Формирование представлений о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 15:15, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: выявить психолого-педагогические условия формирования представлений о профессиях у детей дошкольного возраста в процессе игры.
Исходя из поставленной цели, были сформулированы следующие задачи:
‒проанализировать педагогическую и методическую литературу по данной проблеме;
‒обосновать формирование представлений о профессиях у детей младшего дошкольного возраста посредством игр

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1Основные аспекты изучения игры
1.2 Классификация игр
1.2. Значение игры в формировании личности дошкольника
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МИРЕ ПРОФЕССИЙ
2.1 Игра как средство знакомства с трудом взрослых
2.2 Цели, задачи и проведение экспериментальной работы
2.3 Результаты формирования представлений о профессиях у детей дошкольного возраста в игровой деятельности

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

кр.docx

— 77.25 Кб (Скачать файл)

Структура сюжетно – ролевой игры.

Замысел

Сюжет

Роль

Игровые действия

Игровые правила.

Этапы развития:

1 этап  Подготовительный – заканчивается  к двум годам, характеризуется  одиночной игрой. Основные умения, которые характеризуют этот уровень:  действия однообразные, часто повторяющиеся.  Дети охотно играют со взрослыми.

2 этап  Кратковременное взаимодействие  в игре. Объединяются несколько  человек, появляется замысел,  дети подчиняются требованиям  окружающих, но сюжеты, в основном, бытовые и объединения носят  кратковременный характер.

3 этап  Длительное взаимодействие в  игре. Дети объединяются на основе  действий и содержания игры. Отношение  ответственное. Правильно оценивают  свои и чужие действия. Роли  четко обозначены и распределены  до игры.

4 этап  режиссерская игра (старший дошкольный  возраст.) Объединяются дети по 5 – 6 человек. Интерес строится  на основе личных симпатий, дети  умеют договариваться, распределять  роли, выполняют правила, действия  согласованы. Игра не только  повторяется, но и постоянно  развивается.

Сюжетно-ролевая  игра требует предварительной подготовки детей. Ведь ясно, что малыши, не успевшие познакомиться со специальностью, к  примеру, милиционера, не смогут разыграть  роль милиционера.

Подготовка  к играм в профессии идет везде, где только ребенок может ознакомиться с теми или иными качествами специальностей, накопить необходимый объем информации, пусть даже минимальный, но исходя из которого, уже можно воссоздать в игре хоть отдаленное подобие данного вида человеческой жизнедеятельности.

Этот  процесс условно можно представить  как комплекс, состоящий из следующих  составных компонентов:

- получения  сведений о профессиях от родителей;

- воспитателей  детского сада;

- от сверстников  и детей более  старшего  возраста;

- из своих  собственных наблюдений за родителями, родственниками, другими взрослыми;

- приобретение  дополнительных навыков, не относящихся  непосредственно к теме игры, но которые в ней могут быть  использованы (изготовление игрушек,  лепка, рисование, умение делать  аппликации и т.д.).

Информативное воздействие родителей  может проявляться во всех разновидностях их воспитательной деятельности, ибо  на каждом шагу мы сталкиваемся с необходимостью дать ребенку сведения о той или  иной профессии. Это прежде всего  доступные беседы о себе, своей  работе, пояснение сказок, произведений детской художественной литературы, иллюстраций к ним, мультфильмов, диафильмов, т.е. всего увиденного и  услышанного.

Наиболее часто дети ведут игры коллективно, что дает большой эффект, так как сливаются в единое целое творческие усилия ребят, происходит обмен информацией друг с другом. Сюжетными играми в равной мере интересуются и мальчики и девочки.

Во время игры происходит смена  ролей, это способствует повышению  интереса детей к различным сторонам профессии, в которую идет игра. В  необходимых случаях взрослые регулируют смену ролей в игре, не допускают  засиживания ребят на одной и  той же роли. Периодическая смена  состава играющих способствует дальнейшему их взаимовлиянию друг на друга, расширению объема усваиваемой в процессе игры информации.

В целом, игра оказывает свое познавательное и воспитательное влияние на ребенка  на всем своем протяжении: от возникновения  желания поиграть и до послеигрового  периода.

Сюжетно-ролевый игровой процесс  можно рассматривать следующим  образом: предыгровой (избирательный) период, подготовительный, собственно игра. Сюда же можно отнести послеигровое влияние данной игры на ребенка, как-то: впечатления, обсуждение, выяснение  заинтересовавшегося или неясного. Желание организовать подобную игру дома, во дворе и т. п.

