Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2013 в 17:50, автореферат
Актуальность исследования. На современном этапе общественного развития наблюдается значительный интерес к исследованиям в области культуры. Ученые объясняют данный факт тем, что в общественном сознании произошли серьезные изменения: время перемен обострило социальные, национальные противоречия, заставило многих исследователей обратиться к проблемам формирования духовной культуры, воспитания молодого поколения в свете нравственных и эстетических ценностей, изучения исторического наследия прошлых эпох.
Сегодня культура рассматривается как первичное в деятельности и системе характеристик современного человека. На это указывается в Докладе Государственного совета РФ «О развитии образования в Российской Федерации» (март 2006 года), где в числе главных факторов устойчивого развития страны названа «способность влиять на мир силой идей, примера, культуры», а среди стратегических ориентиров образовательной политики особо выделено «развитие личности».
Опытно-экспериментальная
база исследования. Исследование проводилось на базе муниципальных
образовательных учреждений средних школ
№ 67,
№ 39 и № 53 г. Рязани. Всего в исследовании
было задействовано 122 учащихся и
6 учителей.
Основные этапы исследования. Исследование проводилось с 2004 по 2008 годы и включало в себя несколько этапов:
Научная новизна исследования:
— дополнен и конкретизирован понятийный аппарат исследования: «эстетическая культура», «формирование эстетической культуры личности», «эстетическое воспитание учащихся в современных социокультурных условиях»;
— разработана концепция и модель формирования эстетической культуры учащихся в современной школе;
— разработана и апробирована инновационная педагогическая технология формирования эстетической культуры старшеклассников, включающая технологии развивающего обучения (личностно ориентированную, технологию активизации познавательной деятельности учащихся, технологию продвинутого обучения, проблемную и диалоговую технологии) и реализующая культурологический, аксиологический, личностно ориентированный, креативный и технологический подходы;
— выявлены критерии, показатели и уровни сформированности эстетической культуры старшеклассников; критерии (рецептивный, когнитивный, эмотивный, аксиологический и системно-деятельностный), показатели (развитость основных форм эстетического сознания, эстетических ценностей; эмоциональная отзывчивость к эстетическим объектам действительности; образованность в эстетической сфере; развитость художественных способностей, участие в творческой деятельности), уровни (высокий, достаточный, ниже достаточного и недостаточный);
— определены и научно обоснованы педагогические условия, обеспечивающие эффективное формирование эстетической культуры учащихся.
Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:
— расширены имеющиеся теоретические представления об эстетической культуре и эстетическом воспитании личности в современных условиях, а также об особенностях формирования эстетической культуры старшеклассников в условиях современной школы;
— раскрыта сущность педагогических условий, способствующих наиболее эффективному процессу формирования эстетической культуры старшеклассников в учебной деятельности;
— раскрыты и описаны структурно-содержательные характеристики формирования эстетической культуры старшеклассников;
— доказательно обоснована эффективность формирования эстетической культуры старшеклассников в современных социокультурных условиях.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования теоретических выводов, дидактических и методических материалов в практической деятельности учителей и классных руководителей; при разработке программ и учебно-методической литературы по эстетическому воспитанию учащихся в целостном педагогическом процессе; при подготовке методических рекомендаций по совершенствованию формирования эстетической культуры старшеклассников; внедрением в учебно-воспитательный процесс разработанной педагогической технологии формирования эстетической культуры учащихся; возможностью использования материалов исследования при подготовке учителей в системе целостного педагогического процесса вуза, а также в системе переподготовки и повышения квалификации работников образовательных учреждений.
На защиту выносятся следующие положения:
Достоверность
научных результатов обеспечива
Апробация и внедрение результатов
исследования. Результаты исследования были представлены
на разных этапах работы и получили одобрение
в ходе: международных научно-практических
конференций (г. Тула 2004 г., г. Санкт-Петербург
2006 г., Екатеринбург 2006 г., Севастополь
2008 г.); всероссийских научно-практических
и научно-методических конференций (г.
Елабуга 2004 г., г. Рязань
2006 г., Чебоксары 2007 г., г. Рязань 2007 г., Нижний
Новгород 2007 г.); межвузовских научно-практических
конференций (г. Рязань, 2006 г., г. Москва
2007 г., г. Рязань 2007 г. и 2008 г.); Рязанских
педагогических чтениях (г. Рязань 2007 г.);
Первых студенческих Покровских образовательных
чтениях (г. Рязань, 2002 г.); Международного
студенческого форума (г. Волгоград 2007
г.). Материалы исследования обсуждались
на совещаниях педагогических коллективов
школ № 67, 39, 53, на заседаниях кафедры педагогических
технологий Рязанского государственного
университета имени С.А. Есенина. Основное
содержание результатов исследования
отражено в
20 публикациях автора.
Структура и
объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух
глав, заключения, библиографического
списка литературы, включающего 265 источников,
7 приложений. Работа содержит 146 страницы
основного текста, 16 таблиц,
9 рисунков.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обоснована актуальность темы исследования, сформулированы проблема, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, представлена теоретико-методологическая основа, обозначена база опытно-экспериментальной работы, раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость, сформулированы положения, выносимые на защиту.
В первой главе «Научно-методологические основы формирования и развития эстетической культуры старшеклассников» проанализированы основные подходы к изучению эстетической культуры как социального явления и педагогической категории, рассмотрено эстетическое воспитание как средство формирования эстетической культуры учащихся, формирование эстетической культуры личности в современных социокультурных условиях, педагогическая технология формирования эстетической культуры старшеклассников.
