Формирование профессионально-педагогической культуры руководителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 08:07, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - выявить особенности формирования профессионально-педагогической культуры руководителя художественного коллектива.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
- раскрыть понятие профессионально-педагогической культуры;
- проанализировать роль профессионально-педагогической культуры в руководстве художественным коллективом;
- рассмотреть структуру профессионально-педагогической культуры;
- выделить ведущие составляющие – педагогический такт и педагогическую этику.

Содержание работы

Введение - 3
I. Теоретическое обоснование проблемы «Формирование профессионально-педагогической кьтуры руководителя художественного коллектива» - 5
Глава 1. Руководство художественным коллективом - 5
Глава 2. Педагогический такт - 8
Глава 3. Педагогическая этика - 11
II. Практическая часть - 19
Глава 1. Характеристика выборки и методов исследования - 13
Глава 2. Анализ и интерпретация данных - 14
Приложение - 17
Выводы -
Список используемой литературы - 20

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 98.50 Кб (Скачать файл)

Важное место в структуре  такта занимает педагогическое общение. Сюда относятся: культура чувств руководителя-педагога и своеобразие экспрессивного облика; функция речи как психологический фактор педагогического процесса, в особенности коммуникативная, контактная, эмоциональная, информационная и воздейственная; интонационно-мелодические особенности речи руководителя с различными формами ударения, звуковысотные изменения голоса, паузы в речи, его оптимальная громкость, темпо-ритмические качества речи. В частности, соблюдение ритма в устной речи способствуют ее благозвучию, соразмеренности и эмоциональной выразительности. Процессы ритма речи изучаются и в других видах деятельности: в трудовой, музыкальной, также известны понятия как ритмическая проза и ритм в изобразительном искусстве.

Глава 3. Педагогическая этика.

Важной составляющей профессионально-педагогической культуры руководителя является педагогическая этика. Возникновение этики как термина и особой дисциплины связано с именем Аристотеля. Понятие «этический», от которого происходит этика, образовано Аристотелем на основе слова «этос», обозначившего некогда привычное место обитания, а потом уже просто привычки, нрав, характер, темперамент, обычай. Им философ назвал особый срез человеческой реальности – определенный класс индивидуальных качеств соотнесенных с определенными привычными формами общественного поведения. Эти качества, названные Аристотелем этическими добродетелями, и составляют по его мнению, предметную область этики. По аналогии с термином «этический» и для его точного перевода Цицероном с прямой ссылкой на Аристотеля и в целях обогащения латинского языка было образовано слово «моральный» («moralis»). В последующем от прилагательного «моральный» было образовано существительное «мораль» («moralitas»), которое является латинским эквивалентом древне греческого термина «этика».

Профессиональная этика – совокупность норм и правил, регулирующих поведение специалиста на основе общечеловеческих моральных ценностей, с учетом особенностей его профессиональной деятельности и конкретной ситуации – занимает важное место в системе этического знания и образования, выступая неотъемлемой составной частью подготовки и деятельности специалиста. В настоящий момент можно выделить традиционные виды профессиональной этики, такие как педагогические, медицинские, юридические, этика ученого и сравнительно новые (например, журналистская). Особое место занимает этика делового общения, поскольку она выступает как в роли самостоятельной профессиональной этики (для менеджеров и др.), так и в качестве элемента этики других профессий (педагога и юриста). Профессиональная этика традиционная и новые – имеют ряд особенностей – общих и специфических (частных). К общим особенностям относятся следующие:

  1. высшие моральные ценности, сохраняя общечеловеческое значение, обретают в различных профессиональных этиках свои конкретные черты. Совершенно особую роль в педагогической этике играют такие ценности как профессиональный долг.
  2. в рамках конкретной специальности формируется специально-профессиональные моральные нормы и ценности, характерные только для данного рода деятельности, превращаясь иногда в общечеловеческие. Например, принцип справедливости выступает как одна из главных целей и норм юридической и педагогической деятельности.
  3. в сфере профессионального общения, в частности в схеме «педагог-учащийся», наблюдается неравенство сторон – нарушена субъект-субъектность их отношений. Нарушение это не несет в себе никакого унижения и обусловлено особыми условиями взаимодействия сторон – условиями зависимости от действий специалиста других людей. Эти отношения зависимости впервые были замечены в особых связях, установившихся между врачом и пациентом и оговорены в клятве Гиппократа. Она стала основой медицинской деонтологии. Постепенно стало ясно, что не только больной зависит от врача, но ученик от учителя, подсудимый от судьи зависит от их компетентности, порядочности, человеческих качеств.
  4. одной из сторон профессиональной этики выступает ее корпоративность. Она проявляется в сохранении, культивировании профессиональных тайн и секретов от «непосвященных». Она формируется в процессе зарождения ремесел, когда «цеховые секреты» передавались от отца к сыну, от мастера к подмастерью или же умирает вместе с мастером. И сегодня практически каждая профессия содержит в себе какие-то секреты.
  5. общими для любого вида профессиональной деятельности, в том числе и педагогической, является факторы, стимулирующие трудовую активность специалиста. Основные из них лежат в области человеческих отношений, требующих умения общаться строить свои отношения на основе взаимопонимания, уважения и сотрудничества.

