Формирование каллиграфических навыков младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2015 в 08:08, дипломная работа

Описание работы

Цель: определить оптимизации работы по формированию каллиграфических навыков младших школьников.
В ходе исследования были поставлены следующие задачи:
1) проанализировать психолого-педагогическую и методическую литерату-ру по данной проблеме;
2) рассмотреть и оценить состояние разработанности психофизиологиче-ских, педагогических и гигиенических основ усвоения каллиграфических навыков младшими школьниками;
3) выяснить и оценить современное раскрытие формирования каллиграфи-ческих навыков в методической науке;
4) рассмотреть методику работы по формированию каллиграфических навыков младших школьников на примере традиционных и альтернатив-ных методик обучения письму;
5) проанализировать типичные причины графических ошибок при овладении каллиграфическими навыками, предложить способы их предупреждения и исправления;
6) проанализировать УМК по данной проблеме;
7) проанализировать состояние вопроса в практике и предложить пути оп-тимизации работы по формированию каллиграфических навыков в начальной школе.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………………………………………………………… 01
Глава 1. Психофизиологические, педагогические и гигиени-
ческие основы обучения письму …………………………………………………………… 02
1.1. Психофизиологические особенности формирования
графических навыков письма …………………………………………………………… 03
1.2. Педагогические принципы обучения письму …………………… 04
1.3. Гигиенические условия письма ………………………………………………… 05
Глава 2. Методические аспекты проблемы формирования
каллиграфических навыков младших школьников ……………………… 06
2.1. Некоторые сведения из истории чистописания …………… 07
2.2. Цели и задачи обучения чистописанию ……………………………… 08
2.3. Методические приемы обучения каллиграфическим
навыкам письма …………………………………………………………………………………………… 09
2.4. Основы формирования графического навыка младших
школьников ……………………………………………………………………………………………………… 10
2.5. Система работ по формированию графических навы-
ков младших школьников ……………………………………………………………………… 11
2.6. Анализ графических ошибок при письме. Причины,
способы их предупреждения и исправления ………………………… 12
Глава 3. Состояние реализации вопроса в практике ………………… 13
3.1. Анализ УМК по данной проблеме ……………………………………………… 14
3.2. Пути оптимизации каллиграфических навыков в
начальной школе ………………………………………………………………………………………… 15
Заключение ……………………………………………………………………………………………………………………… 16
Библиография ………………………………………………………………………………………………………………… 17
Приложения ……………………………………………………………………………………………………………………… 18

Файлы: 1 файл

Формирование каллиграфических навыков у младших школьников.DOC

— 504.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 9

Таблица 1

Распределение учебных часов по письму в зависимости

от длительности обучения в начальной школе

№ п/п

Длительность обучения в начальной школе

Длительность обучения письму в этапах

Всего уроков

Подготовительном

Основном

заключительном

1

4 года

26 часов

96 часов

18 часов

140 ч.

2

3 года

10 часов

64 часа

8 часов

82 часа


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 10

Таблица 2

План по выработке графического

И каллиграфического навыка

Класс

Полугодие

Количество занятий

по программе

I-IV

I-III

1

2

-

50

2

1

45

45

2

2

50

50

3

1

45

45

3

2

50

50

4

1

45

-

4

2

50

-


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 11

Таблица 3

Подгруппы букв для изучения на минутках каллиграфии

Номера групп

Подгруппы букв, выделенные на основе следующих

Переменных свойств элементов:

Размеры

Количества

Пространственного

положения

1(   )

