Формирование профессионально-педагогической культуры руководителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 08:07, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - выявить особенности формирования профессионально-педагогической культуры руководителя художественного коллектива.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
- раскрыть понятие профессионально-педагогической культуры;
- проанализировать роль профессионально-педагогической культуры в руководстве художественным коллективом;
- рассмотреть структуру профессионально-педагогической культуры;
- выделить ведущие составляющие – педагогический такт и педагогическую этику.

Содержание работы

Введение - 3
I. Теоретическое обоснование проблемы «Формирование профессионально-педагогической кьтуры руководителя художественного коллектива» - 5
Глава 1. Руководство художественным коллективом - 5
Глава 2. Педагогический такт - 8
Глава 3. Педагогическая этика - 11
II. Практическая часть - 19
Глава 1. Характеристика выборки и методов исследования - 13
Глава 2. Анализ и интерпретация данных - 14
Приложение - 17
Выводы -
Список используемой литературы - 20

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 98.50 Кб (Скачать файл)


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО КУЛЬТУРЕ И КИНЕМАТОГРАФИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕСИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САМАРСКАЯ  ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»

(КАФЕДРА ИСТОРИИ  ИСКУССТВ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа по педагогике

 

Формирование  профессионально-педагогической культуры руководителя

художественного коллектива

 

 

работу выполнил

студентка III курса МИФ о/о

группы М - 32

Воробьёва Елена

Научный руководитель:

кандидат педагогических наук

доцент кафедры

Новожилова Т.Н.

 

 

 

 

 

 

САМАРА 2006

ПЛАН:

Введение             - 3

I. Теоретическое обоснование проблемы «Формирование профессионально-педагогической культуры руководителя художественного коллектива» - 5       Глава 1. Руководство художественным коллективом    - 5 

Глава 2. Педагогический такт       - 8

Глава 3. Педагогическая этика         - 11                                                                                      

II. Практическая часть          - 19 

Глава 1. Характеристика выборки и методов исследования   - 13

Глава 2. Анализ и интерпретация  данных      - 14       Приложение          - 17  

Выводы           - Список используемой литературы       - 20    

                                                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

К интеллекту работника  культуры сегодня предъявляют высокие  требования. Сейчас это должен быть широко и по-серьезному образованный человек, знакомый с фундаментальными основами гуманитарных наук и современными техническими достижениями, профессионально подготовленный в художественном и исполнительском отношении. В современных условиях важна способность руководителя использовать полученные фундаментальные знания в практическом руководстве. Сегодня объем необходимых  знаний для специалиста резко возрос по сравнению с предыдущими   десятилетиями. В связи с этим руководитель-дирижер должен научиться самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации, отбирать нужное, внедрять его в практику. Особенностью интеллектуально-мыслительной деятельности руководителя художественного коллектива является то, что она, во-первых, осуществляется в области искусства, где огромную роль играют чувства и эмоции. Во-вторых, протекает, как правило, в условиях жесткого дефицита времени. Поэтому  аналитические способности у руководителя, осуществляющего сложнейшие формы художественной, творческой и организационной деятельности, является основой его профессиональной подготовки.

Интеллектуальные способности  руководителя включают в себя, прежде всего, общую эрудицию (запас общекультурных знаний) и специальные знания в области искусства и художественного творчества. Также важны и научно-исследовательские способности, предрасположенность к аналитической и практической деятельности. Руководство – художественным коллективом это постоянный и неразрывный процесс взаимодействия руководителя с художественным коллективом. Руководитель является как организатором, так и воспитателем членов художественного коллектива. Он должен знать и учитывать также и некоторые психологические закономерности, влияющие на формирование внутреннего климата.

Традиционное представление  о профессионально-педагогической культуре связывалось в основном с выделением норм, правил педагогической деятельности, педагогической техники и мастерства. Психолого-педагогические исследования проблем педагогической культуры последних лет раскрывают ее в особенностях руководства и категориях педагогического такта, педагогической этики.

Цель данной работы - выявить особенности формирования профессионально-педагогической культуры руководителя художественного коллектива.

Объект исследования – культура  руководителя художественного коллектива, предмет – формирование  профессионально-педагогических качеств руководителя художественного коллектива.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

- раскрыть понятие профессионально-педагогической культуры;

- проанализировать роль  профессионально-педагогической культуры  в руководстве художественным  коллективом;

- рассмотреть структуру  профессионально-педагогической культуры;

- выделить ведущие  составляющие – педагогический  такт и педагогическую этику.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Теоретическое обоснование проблемы «Формирование профессионально-педагогической культуры руководителя художественного коллектива»

Глава 1. Руководство художественным коллективом

Руководство – одна из областей человеческой практики. Руководитель художественного коллектива – понятие, указывающее на профессиональную принадлежность, содержание и характер трудовой деятельности индивида. Это понятие определяет сущность профессии, которое имеет свою внутреннюю структуру и специфику. 

