Формирование речевой деятельности младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 16:59, курсовая работа

Описание работы

С древнейших времён краткость и простота в изложении мысли почитались высшей добродетелью. Едва ли найдётся человек, который стал бы отрицать, как важно хорошо владеть словом. Умение говорить убедительно, ясно, точно и кратко – забота и желание каждого из нас. Владение речью приводит человека к успеху, ведь «хорошее слово – половина счастья».
Красноречие было в чести во все времена. В разных странах во время высочайших взлётов культуры народов появлялась наука о мастерстве речи, общения, убеждения словом. Именно так возникла риторика в Древней Греции. В античном мире ей приписывали божественное происхождение

Содержание работы

Введение. Актуальность проблемы. Цели, задачи, методы исследования. 3
Глава I. Формирование речевой деятельности – важнейшая задача в развитии младших школьников. 4
§1. Психолого-лингвистические основы речевой деятельности. 4
§ 2. Проблемы в формировании речевой деятельности. 12
Глава II. Развитие речевой деятельности младших школьников на уроках русского языка. 17
§1. Роль учебника в работе по формированию речевой деятельности. 17
§2. Пути повышения эффективности в развитии речевой деятельности. 22
§ 3. Эксперимент. 27
Заключение. 28
Список литературы. 33

Файлы: 1 файл

Формирование речевой деятельности младших школьников.docx

— 72.85 Кб (Скачать файл)

Слово – это часть строительного материала для предложений, ключ к пониманию всего предложения. Если ребёнок не умеет вникать в смысл слова, плохо понимает или вообще не понимает его значения, он всегда будет страдать от непонимания самого предмета. Скудный словарный запас ученика лишает его успешной работы. Поэтому моя задача – не просто познакомить ребят с новым словом, его лексическим значением, но и сделать его объектом наблюдения, анализа, учитывая его этимологию. Чтобы добиться этого я, прежде всего вместе с детьми выясняю, каким может быть слово.

 

В результате беседы приходим к выводу:

СЛОВО

УБЕДИТЕЛЬНОЕ

ЖИВОЕ

ТРЕПЕТНОЕ

ВОЛНУЮЩЕЕ

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ

УМЕСТНОЕ

КРАСИВОЕ

ИСКРЕННЕЕ


Что может сделать слово?

СЛОВО МОЖЕТ

ОБОГАТИТЬ

РАСТРЕВОЖИТЬ

ОЗАДАЧИТЬ

УСПОКОИТЬ

ИЗЛЕЧИТЬ

ПОБУДИТЬ

СПАСТИ

РАНИТЬ


 

Подружившись со словом, мы делаем для себя интересное открытие.

Слова умеют плакать и смеяться,  
Приказывать, молить и заклинать,  
И, словно сердце, кровью обливаться,  
И равнодушно холодом дышать,  
Призывом стать, и отзывом, и зовом.  
И проклинают, и клянутся словом,  
Напутствуют, и славят, и чернят.

Словарная работа является ведущим направлением в развитии речевой деятельности учащихся, а наиболее распространённым приёмом – объяснение детям незнакомых слов. Поэтому на уроках знакомлю детей с этимологией, историей возникновения того или иного слова. Очень часто за такими словами, оборотами лежит целый мир, историческая эпоха, факт ушедшего быта, реальное событие нашего прошлого. А это нужно нам для того, чтобы понимать их подлинное значение, чтобы правильно, точно ими пользоваться.

Систематическая словообразовательная работа на уроке позволяет учащимся увидеть и понять, как образуются слова, проникнуть в тайну их рождения. Известно, что смысл слова зависит от всех его частей: корня, приставки, суффикса. Но вклад этих элементов в значение слова неодинаков. В качестве материала для наблюдений, я использую производные слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Слова предлагаю в текстах, чтобы раскрыть их смысл, а также наблюдать непосредственное употребление их в речи. Например:

Рад и взрослый, и ребёнок,  
Когда беленький, как снег,  
В стаде первый оленёнок  
Появляется на свет.

