Формирование познавательных способностей у дошкольников с нарушением интеллекта в процессе коррекционного обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2015 в 18:00, контрольная работа

Описание работы

Говоря о проблеме формирования понятий, Л.С. Выготский приоритетное место в этом процессе отводил их системе. Система понятий - это своего рода иерархическая сетка «параллелей и меридианов» (горизонталей и вертикалей), в которой понятия распределены и взаимно соотнесены в зависимости от степени их общности (вертикали) и сходства (горизонтали). Таким образом, систему понятий рассматривают как более или менее упорядоченную иерархическую структуру [2, с. 21].
В настоящее время в отечественной психологии используются категории «когнитивные репрезентативные структуры» в связи с идеями развивающего обучения.

Содержание работы

1. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением интеллекта…………………………………………………………стр.3
2. Особенности процесса обучения………………………………стр.5
3. Организация обучения детей с нарушением интеллекта…….стр.7
Список используемых источников……………………………….стр.9

Файлы: 1 файл

контрольная по олигофренопедагогике.docx

— 26.86 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Рязанский Государственный Университет им. С. А. Есенина»

 

Институт педагогики, психологии и социальной работы

 

                         Контрольная работа

По курсу: «Дошкольная олигофренопедагогика»

Тема: «Формирование познавательных способностей у дошкольников с нарушением интеллекта в процессе коррекционного обучения»

Выполнила:                  

Студентка 4(5) курса

ОЗО «Педагогика и методика

дошкольного образования»

Гусева Наталья Валерьевна

                                                                                                 Проверил преподаватель:

Михеева Юлия Александровна

             

                                                     Рязань 2014 г.

Содержание

 

1. Психолого-педагогическая  характеристика детей с нарушением  интеллекта…………………………………………………………стр.3

 

2. Особенности процесса  обучения………………………………стр.5

 

3. Организация обучения  детей с нарушением интеллекта…….стр.7

 

Список используемых источников……………………………….стр.9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Психолого-педагогическая  характеристика детей с нарушением  интеллекта.

«Понятие "интеллект", как и многие другие понятия современной науки, имело длительную историю. Оно является культурно-историческим и несет на себе многочисленные наслоения, предшествовавшие его современному употреблению. В этом сложность его определения, которая зафиксирована в психологической науке. Таких определений слишком много. Интеллект (разумение, понимание, постижение) - относительно устойчивая структура умственных способностей индивида. Так определяет понятие «интеллект» психологический словарь.

В общем виде интеллект - это система психических механизмов, которые обусловливают возможность построения «внутри» индивида субъективной картины происходящего.

Существует тенденция отождествлять или, по крайней мере, сближать по содержанию понятия «интеллект» и «мышление». Словарь иностранных слов раскрывает понятие «интеллект» как ум, рассудок, разум, мыслительная способность человека. В словаре русского языка интеллект определен как ум, мыслительная способность, умственное начало у человека. [1]

Считается, что познание человеком окружающего мира осуществляется в двух основных формах: в форме чувственного познания и в форме абстрактного мышления. Чувственное познание возможно благодаря процессам ощущения, восприятия, а также памяти, которая хранит эту информацию. К основным формам абстрактного мышления отнесены понятия, суждения и умозаключения. [7]

Познание - высшая форма отражения объективной действительности.

Понятие, по мнению Л.С. Выготского - это определенные структуры обобщения. Каждой структуре обобщения в свою очередь соответствует своя специфическая система возможных при данной структуре логических операций. Функция мышления зависит от структуры самой мысли - от того, как построена сама мысль, зависит характер операций, доступных для данного интеллекта. [2]

Структура в концепции Л. С. Выготского - это некоторая внутренняя невидимая конструкция, на которой разыгрываются психические процессы. «...Было бы невозможно сейчас исследовать мышление, опираясь на современное состояние вопроса, без учета того, что развитие мышления имеет многообразное содержание. Оно не исчерпывается развитием функций, в развитии мышления мы имеем дело с некоторыми очень сложными процессами внутреннего характера. Эти процессы изменяют внутреннюю структуру самой ткани мышления, что выражается не в массово глубоком изменении функций, но в изменении структуры, клеточки, если можно выразиться - мысли» [2, с. 357].

