Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2013 в 17:50, автореферат
Актуальность исследования. На современном этапе общественного развития наблюдается значительный интерес к исследованиям в области культуры. Ученые объясняют данный факт тем, что в общественном сознании произошли серьезные изменения: время перемен обострило социальные, национальные противоречия, заставило многих исследователей обратиться к проблемам формирования духовной культуры, воспитания молодого поколения в свете нравственных и эстетических ценностей, изучения исторического наследия прошлых эпох.
Сегодня культура рассматривается как первичное в деятельности и системе характеристик современного человека. На это указывается в Докладе Государственного совета РФ «О развитии образования в Российской Федерации» (март 2006 года), где в числе главных факторов устойчивого развития страны названа «способность влиять на мир силой идей, примера, культуры», а среди стратегических ориентиров образовательной политики особо выделено «развитие личности».
Содержание разработанной программы включало основные знания, умения и представления, получаемые в процессе изучения предметов гуманитарно-эстетического цикла и факультативного курса «Эстетика», а также внеклассных мероприятий на художественно-эстетические темы, а также в ходе взаимодействия школы с социокультурными учреждениями (театрами, музеями, художественными выставками) и, конечно же, творческой деятельности самих учащихся. При этом учитывались такие принципы организации педагогического процесса, как: педагогическая и психологическая целесообразность, целостность учебно-воспитательного пространства, разнообразие форм деятельности, согласованность воспитательного процесса с динамикой возрастного развития, значимость роли учителя.
Учитывая культурологический, аксиологический, личностно ориентированный, креативный и технологический подходы в формировании духовного мира старшеклассника предметами гуманитарно-эстетического цикла, мы шли по пути взаимосвязей: урок – факультатив – внеклассное мероприятие. Подобный интегративный подход к эстетическому воспитанию в школе помогал учащимся целенаправленно, постепенно и гармонично пройти путь эстетического развития.
Основная идея данного подхода заключалась в создании культурного пространства и максимального использования возможностей культуры для воспитания целостной, гармонично развитой личности. Мы стремились перевести школьников с уровней ниже достаточного и недостаточного эстетического развития на достаточный и далее – на высокий уровень развития эстетической культуры.
Формирующий эксперимент
исследования осуществлялся на базе
МОУ № 67 г. Рязани. Как уже отмечалось,
средняя школа № 67 является общеобразовательной
школой адаптивной модели с уровневой
и профильной дифференциацией, относящейся
ко второй модели организации процесса
эстетического воспитания как образовательное
учреждение с традиционной структурой
организации системы эстетического воспитания.
Ведущим целевым направлением в работе
школы является создание оптимальных
условий для гармоничного развития личности,
эффективно взаимодействующей с социумом,
личности творческой, способной к самосозиданию,
самореализации и самостроительству.
Первым уровнем реализации программы формирующего эксперимента явилось проведение системы интегрированных уроков, организуемых на основе вариативных педагогических технологий (личностно ориентированной, технологии активизации эстетической деятельности учащихся, технологии продвинутого обучения, личностносообразного обучения и воспитания). Стержневым предметом интеграции была выбрана литература как предмет, представляющий собой глубокое понимание культурного наследия человечества и обладающий наибольшим эстетическим потенциалом.
Для активизации творческого потенциала учащихся в урочной системе были выявлены возможности предметов гуманитарно-эстетическою цикла: эстетическая направленность содержания учебного материала; учет возрастных особенностей и уровня развития эстетического сознания и опыта ребенка; формирование эстетического восприятия красоты и человеколюбия через осознание нравственных идеалов; оптимизация эстетического обучения и воспитания на уроках по искусству; использование методов и приемов, направленных на создание среды эмоционального благополучия.
В разработанной программе представленное содержание интегрированных уроков отражало в себе «сквозные», наиболее значимые проблемы для русской культуры XIX и XX столетий – «Человек и природа», «Человек и культура», «Человек и мироздание», «Человек и ноосфера». Структура предлагаемых интегрированных уроков позволяла учителям использовать широкий спектр различных методов объяснительно-иллюстративного, продуктивного, проблемного, исследовательского и творческого характера. Такие уроки предоставляют широкий выбор средств и форм творческой деятельности школьников, направленных на духовно-эстетическое обогащение их внутреннего мира. Мы убедились, что проведение системы интегрированных уроков способствовало формированию эстетических потребностей, интересов, полноценных знаний, чувств, ценностей, творческого мышления, положительной мотивации учебной деятельности учащихся, оптимитизации процесса эстетического воспитания и общекультурного развития личностей старшеклассников в целом.
Вторым уровнем реализации программы формирующего эксперимента стала организация дополнительного образования в школе. В рамках реализации данного образовательного компонента для учащихся 10–11-х классов был разработан факультатив по курсу «Эстетика», включающий двенадцать тематических блоков, раскрывающих сущность и содержание эстетической культуры личности.
Главная задача курса состояла в том, чтобы в ходе проведения факультативных занятий проследить значение эстетической культуры для различных видов человеческой деятельности. Реализуя данную задачу, мы использовали методы анализа мотивационно-проблемных ситуаций и формирования у старшеклассников личностно-субъектного отношения к эстетическим явлениям действительности, а также практический метод творческого самовыражения, смысл которого заключается в стимулировании собственного эстетического творчества школьников, способствующему творческому саморазвитию личности учащихся.