Одно из главных функций воспитателя  в процессе игры является поддержание  определенного "тонуса" игры. Она  не должна стать неинтересной. Лучше  прекратить игру, чем дать ей продолжится  при понижении интереса ребят.

После интересной игры ребенок долго  находится под ее впечатлением.

В играх  дошкольники проводят почти все  свое время. Поэтому-то формирование основных представлений детей об окружающем мире идет в основном в игре. Понимание  работы взрослых, формирование самых  элементарных представлений об их профессиях, скорее даже зачатков их, возможно только в процессе игры.

Игры, проводимые в детском саду, запланированы "Программой воспитания в детском саду", указывающей  возрастную динамику воспитания дошкольников, в том числе и характера  сюжетно- ролевых игр.

Во II младшей группе развиваются  игры, изображающие труд взрослых в  детском саду, работу водителей, летчиков. Дети в игре начинают повторять действия людей разных специальностей.

В средней группе появляются игры с более сложным сюжетом: построение дома (работа строителей), перевоз пассажиров и грузов (водители автобусов и  грузовых машин), труд врачей, медсестер, продавцов. Дети начинают сами придумывать  несложные сюжеты, изготовлять некоторые  необходимые для игр предметы, игрушки.

В старшей группе поощряются игры, показывающие работу учреждений (магазин, аптека, поликлиника). Совершенствуются игры, в которых отражены отдельные  профессии (продавца, почтальона, актера, врача, милиционера, шофера, моряка, летчика). В играх на тему "транспорт" совершенствуются знания правил дорожного  движения. Дети учатся выполнять свои замыслы, играть в соответствии с  ролью. В играх дети стараются  изобразить профессии родителей.

И, наконец, дошкольники седьмого года жизни продолжают изображать в сюжетно-ролевых  играх работу членов семьи, быт, труд людей. Расширяются и углубляются  представления о разных специальностях: на самолете летают пилоты; на пароходе есть капитан, штурман, матрос и т.д. развивается способность детей  самим намечать тему игры, дети учатся комбинировать свои непосредственные жизненные впечатления со знаниями, приобретенными из рассказов, картин, книг.

Итак, в возрастном аспекте сюжетно-ролевая  игра в различные профессии идет с постепенным усложнением ее содержания и характера. Воспитателю  необходимо создать условия для  игры, чтобы она стала увлекательной  деятельностью.

В создание условий входит обогащение детей реалиями об окружающем: о  предметах, явлениях, кроме того, дети должны знать о взаимоотношениях людей. Для достижения этой цели  используются следующие методы: наблюдение; экскурсии; встречи с людьми разных профессий; чтение литературы; рассказ  о взаимоотношениях людей, о занятиях людей разных профессий с использованием фотографий, фильмов; инсценировки.

Воспитатели, при ознакомлении детей с трудом взрослых, как правило, пользуются наглядными способами, умело сочетая их со словесными (рассказы, беседы); удельный вес последних может повышаться в работе со старшими детьми.

Итак, мы рассмотрели особенности  организации сюжетно-роевых игр, которые  мы использовали при организации  нашей работы в детском саду при  формировании у детей представлений  о мире профессий.

 

 

 

 

 

2.2 Цели, задачи и проведение   экспериментальной работы

 

Экспериментальная работа была проведена в старшей группе ДОУ №24. В группе 20 воспитанников, 10 мальчиков и 10 девочек.

1 этап – констатирующий эксперимент

Диагностика «Выявление знаний дошкольников о профессиях» 

(по методике Ф.Г.Даскаловой).

1.Подготовка исследования. Составили вопросы для беседы по теме «Что такое профессия?».

2.Проведение исследования. С детьми 5-6 лет провели индивидуальную беседу: «Что такое профессия? Какие ты знаешь профессии? Зачем люди трудятся?» После этого беседуют отдельно о каждой названной ребенком профессии, например: «Что делает повар? Что нужно ему для труда? Зачем повар трудится? Каким он должен быть?»

3.Обработка данных. Результаты по каждой беседе оформлялись в таблицу.

Таблица 1

Профессия

Значимость 

труда

Орудия труда

Процесс

труда

Результат

труда

Качества,

необходимые для  профессии


 

Примерное содержание представлений  дошкольников о профессиях

Всего было названо 18 различных профессий. Чаще всего повторялись профессии  воспитателя,  учителя, библиотекаря, доктора, продавца, артиста, повара и  др., но дети затруднялись назвать  компоненты трудовой деятельности (цель, мотив, предмет, орудие труда, трудовые действия и результат).