Говоря о проблеме формирования понятий, Л.С. Выготский приоритетное место в этом процессе отводил их системе. Система понятий - это своего рода иерархическая сетка «параллелей и меридианов» (горизонталей и вертикалей), в которой понятия распределены и взаимно соотнесены в зависимости от степени их общности (вертикали) и сходства (горизонтали). Таким образом, систему понятий рассматривают как более или менее упорядоченную иерархическую структуру [2, с. 21].

С позиции П.Я. Гальперина в процессе обучения приоритетное значение должно принадлежать формированию особых познавательных структур. Такие обобщенные схемы действительности не только аккумулируют практический и познавательный опыт, но и являются одновременно новыми мощными орудиями мышления.

В настоящее время в отечественной психологии используются категории «когнитивные репрезентативные структуры» в связи с идеями развивающего обучения.

 

 

 

2. Особенности  процесса обучения.

Одной из проблем в дошкольном возрасте остается умственная отсталость, несмотря на то, что внимание многих специалистов (педагогов, врачей, психологов, гигиенистов, социальных работников) направлено на изучение причин этого явления, которое, вероятнее всего, носит комплексный характер.

Одной из таких причин, по мнению некоторых авторов, является дисгармоничное развитие личности, в основе которого лежат такие этиологические факторы, как особенности внутриутробного развития, перинатальные патологии различной степени тяжести, эндокринные нарушения, генетические патологии. Так, считается, что замедленный биологический возраст у детей обусловлен перинатальными вредностями, ведущими к недостаточному морфофункциональному созреванию организма.[3] Другие авторы считают существенными те социальные условия, в которых живет и воспитывается ребенок, - внутрисемейные отношения, личные качества учителей и воспитателей, психологический климат в школьном коллективе. [4] Например, каждый специалист знает, какое отрицательное влияние на весь процесс развития личности, на обучение, на поведение оказывают неблагоприятные семейные отношения.

Описаны различные варианты нарушений темпов развития: от психофизического и психического инфантилизма как обратимого состояния, до тех нарушений, которые возникают на органическом фоне и дают значительно худшую динамику. Наиболее тяжелые формы задержек психического развития обусловлены остаточными явлениями после перенесенных органических поражений ЦНС, а наиболее легкие - при функционально-динамических нарушениях.

Как известно, биологическое развитие организма в онтогенезе подчиняется строгой закономерности на всех его стадиях. На каждом отдельном этапе происходит последовательное формирование тех или иных структур, создающих предпосылки для усвоения качественно нового опыта и формирования новых психических возможностей.

Основы знаний закладываются именно в дошкольном возрасте, и то, что будет упущено в этом возрасте, трудно будет восполнить впоследствии. В связи с этим возрастает актуальность прогнозирования умственного развития (уровня интеллекта) как наиболее важного свойства ученика, связанного с успешностью учебной деятельности и с психическим развитием ребенка в целом. На уровень интеллектуального развития ребенка в большей степени оказывают влияние показатели морфофункционального созревания ЦНС, а не психологические показатели. При поступлении в школу преобладающее значение будет иметь скорее биологическая зрелость ребенка (и в первую очередь зрелость структур головного мозга), чем психологическая готовность к обучению. Этот вывод наводит на мысль о том, что если даже тестирование ребенка по психологическим параметрам и выявит готовность к обучению, функциональные возможности его организма еще не будут в достаточной мере сформированы.[1]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Организация  обучения детей с нарушением  интеллекта

      Психологическим фоном коррекционного процесса является установление эмоционально окрашенных контактов между детьми, между педагогами и детьми, создание положительного эмоционального климата, взаимоотношений. Педагоги осваивают «помогающее поведение», «помогающие отношения». [6] Помогающие отношения, как они понимаются в психотерапии, характеризуются тем, что одна из сторон способствует другой стороне в личностном росте, развитии зрелости, лучшей жизнедеятельности, умении ладить с другими, развитии потенциальных внутренних возможностей. Основу таких отношений составляют любовь, принятие, уважение индивидуальности, доверие, понимание, предоставление возможности самостоятельно принимать решения и уважение к их выбору, интерес к ребенку.

