Формирование личности в коллективе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 23:06, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть процесс формирования личностных качеств в коллективе.
Задачи работы:
• изучить психолого-педагогические основы взаимодействия коллектива и личности;
• показать процесс воспитания личности в коллективе;
• описать формирования коммуникативных личностных качеств;
• выделить ряд условий формирования основ базовой культуры личности.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Формирование личности в коллективе — ведущая идея в гуманистической педагогике 5
1.1.Разработка теории коллектива в трудах отечественных педагогов 5
1.2. Роль детского коллектива в развитии личности. 10
1.3. Включенность личности в коллектив 13
1.4. Формирование коммуникативных качеств личности 27
Глава 2. Формирование культуры личности. Психолого-педагогические условия формирования основа базовой культуры личности в учебно-воспитательном процессе 30
Заключение 34
Библиография 37

Файлы: 1 файл

курсовая по педагогике.doc

— 174.50 Кб (Скачать файл)
      1. психофизиологический — совместимость темпераментов, согласованность сенсомоторных действий;
      2. психологический — совместимость характеров, стереотипов поведения;
      3. социально-психологический — согласованность функционально-ролевых ожиданий (члены группы должны представлять: что, как, с кем и в какой последовательности должен делать каждый участник группы для достижения групповых задач);
      4. социологический — включает ценностно-ориентационное единство, т.е. сходство структуры и содержания ценностей и смыслов участников группы.

 

    1. Формирование  коммуникативных  качеств личности
 

    Задачей педагога, формирующего коммуникативную культуру, является установление дружеских связей у детей, развитие у них интереса ко всему происходящему, создание атмосферы доброжелательности, взаимного уважения и доверия, уступчивости и вместе с тем инициативности. Для достижения этого, на наш взгляд, более всего подходит организация работы малыми группами. Работа в малых группах менее утомительна для детей, так как они находятся в более тесном контакте между собой. Дети в малых группах работают по принципу «Знаешь сам, скажи другому», «Умеешь сам, научи другого». Важно также, что в малых группах формируется оценка на «себя». Ребенок учится объективно сравнивать собственное умение с умениями сверстников, сопоставлять свое мнение с мнениями других.

    Первоклассников мы учим объединяться сначала в пары, затем в четверки, шестерки для знакомства и сближения, для возникновения общения. Лишь после этого появляется тема для обсуждения и выполнения задания.

    Работа  в паре учит детей слушать и  слышать другого, давать и принимать советы, работать дружно и в едином темпе. Этому способствуют совместное письмо на доске одним мелком, парное чтение, жонглирование мячами.

    Вначале формирование групп проходит по симпатиям, а со временем с помощью социоигр «Разведчики», «Найди группу по цвету глаз, по цифре, по разрезным картинкам и др.».

    Игровой метод позволяет сохранять познавательную активность и облегчать сложный процесс учения. В социоиграх дети раскрепощаются, у них развивается мышление, внимание, активизируется их речь. Для этого подходят игры «Шапка вопросов», «Составь слово», «Каверзные вопросы».

    Игры  «Эхо», «Замри», «Встать по пальцам» помогают созданию рабочего настроя, переключению с одного вида деятельности на другой. «Японская машинка», «Буквы-загадки», «Живой алфавит» обращают внимание детей друг к другу, ставят их в зависимость друг от друга. 

    В I классе общие разговоры детей  являются непременным условием становления метода конструктивного диалога. Дети учатся слушать других, высказываться по поводу данной темы разговора. Общие разговоры — это беседа всех детей вокруг какой-то темы в свободной форме. Такая беседа опирается на существующие у детей знания, желания, интересы. Уже в I классе каждый ребенок узнает о правилах гостевого метода. Главное — уважение: уважение чужих чувств, мыслей, опыта.

    Во II классе основная задача педагога —  создание ситуаций и удерживание  условий,  при которых общение  приобретает предметный деловой характер. Этому способствует организация детей в группах, где отрабатываются и шлифуются внутригрупповые взаимоотношения, которые позволяют перейти к сотрудничеству и деловому разговору.

