Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 23:06, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть процесс формирования личностных качеств в коллективе.
Задачи работы:
• изучить психолого-педагогические основы взаимодействия коллектива и личности;
• показать процесс воспитания личности в коллективе;
• описать формирования коммуникативных личностных качеств;
• выделить ряд условий формирования основ базовой культуры личности.
Введение 3
Глава 1. Формирование личности в коллективе — ведущая идея в гуманистической педагогике 5
1.1.Разработка теории коллектива в трудах отечественных педагогов 5
1.2. Роль детского коллектива в развитии личности. 10
1.3. Включенность личности в коллектив 13
1.4. Формирование коммуникативных качеств личности 27
Глава 2. Формирование культуры личности. Психолого-педагогические условия формирования основа базовой культуры личности в учебно-воспитательном процессе 30
Заключение 34
Библиография 37
Задачей педагога, формирующего коммуникативную культуру, является установление дружеских связей у детей, развитие у них интереса ко всему происходящему, создание атмосферы доброжелательности, взаимного уважения и доверия, уступчивости и вместе с тем инициативности. Для достижения этого, на наш взгляд, более всего подходит организация работы малыми группами. Работа в малых группах менее утомительна для детей, так как они находятся в более тесном контакте между собой. Дети в малых группах работают по принципу «Знаешь сам, скажи другому», «Умеешь сам, научи другого». Важно также, что в малых группах формируется оценка на «себя». Ребенок учится объективно сравнивать собственное умение с умениями сверстников, сопоставлять свое мнение с мнениями других.
Первоклассников мы учим объединяться сначала в пары, затем в четверки, шестерки для знакомства и сближения, для возникновения общения. Лишь после этого появляется тема для обсуждения и выполнения задания.
Работа в паре учит детей слушать и слышать другого, давать и принимать советы, работать дружно и в едином темпе. Этому способствуют совместное письмо на доске одним мелком, парное чтение, жонглирование мячами.
Вначале формирование групп проходит по симпатиям, а со временем с помощью социоигр «Разведчики», «Найди группу по цвету глаз, по цифре, по разрезным картинкам и др.».
Игровой
метод позволяет сохранять
Игры
«Эхо», «Замри», «Встать по пальцам»
помогают созданию рабочего настроя, переключению
с одного вида деятельности на другой.
«Японская машинка», «Буквы-загадки»,
«Живой алфавит» обращают внимание детей
друг к другу, ставят их в зависимость
друг от друга.
В I классе общие разговоры детей являются непременным условием становления метода конструктивного диалога. Дети учатся слушать других, высказываться по поводу данной темы разговора. Общие разговоры — это беседа всех детей вокруг какой-то темы в свободной форме. Такая беседа опирается на существующие у детей знания, желания, интересы. Уже в I классе каждый ребенок узнает о правилах гостевого метода. Главное — уважение: уважение чужих чувств, мыслей, опыта.
Во II классе основная задача педагога — создание ситуаций и удерживание условий, при которых общение приобретает предметный деловой характер. Этому способствует организация детей в группах, где отрабатываются и шлифуются внутригрупповые взаимоотношения, которые позволяют перейти к сотрудничеству и деловому разговору.
В рамках делового разговора даются новые знания, уточняются существующие знания и опыт. Дети обсуждают намерения и планы, каким образом выполнить то или иное действие, задание.
Работа в группах позволяет педагогу вникнуть в общение, увидеть каждого в работе. Часто в своей практике мы используем приемы группового чтения, группового диктанта, которые развивают терпеливое и уважительное отношение к сверстникам. Для развития умения действовать вместе, слаженно используем инсценировки, шифровки, сочинения по заданной рифме.
Изменяются и усложняются социоигры. Детей все больше увлекают игры для творческого самоутверждения — «Детские стихи по ролям», «Так не так», они дают стимул для индивидуального и творческого развития.
Со второй половины учебного года дети учатся работать в тройках: двое выполняют задание, третий наблюдает за происходящим и комментирует. Таким образом, постепенно мы выходим на индивидуальные разговоры.
Индивидуальные
разговоры — это личная внутренняя
подготовка ребенка к самостоятельной
деятельности. Если ребенку необходимо,
он может задать уточняющий вопрос, высказаться
по поводу выполнения задания.
Девиз гостевого метода во II классе: «Умеешь сам, научи другого». Дети уже могут определить знатока, который действительно может помочь по отдельным предметам,
Основное в работе с третьеклассниками — создавать и поддерживать проблемными вопросами ситуации поиска, закреплять стремление искать, познавать, действовать самостоятельно. Для педагогов тут главное — уметь держать паузу.
С помощью делового общения дети могут организовать работу между классами, группами дошкольников во время совместных праздников, соревнований, уроков, олимпиад; могут выступить учащими детей младших классов и дошкольников, что свидетельствует о становлении учебной деятельности.
Игры в III классе носят творческий характер: дети сами их придумывают, организовывают и четко контролируют выполнение правил.
К
окончанию III класса дети в основном
овладели навыками конструктивного общения.
У них сформировалась личностная позиция:
могут высказать и доказать свою точку
зрения, могут уважительно отнестись к
мнению другого, подчинить свое мнение
мнению товарищей, они готовы к самостоятельной
деятельности.
