Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 23:06, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть процесс формирования личностных качеств в коллективе.
Задачи работы:
• изучить психолого-педагогические основы взаимодействия коллектива и личности;
• показать процесс воспитания личности в коллективе;
• описать формирования коммуникативных личностных качеств;
• выделить ряд условий формирования основ базовой культуры личности.
Введение 3
Глава 1. Формирование личности в коллективе — ведущая идея в гуманистической педагогике 5
1.1.Разработка теории коллектива в трудах отечественных педагогов 5
1.2. Роль детского коллектива в развитии личности. 10
1.3. Включенность личности в коллектив 13
1.4. Формирование коммуникативных качеств личности 27
Глава 2. Формирование культуры личности. Психолого-педагогические условия формирования основа базовой культуры личности в учебно-воспитательном процессе 30
Заключение 34
Библиография 37
МОСКОВСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ
ИНСТИТУТ ЛИНГВИСТИКИ И МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ
Факультет
Романо-Германских Языков
Кафедра педагогики
Кафедра
психологии
Курсовая работа на тему:
Формирование
личности в коллективе
Выполнила:
студентка 3 курса
группа 31а6
…
Научный руководитель:
доцент Иванова Марина
Евгеньевна
Москва 2010
Принципиальное отличие отечественной теории и практики организации педагогического процесса от зарубежных, преимущественно индивидуалистических, концепций — в его подлинно коллективистских основах. Противники коллективистического воспитания выдвигают в качестве аргумента факт якобы изначально предопределенной нивелировки воспитанников коллектива, покушения на индивидуальность. Между тем диалектика коллективного и индивидуального в воспитании очевидна.
Процессы развития личности и коллектива неразрывно связаны друг с другом. Развитие личности зависит от развития коллектива, его уровня развития, структуры сложившихся в нем деловых и межличностных отношений. С другой стороны, активность воспитанников, уровень их физического и умственного развития, их возможности и способности обусловливают воспитательную силу и воздействие коллектива. В конечном итоге коллективное отношение выражено тем ярче, чем более активны члены коллектива, чем полнее они используют свои индивидуальные возможности в жизни коллектива. Поэтому тема данной курсовой работы актуальна.
Развитие творческой индивидуальности детей и подростков взаимосвязано с уровнем их самостоятельности и творческой активности внутри коллектива. Чем самостоятельнее ученик в коллективной общественно полезной деятельности, тем выше его статус в коллективе и тем выше его влияние, оказываемое на коллектив. И наоборот, чем выше его статус, тем плодотворнее влияние коллектива на развитие его самостоятельности.
Развитие личности и коллектива — взаимообусловленные процессы. Человек живет и развивается в системе отношений с природой и окружающими его людьми. Богатство связей предопределяет духовное богатство личности, богатство связей и общения выражает общественную, коллективную силу человека.
Цель данной работы – рассмотреть процесс формирования личностных качеств в коллективе.
Задачи работы:
С первых лет создания советской школы одной из центральных ее задач было создание самодеятельного сплоченного коллектива школьников. В «Основных принципах единой трудовой школы» подчеркивалось, что «в воспитании самой прекрасной задачей является создание школьного коллектива, спаянного радостным и прочным товариществом...». Необходимость развития коллективизма у учащихся в условиях целенаправленной учебно-воспитательной работы широко пропагандировали А.В.Луначарский, Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, С.Т.Шацкий, а так же другие видные педагоги и общественные деятели.
Основной
целью воспитания, считал А.В.Луначарский,
должно быть всестороннее развитие такой
личности, которая умеет жить в гармонии
с другими, которая умеет содружествовать,
которая связана с другими сочувствием
и мыслью социально. «Мы хотим, — писал
он, — воспитать человека, который был
бы коллективистом нашего времени, жил
бы общественной жизнью гораздо больше,
чем личными интересами». В то же время
он отмечал, что только на основе коллектива
могут быть развиты наиболее полно особенности
человеческой личности. Воспитывая индивидуальность
на базе коллективизма, необходимо обеспечить
единство личной и общественной направленности,
считал А. В. Луначарский.
Н.К.Крупская дала всестороннее обоснование преимуществ коллективного воспитания детей и подростков. В своих многочисленных статьях и выступлениях она раскрыла теоретические основы и показала конкретные пути формирования детского коллектива. Н. К. Крупская рассматривала коллектив как среду развития ребенка и придавала большое значение организационному единству детей в условиях коллективной деятельности. Тщательную теоретическую проработку в ее трудах получили многие проблемы, имеющие большое практическое значение. К ним прежде всего относятся такие, как активная позиция ребенка в установлении коллективистских отношений; связь детского коллектива с широкой социальной средой; самоуправление в детском коллективе и методические основы в его организации и др. Теория коллективного воспитания получила практическое воплощение в опыте первых школ-коммун. Одной из таких школ в составе. Первой опытной станции по народному образованию руководил С. Т. Шацкий. Он на практике доказал возможность организации школьного коллектива и подтвердил действенность первичного школьного коллектива как эффективной формы организации воспитанников, открывающей широкие перспективы для всестороннего развития личности каждого ребенка. Опыт первых школ-коммун оказал большое влияние на становление коллективистической системы воспитания в масштабах всей страны. В современной педагогической литературе он рассматривается как эксперимент, намного опередивший в то время практику воспитания.