Понятие профессии определяется по-разному. В одном случае – как комплекс функций, соответствующих подготовке индивидуума для участия в  жизни общества: «занятие» или «работа» как деятельность, дающая средства к существованию. В другом случае под профессией понимается  внутренне связанная сумма функций, которые выполняются регулярно и систематически, являются для индивидуума источником средств существования и определяют его общественное положение.

  Спецификой руководства художественным коллективом является то, что это двусторонний процесс общения руководителей и участников коллектива. Основа общения – установление взаимных психических контактов и коммуникаций с исполнителями, обмен информацией между партнерами по творческому акту, а также взаимовлияние и психологическое воздействие. Ситуация общения возникает при условии установления контактов-коммуникаций между участниками учебного процесса. Они основаны на зрительном восприятии друг друга, слуховых контактах и контактах «внутренних» (психологических), способствующих их взаимопониманию. Средством коммуникативного взаимодействия являются информационные процессы, а одним из методов достижения цели – взаимовлияние и психологическое воздействие.

В связи с этим можно  обозначить качества и свойства психической  стороны руководителя:

  • устойчивость нервной системы;
  • способность к длительному и качественному труду;
  • сильная воля;
  • оптимизм;
  • целеустремленность;
  • мобильность психики;
  • артистизм;
  • эмпатия.

Руководитель художественного  коллектива всегда должен способствовать развитию разумной встречной инициативы музыкантов, активно направляя их творческий потенциал на новые интерпретационные  идеи, добиваться от них нестандартной трактовки произведений. Существует два типа руководителей. Так, руководители – «диктаторы» не вступают ни в какие «обсуждения» с коллективом и, тем более, не допускают никакого влияния с его стороны на свою исполнительскую концепцию. Они относятся к нему лишь как к «коллективному инструменту».

Диаметрально противоположный  подход к исполнению у руководителей  – «демократов». Такие, отталкиваясь от собственной концепции трактовки  художественного произведения, считают  необходимым поддерживать и коллективную творческую инициативу непосредственных исполнителей.

В отличие от руководителей  – «диктаторов», «демократы» общаются, прежде всего, с играющими людьми, создавая атмосферу всеобщего коллективного  творчества. Г. Н. Рождественский, подразумевая методы руководства художественным коллективом, справедливо считал, что в «идеале - оркестр должен быть блестящим собеседником дирижера». Времена, когда безраздельно господствовали руководители – «диктаторы», давно прошли. Сейчас руководители подобного типа встречаются все реже и реже. Они вынуждены перестраиваться и приспосабливать свой необузданный темперамент к реальным социальным условиям. Интересно в этом плане высказывание одного из подвижников Артуро Тосканини. Вспоминая о «великом маэстро», он должен был с горечью признать, что даже, несмотря на свой уникальный талант, теперь Тосканини, по всей вероятности, вряд ли бы смог работать, так как сейчас ни один уважающий себя известный коллектив не стал бы терпеть его постоянные взрывы ярости, оскорбительные реплики, унижения и полное игнорирование существующих повсеместно норм и трудовых положений. Наиболее рельефно профессионализм руководителя проявляется в его умении находить общий язык, достигать подлинного взаимопонимания с коллективом.

Свое исполнительское  отношение к музыке он передает оркестру с помощью невербальных средств. Для того чтобы между дирижером и оркестром возникли полное взаимопонимание и атмосфера товарищеской коллективной работы, он обязательно должен видеть глаза исполнителей. «Глаза всесильны, - утверждает Юджин Орманди. Глаза – средство постоянной коммуникации между руководителем коллектива и музыкантами, - то зеркало, которое отражает каждую мысль и эмоцию дирижера». Сегодня все эти эмпирические представления получили свое объективное научное обоснование. Так, в частности, экспериментально удалось доказать, что зрачок очень чутко реагирует на изменение эмоционального состояния человека, расширяясь и изменяя свою форму вследствие концентрации внимания на каком-либо предмете, либо в результате внутреннего психического напряжения. Причем, в отличие от обыденных представлений, связывающих изменение зрачка исключительно от попадания на него светового потока, установлено, что эти изменения могут возникать не только от чисто внешних, но и сугубо внутренних причин, являясь надежным индикатором психического состояния дирижера.

Необходимо сказать  и о направленности деятельности руководителя художественного коллектива: а именно,

функция педагога-воспитателя;  

функция преподавателя  конкретной формы творчества;

функция организатора творческого  процесса в коллективе;

функция художника-творца;

функция исполнителя.

Важно перечислить также специальные  способности руководителя. Это конструктивные, организаторские (умение организовать творческий процесс), педагогические. Руководителю необходимо обладать редким даром: способностью вдохновлять оркестр, безошибочно передавать свои мысли участникам коллектива, подчинять их своему исполнительскому замыслу.