Затем идёт беседа:

      • О ком идёт речь в стихотворении? (об оленёнке).
      • Объясните значение слова «оленёнок» (маленький олень).
      • Сравните слова по значению. В чём заключается различие?
      • Благодаря какой части в составе слова «оленёнок», его значение отличается от слова «олень».

Или:

Чайчонок встал на дрожащие ноженьки, поёрзал шерстинками крыльев и смело шагнул вперёд.

Чайчонок – чайка.

      • С помощью какого слова выражено отношение автора к птенцу?
      • Какая часть слова выражает это отношение?

Провожу различные упражнения, направленные на формирование умения выделять ближайшие родственные слова, сравнивать их, определять, каким способом они образованы и как меняется от этого их значение. Например: «волк – волчица – волчонок».

Среди разнообразных упражнений, направленных на расширение словарного запаса детей, особое место отвожу работе с синонимами и антонимами. Делаю это для того, чтобы достичь большей выразительности высказывания. Сказать о чём-то выразительно – это значит, в какой-то мере усилить впечатление от своей речи, воздействовать на чувства слушателей, заставить обратить внимание на ту или иную деталь в разговоре или повествовании. При работе с синонимами использую следующие упражнения:

      • Соедини слова в пары: «метель, рубеж, вьюга, граница».
      • Запиши слова в порядке уменьшения качеств: «маленький, крохотный, небольшой».
      • Запиши прилагательные с теми существительными, с которыми их можно употребить: «пунцовый, кумачовый – флаг, мак».
      • Замени глагол: «В магазине мы деньги теряем (тратим)».
      • Уточни действие: «Собака съела конфетку (проглотила, сгрызла)».

В отличие от слова, предложение обладает смысловой и интонационной законченностью. Исключительно широкие возможности для усвоения детьми признаков предложения заключает в себе такой вид заданий как «Собери предложение», где дети поочерёдно добавляют по одному слову в предыдущую конструкцию, начиная с грамматической основы. Например:   
«Картина висит».  
«Картина висит на стене».  
«Картина висит  на стене в детской».

Ещё в практике использую такой вид работы с предложением, как:

      • Составь предложение по схеме:

      Кто?   Что делает?

Дятел   стучит


 

   Какой?         Где?

      • Подбери и напиши подходящие по смыслу слова: «(Какой?) в сентябре лес – в нём рядом весна и осень. (Какой?) лист и (какая?) травинка. (Какое?) солнце и (какой?) ветер».

Пословицы и поговорки – традиционный дидактический набор для отработки различных умений и навыков при изучении разных разделов науки о языке.

Каким же образом материал можно вписать в систему организации работы по развитию речевой деятельности. Из копилки пословиц и поговорок предлагаю, например следующее:

Мал золотник, да дорог.  
Гроша не стоит, а выглядит рублём.  
Не вкусив горького, не узнаешь сладкого.  
Друзья познаются в беде.

Задание предлагаю такое:

    1. Прочитай одно (по выбору) предложение-пословицу. Устно передай её основной смысл. Сформулируй тему.
    2. Отталкиваясь от данного предложения, разверни свою мысль. Помни, что предложение-опора является названием твоего будущего текста, в этом заголовке выражена главная мысль. Твой текст может иметь форму небольшого рассказа, поучительной сказки или текста-рассуждения. Так постепенно, ты научишься одно предложение превращать в текст.

Эффективным приёмом конструирования внутренней и внешней сторон речи является такой приём, как «Слово-магнит». Учитель представляет слово с точки зрения нравственно-эстетической, человеческой: слово – существо живое, способное, как и человек, радоваться, грустить, может быть добрым и злым. Отличать слово доброе от слова злого нам помогает его смысл. Лексическое значение слова можно узнать, заглянув в толковый словарь. Добрые, светлые слова мы вместе с детьми отмечаем знаком «+», а злые – знаком «-». По просьбе учителя дети называют слова (наиболее употребляемые): существительные, прилагательные, глаголы. Ребята фантазируют, представляя произнесённое и записанное слово в качестве «магнита», способного притягивать, присоединять к себе другие слова. Что же получилось? Необычное поле слов, состоящее из отдельных слов и словосочетаний. Приводим детей к осознанию и пониманию того, что ими приготовлен строительный материал (речевые кирпичики) для конструирования, строительства целого здания – составления своего связного письменного текста. Например:

«Гуманный» (+), поле слов: «добрый, заботливый, щедрый, золотой, человек, поступок, дружба, мечта, радость, мир».