1) и-И, й-Й, л-Л,

м-М, ц-Ц, ч-Ч, ш-Ш, щ-Щ я-Я, ц-Ц, а-я, у-ц

2) а-И, а-Й, а-Л,

а-М, а-П, а-Т, а-Ц, а-Ч, а-Ш, а-Щ, а-Я

3) л-И, л-Й, л-М,

л-П, л-Т, л-Ц, л-Ч, л-Ш, л-Щ, л-Я

4) н-И, н-Й, н-Л,

н-М, н-П, н-Т, н-Ц, н-Ч, н-Ш, н-Щ, н-Я

5) у-И, у-Й, у-Л,

у-М, у-П, у-Т, у-Ц, у-Ч, у-Ш, у-Щ, у-Я

6) ч-И, ч-Й, ч-Л,

ч-М, ч-П, ч-Т, ч-Ц, ч-Ш, ч-Щ, ч-Я

7) ы-И, ы-Й, ы-Л,

ы-М, ы-П, ы-Т, ы-Ц, ы-Ч, ы-Ш, ы-Щ, ы-Я

8) я-И, я-Й, я-Л,

я-М, я-П, я-Т, я-Ц, я-Ч, я-Ш, я-Щ

9) и-Й, и-Л, и-М,

и-П, и-Т, и-Ц, и-Ч, и-Ш, и-Щ, и-Я

10) м-И, м-Й, м-Л, и-П, и-Т, и-Ц, и-Ч, и-Ш, и-Щ, и-Я

11) ц-И, ц-Й, ц-Л, ц-М, ц-П, ц-Т, ц-Ч, ц-Ш, ц-Щ, ц-Я

12) ш-И, ш-Й, ш-Л, ш-М, ш-П, ш-Т, ш-Ц, ш-Ч, ш-Щ, ш-Я

13) щ-И, щ-Й, щ-Л, щ-М, щ-П, щ-Т, щ-Ц, щ-Ч, щ-Ш, щ-Я

1) л-м, и-ш, и-щ, ц-ш,

ц-щ, Л-М, И-Ш, И-Щ,

Ц-Щ, Ш-Ц

2) а-и, а-й, а-л, а-м,

а-н, а-у, а-ц, а-ч,

а-ш, а-щ, а-ы, а-я

3) и-й, и-л, и-м, и-н,

и-у, и-ц, и-ч, и-ы,

и-я

4) л-й, л-н, л-у, л-ц,

л-ч, л-ш, л-щ, л-ы,

л-я

5) м-й, м-н, м-у, м-ц,

м-ч, м-ш, м-щ, м-ы,

м-я

6) н-й, н-у, н-ц, н-ч,

н-ш, н-щ, н-ы, н-я,

ц-ч, ц-ы, ы-я

7) у-ц, у-ч, у-ш, у-щ,

у-ы, у-я, ш-щ, ш-ы,

ш-я, ы-я

8) Г-И, Г-Й, Г-Л, Г-М,

Г-П, Г-Р, Г-Т

9) Г-У, Г-Ф, Г-Ч, Г-Ц,

Г-Ш, Г-Щ, Г-Я

10) И-Й, И-Л, И-М, И-П,

И-Р, И-Т, И-У, И-Ф,

И-Ц, И-Ч, И-Я

11) Л-Й, Л-П, Л-Р, Л-Т,

Л-У, Л-Ф, Л-Ц, Л-Ш,

Л-Щ, Л-Я

12) М-Й, М-П, М-Р, М-Т,

М-У, М-Ф, М-Ц, М-Ш, М-Щ, М-Я

13) П-Й, П-Р, П-Т, П-У,

П-Ф, П-Ц, П-Ч, П-Ш,

П-Щ, П-Я

14) Р-Й, Р-Т, Р-У, Р-Ф,

Р-Ц, Р-Ч, Р-Ш, Р-Щ,

Р-Я

15) Т-Й, Т-У, Т-Ф, Т-Ц,

Т-Ч, Т-Ш, Т-Щ, Т-Я

16) У-Й, У-Ф, У-Ц, У-Ч,

У-Ш, У-Щ, У-Я

17) Ф-Й, Ф-Ц, Ф-Ч, Ф-Ш,

Ф-Щ, Ф-Я, Ц-Ч, Ц-Я

18) Ч-Ш, Ч-Щ, Ч-Я, Ш-Щ,

Ш-Я, Щ-Я, Ч-Й, Ш-Й,

Щ-Й

1) т-а, т-л, т-н,

т-у, т-ч, т-ы, т-я

2) Г-П, Г-Т, Г-И,

Г-Й, Г-Л, Г-Ц, Г-Ч, Г-Я

3) Р-П, Р-Т, Р-И,

Р-Й, Р-Л, Р-Ц, Р-Ч, Р-Я

4) У-П, У-Т, У-И.

