Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 22:47, курсовая работа
Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью психологов, педагогов, родителей в совершенствующихся методах психолого-педагогического воздействия игровых методов на формирующуюся личность ребенка с целью развития интеллектуальных, творческих способностей, формирования нравственных качеств, положительных взаимоотношений детей со сверстниками, с близкими и окружающими людьми, закрепляющие положительные тенденции в развитии. Исходя из вышеизложенного и анализа научной литературы и практики, были сформулированы объект, предмет исследования, цель, обозначены задачи работы.
Введение……………………………………………………………………….с.3
Глава 1. Теоретическая часть………………………………………………..с.7
1.1.Формирование ролевого поведения.
Выводы…………………………………………………………………………с.16
1.2. Характеристика сюжетно-ролевой игры……………………………...с.17
Выводы………………………………………………………………………...с.24
1. 3. Концепция о способах формирования ролевого поведения………..с.25
Выводы………………………………………………………………………..с.28
1.4. Педагогические условия сюжетно-ролевой игры…………………….с.29
Выводы………………………………………………………………………..с.36
Глава 2. Практическая часть………………………………………………….с.37
2.1 Констатирующий этап
2.2. Формирующий этап………..…………………………………………...с.41
2.3. Контрольный этап………..……………………………………………..с.46
Выводы………………………………………………………………………..с.48
Заключение……………………………………………………………………с.49
Список литературы…………………………………………………………..с.50
Приложение 1…………………………………………………………………с.53
Приложение 2…………………………………………………………………с.54
Приложение 3…………………………………………………………………с.55
Приложение 4…………………………………………………………………с.56
Таким образом, разнообразие содержания
сюжетно-ролевых игр
Содержание сюжетно-ролевой
Роль, которую берет на себя ребенок в процессе игры, Д. Б. Эльконин называет единицей игры, ее центром. Роль объединяет все стороны игры.3
Для ребенка роль – это его игровая позиция: он отожествляет себя с каким либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых. Для дошкольников роль – это образец того, как надо действовать. Исходя из этого образца, ребенок оценивает поведение участников игры, а затем и свое собственное.
Условия, при которых ребенок может взять на себя выполнение какой-либо роли:
ребенок берет на себя роль лишь в
том случае, если сфера действительности,
которая отражена в сюжете игры,
уже знакома ребенку. Знакомство
с действительностью – главное
условие возникновения сюжетно-
знакомство с этой действительностью должно происходить таким образом, чтобы в центре ее стоял человек, его деятельность;
в результате этого знакомства у
ребенка возникало
На протяжении дошкольного детства развитие роли в сюжетно-ролевой игре происходит от исполнения ролевых действий к ролям-образам.
Психологи выделяют и такие структурные компоненты сюжетно-ролевой игры, как : правило, игровое действие, игровые и реальные отношения, предметы-заместители, воображаемую ситуацию, партнера по игре.
Выводы.
Сюжетно-ролевая игра обладает большим воспитательным и развивающим потенциалом:
- основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в заданной им самим игровой обстановке;
- одной из характерных черт сюжетно-ролевой игры является самостоятельность детей в игре: ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает;
- в игре происходит становление личности ребенка, поэтому ее педагогическая ценность зависит от того, во что и как играют дети, каково содержание сюжетно-ролевых игр.
1. 3. Концепция о способах формирования ролевого поведения.
Раздел, рассматривающий развитие игровой
деятельности ребенка в программе «Успех»,
полностью основан на методиках передачи
способов игры как специфической культурной
деятельности ребенка. Первые работы в
этом направлении были опубликованы Н.А.
Коротковой в 1978 г. В дальнейшем совместно
с Н.Я. Михайленко ею была создана система,
в которой влияние взрослого на игру рассматривалось
не с традиционной для отечественной педагогики
точки зрения. Они исходили из представлений
об игре как о культурной деятельности
и предлагали методики передачи детям
способов построения сюжета игры на каждом
из этапов ее развития. Из-за особенностей
условий коллективного воспитания авторы
предлагали способы передачи игры в «чистом»,
концентрированном виде.