Ценности педагогики
не существует в изолированном пространстве. Социально-
Видоизменение мировой системы образования происходит постоянно, особенно в условиях обострения региональных кризисов, поэтому не случайна озабоченность ученых и практиков воспитания вопросами очередного выбора пути.
Социокультурные характеристики современного кризиса связаны с ломкой прежних отношений между субъектами культурной деятельности. В сфере образования такая ломка вызвана еще и проявлением принципиального нового ( для российского массового менталитета) понимания образования как личностно-ориентированной культурной деятельности, о чем мы упоминали выше.
«Альтернативная система повышения квалификации педагогов начала готовить школьных психологов и классных воспитателей по специальным методикам воспитания, которые способствуют развитию у педагогов, нового понимания образования. Опросы, проведенные в их среде показали, что для них ведущей основной задачей является личность ребенка и основной задачей – создание условий для свободного развития его индивидуальных способностей (душевных и физических, творческих и репродуктивных, общекультурных и специальных). Педагоги нового поколения, безусловно принимают личность ребенка и строят свою деятельность на его поддержке и защите».
Значительный вклад в исследование культурных основ педагогики внесли отечественные философы и психологи – М.М. Бахтин (его идея диалога культур), В.С. Библер (культура как диалог), А.С. Выготский (культурно-исторический подход к развитию личности), а также Э.С. Маркарян, Г.С.Батищев и М.М. Мамардашвили (представление о культурном поле самой личности и круге ее общения). Их работы укрепили практическую ориентацию отечественной школы культурной антропологии, обусловили ее связь с современной педагогикой. Появились и новые культурологические проблемы в образовании.
«Сложная социокультурная ситуация делает актуальным развитие прежде всего нравственных основ личности, ее ориентации на другого и других, формирование Я – доминантного, как говорил Г.С.Батищев. Именно здесь основная сфера децентрации личности ребенка, выхода ее за пределы собственного внутреннего мира в пространство свободного саморазвития другого и других».
Толерантность «Я – другодоминантного» позволяет личности действовать свободно, а свободное действие – это проявление своей ограниченности.
Так начинается воспитание демократической культуры и демократического сознания личности, терпимости и человечности, понимание и понятия другого.
Новые реалии воспитания осмысливаются в контексте знания, накопленного различными направлениями антропологии (философской, культурной, социальной, исторической, педагогической, религиозной). Современной педагогике подчас становится тесно в рамках собственных теорий. Философия педагогики, антропология и педагогическая психология совместными усилиями разных школ вышли на расширение представлений о концептуальных основах воспитания.
Если раньше концепции воспитания находили свое теоретическое обоснование, в основном, в философии и психологии, то теперь возникает потребность в привлечении других сфер гуманитарного знания, прежде всего культурологии. Это вызвано не только потребностью культуроспособности образования, но и всем ходом развития реформ и самого гуманитарного знания.
«Выделяется
новый взгляд на все богатства
соотношений образования и
· на культуру индивидуального образования и дифференцированного подхода к обучению;
· на культурное содержание и технологии развивающего, личностно-ориентированного обучения;
· на культурные модели учебных заведений и культуру управления ими;
· на культуру общения и предметных контактов учителя и ученика;
· на педагогическую (профессиональную) культуру самого педагога;
· на индивидуальную культурную деятельность ребенка, в которой происходит его культурное самоопределение;
· на культурную среду школы;
· на культурную среду вне школы;
· на сложившуюся в обществе социально-педагогическую культуру в целом;
· на воздействующий, на развитие ребенка конгломерат культур конкретного общества;
· наконец, на широкое социокультурное представление о пространстве, в котором существуют и спокойно взаимодействуют все эти и многие другие проявления культурной жизни, в реалиях которых развивается ребенок.
Здесь перечислены основные структуры, блоки проблематики культурного образования».
Ее задача – понять объяснить современное свободное воспитание и образование, а также саморазвитие личности как взаимосвязь разнообразных микро – и макрокультурных процессов. Отнюдь не случайно, что культурология образования развивается в тесном взаимодействии с гуманистической и философией демократии, у них общие корни – ценности культурной, философской, социальной и педагогической антропологией.
В последнее время возникла потребность в более тесной непрерываемой связи культуры и воспитания потому, что все большее количество людей и педагогов, в том числе, убеждается, что преобразование общества невозможно вне культуры и ее основных составляющих – морали, религии, образования, науки и искусства.
Отечественное образование и культура много лет, на мой взгляд, существовали как бы реально. Ведь в культурном воспитании подрастающего поколения мало внимания уделялось истории искусства, воспитывали человека «социалистической морали», а не общечеловеческой, хотя, конечно, социалистическая мораль включает и общечеловеческие ценности. Именно поэтому сегодня возрастает социальная значимость культурных целей образования. Она актуализирована и потребностью восстановлением разрушительных связей в культурном развитии страны , и текущими задачами меняющейся культурной политики, и внутренними проблемами самого реформируемого образования, которое должно стать сферой подлинной культуры.
«В
настоящее время в обществе осознана
необходимость реализации культурных
целей образования, ориентированных,
прежде всего на личность, ее культурное
самоопределение и