Формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 20:35, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – теоретически обосновать и практически проверить разработанную систему развития предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1) изучить проблему формирования предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста;
2) проанализировать понятие «предпосылки учебной деятельности», выявить его структуру;
3) выявить и обосновать психолого-педагогические условия, обеспечивающие эффективное развитие предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста;
4) провести опытно-экспериментальную работу, подтверждающую, что формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста должно носить целенаправленный и систематический характер.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПОСЫЛОК УЧЕБНОЙ ДЕЯТЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ………………...
1.1. Проблема формирования предпосылок учебной деятельности …………………………………………………………….....
1.2. Особенности формирования предпосылок учебной деятельности в старшем дошкольном возрасте ……………….............
1.3. Критерии формирования предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста …………………
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПОСЫЛОК УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ………………………………..
2.1. Констатирующий этап эксперимента по формированию предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста ………………………………………….....
2.2. Система работы по формированию предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста ……...
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментального исследования ………………………………………………………….........
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………….

Файлы: 1 файл

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.doc

— 638.50 Кб (Скачать файл)

После повторного проведения диагностических методик на контрольном этапе эксперимента, мы выяснили, что у большинства дошкольников уровень развития предпосылок учебной деятельности стал значительно выше.

После эксперимента высокий уровень развития предпосылок учебной деятельности выявлен у 6 человек, что составляет 40%; средний уровень развития предпосылок учебной деятельности был выявлен у 8 человек, что составляет 53%; низкий уровень предпосылок учебной деятельности был выявлен у одного ребёнка, что составляет 7%.

Налицо положительная динамика по результатам проведенной работы, что подтвердилось количественными и качественными данными.

Таким образом, анализ полученных результатов контрольного этапа эксперимента свидетельствует о том, что реализация систематической и целенаправленной работы по развитию предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста, создаёт условия для более эффективного их развития. В ходе исследования была подтверждена выдвинутая ранее гипотеза и решены сформулированные во введении задачи.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Агафонова И.Н. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы адаптации // Начальная школа. 1999. – № 1. – С. 61-63.

  1. Афанасьева Н.В., Дубиненкова Е.Н. Программа психологической диагностики готовности к обучению в школе. – Вологда, 2000. – 39 с.

  1. Белик Я.Н. Психологические проявления готовности к учебной деятельности детей старших групп дошкольных образовательных учреждений // Проблемы образования в современной России и на постсоветском пространстве: Сб. научных статей XI Международной научно-практической конференции (зимняя сессия) / Под ред. проф. В.И. Левина. – Пенза: Изд-во АНОО «Приволжский Дом знаний», 2008. – С. 66-68.

  1. Белик Я.Н. Формирование способности к принятию учебной задачи у дошкольников // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. – 2008. – № 4. – С. 50-55.

  1. Венгер Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе? – М.: Наука, 1994. – 189 с.

  1. Выготский Л.С. Педагогическая психология: Учебник. – М.: Наука, 2006. – 355 с.

  1. Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства. – М.: Педагогика, 1988. – 238 с.

  1. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. – М.: Наука, 1985. – 287 с.

  1. Говорова Р., Дьяченко О., Цеханская Л. Игры и упражнения для развития умственных способностей у детей // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 5. – С. 17-25.

  1. Давыдов В.В. Что такое учебная деятельность // Начальная школа: плюс-минус. – 1999. – № 7. – С. 12-18.

  1. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей: Сб. науч. трудов. – М.: Наука, 2001. – 258 с.
  1. Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности. – М.: Дом педагогики, 1996. – 208 с.

  1. Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает. – М., 2004. – 189 с.

  1. Кравцова Е.Е. Понятие возрастных психологических новообразований в современной психологии развития // Культурно-историческая психология. – 2005. – № 2. – C. 87-94.

  1. Кравцова Е.Е. Психологические новообразования дошкольного возраста // Вопросы психологии. – 1996. – № 6. – С. 6-15.

  1. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы, готовности детей к обучению в школе. – М., 1991. – 145 с.

  1. Кравцова Е.Е. Разбудите в ребёнке волшебника. – М.: Педагогика, 1996. – 235 с.

  1. Кравцова Е.Е. Формирование психологической готовности детей к школе // В кн.: Кравцова Е.Е. Актуальные проблемы психопедагогики начального образования. – М.: Педагогика, 1997. – С 125-166.

  1. Лазаренко О.И., Спорышева Е.Б. Конспекты занятий по формированию у детей 4-х лет творческого мышления и культуры устной речи. – М.: Айрис, 2007. – 299 с. 

  1. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии: Учебное пособие. – М.: Дрофа, 2001. – 226 с.

  1. Лямина Г. Шестилетки в 1 классе: обучение с опорой на опыт детского сада // Дошкольное воспитание. – 1994. – № 8. – С. 13-16.
  1. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. – М., 1990. – 356 с.

  1. Миленко В., Лепетюха В. Учение с увлечением // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 1. – С. 11-15.

  1. Мухина В.С. Психология дошкольника: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов и учащихся пед. училищ / Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 2005. – 225 с.

  1. Особенности психологического развития детей 6-7 летнего возраста / Под ред. Д.П. Эльконина, Л.А. Венгер. – М., 2008. – 189 с.

  1. Поддъяков Н.Н. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / Под ред. Н.Н. Поддьякова, А.Ф. Говорковой; Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1985. – 200 с.

  1. Полуянов Ю.А., Матис Т.А. Формирование оценки на начальном этапе учебной деятельности // Начальная школа. – 1999. – № 7. – С. 17-19.
  2. Психология личности в условиях социальных изменений / Отв. ред. К.А. Абульханова-Славская, М.И. Воловикова. – М.: ИПРАН, 1993. – 223 с.
  1. Репкин В.В., Репкина Н.В. Развивающее обучение: теория и практика. – Томск: ТГУ, 1997. – 227 с.

  1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Нева, 1999. – 209 с.

  1. Усова А.П. Обучение в детском саду. – М.: Просвещение, 2006. – 238 с.
  2. Цеханская Л.И. Диагностика степени овладения некоторыми предпосылками учебной деятельности // Диагностика умственного развития дошкольников. – М.: Феникс, 2008. – С. 32-37.
  1. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития: в традиции культурно-исторической теории Л.С. Высоцкого. – М.: Тривола, 1994. – 168 с.

  1. Эльконин Д.Б. Детская психология: Пособие для студентов высш. учеб. заведений. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 384 с.

  1. Эльконин Д.Б. Психология игры. – 2-е изд. – М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 1999. – 360 с.

  1. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Комплекс занятий по формированию у детей 5 лет речемыслительной деятельности и культуры устной речи. – М.: Аркти, 2001. – 225 с.

  1. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Хочу в школу. – М.: Аркти, 2009. – 248 с.

 

  

 


Информация о работе Формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста