Формирование предпосылок учебной деятельности дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2013 в 16:38, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – теоретически обосновать и практически проверить разработанную систему развития предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1) изучить проблему формирования предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста;
2) проанализировать понятие «предпосылки учебной деятельности», выявить его структуру;
3) выявить и обосновать психолого-педагогические условия, обеспечивающие эффективное развитие предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста;
4) провести опытно-экспериментальную работу, подтверждающую, что формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста должно носить целенаправленный и систематический характер.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………… 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПОСЫЛОК УЧЕБНОЙ ДЕЯТЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ………………...
7
1.1. Проблема формирования предпосылок учебной деятельности …………………………………………………………….....
7
1.2. Особенности формирования предпосылок учебной деятельности в старшем дошкольном возрасте ……………….............
13
1.3. Критерии формирования предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста …………………
17
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПОСЫЛОК УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ………………………………..

23
2.1. Констатирующий этап эксперимента по формированию предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста ………………………………………….....
23
2.2. Система работы по формированию предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста ……...
35
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментального исследования ………………………………………………………….........
40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………. 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………. 47
ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………………. 51

Файлы: 1 файл

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.doc

— 638.50 Кб (Скачать файл)

- коммуникативные или  психосоциальные (умение слушать и слышать, подчинять свои действия инструкциям и замечаниям, понимать и принимать учебную задачу, свободно владеть вербальными средствами общения, целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия и действия контроля и оценки).

В связи с этим, ведущими отечественными педагогами и психологами (Я.К. Белик) были определены критерии сформированности готовности к учебной деятельности [4; С.51]:

- принятие учебной задачи;

- овладения общими способами решения учебных задач;

- умение владеть действием контроля и оценки.

По мнению Д.Б. Эльконина, в каждом возрасте с помощью адекватных средств складывается определенный социальный норматив. Самоценность периода детства, уникальность социальной ситуации развития ребенка, базовые приобретения возраста позволяют нам говорить не столько о формировании компонентов учебной деятельности, не столько об оценке готовности ребенка с точки зрения внешних (формальных) показателей, сколько о тех новообразованиях дошкольника, которые позволяют ему быть успешным в будущей жизни, в том числе и при обучении в школе. Мы полагаем, что именно в этом смысле следует говорить о формировании предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста, в основе которых лежит определенный уровень развития личностных и субъектных качеств, психических свойств, процессов и состояний ребенка. Некоторые авторы относят к их числу универсальные генетические предпосылки учебной деятельности (В.В. Давыдов, В.Т. Кудрявцев), некоторые – общеучебные умения и навыки (Н.Ф. Талызина, Н.Я. Чутко).

В соответствии с Федеральными государственными требованиями среди планируемых результатов освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования указаны такие интегративные качества ребенка:

  1. способность самостоятельно действовать;
  2. управлять своими эмоциями и действиями;
  3. планировать свои действия по достижению поставленной цели;
  4. применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач;
  5. овладение универсальными предпосылками учебной деятельности.

Другие критерии выделили другие специалисты (А.К. Дусавицкий) [12; С.67]:

1. Мотивация:

Особенности мотивов:

  • заинтересованность содержательной стороной деятельности (интерес к фактам, закономерностям, способам деятельности, дополнительным источникам знаний, познавательная активность, любознательность, изобретательство);
  • заинтересованность эмоциональной, игровой стороной деятельности (познавательная активность проявляется при насыщении учебного процесса разнообразными видами деятельности, игрой);
  • заинтересованность социальной стороной деятельности (эмоционально насыщенным личностным общением со сверстниками и взрослым, желание получать одобрение и оценку учителя, желание занять определенное место в группе детей);
  • заинтересованность внешней стороной деятельности (новизной, наглядностью);
  • отсутствие интереса к учению (познавательная пассивность, отсутствие любознательности).

Виды мотивов:

    • мотивы достижения успеха;
    • мотивы избегания неудач;
    • мотивы не связаны с учением (альтернативные мотивы).

2. Произвольность:

Особенности восприятия образца и  правила:

  1. способен «услышать» инструкцию, воспринять задание, данное на слух или зрительно; умеет анализировать образец, сличать образец с выполняемым заданием;
  2. трудности с восприятием задания, данного на слух или зрительно, трудности с анализом и воспроизведением образца.

Особенности решения учебной задачи:

  • принимает и удерживает (сохраняет до получения результата) учебную задачу;
  • принимает, но не удерживает учебную задачу;
  • не принимает учебную задачу;
  • способен объяснить своими словами  цель работы и этапы ее достижения.

Степень самостоятельности:

  • самостоятельно выполняет задание, данное взрослым, изредка обращаясь за помощью с целью уточнения (работа в зоне актуального развития);
  • требуется частичная, но регулярная помощь взрослого (работа в зоне ближайшего развития);
  • требуется постоянная помощь взрослого; беспомощность в выполнении задания.

Саморегуляция:

  • способен подчинить свое поведение требованиям взрослого;
  • испытывает трудности подчинения своего поведения требованиям взрослого.

Таким образом, диагностика сформированности предпосылок учебной деятельности направлена на определения готовности будущего школьника к новому для него виду деятельности – учебной. В отличие от игровой, учебная деятельность имеет ряд специфических особенностей. Она предполагает ориентацию на результат, произвольность и обязательность.

Большая часть учебных  заданий, с которыми сталкивается первоклассник, направлена на выполнение ряда условий, некоторых требований, ориентацию на правило и образец. Именно эти умения относятся к так называемым предпосылкам учебной деятельности, т.е. к тем, которые еще не являются в полной мере учебными действиями, но необходимы для начала ее усвоения.