Глава 2. Педагогический такт

Педагогический такт важнейшая  область педагогического мастерства. Слово «такт» (от лат.) обозначает прикосновение, осязание, чувство, подсказывающее правильное отношение, подход к кому-либо, умение вести себя подобающим образом.  Такт как педагогическая и эстетическая категория известен очень давно. Древние греки на одно из первых мест в воспитании ставили чувство меры. Ученый – психолог И. Страхов выделяет три значения такта: психологический, проявляющийся в каждодневном общении людей; профессиональный – педагогический, врачебный и т. д.; художественный, заключающий в себе соблюдение эстетически оправданной меры применения средств художественного изображения характеров и образов в литературе и искусстве. В деятельности педагога на практике все значения такта взаимосвязаны и взаимообусловлены. В качестве основных предпосылок основы педагогического такта психологи называют наблюдательность, внимание, мышление, память, воображение. Основой педагогического такта является соблюдение меры педагогического воздействия, которое регулируется конкретной учебно-воспитательной задачей с учетом индивидуальных особенностей участника коллектива. Педагогический такт не является отдельным методом в работе педагога-руководителя. Он должен проявляться во всей системе отношений. Правильное сочетание педагогического такта и всех методико-дидактических и воспитательных форм в учебно-воспитательном процессе существенно повышает эффективность педагогического процесса, способствует сближению руководителя с коллективом и созданию благоприятной психологической атмосферы.

Педагогический такт – конкретное применение науки и искусства  в процессе обучения. Его научные  основы в психолого-педагогической образованности учителя, искусство  же руководителя-педагога проявляется  в его индивидуальных особенностях, педагогическом мастерстве и тонком нюансировании в применении учебно-воспитательных воздействий на участников коллектива. Предпосылки к развитию педагогического такта многообразны, выражаются в высокой внутренней культуре личности руководителя, в его поведении, в процессе общения с коллективом и в сочетании такта с совершенством применения методов и приемов обучения. Ведущую роль в педагогическом такте  имеет гуманное, высоко моральное отношение руководителя к участникам коллектива. Это отношение является справедливым и педагогически целесообразным.

Важное значение в  создании психологического контакта  имеет психическое состояние  руководителя на репетициях, его увлеченность ведением педагогического процесса, эмоциональная оживленность, доброжелательная внимательность. Существенное значение отводится психологическое подготовке руководителя. Для структуры педагогического такта характерно также сочетание уравновешенности, выдержки и самообладания руководителя.  Путем наблюдения установлено много форм уравновешенности психических состояний руководителя на репетициях. Важнейшие из них – спокойная, устойчивая форма уравновешенности; уравновешенность с преобладанием ее волевых компонентов; уравновешенность при ее широкой психологической основе (сочетание эмоциональных и волевых качеств).

В случаях нарушения педагогического  такта за возможные отклонения от его основных критериев, что проявляется, например, в недостаточной тонкости нюансировки процесса общения, в  образных формах общения и непоследовательности процесса общения, сухость обращения. Необходима серьезная работа по самовоспитанию и совершенствованию педагогического мастерства. И, если на второй ступени педагогического такта значительных нарушений не наблюдается, то педагогу еще не достает совершенства педагогической техники в работе.

На третьей ступени такт становится устойчивым педагогическим умением, что  способствует углублению делового общения. Но еще имеются трудности в  установлении с участниками психологического контакта. На четвертой ступени он сформирован как умственная и нравственная привычка педагога и становится частью педагогического мастерства, характеризуют внутреннюю культуру его личности, имеют глубокую эффективность педагогического воздействия. Проблема такта является предметом изучения не только в индивидуальной, но и в социальной психологии. Высшей формой согласованности такта является руководительско-педагогическая ансамблевая форма такта. Изучение педагогического такта должно осуществляться не только посредством педагогики, но и психологии. Опыт изучения этого вопроса показал, что для руководительского такта важно наличие в каждой случае глубоких психологических знаний. В данную широкую психологическую основу входят многие психологические явления, из которых выделим: интеллектуальная основа такта – психологическая наблюдательность учителя за поведением и работой учащихся; руководство педагогического мышления, выражающегося в осмыслении руководителем-педагогом всего педагогического процесса, в умении ориентироваться в различных педагогических ситуациях и в оперативности мышления; творческое воображение, позволяющие антиципировать тактичные воздействия; речь педагога, удовлетворяющая требованиям педагогиского творческого процесса; нравственные чувства как одна из важнейших предпосылок такта; волевые черты характера: целеустремленность, выдержка и самообладание, ответственность за свою работу и поведение, внимание и внимательность в их педагогической ориентации.

Информация о работе Формирование профессионально-педагогической культуры руководителя