Отношение  педагога к  своим учащимся зависит от его  изначальных установок и целей. Если моральной установкой выступает  ориентация  на субъект-субъектные отношения, то согласно гуманистической  этике и категорическому императиву И. Канта, каждый ребенок является для педагога целью заботы, внимания и любви. При субъект-объектной установке ученик будет выступать  для педагога объектом воспитания, обучения и, возможно, средством самоутверждения.

Известна старая студенческая поговорка: один профессор принимает экзамен, чтобы выяснить, что знает студент, а другой  - чтобы доказать ему, что он ничего не знает. В этой форме студенческого фольклора отражена разница в установках педагогов.

Отношение педагога к  учащимся проявляется в том, в  каком соотношении находятся методы и формы воздействия, а именно – поощрение и наказание. Принципы, которые должны лежать в основе действий педагога:

- ориентация на положительные  отношения и чувства к учащимся;

- разумное сочетание  официальных и неформальных отношений  в общении.

Частные особенности  профессиональной этики вытекают из конкретных условий, содержания и специфики  той или иной профессии и выражаются в основном в моральных кодексах – требованиях по отношениям к  специалистам. Так, педагогическая этика  является результатом анализа специфики и особенностей педагогической деятельности, выступающих основой для выработки конкретных рекомендаций-требований по отношению к педагогу. Этика педагога – содержит четыре основных направления:

  1. этика отношения педагога к своему труду, к предмету своей деятельности.
  2. этика отношений «по вертикали» в системе «педагог-учащийся», которая рассматривает основные принципы, нормы этих отношений и требования, предъявляемые к личности и поведению педагога.
  3. этика отношений «по горизонтали» - в системе «педагог-педагог».
  4. этика административно-деловых отношений педагога и руководящих структур.

1. Этика отношений  педагога к своему труду:

- постоянно помнить  о специфике своей профессии  и учитывать ее в своей деятельности;

- осознавать и нести  ответственность за все, что ты делаешь, за свое влияние на личности учащихся, за формирование тех качеств, которые ты вырабатываешь у него своим отношением к жизни, поведением и внешним видом;

- уметь организовать  в единое целое воздействие  всех факторов на стиль мышления и отношение ученика к жизни;

- уметь проявлять гибкость  собственного мышления;

- знать, понимать и  принимать проблемы, потребности  современной молодежи.

Необходимость наличия  у педагога особого интегрального  стиля мышления, который представляет собой системное единство мировоззренческих, специально-педагогических, морально-этических подходов. Е. Галицких выделила следующие необходимые качества и свойства личности, выступающих показателем готовности и способности педагога к интегральному стилю мышления.

  1. умственные способности, т. е. способности к «сомнению», философско-рефлексивное отношение к профессии, преодоление «барьеров» и мифов традиционной педагогики;
  2. единство интеллектуальных, эмоциональных и нравственных переживаний как следствие потребности личности в целостном восприятии мира и себя в нем;
  3. открытость диалогу, основанная на способности видеть в другом человеке цель

2. Этика отношения  «по вертикали»

- интерес к другому  человеку и умение открывать  в нем творческий потенциал;

- осознание правомерности плюрализма мнений;

- преодоление эгоцентричности  собственного  мышления;

- способность слушать  и слышать других;

- умение сочетать монолог  и диалог;

- открытость новому, толерантность  к иным точкам зрения;

- стремление и умение  адекватно интерпретировать полученную информацию;

- метафоричность, образность, грамотность речи;

Творческая активность педагога, которая предполагает:

- единство слова и  дела, переживания и поступка;

- готовность к преодолению  препятствий;

- способность учиться  на собственных ошибках;

- создание индивидуальной  системы самообразования и самосовершенствования;

- восприятие своей  профессиональной деятельности  как художественно-педагогического  творчества.

    3. Этика служебных отношений «по горизонтали»

  Отношения этого  вида регулируются этическими нормами и принципами трех видов:

- общечеловеческими (база  высокой моральной ценности);

- нормами делового  общения и служебной этикой;

- этическими нормами  и принципами, в которых проявляется  специфика именно педагогического  труда.

Остановимся на двух последних видах, регулирующих профессиональные отношения между педагогами.

Принципы и нормы  отношений «по горизонтали»

  1. самоуправление и контроль над собственным поведением, формирование в себе качеств, необходимых в профессии, приятных для окружающих.
  2. терпимость к недостаткам, вредным привычкам коллег, к их раздражающим вас взглядам, убеждениям, мнениям.
  3. координация собственного поведения, темперамента, настроения.
  4. стремление к взаимопониманию, желание понять других, для чего надо «выйти из собственной концепции к общей системе координат», попытаться понять, что движет другим человеком.
  5. способность к сочувствию, сопереживанию.

