Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 08:07, курсовая работа
Цель данной работы - выявить особенности формирования профессионально-педагогической культуры руководителя художественного коллектива.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
- раскрыть понятие профессионально-педагогической культуры;
- проанализировать роль профессионально-педагогической культуры в руководстве художественным коллективом;
- рассмотреть структуру профессионально-педагогической культуры;
- выделить ведущие составляющие – педагогический такт и педагогическую этику.
Введение - 3
I. Теоретическое обоснование проблемы «Формирование профессионально-педагогической кьтуры руководителя художественного коллектива» - 5
Глава 1. Руководство художественным коллективом - 5
Глава 2. Педагогический такт - 8
Глава 3. Педагогическая этика - 11
II. Практическая часть - 19
Глава 1. Характеристика выборки и методов исследования - 13
Глава 2. Анализ и интерпретация данных - 14
Приложение - 17
Выводы -
Список используемой литературы - 20
Важное место в структуре такта занимает педагогическое общение. Сюда относятся: культура чувств руководителя-педагога и своеобразие экспрессивного облика; функция речи как психологический фактор педагогического процесса, в особенности коммуникативная, контактная, эмоциональная, информационная и воздейственная; интонационно-мелодические особенности речи руководителя с различными формами ударения, звуковысотные изменения голоса, паузы в речи, его оптимальная громкость, темпо-ритмические качества речи. В частности, соблюдение ритма в устной речи способствуют ее благозвучию, соразмеренности и эмоциональной выразительности. Процессы ритма речи изучаются и в других видах деятельности: в трудовой, музыкальной, также известны понятия как ритмическая проза и ритм в изобразительном искусстве.
Глава 3. Педагогическая этика.
Важной составляющей профессионально-педагогической культуры руководителя является педагогическая этика. Возникновение этики как термина и особой дисциплины связано с именем Аристотеля. Понятие «этический», от которого происходит этика, образовано Аристотелем на основе слова «этос», обозначившего некогда привычное место обитания, а потом уже просто привычки, нрав, характер, темперамент, обычай. Им философ назвал особый срез человеческой реальности – определенный класс индивидуальных качеств соотнесенных с определенными привычными формами общественного поведения. Эти качества, названные Аристотелем этическими добродетелями, и составляют по его мнению, предметную область этики. По аналогии с термином «этический» и для его точного перевода Цицероном с прямой ссылкой на Аристотеля и в целях обогащения латинского языка было образовано слово «моральный» («moralis»). В последующем от прилагательного «моральный» было образовано существительное «мораль» («moralitas»), которое является латинским эквивалентом древне греческого термина «этика».
Профессиональная этика – совокупность норм и правил, регулирующих поведение специалиста на основе общечеловеческих моральных ценностей, с учетом особенностей его профессиональной деятельности и конкретной ситуации – занимает важное место в системе этического знания и образования, выступая неотъемлемой составной частью подготовки и деятельности специалиста. В настоящий момент можно выделить традиционные виды профессиональной этики, такие как педагогические, медицинские, юридические, этика ученого и сравнительно новые (например, журналистская). Особое место занимает этика делового общения, поскольку она выступает как в роли самостоятельной профессиональной этики (для менеджеров и др.), так и в качестве элемента этики других профессий (педагога и юриста). Профессиональная этика традиционная и новые – имеют ряд особенностей – общих и специфических (частных). К общим особенностям относятся следующие:
Отношение педагога к
своим учащимся зависит от его
изначальных установок и целей.
Если моральной установкой выступает
ориентация на субъект-субъектные
отношения, то согласно гуманистической
этике и категорическому
Известна старая студенческая поговорка: один профессор принимает экзамен, чтобы выяснить, что знает студент, а другой - чтобы доказать ему, что он ничего не знает. В этой форме студенческого фольклора отражена разница в установках педагогов.
Отношение педагога к учащимся проявляется в том, в каком соотношении находятся методы и формы воздействия, а именно – поощрение и наказание. Принципы, которые должны лежать в основе действий педагога:
- ориентация на положительные
отношения и чувства к
- разумное сочетание
официальных и неформальных
Частные особенности профессиональной этики вытекают из конкретных условий, содержания и специфики той или иной профессии и выражаются в основном в моральных кодексах – требованиях по отношениям к специалистам. Так, педагогическая этика является результатом анализа специфики и особенностей педагогической деятельности, выступающих основой для выработки конкретных рекомендаций-требований по отношению к педагогу. Этика педагога – содержит четыре основных направления:
1. Этика отношений педагога к своему труду:
- постоянно помнить
о специфике своей профессии
и учитывать ее в своей
- осознавать и нести ответственность за все, что ты делаешь, за свое влияние на личности учащихся, за формирование тех качеств, которые ты вырабатываешь у него своим отношением к жизни, поведением и внешним видом;
- уметь организовать
в единое целое воздействие
всех факторов на стиль мышлени
- уметь проявлять гибкость собственного мышления;
- знать, понимать и принимать проблемы, потребности современной молодежи.
Необходимость наличия у педагога особого интегрального стиля мышления, который представляет собой системное единство мировоззренческих, специально-педагогических, морально-этических подходов. Е. Галицких выделила следующие необходимые качества и свойства личности, выступающих показателем готовности и способности педагога к интегральному стилю мышления.
2. Этика отношения «по вертикали»
- интерес к другому человеку и умение открывать в нем творческий потенциал;
- осознание правомерности плюрализма мнений;
- преодоление эгоцентричности собственного мышления;
- способность слушать и слышать других;
- умение сочетать монолог и диалог;
- открытость новому, толерантность к иным точкам зрения;
- стремление и умение адекватно интерпретировать полученную информацию;
- метафоричность, образность, грамотность речи;
Творческая активность педагога, которая предполагает:
- единство слова и дела, переживания и поступка;
- готовность к преодолению препятствий;
- способность учиться на собственных ошибках;
- создание индивидуальной
системы самообразования и
- восприятие своей
профессиональной деятельности
как художественно-
3. Этика служебных отношений «по горизонтали»
Отношения этого вида регулируются этическими нормами и принципами трех видов:
- общечеловеческими (база высокой моральной ценности);
- нормами делового общения и служебной этикой;
- этическими нормами
и принципами, в которых проявляется
специфика именно
Остановимся на двух последних видах, регулирующих профессиональные отношения между педагогами.
Принципы и нормы отношений «по горизонтали»
Коснемся теперь принципов и норм руководства коллективом. Основные из них – справедливость и демократизм. Они реализуются в конкретных нормах поведения:
Практическая часть
Выводы
При изучении данной проблемы,
выяснилось, что профессионально-
Культура общения – система норм, принципов и правил общения, а также технология их выполнения, вырабатываемая человеческим сообществом с целью оптимизации и эффективности коммуникации взаимодействия.
Руководитель художественного коллектива общается с участниками не только обычными способами, но и специфическими приемами. Дирижеру необходим целый ряд профессионально-педагогических качеств для достижения творческих задач. Дирижер в процессе творчества мыслит не «нотами» и обозначениями, свое отношение к музыкальному произведению он передает оркестру с помощью невербальных средств. Благодаря умелому пользованию педагогического такта руководитель влияет на психологический климат в коллективе. Формирование профессионально-педагогической культуры необходимо для самосовершенствования и самовоспитания.
Литература:
Информация о работе Формирование профессионально-педагогической культуры руководителя