В связи с этим, в возрасте 6-7 лет целесообразно проводить исследование вышеперечисленных умений, от которых в значительной степени зависит успешность обучения на первых порах усвоения знаний и требований школы.

 

Выводы по первой главе.

В связи с введением ФГОС начального общего образования произошли изменения не только в практике начальной школы, но и в дошкольных учреждениях. В первую очередь, это касается образовательных результатов. Подготовка к обучению в школе теперь связана не столько со знаниями и умениями, сколько с развитием интегративных качеств личности, формированием универсальных учебных действий.

Поэтому новый вид деятельности, в данном случае учебной, не надстраивается механически над предыдущей – игровой, поскольку наличие психологических предпосылок, зарождающихся в игре, еще не предопределяет психологической готовности к овладению учебной деятельностью, она появляется в результате целенаправленного формирования. Деятельность старшего дошкольника должна быть организована таким образом, чтобы в ней действительно возникали и развивались те психические функции, которые необходимы для учебной деятельности, и которая являлась бы логическим переходом от игровой деятельности к учебной.

В основе учебной деятельности детей старшего дошкольного возраста лежат предпосылки овладения учебной деятельностью (базовые достижения дошкольного возраста) – произвольность и развитость психических процессов, особая позиция ребенка как субъекта собственной деятельности, уровень коммуникативного развития.

Организационно-педагогические условия формирования предпосылок учебной деятельности детей (личностная ориентация на ребенка, приоритет коммуникативно-речевого развития, организация диалогического взаимодействия с детьми и руководство ведущими видами деятельности и общения) обеспечивают психологическую и социальную линии развития ребенка на основе конструирования содержания образования и соответствующих ему технологий реализации в системе «педагог-ребенок», «ребенок-сверстники».

Уровни сформированности предпосылок учебной деятельности детей – высокий уровень развития и произвольности психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, произвольности), достигаемый на основе оптимизации коммуникативно-речевого развития ребенка, проявляется в умении принимать поставленную задачу, объяснять и анализировать, действовать по образцу и вычленять способ действий, применять его для решения поставленной задачи; контролировать свои действия, оценивать задания и результаты деятельности.

 
 
 

Глава II. ОПЫТНО-ЭкспериментальнОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ формированиЯ предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста

 

 

2.1. Констатирующий этап эксперимента по формированию предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста

 

 

Наше исследование проводилось  на базе МАДОУ д/с № 78 «Гномик» г. Белгорода. В исследовании принимали участие дети старшей группы в количестве 15 человек (Таблица 2.1.).

Таблица 2.1

Список детей старшей  группы

Ф.И. ребенка

Возраст ребенка

Руслан Ч.

5 л., 6 м.

Влад А.

5 л., 4 м.

Алина Р.

5 л., 4 м.

Кристина Н.

5 л., 5 м.

Фёдор С.

5 л., 5 м.

Кирилл Н.

5 л., 5м.

Настя Д.

5 л., 4 м.

Арсений К.

5 л., 6 м.

Катя У.

5 л., 5 м.

Полина Б.

5 л., 4 м.

Юля Р.

5 л., 5 м.

Вика Я.

5 л., 6 м.

Даша К.

5 л., 5 м.

Кирилл З.

5 л., 5 м.

Ангелина К.

5 л., 6 м.


 

Экспериментальная работа осуществлялась в три этапа (констатирующий, формирующий и контрольный этапы эксперимента). На первом этапе был выявлен исходный уровень развития предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников.

На втором, формирующем  этапе эксперимента, было апробировано содержание работы по развитию предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

На третьем, контрольном  этапе эксперимента, осуществлялась повторная диагностика уровня развития предпосылок учебной деятельности, проводился сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента.

Цель констатирующего этапа эксперимента – выявить исходный уровень развития предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Подобрать диагностические методики по выявлению уровня сформированности предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников.
  2. Выявить исходный уровень развития предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Для выявления уровня развития предпосылок учебной деятельности в процессе констатирующего этапа  эксперимента использовался диагностический инструментарий: диагностика готовности ребёнка к школе – тест Керна-Иерасека, методика «Бусы» (Приложение 1, Приложение 2).

Первым проводился тест Керна-Иерасека. Данный тест используют для исследования готовности ребёнка к школьному обучению. Он содержит три задания:

  1. Графическое копирование фразы из письменных букв.
  2. Срисовывание точек в определённом пространственном положении.
  3. Рисование фигуры человека.

После проведения первого  задания были получены данные по каждому  испытуемому ребенку. Результат обработки данных, полученных при проведении первого задания теста, наглядно представлен в Таблице 2.2.

Таблица 2.2

Результаты определения  уровня развития предпосылок учебной  деятельности по заданию срисовывания письменных букв, теста Керна-Иерасека (констатирующий этап эксперимента)

Ф.И.

ребенка

Критерии оценки

Уровень сформированнности предпосылок к учебной деятель-

ности

Срисованную фразу можно прочитать

Предложение можно прочитать

Можно прочитать хотя бы 4 буквы

На образцы похожи не менее 2 букв

Каракули

1

Руслан Ч.

   

+

   

средний

2

Влад А.

     

+

 

средний

3

Алина Р.

+

       

высокий

4

Кристина Н.

 

+

     

средний

5

Фёдор С.

   

+

   

средний

6

Кирилл Н.

 

+

     

высокий

7

Настя Д.

   

+

   

средний

8

Арсений К.

     

+

 

средний

9

Катя У.

+

       

высокий

10

Полина Б.

+

       

высокий

11

Юля Р.

+

       

высокий

12

Вика Я.

   

+

   

средний

13

Даша К.

   

+

   

средний

14

Кирилл З.

       

+

низкий

15

Ангелина К.

       

+

низкий

Информация о работе Формирование предпосылок учебной деятельности дошкольников