая (Л. М. Баткин, М. М. Бахтин, В. С. Библер); акмеологическая концепция профессионализма деятельности (А. А. Бодалёв, М. Т. Громкова, А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, С. И. Змеёв, Н. В. Кузьмина);