Формирование коммуникативной компетенции у учащихся педагогического колледжа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 13:34, реферат

Описание работы

Реализация Государственной программы развития образования в Республике Казахстан на период с 2010–2020 годы предполагает создание эффективной системы образования, обеспечивающей формирование профессионально-компетентностной личности, конкурентоспособного специалиста, способного самостоятельно и творчески решать профессиональные задачи, осознавать личностную и общественную значимость профессиональной деятельности, нести ответственность за ее конечный результат [1, с 26].

Файлы: 1 файл

Формирование коммуникативной компетенции у учащихся педагогического колледжа.docx

— 49.21 Кб (Скачать файл)

При сформированной языковой компетенции можно говорить о формировании коммуникативных умений, особенно в учебно-профессиональной сфере общения, так как именно общение в данной сфере становится серьезной проблемой для учащихся с момента обучения в колледже. Многолетний опыт позволяет сделать вывод о том, что у будущих специалистов не сформирована языковая база, которая позволила бы им активно и плодотворно участвовать в учебном процессе по избранной специальности. Большинство абитуриентов не владеют умениями, столь необходимыми для обучения в колледже: они не умеют структурно-композиционно строить как письменное, так и устное монологическое высказывание, затрудняются сформулировать дефиницию понятия, не владеют достаточной аргументацией суждений, имеют крайне бедный словарный запас.

Учащиеся первого курса не умеют высказывать свои мысли, вести дискуссию, логически перерабатывать информацию, не знакомы с проблемным методом изложения материала, то есть не умеют вступать в коммуникацию в необходимых им сферах общения. Ученики, пришедшие со школьной скамьи, привыкли к описательному изложению информации в учебниках, на занятиях и к воспроизведению данной информации, то есть к детальному пересказу — таковы результаты применения в большинстве случаев объяснительно-иллюстративного метода обучения на всех ступенях системы образования.

В последние десятилетия в центре внимания методики преподавания языка стоят вопросы обучения учащихся педагогического колледжа научному стилю речи и языку специальности как подъязыкам общелитературного языка, необходимого для овладения профессией. Обучение научной речи не является изолированным участком общего процесса обучения языку. С одной стороны, поскольку научный стиль — это система речевая, «имеющая нормы отбора и сочетания языковых единиц, определяющиеся задачами общения в соответствующей сфере», овладение научной речью способствует усвоению общеязыковых закономерностей. С другой стороны, возрастающая роль научного стиля в речевой жизни современного общества оказывает значительное влияние на развитие языка в целом. При непосредственном речевом общении на научные темы говорящему приходится пользоваться различными вариантами монологической речи: как с ее «крайним случаем» (длительное одностороннее высказывание: лекция, доклад, устный реферат, выступление на собрании, защита курсовой работы и др.), так и в случае монологического высказывания в диалогическом общении, то есть когда «диалог становится обменом монологами» (профессиональная беседа, консультация, дискуссия, различные деловые и личные переговоры и др.) Кроме того, учащиеся должны владеть письменными жанрами научного стиля, такими, как аннотация, реферат, резюме текстов.

Для построения речевого сообщения необходимо уметь: а) выбирать соответствующий коммуникативному намерению способ передачи информации (описание, повествование, рассуждение, доказательство); б) определять программу высказывания и реализовывать ее в адекватной языковой форме; в) объединять отдельные коммуникативно и формально завершенные фразы в структурно и семантически цельный текст.

В результате обучения научной речи учащиеся должны овладеть следующими умениями:

-          кратко формулировать свои мысли по затронутому вопросу или проблеме;

-          дать критическую оценку прослушанному сообщению на научные темы;

-          принимать участие в дискуссии по докладу или сообщению;

-          продуцировать устно и письменно типовые научные тексты.

Формирование коммуникативных компетенций будущих педагогов не ограничивается только изучением теоретических дисциплин, по мере их освоения учащиеся включаются в педагогическую практику, содержание которой тесно связано с теорией и способствует формированию коммуникативных умений.

Литература:

1.                 Государственная программа развития образования РК (2010–2020 годы.- А., 2010)

2.                 Дахин А. Компетенция и компетентность: //Народное образование.-2004.-№ 4.-с.136

3.                 Бакулина И. Проблема коммуникативных умений учителя //Педагогические технологии.-2008.-№ 2.-с.19

4.                 Жамбеева З. З. Индивидуальные различия в коммуникативных способностях. //Психологическая наука и образование.-2007.-№ 4.-с.77

5.                 Зарецка И. И. Коммуникативная культура педагога и руководителя. — М: Сентябрь, 2002.-160с.

6.                 Иванов Д. А. Компетенции учителя.- М: Чистые пруды, 2008.-32с.

7.                 Игнатьева С. Коммуникативная культура будущих учителей как условие становления профессиональной компетентности.- 2006.-№ 6.-с.3

8.                 Костромин С. Коммуникативная компетентность педагога как фактор успешности его диагностической деятельности //Психологическая наука и образование.-2007.-№ 3.-с.77

 


Информация о работе Формирование коммуникативной компетенции у учащихся педагогического колледжа