У-Й, У-Л, У-Ц, У-Ч, У-Я

5) Ф-П, Ф-Т, Ф-И,

Ф-Й, Ф-Л, Ф-Ц, Ф-Ч, Ф-Я

6) Ч-Л, Ч-П, Ч-Т,

Ч-Ц, Ч-Я

2(   )

1) А-я, А-ё, А-ж,

А-Ж, А-К, А-л, А-м, А-н, А-Н, А-ы, А-ю, А-я, А-Я, А-Ю

2) е-ж, е-Ж, е-К,

е-л, е-Л, е-м, е-М, е-н, е-Н, е-ы, е-Ю, е-я, е-Я

3) ж-Ж, ж-к, ж-К,

ж-л, ж-Л, ж-м, ж-М, ж-н, ж-Н, ж-ы, ж-э, ж-Э, ж-Ю, ж-я, ж-Я

4) Ж-к, Ж-К, Ж-л,

Ж-Л, Ж-м, Ж-М, Ж-н, Ж-Н, Ж-ы, Ж-э, Ж-Э, Ж-Ю, Ж-я, Ж-Я

5) л-Л, м-М, я-Я,

к-К, э-Э

6) к-э, к-Э, К-л,

К-Л, К-м, К-М, К-н, К-Н, К-ы, К-э, К-Э, К-Ю, К-я, К-Я

7) л-М, л-Н, л-н,

л-ы, л-Ю, л-я, л-Я

8) Л-н, Л-Н, Л-ы,

Л-Ю, Л-я, Л-Я, н-Н, н-ы, н-Ю, н-я, н-Я

1) ж-е, ж-ё, ж-к, ж-л,

ж-Л, ж-м, ж-М, ж-н,

ж-Н, ж-ы, ж-э, ж-Э,

ж-Ю, ж-я, ж-Я, к-К

2) Ж-А, Ж-к, Ж-л, Ж-Л,

Ж-м, Ж-М, Ж-н, Ж-Н,

Ж-ы, Ж-э, Ж-Э, Ж-Ю,

Ж-я, Ж-Я

3) К-л, К-Л, К-м, К-М,

К-н, К-Н, К-Г, К-П,

К-Т, К-Б, К-ы, К-э,

К-Э, К-Ю, К-я, К-Я

1) к-л, к-Л, к-м,

к-М, к-н, к-Н, к-ы, к-Ю, к-Я, к-я

2) А-Б, А-Г, А-П,

А-Т, Л-Б, Л-Г, Л-П, Л-Т, М-Б, М-Г, М-П, М-Т

3) к-е, к-ё, К-л,

К-Л, ы-э, Я-Э, я-э, е-э, ё-э, э-ж, Э-Ж

3(   )

1) Б-Д, Б-Ж, Б-С,

Б-х, Б-э, ж-Ж, з-Д, с-С, х-Х, э-Э

2) й-с, й-С, й-э,

й-Э, й-Б, й-Д, й-е, й-ё, й-з

1) Б-В, Б-Е, Б-Ё, Б-ж,

Б-Ж, Б-з, Б-х, Б-Х

2) В-Д, В-е, В-ё, В-з,

В-й, В-Й, В-Р, В-с,

В-С, В-э, В-Э

3) Д-Е, Д-Ё, Д-ж, Д-Ж,

Д-З, Д-х, Д-Х

4) е-Е, ё-Ё, е-ж, е-Ж,

ё-ж, ё-Ж, е-З, е-х,

е-Х

1) Б-е, Б-ё, Б-Е,

Б-Ё, Б-ж, Б-ж, Б-й, Б-Й, Б-Р, Б-с, Б-С, Б-х, Б-Х

2) е-ж, е-Ж, е-з,

е-З, е-й, е-Й, е-Р, е-Х, е-х, е-Э, е-э, с-й, с-Й, с-р

4(   )