Н.Я. Михайленко и Н.А. Короткова на основе
специфических способов создания воображаемой
ситуации выделили следующие этапы развития
игровой деятельности:
• начальный этап, основанный на условных
предметных действиях;
• этап ролевого поведения, основанный
на обозначении и реализации условной
ролевой позиции;
• этап сюжетосложения, на котором воображаемая
ситуация выстраивается из целостных
событий, взаимосвязанных друг с другом.
Концепция формирования способов игры,
разработанная Михайленко и Коротковой,
является наиболее естественной и поэтому
наиболее эффективной методикой передачи
навыков игры детям.
Основной формой взаимодействия взрослого
с ребенком в этой методике являются партнерские
отношения участников. Взрослый начинает
игру или включается в игру детей на общих
основаниях, не используя свой авторитет
взрослого, и последовательно передает
ребенку специфические для данного этапа
способы построения сюжета игры.
Еще более неопределенное место в процессах
социализации ребенка в детском саду занимает
другая культурно зафиксированная форма
игровой деятельности -игра с правилами.
Если для сюжетной игры характерно ее
нецелесообразное смешение с развитием
познавательной сферы ребенка, то для
игры с правилами характерна ее излишняя
интеграция с так называемыми дидактическими
играми и использованием ее в рамках стимуляции
двигательной активности ребенка.
Тем не менее у игры с правилами также
есть специфические характеристики, сформулированные
Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой и наиболее
четко проявляемые при сравнении ее с
сюжетной игрой. Это обязательное соблюдение
объективного правила всеми участниками
(в отличие от субъективного понимания
ребенком смысла разыгрываемой ситуации
в сюжетной игре). Если сюжетная игра по
определению бесконечна, то игра с правилами
имеет окончание, определяемое выигрышем
одного из участников, фиксирующим начало
нового игрового цикла.
Таким образом, игры с правилами представляют
собой весьма обширный пласт деятельности
ребенка дошкольного возраста. Как принято
считать, игра с правилами имеет большое
значение для физического, сенсорного
и умственного развития детей. Но, как
отмечает ряд современных ученых, основное
развивающее значение игры с правилами
связано с ее специфическими характеристиками.
Прежде всего, это развитие у детей умения
самостоятельно регулировать поведение.
При наличии правила (нормы), обязательного
для всех участников, возникает необходимость
в контроле над их выполнением. В самостоятельной
деятельности детей создаются условия
и возникает необходимость в реализации
такого важного морального принципа, как
справедливость.
Для игры с правилами характерны состязательные
отношения между участниками. У ребенка
появляется возможность самостоятельно
выделить себя среди других детей в соответствии
с простыми и понятными ему критериями.
Для развития ребенка важным является
факт не только выигрыша, но и проигрыша.
Опыт переживания неудачи в игре способствует
появлению в характере очень важных качеств
(стойкость, умение добиваться поставленной
задачи и т.п.), которые пригодятся ему
в дальнейшей жизни.
Являясь ярко выраженной формой совместной
деятельности детей, игра с правилами
развивает у детей различные формы взаимодействия:
одновременные и последовательные формы
действия, способность к договору и предварительное
планирование совместных действий.
Выводы.
Таким образом,
игра с правилами является не менее
важным для социализации ребенка
видом деятельности, чем сюжетная
игра.
Таким образом, в Примерной общеобразовательной
программе «Успех» основным средством
социализация ребенка является игра, сюжетная
и с правилами. Формирование этих видов
деятельности у ребенка происходит по
методикам, основой которых стала концепция
способов формирования игры, созданная
Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой.
Игровая деятельность в Примерной общеобразовательной
программе «Успех» формируется и реализуется
в совместной деятельности взрослого
и ребенка, в которой все участники являются
равноправными партнерами, и в сСовременными
подходами к становлению и развитию сюжетно-
ролевых игр занимались известные педагоги
и ученые Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова.
1.4. Педагогические условия сюжетно-ролевой игры.
