Формирование представлений о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 15:15, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: выявить психолого-педагогические условия формирования представлений о профессиях у детей дошкольного возраста в процессе игры.
Исходя из поставленной цели, были сформулированы следующие задачи:
‒проанализировать педагогическую и методическую литературу по данной проблеме;
‒обосновать формирование представлений о профессиях у детей младшего дошкольного возраста посредством игр

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1Основные аспекты изучения игры
1.2 Классификация игр
1.2. Значение игры в формировании личности дошкольника
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МИРЕ ПРОФЕССИЙ
2.1 Игра как средство знакомства с трудом взрослых
2.2 Цели, задачи и проведение экспериментальной работы
2.3 Результаты формирования представлений о профессиях у детей дошкольного возраста в игровой деятельности

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

кр.docx

— 77.25 Кб (Скачать файл)

ТЕМА: Формирование представлений о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  И МЕТОДИЧЕСКИЕ   ОСНОВЫ  ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   ДОШКОЛЬНИКОВ

 1.1Основные  аспекты изучения игры

1.2  Классификация игр

1.2. Значение игры в  формировании личности дошкольника

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ  РАБОТА ПО  ФОРМИРОВАНИЮ У ДОШКОЛЬНИКОВ  ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МИРЕ ПРОФЕССИЙ 

2.1 Игра  как средство знакомства с  трудом взрослых

2.2 Цели, задачи и проведение экспериментальной работы

2.3 Результаты формирования представлений о профессиях у детей   дошкольного возраста в игровой деятельности

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Профессиональная деятельность занимает в жизни каждого человека важное место. В детских садах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически, так как перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем.

Известно, что основным видом деятельности детей является игра, то будет логично  знакомить детей с профессиями  взрослых через организацию игровой деятельности.

Цель курсовой работы: выявить психолого-педагогические условия формирования представлений о профессиях у детей дошкольного возраста в процессе игры.

Исходя  из поставленной цели, были сформулированы следующие задачи:

‒проанализировать педагогическую и методическую литературу по данной проблеме;

‒обосновать формирование представлений о профессиях у детей младшего дошкольного возраста посредством игр;

‒провести практическое исследование по заявленной проблеме.

Наша гипотеза: формирование представлений о профессиях у детей дошкольного возраста будет эффективным, если осуществляется ознакомление дошкольников с миром труда и профессий через игру.

Объект курсовой работы: формирование представлений о профессиях у дошкольников.

Предмет исследования: процесс формирования представлений о профессиях у детей дошкольного возраста.

Исследования  по данной проблеме проводились в МДОУ №24

Методы исследования:

‒изучение психолого-педагогической литературы по проблеме;

‒анализ педагогического опыта по проблеме;

‒ педагогический эксперимент;

‒количественный и качественный анализ результатов экспериментальной работы.

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  И  МЕТОДИЧЕСКИЕ   ОСНОВЫ  ИГРОВОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

  1. Основные аспекты изучения игры

 

 

   Игра – явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без  исключения сторон жизнедеятельности  коллектива. Историческое развитие игры не повторяется. В онтогенезе хронологически первой является ролевая игра, служащая главнейшим источником формирования социального  сознания ребенка в дошкольном возрасте.

Игра − это деятельность, которая изображает отношение личности к миру, что ее окружает. Именно в мире впервые формируется необходимость влияния на окружение, потребность изменить окружение. Когда у человека возникает желание, которое невозможно сразу реализовать, создаются предпосылки игровой деятельности.

Самостоятельность ребенка  в середине игрового сюжета безгранична, она может возвращаться в прошлое, заглядывать в будущее, много раз повторять одно и то же действие, которое приносит и удовлетворение, дает возможность ощутить себя значащим, всемогущим, желанным. В игре ребенок не обучается жить, а живет своей истинной, самостоятельной жизнью.

Игра наиболее эмоциональна, красочна для дошкольников. Очень  верно подчеркнул известный исследователь  детской игры Д. Б. Эльконин, что в  игре интеллект направляется за эмоционально - действенным переживанием, функции  взрослого воспринимаются, прежде всего, эмоционально, происходит первично эмоционально-действенная  ориентация в содержании человеческой деятельности.

Значение игры для формирования личности трудно переоценить. Не случайно Л. С. Выготский называет игру "девятым  валом детского развития". 
В игре как в ведущей деятельности дошкольника осуществляются те поступки, к которым он будет способен в реальном поведении лишь через некоторое время.

Совершая поступок, даже если этот поступок проигрывает, ребенок  не знает нового переживания, которое  связано с выполнением эмоционального порыва, который сразу был реализован в действии этого поступка. 
Предисловием игры становится способность, перенесение одних функций предмета на другие. Она начинается тогда, когда мысли отделяются от вещи, когда ребенок освобождается от жестокого поля восприятия.

Игра в придуманной  ситуации освобождает от ситуативной  связи. В игре ребенок обучается  действовать в ситуации, которая  требует познания, а не только непосредственно  переживается. Действие в придуманной  ситуации приводит к тому, что ребенок  учится управлять не только восприятием  предмета или реальных обстоятельств, а и смыслом ситуации, ее значением. Возникает новое качество отношения человека к миру: ребенок уже видит окружающую действительность, что не только имеет разнообразную окраску, многообразие форм, но и знание и смысл.

Случайный предмет, который  ребенок раздваивает на конкретную вещь и ее воображаемое значение, воображаемую функцию становится символом. Ребенок  может любой предмет пересоздать  на что угодно, он становится первым материалом для воображения. Дошкольнику  очень трудно оторвать свою мысль  от вещи, поэтому он должен иметь  опору в другой вещи, для того, чтобы вообразить себе коня, ему  необходимо найти палку, как точку  опоры. В этом символизирующем действии происходит взаимное проникновение, переживание  и фантазия.