1) Б-А, Б-в, Б-з,

Б-ц, Б-Ц, Б-щ, Б-Щ

2) А-В, А-Д, А-д,

А-К, А-н, А-Н, А-у, А-ц, А-Ц, А-щ, А-Щ

3) в-Б, в-В, в-д,

в-Д, в-К, в-Н, в-у, в-ц, в-Ц, в-щ, в-Щ, в-Ю

4) з-В, з-д, з-Д,

з-К, з-Н, з-у, з-ц, з-Ц, з-щ, з-Щ, з-Ю

5) ц-В, ц-К, ц-Н,

ц-у, ц-Ю

1) Н-А, Н-Б, Н-в, Н-В,

Н-д, Н-Д, Н-з, Н-К,

Н-у, Н-щ, Н-Щ, Н-Ц,

Н-Ю

1) А-Б, А-в, А-В,

А-д, А-Д, А-з, А-Н, А-у, А-ц, А-Ц, А-щ, А-Щ, А-Ю

2) в-Б, в-В, в-д,

в-Д, в-з, в-К, в-Н, в-у, в-ц, в-Ц, в-щ, в-Щ, в-Ю

5(   )

1) г-И, г-Й, г-к,

г-Ц, г-Ш, Г-Щ

2) к-г, к-И, к-Й,

к-К, к-п, к-р, к-Т, к-У, к-Ц, к-Ч, к-Ш, к-Щ

 

1) г-У, г-Ч

6(   )

1) а-О, а-Ю, б-О,

б-Ю, в-О, в-Ю, д-о, д-Ю

2) о-О, о-Ю, ф-О,

ф-Ю, Ф-Ю, ю-Ю, Я-О, Я-Ю

3) я-а, я-б, я-в,

я-д, я-о, я-ф, Я-Ф, Я-Ю, я-Ю, я-Я

1) а-ф, а-Ф, б-ф, б-Ф,

в-Ф, в-ф, д-ф, д-Ф

2) о-ф, о-Ф, ю-ф, ю-Ф,

Я-ф, я-ф, я-Ф, Я-Ф

 

7(   )

1) А-ж, А-к, А-н,

А-п, А-т, А-ю, Ж-ж, Ж-к, Ж-н

2) Ж-п, Ж-т, Ж-ю,

к-А, к-Ж, к-р, к-Т, к-ф

 

1) ж-Ж, ж-А, ж-Т,

ж-р, ж-ф

2) А-к, А-н, А-п,

А-т, А-ю

3) Ж-к, Ж-н, Ж-п,

Ж-т, Ж-ю

4) Т-ж, Т-к, Т-н,

Т-п, Т-т, Т-ю

5) р-А, р-ж, р-Ж,

р-к, р-н, р-п, р-т, р-Т, р-ю

6) ф-А, ф-ж, ф-Ж,

ф-Т, ф-т, ф-к, ф-н, ф-п, ф-ю

8(   )

 

1) ь-ъ-ы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 12

Таблица 4

Каллиграфические умения учащихся

Список уч-ся

Величина букв

Соблюдение строки

Форма букв и способ соединения

Расстояние между буквами

Соблюдение гигиенических правил письма

Алешин К.

Разная высота надстрочных элементов

Выход за строку

Искажает «К».

Не соблюдает

Соблюдает

Иванов П.

- // -

Соблюдает

Искажает нижнее соединение

- // -

Не соблюдает

Рослякова Н.

Одинаковая

Соблюдает

Искажает форму и длину нижних петель строчных букв «У», «Д», «З»

Соблюдает

- // -

Ударцева С.

Разная высота надстрочных элементов

Выход за строку

Искажает буквы округлой формы «О», «С», «Ф», «А»

Не соблюдает

Соблюдает

Бабурин П.

Высота заглавных букв почти равна высоте строчных букв

Соблюдает

Искажает

- // -

- // -


 

 


Информация о работе Формирование каллиграфических навыков младших школьников