Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2013 в 16:38, курсовая работа
Цель исследования – теоретически обосновать и практически проверить разработанную систему развития предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1) изучить проблему формирования предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста;
2) проанализировать понятие «предпосылки учебной деятельности», выявить его структуру;
3) выявить и обосновать психолого-педагогические условия, обеспечивающие эффективное развитие предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста;
4) провести опытно-экспериментальную работу, подтверждающую, что формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста должно носить целенаправленный и систематический характер.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………… 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПОСЫЛОК УЧЕБНОЙ ДЕЯТЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ………………...
7
1.1. Проблема формирования предпосылок учебной деятельности …………………………………………………………….....
7
1.2. Особенности формирования предпосылок учебной деятельности в старшем дошкольном возрасте ……………….............
13
1.3. Критерии формирования предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста …………………
17
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПОСЫЛОК УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ………………………………..
23
2.1. Констатирующий этап эксперимента по формированию предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста ………………………………………….....
23
2.2. Система работы по формированию предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста ……...
35
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментального исследования ………………………………………………………….........
40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………. 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………. 47
ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………………. 51
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………… |
3 | |
ГЛАВА I. |
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ПРЕДПОСЫЛОК УЧЕБНОЙ |
7 |
1.1. |
Проблема формирования
предпосылок учебной деятельнос |
7 |
1.2. |
Особенности формирования
предпосылок учебной деятельнос |
13 |
1.3. |
Критерии формирования
предпосылок учебной деятельнос |
17 |
ГЛАВА II. |
Опытно-экспериментальное исследование проблемы формирования предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста ……………………………….. |
23 |
2.1. |
Констатирующий этап эксперимента по формированию предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста …………………………………………..... |
23 |
2.2. |
Система работы по формированию предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста ……... |
35 |
2.3. |
Анализ результатов
опытно-экспериментального исследования …………………………………………………………........ |
40 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………. |
44 | |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………. |
47 | |
ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………………. |
51 |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования.
Проблема развития предпосылок учебной деятельности дошкольников – на сегодняшний день одна из самых актуальных. Современный этап развития образования выдвинул в качестве одной из важнейших задач создание организационного и содержательного единства, преемственности и взаимосвязи всех звеньев образования. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 года № 655 утверждены «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». В утвержденном документе указывается, что «программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей».
Поэтому в настоящее время
На данном возрастном этапе (5-7 лет) жизни ребенка игра, как ведущая деятельность, постепенно сменяется учебной. Эта смена должна носить сглаженные формы и обеспечить построение содержания образования в целостную систему.
Степень разработанности проблемы исследования.
Активное и успешное осуществление учебной деятельности приводит к перестройке психических процессов (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, В.В. Репкин, А.К. Маркова, Т.А. Матис и другие), развитию познавательных интересов (А.К. Дусавицкий, В.В. Репкин, А.К. Маркова и другие), раскрытию интеллектуального (Д.Б.Эльконин, В.В. Давыдов, В.В. Репкин, М.И. Воловикова, Д.З. Зак, Н.Я. Чутко и другие) и физического потенциалов детей (В.А. Гуров, Н.Ф. Казачкова, Э.Я. Оладо и другие), к позитивным изменениям в личности ребенка (К.С. Абульханова-Славская, А.К. Дусавицкий, А.В. Петровский, Ю.А. Полуянов и другие).
В настоящее время
в своём теоретическом
Проблема исследования заключается в определении педагогических условий развития предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Возникает противоречие: между социально обусловленной необходимостью качественного формирования предпосылок учебной деятельности старших дошкольников, вхождения их в новые условия школьного обучения и недостаточной разработанностью теоретических положений, подходов в аспекте преемственности дошкольного и начального общего образования.
Гипотеза исследования. Эффективность формирования предпосылок учебной деятельности старших дошкольников в аспекте преемственности дошкольного и начального образования возможна, при следующих психолого-педагогических условиях:
- интеграция игровой и учебной деятельности, обеспечивающая субъектную активность ребенка;
- основными компонентами
психолого-педагогической
- сотрудничество (психолого-педагогическое взаимодействие) ребенка и взрослого, направленное на социально-личностное развитие и формирование готовности к учебной деятельности.
Цель исследования – теоретически обосновать и практически проверить разработанную систему развития предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – процесс формирования предпосылок учебной деятельности.
Предмет исследования – психолого-педагогические условия формирования предпосылок учебной деятельности.
Задачи исследования:
Методы исследования:
- анализ психолого-
- изучение и обобщение педагогического опыта;
- беседа;
- наблюдение;
- анкетирование;
- методы математической статистики.
База исследования: старшая группа МАДОУ д/с № 78 «Гномик» г. Белгорода.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПОСЫЛОК УЧЕБНОЙ ДЕЯТЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Одной из основных задач дошкольного воспитания является подготовка детей к обучению в школе. Такая подготовка должна обеспечить (Я.Н. Белик) [3; С.66]:
а) овладение ребенком определенным объемом знаний и представлений об окружающем, умений и навыков;
б) развитие его личности и соответствующих форм общения;
в) развитие произвольного поведения и произвольности психических процессов;
г) становление начальных форм учебной деятельности.