2 этап – анкетирование родителей  (см приложение)

3 этап-формирующий эксперимент

Проведение дидактических  и сюжетно-ролевых игр, бесед родителями и экскурсий (см приложение).

Приведем  пример дидактических игр

1. «Кому что нужно для работы?»

 Цель:

Уточнить  название и назначение предметов, необходимых  людям разных профессий (шофёр, врач, повар, парикмахер);

Закреплять  знания о важности их труда;

Активизировать  словарь;

Развивать монологическую речь.

Правила игры:

Подобрать картинки с изображением предметов труда к большим  карточкам. Объяснить кому, что нужно  для работы.

Ход игры:

Воспитатель предлагает ребёнку сюжетные иллюстрации с изображением труда  шофёра, повара, парикмахера и врача. Ребёнок называет, кем работают эти  люди. Затем ребёнок выбирает карточки с изображением предметов, необходимых  людям этих профессий.

Шофёр: бензобак, насос, ключ зажигания, гаечный ключ.

 Врач: шприц, бинт, таблетки, фонендоскоп.

 Повар: скалка, разделочная доска,  кастрюля, половник.

 Парикмахер: расчёска, ножницы,  фен, лак для волос.

2. «Почини грузовик».

 Цель:

Закреплять название частей грузовика (кузов, кабина, передние колёса, задние колёса);

Закреплять употребление в речи существительных единственного  и множественного числа Родительного падежа;

Воспитывать уважение к труду шофёра.

Методика проведения.

 Правила игры. Назвать какой  части грузовика нет на картинке

Ход игры. Взрослый предлагает рассмотреть  предметные картинки, на каждой из которых  отсутствует какая-либо часть грузовика. Ребёнок называет отсутствующие  части. В случае затруднения воспитатель  показывает образец-картинку для сравнения.

3.«Какая картинка лишняя?»

 Цель:

Продолжать учить детей азам обобщения и классификации;

Формировать представления о назначении предметов, необходимых людям разных профессий (врача, шофёра, повара, парикмахера);

Активизировать глагольный словарь;

Воспитывать эмоционально-познавательный интерес к труду взрослых.

Методика проведения.

Правила игры. Назвать предметы, изображённые на картинке, выделить лишнюю карточку и объяснить свой выбор.

Ход игры. Педагог выкладывает поочерёдно перед ребёнком ряды ассоциативных  цепочек.

Бинт, мороженное, шприц, таблетки, фонендоскоп.

Кастрюля, молоток, разделочная доска, половник, скалка.

Насос, книга, ключ зажигания, бензобак, гаечный ключ.

Расчёска, телефон, ножницы, лак для  волос.

Взрослый спрашивает: «Кому это  нужно для работы?» Ребёнок  рассказывает.

Затем у него спрашивают: «Какая картинка лишняя, почему?»

4.«Поможем повару приготовить фруктовый салат».

Игровое задание: накормить кукол.

Правила игры. Выполнять все просьбы  куклы, затем объяснить ей, как  готовили салат, используя подсказку (схему).

Ход игры. Все желающие стать поварами усаживаются за столом, чтобы приготовить  куклам салат. Воспитатель показывает детям необходимые для этого  материалы и оборудование. Применяя приём от противного, взрослый готовит  блюдо вместе с детьми. Затем дети приглашают к столу кукол и  рассказывают им, как был приготовлен  салат. Закончив есть, куклы благодарят детей, побуждая их ответить: «На здоровье».

4 этап  – контрольный эксперимент

При индивидуальной беседе с детьми мы выявили, что после проведения с ними дидактических игр, бесед родителей дома о профессиях у воспитанников начинает  складываться обобщенное представление о компонентах трудовой деятельности взрослых (цель, мотив, предмет, орудие труда, трудовые действия и результат); о роли техники в процессе труда и связи труда людей разных профессий.

 

2.3 Результаты работы по формированию представлений о профессиях у детей   дошкольного возраста в условиях игровой деятельности

 

В результате проведённой нами работы были достигнуты следующие результаты:

1. Дети  смотивированы на самостоятельное  знакомство с рядом профессий. 

2. Дети  научились отражать в игре особенности профессий.

3. У детей  появилось представление о востребованных  в обществе профессиях.

4. Родители  стали активными помощниками  в воспитании и образовании  детей. 

  Мы  считаем, что знакомство детей с трудом взрослых это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми.

Информация о работе Формирование представлений о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников