Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 20:35, курсовая работа
Цель исследования – теоретически обосновать и практически проверить разработанную систему развития предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1) изучить проблему формирования предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста;
2) проанализировать понятие «предпосылки учебной деятельности», выявить его структуру;
3) выявить и обосновать психолого-педагогические условия, обеспечивающие эффективное развитие предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста;
4) провести опытно-экспериментальную работу, подтверждающую, что формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста должно носить целенаправленный и систематический характер.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПОСЫЛОК УЧЕБНОЙ ДЕЯТЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ………………...
1.1. Проблема формирования предпосылок учебной деятельности …………………………………………………………….....
1.2. Особенности формирования предпосылок учебной деятельности в старшем дошкольном возрасте ……………….............
1.3. Критерии формирования предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста …………………
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПОСЫЛОК УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ………………………………..
2.1. Констатирующий этап эксперимента по формированию предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста ………………………………………….....
2.2. Система работы по формированию предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста ……...
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментального исследования ………………………………………………………….........
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………….
- коммуникативные или
В связи с этим, ведущими отечественными педагогами и психологами (Я.К. Белик) были определены критерии сформированности готовности к учебной деятельности [4; С.51]:
- принятие учебной задачи;
- овладения общими способами решения учебных задач;
- умение владеть действием контроля и оценки.
По мнению Д.Б. Эльконина, в каждом возрасте с помощью адекватных средств складывается определенный социальный норматив. Самоценность периода детства, уникальность социальной ситуации развития ребенка, базовые приобретения возраста позволяют нам говорить не столько о формировании компонентов учебной деятельности, не столько об оценке готовности ребенка с точки зрения внешних (формальных) показателей, сколько о тех новообразованиях дошкольника, которые позволяют ему быть успешным в будущей жизни, в том числе и при обучении в школе. Мы полагаем, что именно в этом смысле следует говорить о формировании предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста, в основе которых лежит определенный уровень развития личностных и субъектных качеств, психических свойств, процессов и состояний ребенка. Некоторые авторы относят к их числу универсальные генетические предпосылки учебной деятельности (В.В. Давыдов, В.Т. Кудрявцев), некоторые – общеучебные умения и навыки (Н.Ф. Талызина, Н.Я. Чутко).
В соответствии с Федеральными государственными требованиями среди планируемых результатов освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования указаны такие интегративные качества ребенка:
Другие критерии выделили другие специалисты (А.К. Дусавицкий) [12; С.67]:
1. Мотивация:
Особенности мотивов:
Виды мотивов:
2. Произвольность:
Особенности восприятия образца и правила:
Особенности решения учебной задачи:
Степень самостоятельности:
Саморегуляция:
Таким образом, диагностика сформированности предпосылок учебной деятельности направлена на определения готовности будущего школьника к новому для него виду деятельности – учебной. В отличие от игровой, учебная деятельность имеет ряд специфических особенностей. Она предполагает ориентацию на результат, произвольность и обязательность.
Большая часть учебных заданий, с которыми сталкивается первоклассник, направлена на выполнение ряда условий, некоторых требований, ориентацию на правило и образец. Именно эти умения относятся к так называемым предпосылкам учебной деятельности, т.е. к тем, которые еще не являются в полной мере учебными действиями, но необходимы для начала ее усвоения.
В связи с этим, в возрасте 6-7 лет целесообразно проводить исследование вышеперечисленных умений, от которых в значительной степени зависит успешность обучения на первых порах усвоения знаний и требований школы.
Выводы по первой главе.
В связи с введением ФГОС начального общего образования произошли изменения не только в практике начальной школы, но и в дошкольных учреждениях. В первую очередь, это касается образовательных результатов. Подготовка к обучению в школе теперь связана не столько со знаниями и умениями, сколько с развитием интегративных качеств личности, формированием универсальных учебных действий.
Поэтому новый вид деятельности, в данном случае учебной, не надстраивается механически над предыдущей – игровой, поскольку наличие психологических предпосылок, зарождающихся в игре, еще не предопределяет психологической готовности к овладению учебной деятельностью, она появляется в результате целенаправленного формирования. Деятельность старшего дошкольника должна быть организована таким образом, чтобы в ней действительно возникали и развивались те психические функции, которые необходимы для учебной деятельности, и которая являлась бы логическим переходом от игровой деятельности к учебной.
В основе учебной деятельности детей старшего дошкольного возраста лежат предпосылки овладения учебной деятельностью (базовые достижения дошкольного возраста) – произвольность и развитость психических процессов, особая позиция ребенка как субъекта собственной деятельности, уровень коммуникативного развития.
