Формирование коммуникативной компетенции у учащихся педагогического колледжа
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 13:34, реферат
Описание работы
Реализация Государственной программы развития образования в Республике Казахстан на период с 2010–2020 годы предполагает создание эффективной системы образования, обеспечивающей формирование профессионально-компетентностной личности, конкурентоспособного специалиста, способного самостоятельно и творчески решать профессиональные задачи, осознавать личностную и общественную значимость профессиональной деятельности, нести ответственность за ее конечный результат [1, с 26].
Формирование коммуникативной
компетенции у учащихся педагогического
колледжа
Библиографическое
описание: Жумашева Т. С. Формирование коммуникативной
компетенции у учащихся педагогического
колледжа [Текст] / Т. С. Жумашева, С. К. Ошакпаева
// Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 958-962.
Реализация Государственной
программы развития образования в Республике
Казахстан на период с 2010–2020 годы предполагает
создание эффективной системы образования,
обеспечивающей формирование профессионально-компетентностной
личности, конкурентоспособного специалиста,
способного самостоятельно и творчески
решать профессиональные задачи, осознавать
личностную и общественную значимость
профессиональной деятельности, нести
ответственность за ее конечный результат
[1, с 26].
Качество образования
определяется сегодня не уровнем полученных
знаний, а компетентностью в различных
сферах жизнедеятельности, устойчивой
мотивацией к обучению в течение всей жизни,
профессиональному и личностному росту.
Профессиональные образовательные стандарты
включают в себя не только требования к результатам
освоения программы и структуры целостного
педагогического процесса, но и ориентированы
на становление личности и включают такие
личностные характеристики как умение
слушать и слышать собеседника, обосновывать
свою позицию, высказывать свое мнение.
Речевая деятельность при усвоении знаний
помогает учащимся оценивать себя с точки
зрения партнеров по общению, т. е. правильности,
точности, ясности и понятности речи для
окружающих. Более того, современное демократическое
общество заинтересовано в формировании
личности, в совершенстве владеющей культурой
общения в спорных ситуациях, умеющей превратить
спор в дискуссию, в мирное обсуждение проблемы
уже на первых ступенях образовательного
процесса. Также одним из важнейших принципов
организации учебного процесса в образовательных
учреждениях является реализация идеи
коммуникативно-деятельностного подхода,
при котором педагог в учебных целях создает
ситуацию, нуждающуюся в обсуждении. Для
того чтобы участвовать в обсуждениях
поставленной проблемы учащимся необходимо
обладать рядом интеллектуальных качеств:
иметь большой словарный запас, читать
с высоким уровнем понимания, правильно
формулировать и решать проблемы, уметь
думать, прежде, чем совершить действие,
проявлять интерес к окружающему миру,
чувствительность к потребностям других
людей и честность по отношению к другим
и самому себе [2,с.136].
В настоящее время
коммуникативную компетентность рассматривают
как одну из ключевых в процессе всестороннего
формирования и развития личности. Во-первых,
она влияет на учебную успешность: в процессе
общения как со взрослыми, так и со сверстниками
происходит обмен информации, которую
впоследствии учащиеся использует для
построения логически правильного ответа
на вопрос или выполнение задания. Во-вторых,
от коммуникативной компетентности во
многом зависит процесс адаптации учащегося
к обучению в колледже, в частности его эмоциональное
благополучие в группе. Как известно, адаптация
подразделяется на учебную и социально-психологическую.
Учащийся должен привыкнуть не только
к новому виду деятельности (профессиональному
обучению в стенах колледжа), но и к окружающим
людям. Если он легко находит общий язык
с сокурсниками, то испытывает больший
психологический комфорт и удовлетворенность
ситуацией. И напротив, неумение контактировать
с ровесниками сужает круг друзей, вызывает
ощущения непринятости, одиночества, может
провоцировать асоциальные формы поведения.
В-третьих, коммуникативная компетентность
учащихся может рассматриваться в образовательном
процессе не только как условие сегодняшней
эффективности и благополучия, но и как
ресурс эффективности и благополучия его
будущей взрослой жизни, включающего [2,с.191]:
- уважение и внимательность
к собеседнику, «беспристрастная заинтересованность»;
- способность устанавливать
контакт;
- способность слушать
и слышать;
Похожая
статья: Формирование
экологической культуры учащихся педагогического
колледжа как этап становления будущего
специалиста
- эмпатия (чувство
сопереживания);
- искусство помощи
собеседнику в высказывании своего мнения:
- способность адекватно
выражать собственную позицию;
- коммуникативная
гибкость и конструктивность;
- готовность разрешать
межличностные проблемы;
- способность работать
в команде;
- владение коммуникативными
умениями и навыками.
Коммуникативная компетентность
представляет целостную систему психических
и поведенческих характеристик личности,
способствующих успешному общению, т. е.