Опираясь  на поле слов, дети составляют свой текст.

«Слово-магнит» - эффективный способ обращения к своей речи, происходит естественный процесс речевого созидания.

 

§ 3. Эксперимент.

 

Эффективность выстроенной мной системы работы я отслеживала на протяжении 2-х лет через различные формы и метод: диагностирования, наблюдения, тесты.

Результаты заносила в таблицу.

 

1 класс.

 

№ п/п

Фамилия, имя учащихся

Дикция

Воспроизведение интонационного рисунка

Словарь

Построение предложения

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Гончарова М.

Р

+

-

+

мал.

увел.

-

-

Рыжов А.

Ш

+

-

+

мал.

увел.

-

+

Септаров Р.

+

+

+

+

мал.

увел.

-

+

Ушков С.

Л

+

-

+

мал.

увел.

-

-


 

2 класс.

 

№ п/п

Фамилия, имя учащихся

Орфоэпические нормы

Передача ритмического рисунка

Словарь

Свободное высказывание

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Конец года

Начало года

Конец года

Гончарова М.

-

+

-

+

увел.

1

3 предл.

Рыжов А.

-

+

-

+

увел.

2

4 предл.

Септаров Р.

+

+

+

+

увел.

2

6 предл.

Ушков С.

-

-

-

+

увел.

1

3 предл.


 

Данные исследования подтверждают эффективность выстроенной мной системы.

 

Заключение.

 

Речь – широкая сфера деятельности человека. По развитию речевой деятельности выделяют следующие уровни работы:

  1. Произносительный уровень – произносительная работа планируется по трём направлениям:
      • техника – к ней относится правильное дыхание, дикция;
      • орфоэпия – оптимизация практического усвоения младшими школьниками орфоэпических норм русского литературного языка;
      • интонация – звуковое средство языка, с помощью которого говорящий и слушающий выделяют в потоке речи высказывание и его смысловые части.
  2. Лексический уровень или словарная работа. Задачами данного уровня являются:
      • количественное накопление в памяти слов с пониманием всех его оттенков значения;
      • задача активности, готовности словаря к речевой деятельности, то есть быстрого и точного выбора слов, включение их в предложения и текст в прямом и переносном значении.
  3. Грамматический уровень – построение словосочетаний и предложений.
  4. Уровень текста (связная речь)

Выделяют три вида упражнений:

      • по образцу;
      • конструктивные;
      • коммуникативно-творческие.

На данном уровне учащиеся должны уметь:

а) понять, осмыслить тему, выделить её, найти границы;

б) собирать материал: отбирать то, что важно и отбрасывать второстепенное;

в) располагать материал в нужной последовательности, строить рассказ, писать сочинение по плану;

г) пользоваться средствами языка в соответствии с литературными нормами и задачами высказывания, а также исправлять, совершенствовать написанное.

В начальном курсе русского языка всё более чётко выступают две взаимосвязанные подсистемы: языковое образование и речевое развитие. При этом знания по русскому языку и речеведению составляют для учащихся фундамент, на котором происходит овладение речевыми умениями. Развитие речевой деятельности на уроках русского языка происходит неразрывно с изучением разделов русского языка. Отметим проблемы развития речевой деятельности при изучении разделов русского языка.

Фонетика. К моменту поступления в школу дети в большинстве случаев имеют достаточно тренированный речевой аппарат и достаточно развитый речевой слух. Между тем специальные исследования показывают, что в развитии произносительного навыка учащиеся имеют существенные проблемы.

Информация о работе Формирование речевой деятельности младших школьников