Организационно-педагогические условия формирования предпосылок учебной деятельности детей (личностная ориентация на ребенка, приоритет коммуникативно-речевого развития, организация диалогического взаимодействия с детьми и руководство ведущими видами деятельности и общения) обеспечивают психологическую и социальную линии развития ребенка на основе конструирования содержания образования и соответствующих ему технологий реализации в системе «педагог-ребенок», «ребенок-сверстники».
Уровни сформированности предпосылок учебной деятельности детей – высокий уровень развития и произвольности психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, произвольности), достигаемый на основе оптимизации коммуникативно-речевого развития ребенка, проявляется в умении принимать поставленную задачу, объяснять и анализировать, действовать по образцу и вычленять способ действий, применять его для решения поставленной задачи; контролировать свои действия, оценивать задания и результаты деятельности.
Глава II. ОПЫТНО-ЭкспериментальнОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ формированиЯ предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста
2.1. Констатирующий этап эксперимента по формированию предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста
Наше исследование проводилось на базе МАДОУ д/с № 78 «Гномик» г. Белгорода. В исследовании принимали участие дети старшей группы в количестве 15 человек (Таблица 2.1.).
Таблица 2.1
Список детей старшей группы
№ |
Ф.И. ребенка |
Возраст ребенка |
Руслан Ч. |
5 л., 6 м. | |
Влад А. |
5 л., 4 м. | |
Алина Р. |
5 л., 4 м. | |
Кристина Н. |
5 л., 5 м. | |
Фёдор С. |
5 л., 5 м. | |
Кирилл Н. |
5 л., 5м. | |
Настя Д. |
5 л., 4 м. | |
Арсений К. |
5 л., 6 м. | |
Катя У. |
5 л., 5 м. | |
Полина Б. |
5 л., 4 м. | |
Юля Р. |
5 л., 5 м. | |
Вика Я. |
5 л., 6 м. | |
Даша К. |
5 л., 5 м. | |
Кирилл З. |
5 л., 5 м. | |
Ангелина К. |
5 л., 6 м. |
Экспериментальная работа осуществлялась в три этапа (констатирующий, формирующий и контрольный этапы эксперимента). На первом этапе был выявлен исходный уровень развития предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников.
На втором, формирующем этапе эксперимента, было апробировано содержание работы по развитию предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
На третьем, контрольном этапе эксперимента, осуществлялась повторная диагностика уровня развития предпосылок учебной деятельности, проводился сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента.
Цель констатирующего этапа эксперимента – выявить исходный уровень развития предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Для выявления уровня развития предпосылок учебной деятельности в процессе констатирующего этапа эксперимента использовался диагностический инструментарий: диагностика готовности ребёнка к школе – тест Керна-Иерасека, методика «Бусы» (Приложение 1, Приложение 2).
Первым проводился тест Керна-Иерасека. Данный тест используют для исследования готовности ребёнка к школьному обучению. Он содержит три задания:
После проведения первого задания были получены данные по каждому испытуемому ребенку. Результат обработки данных, полученных при проведении первого задания теста, наглядно представлен в Таблице 2.2.
Таблица 2.2
Результаты определения уровня развития предпосылок учебной деятельности по заданию срисовывания письменных букв, теста Керна-Иерасека (констатирующий этап эксперимента)
№ |
Ф.И. ребенка |
Критерии оценки |
Уровень сформированнности предпосылок к учебной деятель- ности | ||||
Срисованную фразу можно прочитать |
Предложение можно прочитать |
Можно прочитать хотя бы 4 буквы |
На образцы похожи не менее 2 букв |
Каракули | |||
1 |
Руслан Ч. |
+ |
средний | ||||
2 |
Влад А. |
+ |
средний | ||||
3 |
Алина Р. |
+ |
высокий | ||||
4 |
Кристина Н. |
+ |
средний | ||||
5 |
Фёдор С. |
+ |
средний | ||||
6 |
Кирилл Н. |
+ |
высокий | ||||
7 |
Настя Д. |
+ |
средний | ||||
8 |
Арсений К. |
+ |
средний | ||||
9 |
Катя У. |
+ |
высокий | ||||
10 |
Полина Б. |
+ |
высокий | ||||
11 |
Юля Р. |
+ |
высокий | ||||
12 |
Вика Я. |
+ |
средний | ||||
13 |
Даша К. |
+ |
средний | ||||
14 |
Кирилл З. |
+ |
низкий | ||||
15 |
Ангелина К. |
+ |
низкий |