достигающему цели (эффективное) и эмоционально
благоприятному (психологически комфортное)
для участвующих сторон. В ее структуре
выделяют следующие компоненты [3, c.19]:
- когнитивный, который
образует знания о ценностно-смысловой
стороне общения, о личностных качествах
способствующих и препятствующих общению,
об эмоциях и чувствах, всегда сопровождающих
его, об операциональной (поведенческой)
стороне общения.
Похожая
статья: Роль
проектных методов в формировании художественно-творческой
компетенции у студентов педагогического
колледжа
- ценностно-смысловой
характеризует ценности, которые активизируются
в общении. Личностные ценности, проявляясь
в базовых отношениях к себе и другим людям,
регулируют общение, придавая ему определенный
смысл. Формирование нравственных ценностей,
таких как самоуважения, уважения мнения
другого человека не только облегчает,
«разрешает» общение, но и делает его впоследствии
более этичным.
- личностный образуют
особенности личности, вступающего в общение,
которые естественным образом влияют
на содержание, процесс и сущность коммуникации
(застенчивость, отчужденность, эгоистичность,
заносчивость, тревожность, агрессивность,
либо наоборот уверенность, оптимизм,
доброжелательности и уважении к людям).
- эмоциональный компонент
коммуникативной компетентности связан,
прежде всего, с созданием и поддержанием
позитивного эмоционального контакта
с собеседником, саморегуляцией, умением
не только реагировать на изменение состояния
партнера, но и предвосхищать его.
- поведенческий компонент
образуют коммуникативные умения, способы
деятельности и опыт, который является
образованием, интегрирующим в себя на
уровне поведения и деятельности все проявления
коммуникативной компетентности. Коммуникативные
умения как элементы создают коммуникативное
поведение.
Проблема подготовки
разностороннего специалиста, обладающего
высоким уровнем культуры (в том числе
и культуры слова) и мобильно действующего
в условиях динамичного общества — методологическая
и теоретическая проблема средне профессионального
образования. Одним из главных условий
решения этой проблемы, на наш взгляд,
является целенаправленное формирование
у будущего специалиста коммуникативной
компетентности, главной составляющей
которой, является вербальное общение
(коммуникация). В общении передаются идеи,
факты, представления, а также ценностные
отношения, интересы, настроение, чувства.
В общении осуществляются рациональное,
эмоциональное и волевое взаимовлияние
и взаимодействие педагога и учащихся,
выявляется и формируется общность взглядов,
мыслей, настроений. В общении достигается
взаимопонимание, осуществляется передача
и усвоение знаний, опыта, создаются сплоченность
и солидарность, характеризующие групповую
и коллективную деятельность. Общение
является важным условием для выявления
и раскрытия лучших сторон личности, для
формирования сознания и самосознания
личности, для ее развития.
Взаимопонимание участников
общения имеет большое значение. Возникновение
и успешное развитие межличностного общения
возможно лишь в том случае, если между
его участниками существует взаимопонимание.
Процесс общения во многом определяет
то, в какой мере люди отражают черты и чувства
друг друга, воспринимают и понимают других,
а через них и самих себя. Следовательно,
процесс познания и понимания одним человеком
другого выступает как обязательная составная
часть общения.
Одним из основных
секретов эффективного общения является
умение «правильно» слушать собеседника.
«Секрет влияния на людей — не в умении
говорить, а в умении быть хорошим слушателем» —
писал Дейл Карнеги. Все дело в том, что
слушание — это не только и не столько молчание,
а процесс более сложный активный, в ходе
которого устанавливаются невидимые связи
между людьми, возникает взаимопонимание,
которое делает эффективным любое общение
[4, с77]. В любом общении важным является
момент обратной связи, благодаря которому
собеседник чувствует, что он говорит
с живым человеком, а не в пустоту, и к тому
же узнает, как именно его услышали и поняли.
Причем в любом высказывании (сообщении)
существует два уровня: информационный
и эмоциональный. Следовательно, обратная
связь может быть двух видов — отражение
информации и отражение чувств говорящего.
В педагогической практике
эффективно используют три разработанных
технологии слушания [5, с.87]:
- активное слушание,
в котором на первый план выступает отражение
информации;
Похожая
статья: Формирование
коммуникативной компетенции посредством
метода «ролевая игра»
- пассивное (нерефлексивное)
слушание, которое не сопровождается анализом,
рефлексией дает собеседнику возможность
высказаться;
- эмпатическое слушание,
которое подразумевает постоянное отражение
чувств собеседника.
Для учащихся педагогического
колледжа, важно непросто общения, а формирование
педагогического общения. Педагогическое
общение формирует и передает социальные
установки, формирует образ жизни. Чтобы
педагогическое общение было эффективным,
педагогу необходимо понимать:
- закономерности общения;
- структуру общения,
особенности реализации коммуникативной,
интерактивной и перцептивной функций
общения;
- методики изучения
общения и межличностных отношений;
- основные психолого-педагогические
требования по организации педагогического
и межличностного общения.