Сознательность ребенка  отделяет образ реальной палочки, которая  требует реальных действий с ней. Однако мотивация игрового действия это совсем независимо от объективного результата.

Главный мотив классической игры лежит не в результате действия, а в самом процессе, в действии, которое приносит ребенку наслаждение. 
Палочка имеет определенное значение, которое в новом действии  приобретает для ребенка нового, особенного игрового содержания. Детская фантазия рождается в игре, которая стимулирует этот творческий путь, создание собственной особенной реальности, своего жизненного мира. 
На ранних этапах развития игра стоит очень близко к практической деятельности. В практическом основании действий с окружающими предметами, когда ребенок осмысливает, что она кормит куклу пустой ложкой, воображение уже принимает участие, хотя развернутого игрового превращения предметов еще не наблюдается.

Для дошкольников основная линия развития лежит в формировании непредметных действий, а игра возникает, как зависший процесс. 
С годами, когда эти виды деятельности меняются местами, игра становится ведущей, господствующей формой строения собственного мира. 
Не выигрывать, а играть – такой есть общая формула, мотивация детской игры. (О. М. Леонтьев)

Ребенок может овладеть широким, непосредственно недоступным ему  кругом действительности только в игре, в игровой форме. В этот процесс  освоения прошедшего мира через игровые  действия в этом мире, включены как  игровое сознание, так и игровое  неведомое. Игра – творческая деятельность, и как каждое настоящее творчество не может осуществляться без интуиции.

В игре формируются все  стороны личности ребенка, происходит значительное изменение в его  психике, подготавливающие к переходу в новую, более высокую стадию развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую  психологи считают ведущей деятельностью  дошкольников.

Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, − их называют творческими, или сюжетно  – ролевыми. В этих играх дошкольники  воспроизводят в ролях все  то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует  личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания. 
Игра – отражение жизни. Здесь все «как будто», «понарошку», но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего: действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни. Ребенок знает, что кукла и мишка – только игрушки, но любит их, как живых, понимает, что он не настоящий летчик, или моряк, но чувствует себя отважным пилотом, храбрым моряком, который не боится опасности, по-настоящему гордится своей победой. 
Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом.

Детское творчество проявляется  в замысле игры и поиске средств  в его реализации. Сколько выдумки  требуется, чтобы решить, в какое  путешествие отправится, какой соорудить  корабль или самолет, какое подготовить  оборудование! В игре дети одновременно выступают как драматурги, бутафоры, декораторы, актеры. Однако они не вынашивают свой замысел, не готовятся длительное время к выполнению роли как актеры. Они играют для себя, выражая собственные  мечты и стремления, мысли и  чувства, которые владеют ими  в настоящий момент. По этому игра – всегда импровизация.

Игра – самостоятельная  деятельность, в которой дети впервые  вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания. 
Дети сами выбирают игру, сами организуют ее. Но в тоже время не в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как здесь. Поэтому игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность. 
В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способствовать установлению между детьми отношений, основанных на дружбе, справедливости, взаимной ответственности.

Первое положение, определяющее сущность игры, состоит в том, что  мотивы игры заключаются в многообразных  переживаниях, значимых для  играющего сторон действительности. Игра, как и всякая неигровая человеческая деятельность, мотивируется отношением к значимым для индивида целям. В игре совершаются лишь действия, цели которых значимы для индивида по их собственному внутреннему содержанию. В этом основная особенность игровой деятельности и в этом ее основное очарование.

 Вторая – характерная  – особенность игры заключается  в том, что игровое действие  реализует многообразные мотивы  человеческой деятельности, не будучи  связанным в осуществлении вытекающих  из них целей теми средствами  или способами действия, которыми  эти действия осуществляются  в неигровом практическом плане.   Игра является деятельностью, в которой разрешается противоречие между быстрым ростом потребностей и запросов ребенка, определяющим мотивацию его деятельности, и ограниченностью его оперативных возможностей.

 Игра − способ реализации потребностей и запросов ребенка в пределах его возможностей. Следующая отличительная особенность игры, в действительности производная от вышеуказанных внутренних особенностей игровой деятельности, – возможность, являющаяся для ребенка и необходимостью, замещать в пределах, определяемых смыслом игры, предметы, функционирующие в соответствующем неигровом практическом действии, другими, способными служить для выполнения игрового действия (палка – лошадь, стул – автомобиль и т.д.).

Способность к творческому  преобразованию действительности впервые  формируется в игре. В этой способности  заключается основное значение игры.   Значит ли это, что игра, переходя в воображаемую ситуацию, является отходом от реальности? И да, и нет. В игре есть отлет от действительности, но есть и проникновение в нее. Поэтому в ней нет ухода, нет бегства от действительности в будто бы особый, мнимый, фиктивный, нереальный мир. Все, чем игра живет, и что она воплощает в действии, она черпает из действительности. Игра выходит за пределы одной ситуации, отвлекается от одних сторон действительности, с тем, чтобы еще глубже выявить другие.

 

    1.  Классификация игр

 

В Программе воспитания и обучения в детском саду дается следующая классификация игр дошкольников:

− сюжетно-ролевые:

−театрализованные;

−строительные;

− подвижные;

− дидактические.

Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры – эта та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. В структуре ролевой игры выделяют компоненты:

Информация о работе Формирование представлений о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников