Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 11:53, автореферат
Актуальность проблемы и темы исследования. Смена парадигмы образования, имеющая ярко выраженную гуманитарную направленность, социальный заказ общества на педагога, способного адаптироваться к быстро меняющимся социокультурным условиям, обусловливают преобразования в дополнительном профессиональном образовании. Необходимость соответствовать требованиям времени вызывает у педагога негативные эмоциональные состояния, способствует росту переживаемых отрицательных эмоций, приводит к истощению эмоциональных ресурсов, и, в целом, затрудняет осуществление профессиональной деятельности
- на конкретно-научном уровне: идеи по проблемам эмоциональности и эмоциональной культуры (О. А. Колядинцева, О. М. Кулеба, Н. А. Рачковская, И. В. Самарокова, М. Ю. Саутенкова, Г. А. Ястребова); особенности обучения взрослых (С. Г. Вершловский, Н. В. Кузьмина, Ю. Н. Кулюткин, Л. М. Митина, В. А. Сластёнин).
Базой исследования выступили Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Оренбургский государственный педагогический университет», Орское представительство и Бугурусланский филиал Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет». Опытно-экспериментальной работой было охвачено 320 педагогов. Исследование проводилось с 2006 по 2011 гг. и включало три основных этапа.
На первом этапе (2006-2007 гг.) осуществлялось теоретическое осмысление проблемы; обосновывались тема, объект, предмет, цель и задачи исследования; определялись стратегии, программа и методы исследования; был проведен констатирующий эксперимент.
На данном этапе применялись методы исследования: теоретический анализ и обобщение научной и методической литературы, педагогическое наблюдение, беседы, анкетирование, тестирование.
На втором этапе (2008-2009 гг.) изучались особенности формирования эмоциональной культуры педагога в гуманитарной образовательной среде учреждения дополнительного профессионального образования; проводился формирующий эксперимент, в ходе которого уточнялась рабочая гипотеза; апробировались педагогические условия формирования эмоциональной культуры педагога в гуманитарной образовательной среде учреждения дополнительного профессионального образования; обосновывались критерии и показатели уровней сформированности изучаемого феномена.
Основные методы данного этапа: педагогическое и психологическое тестирование, педагогическое наблюдение, моделирование, формирующий эксперимент.
На третьем этапе (2010-2011 гг.) проводился заключительный этап формирующего эксперимента; анализировались, обрабатывались количественные и качественные результаты проведенного исследования, уточнялись теоретические и практические выводы, проводилось оформление результатов работы; разрабатывались методические рекомендации по внедрению их в практику. Основные методы данного этапа: статистическая обработка экспериментальных данных, педагогическая интерпретация результатов работы.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ
1 Уточнены структура и содержание понятия «эмоциональная культура педагога» как совокупности когнитивного (знания особенностей своей эмоциональной сферы, особенностей эмоциональной сферы другого, определения и анализа ситуаций затруднения в педагогической деятельности и путей их преодоления), мотивационно-ценностного (позитивное эмоциональное отношение к педагогической деятельности, ценность альтруистических, коммуникативных, гностических эмоций), конативного (эмпатические и рефлексивные умения, умение сотрудничать) компонентов эмоциональной культуры.
2 Сконструирована и
обоснована модель
3 Выявлены педагогические
условия, обеспечивающие эффективность реализации
модели формирования эмоциональной культуры
педагога в гуманитарной образовательной
среде учреждения дополнительного профессионального
образования, включающие: конструирование
дополнительной профессиональной образовательной
программы, обеспечивающей вариативность
содержания и организационных форм в соответствии
с потребностями и возрастными особенностями
контроля эмоций обучающегося; применение
совокупности профессионально-
4 Разработано методическое обеспечение процесса формирования эмоциональной культуры педагога в гуманитарной образовательной среде учреждения дополнительного профессионального образования, включающее дополнительную профессиональную образовательную программу, систему заданий, диагностические методики, учебно-методическое пособие, соотнесённые с деятельностью по преобразованию эмоционального фона педагогической деятельности в контексте культуры.
Теоретическая значимость исследования: уточнение структуры эмоциональной культуры педагога будет способствовать совершенствованию теории педагогического образования посредством определения условий повышения эффективности исследуемого феномена; обоснование содержания дополнительного профессионального образования расширяет теоретическое представление педагогической области «андрагогика»; разработка андрагогического подхода формирования эмоциональной культуры педагога в гуманитарной образовательной среде учреждения дополнительного профессионального образования (аналитическое, информационное, консультативное, тренинговое, самообразовательное направления) углубляет основные положения теории дополнительного профессионального образования педагогов.