    В рамках делового разговора даются новые знания, уточняются существующие знания и опыт. Дети обсуждают намерения и планы, каким образом выполнить то или иное действие, задание.

    Работа  в группах позволяет педагогу вникнуть в общение, увидеть каждого  в работе. Часто в своей практике мы используем приемы группового чтения, группового диктанта, которые развивают терпеливое и уважительное отношение к сверстникам. Для развития умения действовать вместе, слаженно используем инсценировки, шифровки, сочинения по заданной рифме.

    Изменяются  и усложняются социоигры. Детей  все больше увлекают игры для творческого самоутверждения — «Детские стихи по ролям», «Так не так», они дают стимул для индивидуального и творческого развития.

    Со  второй половины учебного года дети учатся работать в тройках: двое выполняют  задание, третий наблюдает за происходящим и комментирует. Таким образом, постепенно мы выходим на индивидуальные разговоры.

    Индивидуальные  разговоры — это личная внутренняя подготовка ребенка к самостоятельной  деятельности. Если ребенку необходимо, он может задать уточняющий вопрос, высказаться по поводу выполнения задания.  

    Девиз гостевого метода во II классе: «Умеешь сам, научи другого». Дети уже могут определить знатока, который действительно может помочь по отдельным предметам,

    Основное  в работе с третьеклассниками — создавать и поддерживать проблемными вопросами ситуации поиска, закреплять стремление искать, познавать, действовать самостоятельно. Для педагогов тут главное — уметь держать паузу.

    С помощью делового общения дети могут  организовать работу между классами, группами дошкольников во время совместных праздников, соревнований, уроков, олимпиад; могут выступить учащими детей младших классов и дошкольников, что свидетельствует о становлении учебной деятельности.

    Игры  в III классе носят творческий характер: дети сами их придумывают, организовывают и четко контролируют выполнение правил.

    К окончанию III класса  дети в основном овладели навыками конструктивного общения. У них сформировалась личностная позиция: могут высказать и доказать свою точку зрения, могут уважительно отнестись к мнению другого, подчинить свое мнение мнению товарищей, они готовы к самостоятельной деятельности. 
 
 

 

   Глава 2. Формирование культуры личности. Психолого-педагогические условия формирования основа базовой культуры личности в учебно-воспитательном процессе

  

          Ценности педагогики не существует в изолированном пространстве.  Социально-духовные сферы разных стран влияют друг на друга. Кризис или подъем в одних вызывает соответствующие изменения  в других, поскольку все локальные подсистемы культуры ( и образование в том числе) составляют открытую и динамическую систему, где развитие отдельных элементов естественно ведет ее трансформации в целом.          

  Видоизменение мировой системы образования  происходит постоянно, особенно в условиях обострения региональных кризисов, поэтому  не случайна озабоченность ученых и практиков воспитания вопросами очередного выбора пути.          

  Социокультурные характеристики современного кризиса  связаны с ломкой прежних отношений  между субъектами культурной деятельности. В сфере образования такая  ломка вызвана еще и проявлением принципиального нового ( для российского массового менталитета) понимания образования как личностно-ориентированной культурной деятельности, о чем мы упоминали выше.           

  «Альтернативная система повышения квалификации педагогов начала готовить школьных психологов и классных воспитателей по специальным методикам воспитания, которые способствуют развитию у педагогов, нового понимания образования. Опросы, проведенные в их среде показали, что для них ведущей основной задачей является личность ребенка и основной задачей – создание условий для свободного развития его индивидуальных способностей (душевных и физических, творческих и репродуктивных, общекультурных и специальных). Педагоги нового поколения, безусловно принимают личность ребенка и строят свою деятельность на его поддержке и защите».          

  Значительный  вклад в исследование культурных основ педагогики внесли отечественные  философы и психологи – М.М. Бахтин (его идея диалога культур), В.С. Библер (культура как диалог), А.С. Выготский (культурно-исторический подход к развитию личности), а также Э.С. Маркарян, Г.С.Батищев и М.М. Мамардашвили (представление о культурном поле самой личности и круге ее общения). Их работы укрепили практическую ориентацию отечественной школы культурной антропологии, обусловили ее связь с современной педагогикой. Появились и новые культурологические проблемы в образовании.          