Рассматривая предпосылки учебной деятельности, отечественная психология опирается на положения о содержании и структуре учебной деятельности, выдвинутые Д.Б. Элькониным (1960 г.) и В.В. Давыдовым (1986 г.). С точки зрения этих ученых, учебной является такая деятельность, в ходе которой дети овладевают системой научно-теоретических понятий и опирающихся на них общих способов решения конкретно-практических задач. Усвоение и воспроизведение детьми этих способов выступает в качестве основной учебной цели. Д.Б. Эльконин отмечает, что учебная деятельность не тождественна усвоению. Знания, умения и навыки ребенок может получать и вне этой деятельности, например в игре, в труде. Однако только в условиях учебной деятельности возможно усвоение системы теоретических понятий как формы общественного опыта.
Доказано, что развитие учебной деятельности возможно прежде всего на основе осознанного вычленения ребенком способа действий. Поэтому второй предпосылкой учебной деятельности в ее развитом виде выступает овладение детьми общими способами действий, т. е. такими способами, которые позволяют решать ряд практических или познавательных задач, выделять новые связи и отношения. Методика обучения детей умению овладевать способами действий разрабатывалась А.П. Усовой и ее сотрудниками. Интерес к способам выполнения заданий, по мнению А.П. Усовой (1981 г.), составляет психологическую основу учебной деятельности. Характерными чертами умения учиться являются: умение слушать и слышать воспитателя; работать по его указаниям; способность отделять свои действия от действий других детей; развивать контроль за своими действиями и словами и т.д.
Учебная деятельность – вид познавательной деятельности самого ребенка. Но одного умения работать по указаниям воспитателя недостаточно для ее формирования. В тех случаях, когда дети точно следуют инструкции педагога, они воспринимают от него способ действий для решения конкретно-практической задачи. Для решения же группы задач определенного типа нужно вначале усвоить общий способ действий.
Третьей, не менее важной предпосылкой учебной деятельности детей является самостоятельное нахождение способов решения практических и познавательных задач.
Четвертой предпосылкой учебной деятельности, которая должна быть сформирована у детей, является обучение детей контролю за способом выполнения своих действий. Поскольку учебная деятельность осуществляется на основе образца действий, то без сопоставления реально производимого ребенком действия с образцом, т.е. без контроля, учебная деятельность лишается своего основного компонента.
Проблема психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе тесно связана с изменением ведущего вида деятельности в данном возрастном периоде, а именно, с переходом от сюжетно-ролевой игры к учебной деятельности. Согласно периодизации Д.Б. Эльконина, «кризис семи лет знаменателен тем, что ребенок от ориентации на усвоение социальных норм и отношений между людьми обращается к усвоению способов действий с предметами» [33; С.71].
Определяя структуру учебной деятельности, В.В. Давыдов и Д.Б. Эльконин выделяют в ней следующие структурные компоненты: мотивация, учебные задачи, учебные действия, контроль, оценку (В.В. Давыдов) [10; С.12].
Учебная деятельность не возникает спонтанно из уже сложившейся игровой, а появляется в результате стихийного или целенаправленного его формирования. Становление детской игры не содержит внутренней необходимости в овладении реальными способами действия с орудиями и знаковыми средствами, т.е. необходимости в обучении. В игре любой, самый фантастический результат может быть получен путем символического действия с замещающими или воображаемыми предметами. Поэтому для успешного осуществления игры дополнительно овладевать новыми знаниями и умениями ребенку не обязательно. Вместе с тем, детей уже достаточно рано начинают стихийно или целенаправленно обучать новым знаниям и умениям, включая этот процесс в контекст общения со взрослым. Их знакомят с окружающей действительностью, обучают правильным действиям с различными предметами. Тем самым закладываются основы учебной деятельности.
Т.В. Габай отмечает, что «новая деятельность не возникает сразу во всей своей структурной целостности, а складывается постепенно» [7; С.45]. При этом одни ее компоненты появляются раньше, другие – позже. В дошкольном детстве учебная деятельность формируется, опираясь на ведущую деятельность данного возраста – игру, последовательно включая в нее элементы учения.
Становление у ребенка нового вида деятельности происходит в рамках его общения со взрослым, который ставит перед детьми новые задачи, знакомит со способами их решения и контролирует получение нужного продукта. Формирование учебной деятельности у старших дошкольников осуществляется под непосредственным руководством взрослого и при его постоянном участии во всех фазах деятельности, формируя тем самым социальный смысловой контекст деятельности и обеспечивая появление так называемой «смыслообразующей мотивации» (Е.Е. Кравцова) [14; С.87].
В повседневной жизни взрослые и дети решают десятки задач. Отличие учебных задач от практических состоит в том, что основной целью деятельности детей является усвоение общих способов выделения свойств понятий или решения некоторого класса конкретно-практических задач. Именно обращение от результатов деятельности к способам может быть выделено как основная характеристика полноценной учебной деятельности.
Информация о работе Формирование предпосылок учебной деятельности дошкольников