В психолого-педагогических
исследованиях Н.Я. Михайленко и
Н.А.Короткова указывали, что с
игровой деятельностью в
Согласно
современным психолого-
Актуальность
вопроса определяется, прежде всего
тем, что в современном детском
саду чаще всего уделяют большое
внимание материальному оснащению
игры, а не развитию самих игровых
действий и формированию у детей
игры как деятельности. Для того
чтобы осуществлять адекватные педагогические
воздействия по отношению к сюжетно-ролевой
игре детей, воспитателям необходимо хорошо
понимать ее природу, иметь представления
о специфике ее развития на протяжении
дошкольного возраста, а также
уметь играть с детьми. Последнее,
как утверждают современные исследования
(Н. Я Михайленко, Н. А. Коротковой), особенно
важно в плане обогащения сюжетно-ролевых
игр детей дошкольного
. Воспитатель
должен играть вместе с детьми.
Чрезвычайно важным моментом
является сам характер
Исследователи
отмечали, что воспитатель в дошкольном
учреждении в силу ограниченности своих
возможностей не в состоянии обеспечить
детям такой объем совместной
игры, который позволил бы им в ходе
постепенного накопления и обобщения
конкретного игрового опыта, овладеть
теми или иными игровыми умениями.
Иначе говоря, воспитатель не может
воспроизвести в своей
Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства.
Чтобы успешно играть с кем-то, ребенку необходимо хорошо понимать смысл действий партнера и самому быть им понятным. Взрослый, играя с ребенком, должен пояснять игровые действия сам и стимулировать к этому ребенка. Однако, чтобы такие пояснения ребенок по собственной инициативе обращался к партнеру- сверстнику, взрослый должен как можно раньше ориентировать его на сверстника, втягивая в игру нескольких детей. Пояснять свои игровые замыслы, согласовывать их в процессе игры - задача непростая, даже для старших дошкольников. Поэтому, творческая сюжетная игра самостоятельно может развертываться лишь в небольших группах детей.
. Третий
принцип организации сюжетно
- ролевой игры : начиная с раннего
возраста и далее на каждом
этапе дошкольного детства
Н.Я. Михайленко и Н.А. Короткова указывали, чтобы втягивать в игру детей, играть вместе с ними, педагогу следует научиться свободно развертывать сюжет того или иного строения в живом процессе игры, отталкиваясь от тематики, привлекающей детей. При этом взрослый должен отчетливо понимать, что в игре с детьми его проект не закон для всех, а лишь замысел одного из участников. В настоящей живой игре дети сразу же начнут обнаруживать свои желания, не совпадающие с готовым проектом.От сюжета зависит привлекательность совместной игровой деятельности и успешность формирующихся воздействий. Воспитатель должен свободно оперировать элементами сюжета, событиями, персонажами ( ролями ), действиями, уметь развертывать сюжет, само строение которого облегчает усвоение ребенком новых игровых способов, умений.5
Как в совместной игре с детьми, так и при создании условий для их самостоятельной игры недопустимы со стороны взрослого принуждение, диктовки тем, игровых ролей, формы игры (индивидуальной или совместной).
Н.Я. Михайленко
и Н.А. Короткова разработали
- 4 года. Роль осуществляется фактически, но не называется.
Сюжет состоит из двух действий, а воображаемую ситуацию удерживает взрослый. 4 - 5 лет. Роль называется, дети могут по ходу игры менять роль. Сюжет из 3-4 взаимосвязанных действий, дети сами самостоятельно удерживают воображаемую ситуацию.
- 6 лет. Роли
распределяются до начала игры,
дети придерживаются своей
- 7 лет. Отображение
в игровых действиях отношений
между людьми (подчинение, сотрудничество).
Техника игровых действий
Н.Я. Михайленко
подчеркивала, что реальные ситуации,
в которых оказывается ребенок-
. ситуация, в которой ребенок активно действует на ровне со взрослым (как папа и мама, сам ест, одевается, умывается) ;
.ситуация, в
которую ребенок
. ситуация,
где дети не включены в
Все три типа ситуаций дают лишь пищу для игры. Однако, в большей мере игра дошкольника связана с воссозданием ситуаций второго типа, как считает Н.Я. Михайленко.
Авторы предлагают
рассматривать руководство
. последовательность
предметно-игровых действий, с помощью
которых дети имитируют
Информация о работе Формирование ролевого поведения по средствам сюжетно-ролевой игры