Понимание, признание в ребенке человека - это самый главный вклад взрослого в его развитие. Предметам эстетического цикла в специализируемых учреждениях отводится особая роль. Здесь работают преподаватели высшей квалификации, которые любят детей и заинтересованы в каждом ребенке. Ситуация успеха в значимой для ребенка деятельности - важнейшее психологическое условие, своеобразная точка опоры, позволяющая изменить всю систему отношений ребенка, пробудить веру в себя.

На основе анализа литературных источников, опыта работы педагогов можно выделить некоторые конкретные условия создания положительного эмоционального заряда в познавательной деятельности дошкольников.

Во-первых, необходимо положительное отношение ребенка к учреждению в целом. Пребывание в учреждении не должно вызывать у ребенка негативные эмоции. У него должны быть ровные, хорошие деловые отношения, исключены конфликты с ними. Особое значение занимают эмоции сопереживания в общении. Очень важно учить детей культуре чувств: понимание душевного состояния другого человека, умению поставить себя ни его место, если он переживает печаль или тревогу, или порадоваться вместе с ним, желанию понять и принять интересы другого человека как свои собственные.

Во-вторых, наполнение учения положительными переживаниями связано с осознанием каждым ребенком своих возможностей в достижении успехов в работе. Как утверждает известный педагог В.Ф. Шаталов, ребенок должен обрести точку опоры как утверждение достойного способа жизни, краеугольные камни которого - честь, совесть, правда. Может быть, главный наш принцип - снять чувство страха с души ребенка, сделать его раскованным, свободным, вселить уверенность в свои силы, увидеть в нем полноценного и способного к творчеству серьезного человека. Мы считаем, что все дети могут учиться успешно, однако учителя должны иметь большое терпение...

Безусловно, ошибки следует анализировать, щадя самолюбие детей и внушая веру в свои силы.

Эти условия создают атмосферу эмоционального комфорта в процессе обучения, без чего невозможно его успешное осуществление. Однако важно помнить, что эмоциональное благополучие, преобладание удовлетворенности собой, захваливание может привести и к застою в учебной работе, к «закрытости» их для развития. Поэтому в процессе обучения должны присутствовать и эмоции с «отрицательной» модальностью. Например, неудовлетворенность. Состояние относительного дискомфорта, которые появляются в ситуации решения новой задачи, поиска других путей ее решения. [6]

Коррекционно-развивающая деятельность в учебном процессе строится и с учетом понятий темп психического развития и темп усвоения. Речь идет о скорости и интенсивности развития и усвоения, степени быстроты выполнения заданий. [3]

 

 

Список используемых источников

 

1. Артемова Т.А., Ковалева А.В. физиологические и психологические предикторы умственной работоспособности детей шестилетнего возраста // Материалы Первой Российской конференции по экологической психологии. М., 1996.

2. Вайзман Н.П. Реабилитационная педагогика. М.: Аграф, 1996. 160с.

3. Гурьева В. Психогенные расстройства у детей и подростков. М.: КРОН-ПРЕСС, 1996.

4. Данилова Е.Е. Методика изучения фрустрационных реакций у детей // Иностранная психология, 1996, №6.

5. Дети с временными задержками развития // Под ред. Т.А. Власовой, М.С. Певнзер. М.: Педагогика, 2003.

6. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями интеллекта // Дефектология, 1999. № б.

7. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): учебное пособие. М.: Изд-во РОУ, 1996.

 

 

 


Информация о работе Формирование познавательных способностей у дошкольников с нарушением интеллекта в процессе коррекционного обучения