Особо весомый вклад в разработку теории и практики коллектива внес А.С.Макаренко. Он доказал, что «никакой метод не может быть выведен из представления о паре: учитель + ученик, а может быть выведен из общего представления об организаций школы и коллектива». Он первым глубоко обосновал стройную концепцию воспитательного коллектива, пронизанную гуманистическими идеями. Педагогические принципы, положенные им в основу организации детского коллектива, обеспечивали четкую систему обязанностей и прав, определяющих социальную позицию каждого члена коллектива. Система перспективных линий, принцип параллельного действия, отношения ответственной зависимости, принцип гласности и другие были направлены на то, чтобы вызвать лучшее в человеке, обеспечить ему радостное самочувствие, защищенность, уверенность в своих силах, сформировать постоянную потребность движения вперед.
Последовательное развитие идеи А. С. Макаренко получили в педагогических трудах и опыте В.А.Сухомлинского. Усматривая задачу школы в обеспечении творческого саморазвития личности школьника в коллективе, он предпринял и реализовал удачную попытку построения целостного педагогического процесса. В основу своей воспитательной системы творческого развития личности В.А. Сухомлинский положил идею направленного развития у ребенка субъектной позиции.
Многолетняя
педагогическая деятельность В.А.Сухомлинского
в качестве директора школы и учителя
позволила ему сформулировать совокупность
принципов, которые должны быть положены
в основу формирования школьного коллектива:
организационное единство школьного коллектива;
руководящая роль школьного коллектива;
руководящая роль педагога; богатство
отношений между учениками и педагогами,
между учениками, между педагогами; ярко
выраженная гражданственность духовной
жизни воспитанников и воспитателей; самодеятельность,
творчество, инициатива; постоянное умножение
духовных богатств; гармония высоких,
благородных интересов, потребностей
и желаний; создание и заботливое сохранение
традиций, передача их от поколения к поколению
как духовного достояния; интеллектуальное,
эстетическое богатство взаимоотношений
между школьным коллективом и другими
коллективами нашего общества; эмоциональное
богатство коллективной жизни; дисциплина
и ответственность личности за свой труд
и поведение.
С начала 20-х до 60-х гг. XX в. проблема
коллектива считалась
Социальная
психология интересуется закономерностями
коллективообразования, взаимоотношениями
коллектива и личности на психологическом
уровне, структурой и становлением системы
деловых и личных, интерперсональных связей
и отношений. Социологи изучают коллектив
как социальную систему в целом и как систему
более низкого порядка по отношению к
системе более высокого уровня, т.е. к обществу.
Юриспруденция и ее отрасль — криминалистика
рассматривают коллектив как одну из разновидностей
социальных групп с позиции среды, формирующей
мотивы и условия отступления от норм
общественной жизни. Педагогику, как и
раньше, интересуют вопросы создания коллектива
и использования его возможностей для
гармоничного развития личности, т. е.
как инструмента для целенаправленного
влияния на личность не непосредственно,
а опосредованно через коллектив.
В
последние десятилетия
В настоящее время исследуются такие вопросы теории коллектива, как массовое, групповое и индивидуальное в коллективе, проблема коллективного целеполагания; формирование социальной направленности личности и развитие творческой индивидуальности членов коллектива; идентификация и обособление в коллективе в их единстве; единство педагогического руководства, самоуправления и саморегуляции; тенденции развития коллектива как субъекта воспитания и др. В основе сплочения детского коллектива может лежать не только труд, но и общение, познание, игра и другие виды деятельности, организации которых необходимо уделять специальное внимание.
Детский коллектив — основная база накопления детьми позитивного социального опыта. Опыт приобретается воспитанником в семье, через общение со сверстниками в неорганизованных внешкольных условиях, через средства массовой информации, чтение книг и другие источники. Однако только в коллективе его освоение специально планируется и направляется педагогами-профессионалами. Ребенок с поступлением в школу становится членом многих коллективов, часть из которых он выбирает самостоятельно (кружки, секции и т.п.), а членом других и прежде всего классного коллектива он становится в силу определенных условий. Как член общества и коллектива воспитанник вынужден принимать те правила и нормы взаимоотношений, которые свойственны тому или иному коллективу. Он не может их игнорировать или пренебрегать ими уже потому, что хочет быть принятым коллективом, занять в нем удовлетворяющее его положение и эффективно осуществлять свою деятельность. Это вовсе не означает, что школьник пассивно должен приспосабливаться к сложившимся или складывающимся отношениям. Если он убежден в своей правоте, он должен занять активную позицию и не только высказывать свою точку зрения, противоположную мнению большинства, но и отстаивать ее перед коллективом. Таким образом, коллектив открывает возможности накопления опыта коллективного поведения в позициях подчинения, активного противопоставления и руководства. В конечном итоге это должно привести к формированию таких социально ценных качеств, как гражданственность, гуманизм, инициативность, ответственность, социальная справедливость и др.
Проявляя
социальную активность, каждый воспитанник
воспринимает для себя коллектив как арену
для самовыражения и самоутверждения
себя как личности. Благодаря педагогическому
руководству коллективной жизнедеятельностью
стремление утвердиться в своих глазах
и глазах сверстников находит в коллективе
благоприятную почву.
Только в коллективе формируются такие существенные личностные характеристики, как самооценка, уровень притязаний и самоуважение, т.е. принятие или неприятие себя как личности.
Воспитательный коллектив, по определению И.Ф.Козлова, специально исследовавшего творчество А. С. Макаренко, — это научно организованная система воспитывающей детской жизни. Организация коллективной учебно-познавательной, ценностно-ориентационной деятельности и общения создает условия для формирования и упражнений в проявлении интеллектуальной и нравственной свободы. Только в коллективной жизнедеятельности формируются интеллектуально-нравственные ориентации личности, ее гражданская позиция и целый ряд общественно значимых умений и навыков.