Данный курс требовал использования
разнообразных методик
Дополнительные формы
организации учебно-
В частности, на этой основе нами была разработана
и адаптирована к условиям современной
школы технология организации внеклассных
мероприятий, способствующих формированию
эстетической культуры личности учащихся.
Подобная технология основывалась на
концепциях коллективно-творческой деятельности,
разработанных И.П. Ивановым, С.А. Шмаковым,
О.С. Газманом, в процессе осуществления
которых соединяется развитие всех сторон
общей культуры личности: познавательно-
При организации коллективно-
Кроме этого, использовались
такие формы внеклассной
Подводя итоги данного этапа исследования, мы пришли к выводу, что взаимодействие основного и дополнительного компонентов школьного образования выступает гарантом обеспечения целостного педагогического процесса, способствующего эффективному формированию эстетической культуры учащихся в современных условиях, направленного на осуществление совместной деятельности через разработку и реализацию интегрированных личностно ориентированных программ.
Контрольный эксперимент осуществлялся в течение 2007–2008 учебного года.
Цель данного этапа эксперимента заключалась в выявлении и фиксации динамики изменения уровней сформированности эстетической культуры старшеклассников в контрольной и экспериментальной группах.
Контрольный эксперимент предусматривал использование комплексной методики диагностики уровней сформированности эстетической культуры старшеклассников; в частности, была задействована методика диагностики личностного роста школьников (по П.В. Степанову), в которую мы включили блок вопросов, направленных на изучение уровней сформированности эстетической культуры учащихся.
Итоги полученных данных в экспериментальной и контрольных группах представлены на рисунке 3.
Экспериментальная группа Контрольная группа
Рис. 3. Уровни сформированности эстетической культуры старшеклассников
Как свидетельствует диаграмма, процентное распределение по уровням сформированности эстетической культуры учащихся контрольной группы изменилось незначительно, тогда как в экспериментальной группе изменения проявились со всей очевидностью.
Количество учеников с
высоким уровнем эстетической культуры в экспериментальной группе за время
проведения формирующего этапа исследования
изменилось следующим образом: с 8,3 % в
экспериментальной группе оно возросло
до
33, 3 %. На этапе констатирующего эксперимента
в экспериментальной группе было выявлено
16,7 % старшеклассников с достаточным уровнем
сформированности эстетической культуры;
на этапе контрольного эксперимента таких
школьников оказалось 41,6 %. Мы убедились,
что данное увеличение произошло в основном
за счет старшеклассников, которые до
эксперимента обладали достаточно развитым
эмоциональным восприятием и творческими
эстетическими способностями. Безусловно,
не все старшеклассники экспериментальной
группы достигли высокого и достаточного
уровня эстетической культуры. Среди них
были учащиеся, которые смогли лишь перейти
с недостаточного уровня на уровень ниже
достаточного, что объясняется рядом причин
объективного характера, а именно: несформированностью
эстетического потенциала, личностными
особенностями детей, несформированностью
их творческих способностей, а также неблагополучной
семейной обстановкой и отрицательным
влиянием внешней социокультурной среды.
Однако следует отметить, что число учащихся
с уровнем сформированности эстетической
культуры ниже достаточного значительно
сократилось: с 50 % оно уменьшилось до 25
%, при этом часть учащихся в данной группе
составляли старшеклассники, которые
перешли в нее из группы с недостаточным
уровнем. Кроме того, на контрольном этапе
исследования в экспериментальной группе
не было выявлено ни одного старшеклассника
с недостаточным уровнем сформированности
эстетической культуры, тогда как в контрольной
группе количество таких школьников составило
16,6 % от общего числа исследуемых. В экспериментальной
группе не оказалось ни одного ученика,
который преодолел бы путь от четвертого
(недостаточного) до первого (высокого)
уровня.
В контрольной группе по сравнению с констатирующим этапом исследования во время проведения контрольного эксперимента было зафиксировано незначительное повышение уровней сформированности эстетической культуры (приблизительно на 2–5 %).
Статистическая достоверность результатов исследования доказана с помощью критерия знаков (G – биномиального критерия).
Подводя итоги опытно-экспериментального исследования в целом, можно утверждать, что разработанная модель и технология формирования эстетической культуры показала себя эффективной при работе со школьниками старшей возрастной группы. Результаты исследования имеют положительную динамику, которая характеризуется повышением уровня сформированности эстетической культуры старшеклассников экспериментальной группы.
Анализ научно-методологических и теоретико-практических результатов проведенного исследования позволяет констатировать, что гипотеза данной диссертационной работы подтвердилась, а положения, выносимые на защиту, получили свое обоснование.
В заключении диссертационного исследования сформулированы следующие выводы:
— наличие воспитательного пространства, которое характеризуется художественно-эстетической направленностью учебно-воспитательного процесса; эстетическое воспитание в подобном образовательном учреждении строится на основе интеграции основного и дополнительного образования детей и реализуется как учебно-воспитательный комплекс;
— включение учащихся в эстетическую деятельность в учебно-воспитательном процессе, развитие эстетического сознания, воздействие на культурный мир личности с помощью культуроведческой информации и способов ее подачи, обращение к индивидуальному опыту учеников, а также создание на уроках атмосферы доверия, духовного контакта, эмоционального благополучия, способствующей эмоционально-образному восприятию произведений искусства;
Информация о работе Формирование эстетической культуры учащихся в современных условиях