Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 16:59, курсовая работа
С древнейших времён краткость и простота в изложении мысли почитались высшей добродетелью. Едва ли найдётся человек, который стал бы отрицать, как важно хорошо владеть словом. Умение говорить убедительно, ясно, точно и кратко – забота и желание каждого из нас. Владение речью приводит человека к успеху, ведь «хорошее слово – половина счастья».
Красноречие было в чести во все времена. В разных странах во время высочайших взлётов культуры народов появлялась наука о мастерстве речи, общения, убеждения словом. Именно так возникла риторика в Древней Греции. В античном мире ей приписывали божественное происхождение
Введение. Актуальность проблемы. Цели, задачи, методы исследования. 3
Глава I. Формирование речевой деятельности – важнейшая задача в развитии младших школьников. 4
§1. Психолого-лингвистические основы речевой деятельности. 4
§ 2. Проблемы в формировании речевой деятельности. 12
Глава II. Развитие речевой деятельности младших школьников на уроках русского языка. 17
§1. Роль учебника в работе по формированию речевой деятельности. 17
§2. Пути повышения эффективности в развитии речевой деятельности. 22
§ 3. Эксперимент. 27
Заключение. 28
Список литературы. 33
Слово – это часть строительного материала для предложений, ключ к пониманию всего предложения. Если ребёнок не умеет вникать в смысл слова, плохо понимает или вообще не понимает его значения, он всегда будет страдать от непонимания самого предмета. Скудный словарный запас ученика лишает его успешной работы. Поэтому моя задача – не просто познакомить ребят с новым словом, его лексическим значением, но и сделать его объектом наблюдения, анализа, учитывая его этимологию. Чтобы добиться этого я, прежде всего вместе с детьми выясняю, каким может быть слово.
В результате беседы приходим к выводу:
СЛОВО |
УБЕДИТЕЛЬНОЕ |
ЖИВОЕ | |
ТРЕПЕТНОЕ | |
ВОЛНУЮЩЕЕ | |
ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ | |
УМЕСТНОЕ | |
КРАСИВОЕ | |
ИСКРЕННЕЕ |
Что может сделать слово?
СЛОВО МОЖЕТ |
ОБОГАТИТЬ |
РАСТРЕВОЖИТЬ | |
ОЗАДАЧИТЬ | |
УСПОКОИТЬ | |
ИЗЛЕЧИТЬ | |
ПОБУДИТЬ | |
СПАСТИ | |
РАНИТЬ |
Подружившись со словом, мы делаем для себя интересное открытие.
Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать,
И, словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушно холодом дышать,
Призывом стать, и отзывом, и зовом.
И проклинают, и клянутся словом,
Напутствуют, и славят, и чернят.
Словарная работа является ведущим направлением в развитии речевой деятельности учащихся, а наиболее распространённым приёмом – объяснение детям незнакомых слов. Поэтому на уроках знакомлю детей с этимологией, историей возникновения того или иного слова. Очень часто за такими словами, оборотами лежит целый мир, историческая эпоха, факт ушедшего быта, реальное событие нашего прошлого. А это нужно нам для того, чтобы понимать их подлинное значение, чтобы правильно, точно ими пользоваться.
Систематическая словообразовательная работа на уроке позволяет учащимся увидеть и понять, как образуются слова, проникнуть в тайну их рождения. Известно, что смысл слова зависит от всех его частей: корня, приставки, суффикса. Но вклад этих элементов в значение слова неодинаков. В качестве материала для наблюдений, я использую производные слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Слова предлагаю в текстах, чтобы раскрыть их смысл, а также наблюдать непосредственное употребление их в речи. Например:
Рад и взрослый, и ребёнок,
Когда беленький, как снег,
В стаде первый оленёнок
Появляется на свет.
Затем идёт беседа:
Или:
Чайчонок встал на дрожащие ноженьки, поёрзал шерстинками крыльев и смело шагнул вперёд.
Чайчонок – чайка.
Провожу различные упражнения, направленные на формирование умения выделять ближайшие родственные слова, сравнивать их, определять, каким способом они образованы и как меняется от этого их значение. Например: «волк – волчица – волчонок».
Среди разнообразных упражнений, направленных на расширение словарного запаса детей, особое место отвожу работе с синонимами и антонимами. Делаю это для того, чтобы достичь большей выразительности высказывания. Сказать о чём-то выразительно – это значит, в какой-то мере усилить впечатление от своей речи, воздействовать на чувства слушателей, заставить обратить внимание на ту или иную деталь в разговоре или повествовании. При работе с синонимами использую следующие упражнения:
В отличие от слова, предложение обладает
смысловой и интонационной законченностью.
Исключительно широкие возможности для
усвоения детьми признаков предложения
заключает в себе такой вид заданий как
«Собери предложение», где дети поочерёдно
добавляют по одному слову в предыдущую
конструкцию, начиная с грамматической
основы. Например:
«Картина висит».