В научно-методологических трудах ученых-педагогов (Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, И.Ф. Исаев, Н.Б. Крылова, Л.П. Печко, В.А. Сластёнин) в конце 80-х годов XX века рассматриваются различные подходы к пониманию феномена культуры, в частности, анализируется концепция базовой культуры личности. Исследователи выделяют общие составляющие базовой культуры личности: гражданская культура, нравственная культура, трудовая, физическая, эстетическая культуры и т. д. По мнению ученых, формирование эстетической культуры учащихся в целостном педагогическом процессе определяет целенаправленное развитие способности личности к полноценному восприятия и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности. Важно отметить, что в работах исследователей базовая культура личности, а вслед за ней и эстетическая культура рассматриваются как понятия педагогические.
Главная особенность эстетической
культуры как педагогической категории
заключается в стремлении к целостному
гармоническому развитию личности
(М.А. Верб, В.И. Самохвалова, Н.И. Киященко,
С.В. Михина, Л.П. Печко), т.е. эстетическая
культура реализует заложенную в каждом
человеке потребность к познанию красоты
внешнего и внутреннего мира в его целостности,
определяя тем самым процесс формирования
личности.
Исходя из этого, мы рассматриваем эстетическую культуру в качестве подструктуры общей культуры личности и определяем ее как интегральную педагогическую категорию, обладающую содержательной и сущностной стороной. И если в содержание эстетической культуры входят эстетические знания, переживания, суждения, оценки, ценности и т. д., то сущностная сторона заключается в определении, с одной стороны исходного принципа, на котором базируется теория эстетической культуры, – стремлении к красоте, а также открытость его для эстетических явлений искусства и действительности, а с другой – исходного начала, источника изучения. Таким исходным началом, на наш взгляд, является эстетическая творческая деятельность человечества по созданию прекрасного в жизни и осмыслению его, присущая людям с давних времен и не умирающая до сих пор.
Эстетическая культура как педагогическая категория имеет философский и педагогический аспекты, где философская наука определяет сущностную характеристику эстетического, а педагогика решает проблему включения личности в эстетическую деятельность и определяет на этой основе целостный процесс формирования личности.
Анализ основных положений
ученых-педагогов (Ю.К. Бабанского, М.А. Верба,
А.А. Веремьева, Т.А. Ильиной, Б.Т. Лихачева,
Д.С. Лихачева, Б.М. Неменского,
В.П. Острогорского, Л.П. Печко, В.А. Сухомлинского,
В.Н. Щацкой, Г.И. Щукиной) позволяет на
современном этапе развития педагогической
науки определить в качестве основного
средства формирования эстетической культуры
личности эстетическое воспитание.
В работах Ю.К. Бабанского, Т.А. Ильиной,
Б.Т. Лихачева, Л.П. Печко,
Г.И. Щукиной эстетическое воспитание
рассматривается как закономерная, управляемая
система педагогической деятельности,
включающая в себя учебную и внеклассную
работу, занятия в учреждениях дополнительного
образования, воспитание в семье и самовоспитание,
направленной на формирование эстетической
культуры учащихся.
Однако, как отмечают исследователи, в современных условиях процесс эстетического воспитания испытывает немало трудностей. Они заключаются в необыкновенно малом внедрении в ежедневную практическую деятельность школ научных достижений в области эстетического воспитания.
Данное обстоятельство, как отмечают ученые, объясняется несколькими факторами: перегруженностью учебного плана средних учебных заведений, обращенного к передаче знаний, информации как основной своей задачи; отсутствием учебно-методического комплекса по эстетическому воспитанию учащихся: программ, учебно-методических пособий по проблемам эстетического воспитания и образования в школе; отсутствием должной подготовки педагогических кадров; малой материальной оснащенностью школ; невниманием к проблемам эстетического формирования личности учащихся средних общеобразовательных учреждений на уровне государственных образовательных структур.
Изучив основные подходы исследователей к эстетическому воспитанию учащихся в современной школе (Л.В. Богомолова, А.И. Буров, М.А. Верб, А.А. Веремьев, Т.П. Голубева, А.В. Гордеева, Е.В. Квятковский, А.А. Мелик-Пашаев и другие), мы полагаем, что в настоящий период можно выделить четыре основных модели организации процесса эстетического воспитания:
— первая модель, в которой эстетическое воспитание функционирует разрозненно;
— вторая модель, заключающаяся в том, что эстетическое воспитание учащихся осуществляется как традиционная система;
— третья модель достаточной
организации эстетического
— четвертая инновационная модель, отличающаяся эстетической направленностью всего учебно-воспитательного процесса школы.
Рассмотрев данные модели и изучив опыт эстетического воспитания, мы пришли к выводу о том, что высокий уровень формирования эстетической культуры обеспечивается в тех образовательных учреждениях, в которых действуют следующие факторы: эстетическая культура рассматривается как интегральная личностная категория, а дисциплины эстетического цикла занимают ведущее место в учебно-воспитательном процессе; уделяется большое внимание взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности учащихся; эстетическое воспитание строится на основе интеграции основного и дополнительного компонентов учебно-воспитательного процесса школы; используются культурологический, аксиологический, личностно ориентированный, креативный и технологический подходы к организации процесса эстетического воспитания, которые определяются тесной интеграцией предметов гуманитарно-эстетического цикла; эстетическое развитие личности основывается на принципе единства ее художественного и общепсихологического развития; используются разнообразные формы и методы работы в урочной и внеурочной деятельности.
Информация о работе Формирование эстетической культуры учащихся в современных условиях