«Сложная  социокультурная ситуация делает актуальным развитие прежде всего нравственных основ личности, ее ориентации на другого и других, формирование Я – доминантного, как говорил Г.С.Батищев. Именно здесь основная сфера децентрации личности ребенка, выхода ее за пределы собственного внутреннего мира в пространство свободного саморазвития другого и других».          

  Толерантность «Я – другодоминантного» позволяет личности действовать свободно, а свободное действие – это проявление своей ограниченности.           

  Так начинается воспитание демократической  культуры и демократического сознания личности, терпимости и человечности, понимание и понятия другого.          

  Новые реалии воспитания осмысливаются в  контексте знания, накопленного различными направлениями антропологии (философской, культурной, социальной, исторической, педагогической, религиозной). Современной  педагогике подчас становится тесно в рамках собственных теорий. Философия педагогики, антропология и педагогическая психология совместными усилиями разных школ вышли на расширение представлений о концептуальных основах воспитания.           

  Если  раньше концепции воспитания находили свое теоретическое обоснование, в основном, в философии и психологии, то теперь возникает потребность в привлечении других сфер гуманитарного знания, прежде всего культурологии. Это вызвано не только потребностью культуроспособности образования, но и всем ходом развития реформ и самого гуманитарного знания.           

  «Выделяется новый взгляд на все богатства  соотношений образования и культуры:

      ·       на культуру индивидуального образования и дифференцированного подхода к обучению;

      ·       на культурное содержание и технологии развивающего, личностно-ориентированного обучения;

      ·       на культурные модели учебных заведений и культуру управления ими;

      ·       на культуру общения и предметных контактов учителя и ученика;

      ·       на педагогическую (профессиональную) культуру самого педагога;

      ·       на индивидуальную культурную деятельность ребенка, в которой происходит его культурное самоопределение;

      ·       на культурную среду школы;

      ·       на культурную среду вне школы;

      ·       на сложившуюся в обществе социально-педагогическую культуру в целом;

      ·       на воздействующий, на развитие ребенка конгломерат культур конкретного общества;

      ·       наконец, на широкое социокультурное представление о пространстве, в котором существуют и спокойно взаимодействуют все эти и многие другие проявления культурной жизни, в реалиях которых развивается ребенок.          

  Здесь перечислены основные структуры, блоки  проблематики культурного образования».           

  Ее  задача – понять объяснить современное  свободное воспитание и образование, а также саморазвитие личности как взаимосвязь разнообразных микро – и макрокультурных процессов. Отнюдь не случайно, что культурология образования развивается в тесном взаимодействии с гуманистической и философией демократии, у них общие корни – ценности культурной, философской, социальной и педагогической антропологией.          

  В последнее время возникла потребность  в более тесной непрерываемой  связи культуры и воспитания потому, что все большее количество людей  и педагогов, в том числе, убеждается, что преобразование общества невозможно вне культуры и ее основных составляющих – морали, религии, образования, науки и искусства.          

  Отечественное образование и культура много лет, на мой взгляд, существовали как бы реально. Ведь в культурном воспитании подрастающего поколения мало внимания уделялось истории искусства, воспитывали человека «социалистической морали», а не общечеловеческой, хотя, конечно, социалистическая мораль включает и общечеловеческие ценности. Именно поэтому сегодня возрастает социальная значимость культурных целей образования. Она актуализирована и потребностью восстановлением разрушительных связей в культурном развитии страны , и текущими задачами меняющейся культурной политики, и внутренними проблемами самого реформируемого образования, которое должно стать сферой подлинной культуры.           

  «В  настоящее время в обществе осознана необходимость реализации культурных целей образования, ориентированных, прежде всего на личность, ее культурное самоопределение и саморазвитие, назовем эти процессы аккультурацией, т.е. приобщение к культуре. «Есть одна особенность включения подростков в культуру, которую надо учитывать в образовании. Речь идет об индивидуальных свойствах личностной культуры. Известно, что личность – носитель социопсихологических и социокультурных черт поведения, общения и деятельности. Совокупность таких черт складывается в определенные типы индивидуальной культуры».

Информация о работе Формирование личности в коллективе