«Картина висит на стене».
«Картина висит на стене в детской».
Ещё в практике использую такой вид работы с предложением, как:
Кто? Что делает?
Дятел стучит
Какой? Где?
Пословицы и поговорки – традиционный дидактический набор для отработки различных умений и навыков при изучении разных разделов науки о языке.
Каким же образом материал можно вписать в систему организации работы по развитию речевой деятельности. Из копилки пословиц и поговорок предлагаю, например следующее:
Мал золотник, да дорог.
Гроша не стоит, а выглядит рублём.
Не вкусив горького, не узнаешь сладкого.
Друзья познаются в беде.
Задание предлагаю такое:
Эффективным приёмом конструирования внутренней и внешней сторон речи является такой приём, как «Слово-магнит». Учитель представляет слово с точки зрения нравственно-эстетической, человеческой: слово – существо живое, способное, как и человек, радоваться, грустить, может быть добрым и злым. Отличать слово доброе от слова злого нам помогает его смысл. Лексическое значение слова можно узнать, заглянув в толковый словарь. Добрые, светлые слова мы вместе с детьми отмечаем знаком «+», а злые – знаком «-». По просьбе учителя дети называют слова (наиболее употребляемые): существительные, прилагательные, глаголы. Ребята фантазируют, представляя произнесённое и записанное слово в качестве «магнита», способного притягивать, присоединять к себе другие слова. Что же получилось? Необычное поле слов, состоящее из отдельных слов и словосочетаний. Приводим детей к осознанию и пониманию того, что ими приготовлен строительный материал (речевые кирпичики) для конструирования, строительства целого здания – составления своего связного письменного текста. Например:
«Гуманный» (+), поле слов: «добрый, заботливый, щедрый, золотой, человек, поступок, дружба, мечта, радость, мир».
Опираясь на поле слов, дети составляют свой текст.
«Слово-магнит» - эффективный способ обращения к своей речи, происходит естественный процесс речевого созидания.
Эффективность выстроенной мной системы работы я отслеживала на протяжении 2-х лет через различные формы и метод: диагностирования, наблюдения, тесты.
Результаты заносила в таблицу.
1 класс.
№ п/п |
Фамилия, имя учащихся |
Дикция |
Воспроизведение интонационного рисунка |
Словарь |
Построение предложения | ||||
Начало года |
Конец года |
Начало года |
Конец года |
Начало года |
Конец года |
Начало года |
Конец года | ||
Гончарова М. |
Р |
+ |
- |
+ |
мал. |
увел. |
- |
- | |
Рыжов А. |
Ш |
+ |
- |
+ |
мал. |
увел. |
- |
+ | |
Септаров Р. |
+ |
+ |
+ |
+ |
мал. |
увел. |
- |
+ | |
Ушков С. |
Л |
+ |
- |
+ |
мал. |
увел. |
- |
- |
2 класс.
№ п/п |
Фамилия, имя учащихся |
Орфоэпические нормы |
Передача ритмического рисунка |
Словарь |
Свободное высказывание | |||
Начало года |
Конец года |
Начало года |
Конец года |
Конец года |
Начало года |
Конец года | ||
Гончарова М. |
- |
+ |
- |
+ |
увел. |
1 |
3 предл. | |
Рыжов А. |
- |
+ |
- |
+ |
увел. |
2 |
4 предл. | |
Септаров Р. |
+ |
+ |
+ |
+ |
увел. |
2 |
6 предл. | |
Ушков С. |
- |
- |
- |
+ |
увел. |
1 |
3 предл. |
Данные исследования подтверждают эффективность выстроенной мной системы.
Речь – широкая сфера деятельности человека. По развитию речевой деятельности выделяют следующие уровни работы:
Выделяют три вида упражнений:
На данном уровне учащиеся должны уметь:
а) понять, осмыслить тему, выделить её, найти границы;
б) собирать материал: отбирать то, что важно и отбрасывать второстепенное;
в) располагать материал в нужной последовательности, строить рассказ, писать сочинение по плану;
г) пользоваться средствами языка в соответствии с литературными нормами и задачами высказывания, а также исправлять, совершенствовать написанное.
В начальном курсе русского языка всё более чётко выступают две взаимосвязанные подсистемы: языковое образование и речевое развитие. При этом знания по русскому языку и речеведению составляют для учащихся фундамент, на котором происходит овладение речевыми умениями. Развитие речевой деятельности на уроках русского языка происходит неразрывно с изучением разделов русского языка. Отметим проблемы развития речевой деятельности при изучении разделов русского языка.
Фонетика. К моменту поступления в школу дети в большинстве случаев имеют достаточно тренированный речевой аппарат и достаточно развитый речевой слух. Между тем специальные исследования показывают, что в развитии произносительного навыка учащиеся имеют существенные проблемы.
Информация о работе Формирование речевой деятельности младших школьников