В структуру педагогического
общения включаются функции, феномены
и закономерности процесса общения. Различают
три основных функции общения [6]:
- информационная функция
(получение и передача информации в общении
с целью возможности овладеть опытом, накопленным
человечеством);
- перцептивная функция
(при общении передача и восприятие эмоций
и чувств, отношения к событию, важности
и значимости его для данного человека);
- интерактивная функция
(с помощью общения происходит взаимодействие).
В педагогическом общении
важно не только умение выслушать, но и умение
построить свою речь так, чтобы легче быть
понятым слушателями, не провоцировать
собеседника на негативное отношение
к себе и к тому, что говоришь. Общение принесет
положительные результаты, если партнеры
настроены на одну волну. Для этого желательно
определить и учитывать индивидуальные
особенности собеседника, а также существующие
правила общения.
Переход к гуманистической,
межличностно -ориентированной педагогике
предъявляет огромные требования к организации
процесса общения педагога с учащимися.
Такими требованиями могут быть доверительность,
диалогичность, психологический контакт,
взаимопонимание и взаимоуважение, способность
отказаться от воздействия и перейти к взаимодействию,
сотрудничеству. Следовательно, процесс
овладения педагогическим общением требует
высокой коммуникативной компетенции
от преподавателя и сформированного в процессе
обучения коммуникативного потенциала
от будущего специалиста.
Коммуникация есть
общественно и исторически детерминированное
социальное поведение, реализующееся
в речевых действиях и служащее целям взаимного
понимания и взаимодействия. Владеть языком —
значит пользоваться русской речью для
достижение этого взаимопонимания путем
хранения, передачи и преобразования социальной
информации вербальными средствами. Человек
не говорит для того, чтобы говорить: речь
большей частью служит таким же средством,
способом достижения какого-то неречевого
результата, как и любая предметная деятельность.
Речевые акты всегда служили и служат «вспомогательным
средством» в процессе труда, в познании
окружающей действительности, в общественной
деятельности [7, с3].
Коммуникативная компетентность —
один из важных компонентов профессиональной
компетентности выпускников педагогического
колледжа, которым так или иначе, независимо
от специализации, предстоит работать
с людьми, а следовательно, общаться с ними
и использовать речь как средство воздействия.
Учеными-педагогами
Кобером И. Х., Маркиной Т. А., выделены такие
необходимые будущему педагогу коммуникативные
умения, как умение использовать вербальные
методы при обучении, умение находить
контакты с родителями, предвидеть и предотвращать
конфликты с учащимися. Кроме этих умений
исследователи выделяют группу, так называемых,
информационных умений (то есть умений
владения устной речью как средством передачи
информации), в число которых входят умение
четко объясняться, говорить доступным
понятным языком, доходчиво передавать
научные факты и методические указания,
а также умение выступить с докладом по
возникающим проблемам перед родителями,
перед коллегами, в печати, умение провести
беседу со школьниками, по месту жительства.
С точки зрения филолога, дифференциация
умений выступить с докладом перед коллегами
и перед родителями, умений провести беседу
по месту жительства и со школьниками на
разные умения абсолютно неправомерна,
так как за всем этим кроется лишь владение
литературным языком с пониманием стилистических
и методических различий в подборе и организации
информационного материала. Не очень понятно
выделение таких умений, как умения четко
изъясняться, говорить доступным языком
и др., так как это достигается опять-таки
владением орфоэпическими, грамматическими
и синтаксическими нормами литературного
языка, то есть сформированностью языковой
компетенции. Не очень логично, с нашей
точки зрения, и деление умений, связанных
с общением, на коммуникативные и информационные,
так как информационные умения тоже являются
частью процесса коммуникации, а передача
информации — лишь цель и результат коммуникативных
речевых умений [8, с77]. Таким образом, правомерно
будет выделять в числе коммуникативных
умений речевые, подчеркивая тем самым
их взаимосвязанность.
Виды речевой педагогической
деятельности, которыми должны владеть
выпускники педагогического колледжа:
- речевое управление
интеллектуальной деятельностью учащихся;
- организующая речевая
деятельность (управление всей деятельностью
учащихся, управление учебным процессом
и процессом общения);
- контролирующая деятельность
(так называемая, обратная связь).
Безусловно, для овладения
данными видами речевой педагогической
деятельности учащимся необходима вполне
сформированная языковая компетенция,
то есть знание о языке, его системе, функционально-речевых
разновидностях, закономерностях функционирования
языковых единиц в речи, правилах текстообразования.
Это необходимое условие владения языком,
предпосылка, которая не может быть использована,
если не сформирована.