Коснемся теперь принципов  и норм руководства коллективом. Основные из них – справедливость и демократизм. Они реализуются в конкретных нормах поведения:

  1. вежливость. Проявляется в уважении личности и достоинства сотрудников (участников коллектива).
  2. доброжелательность и приветливость. Это искреннее «желание добра» людям, которое должно выражаться в элементарном внимании к ним, приветливой улыбке, теплом приветствии.
  3. предупредительность и тактичность. Стремление понять не только служебные, но и личные проблемы сотрудников.
  4. корректность. Предполагает строгую самодисциплину, умение владеть собой в любых конфликтных и экстремальных ситуациях, сохраняя выдержку,  спокойствие и вежливость.
  5. скромность. Ее основное проявление – не требовать для себя особых привилегий, не использовать служебного положения в личных целях, не допускать нажима, авторитетного навязывания своей точки зрения, не устраивать сотрудникам несправедливые «публичные разносы».
  6. толерантность. Умение уважать инакомыслие других, что, конечно, не исключает борьбы с недостатками, их критики.
  7. критичность и самокритичность. Критика должна быть конструктивной, а не уничтожающей, не должна унижать человека в глазах других. Руководитель подает пример участникам, проявляя самокритичность.
  8. справедливость. Установление продуктивной атмосферы в коллективе за счет адекватной, объективной оценки усилий и достижений сотрудника.
  9. требовательность. Связана со справедливостью руководителя и оценкой им труда подчиненных. Умение  строго взыскивать за упущения, нарушения дисциплины,  низкий уровень профессионализма, а также умение поощрять  и благодарить сотрудников.
  10. обязательность и точность. Проявляется в соблюдении обещаний, верности данному слову, договоренностям. Это проявление профессионального долга и чести, гарантия надежности, образец дисциплины для участников коллектива, выражение уважения к ним.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая часть

Выводы

При изучении данной проблемы, выяснилось, что профессионально-педагогическая культура руководителя художественного  коллектива складывается из множества  взаимосвязанных компонентов. В начале нового века уже можно утверждать, что общение как ценность и первая жизненная необходимость находятся в центре внимания философии, этики, психологии, педагогики, которая пытается с разных точек зрения определить сущность этого феномена. Общение – это взаимодействие, базирующееся на потребности человека в человеке, поэтому это не только роскошь, сколько необходимость, первичные условия бытия человека и его включительности в социум и культуру.

Культура общения –  система норм, принципов и правил общения, а также технология их выполнения, вырабатываемая человеческим сообществом с целью оптимизации и эффективности коммуникации взаимодействия.

Руководитель художественного коллектива общается с участниками не только обычными способами, но и специфическими приемами. Дирижеру необходим целый ряд профессионально-педагогических качеств для достижения творческих задач. Дирижер в процессе творчества мыслит не «нотами» и обозначениями, свое отношение к музыкальному произведению он передает оркестру с помощью невербальных средств. Благодаря умелому пользованию педагогического такта руководитель влияет на психологический климат в коллективе. Формирование профессионально-педагогической культуры необходимо для самосовершенствования и самовоспитания.

Литература:

    1. Абдулин Э., Николаева Е. Теория музыкального образования. – М., 2004.
    2. Аникеева Н. Психологический климат в коллективе. – М., 1989. 
    3. Гейлор Э. Первобытная культура. – М., 1989.
    4. Гринберг А., Иванов В. Психологический климат коллектива. – Л., 1974.
    5. Гусейкова А., Дубко Е. Этика. – М., 2000.
    6. Ержемский Г. Психология дирижирования. – М., 1983.
    7. Загвязинский В. Педагогическое творчество учителя. – М., 1985.
    8. Ильин Е. Искусство общения. – М., 1988.
    9. Канн-Калик В. Учителю о педагогическом общении. – М., 1987.
    10. Каргин А. Воспитательная работа в самодеятельном художественном коллективе. – М., 1984.
    11. Леонтьев В. Педагогическое общение. – М., 1979.
    12. Маркевич И. Высказывания // Исполнительское искусство зарубежных стран. – Вып.5. – М., 1970, с.185-204.
    13. Мышаткина Т. Педагогическая этика. – Ростов н/Д, 2004.
    14. Педагогика: Учебное пособие / Сластенин  В.,  Исаев И.,   Мищенко А., Шиянов   Е. – М., 1998.
    15. Профессиональная культура учителя / ред. Сластенина В. – М., 1993.
    16. Староверова В., Балоева В., Якушева Т. Понятие педагогического такта. – 1990.
    17. Уманский Л. Психология организаторской деятельности. – М., 1980.

Информация о работе Формирование профессионально-педагогической культуры руководителя