Практическая значимость исследования: разработано методическое обеспечение процесса формирования эмоциональной культуры педагога в гуманитарной образовательной среде учреждения дополнительного профессионального образования (дополнительная профессиональная образовательная программа, система учебных заданий, диагностические методики, учебно-методическое пособие); определен критериально-оценочный инструментарий формирования эмоциональной культуры педагога (критерии, уровневые показатели), обеспечивающий отслеживание динамики результатов исследования. Основные методические положения и практические результаты исследования могут использоваться в практике учреждений дополнительного профессионального образования.
НА ЗАЩИТУ ВЫНОСЯТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1 Структура и содержание
эмоциональной культуры
2 Модель формирования эмоциональной культуры педагога в гуманитарной образовательной среде является основой процесса повышения квалификации, его целевых ориентиров, показателей результативности, носит закономерный, целенаправленный и поступательный характер; отражает логику и последовательность данного процесса соответственно блокам (целевой, методологический, организационно-исполнительный, критериально-оценочный, результативный), что позволяет отслеживать качественное преобразование эмоциональной культуры педагога.
3 Эффективность реализации
модели обеспечивается
4 Методическое обеспечение формирования эмоциональной культуры педагога в гуманитарной образовательной среде учреждения дополнительного профессионального образования, представленное дополнительной профессиональной образовательной программой «Основы формирования эмоциональной культуры педагога», включающей обновлённую структуру и содержание вариативных модулей и инвариантных блоков, реализующейся с позиций культурологического, андрагогического, гуманитарного подходов; системой заданий; диагностическими методиками, учебно-методическим пособием, – инструментально обеспечивает достижение прогнозируемого результата.
Обоснованность и достоверность результатов и основных выводов исследования обеспечиваются анализом современных достижений психолого-педагогической, философской науки, комплексной методикой исследования, воспроизводимостью результатов исследования и репрезентативностью полученных экспериментальных данных, количественным и качественным их анализом, отсроченной проверкой результатов, обработкой результатов эксперимента методами математической статистики.
Личный вклад автора состоит в осуществлении научно-теоретического анализа проблемы формирования эмоциональной культуры педагога в гуманитарной образовательной среде учреждения дополнительного профессионального образования; обосновании процессуальной модели и педагогических условий, определяющих эффективность формирования эмоциональной культуры педагога в гуманитарной образовательной среде учреждения дополнительного профессионального образования; организации и проведении опытно-поисковой работы; систематизации полученных данных.
Апробация и
внедрение результатов
Структура диссертации соответствует логике построения научного исследования в педагогической области и состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, библиографии (309 источников, в том числе на иностранном языке – 15). Изложение материала проиллюстрировано таблицами и рисунками.
Во введении обоснована актуальность проблемы исследования; определен научный аппарат (цель, объект, предмет, гипотеза), сформулированы задачи, обозначены методы и этапы исследования; раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы; представлены положения, выносимые на защиту.
В первой главе «Теоретические аспекты формирования эмоциональной культуры педагога в гуманитарной образовательной среде учреждения дополнительного профессионального образования» раскрыты основные понятия («гуманитарная образовательная среда», «культура», «эмоции», «эмоциональная культура»), теоретически обоснована процессуальная модель.
В заключении сформулированы основные выводы исследования, подтверждающие гипотезу и положения, выносимые на защиту, намечены перспективы дальнейшей работы над проблемой.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
1 Формирование эмоциональной культуры педагога в гуманитарной образовательной среде учреждения дополнительного профессионального образования как педагогическая проблема
Анализ психолого-
1 Субъектно-ориентированный характер процесса формирования эмоциональной культуры педагога способствует выявлению проблем профессионально-личностного развития, отбору содержания обучения в соответствии с выявленными проблемами, в рамках которого педагог предстает как субъект формирования эмоциональной культуры, а преподаватель (андрагог) переориентируется от роли эксперта на роль фасилитатора, помогающего слушателям разрешать выявленные профессиональные затруднения.
2 Равноправие субъектов взаимодействия предполагает, что отношения между ними выстраиваются на принципах диалога, взаимной ответственности за свободный выбор своей позиции. Участники повышения квалификации обмениваются не только знаниями, но и личностными смыслами. На смысловом уровне в центре внимания оказывается индивидуальность, внутренний мир обучающегося.