Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 15:16, доклад
Среди умений и навыков, которые необходимо сформировать у дошкольников, особого внимания заслуживают умения и навыки связной речи, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие ребенка и приобретение им учебных знаний в системе школьного обучения. Это объясняется тем, что речь является способом формирования и формулирования мысли, средством общения и воздействия на окружающих.
Формирование связной речи
Среди умений и навыков,
Понятие «связная речь» относится как к диалогической (т.е. разговорной), так и монологической (рассказывание) формам речи.
Монологическая речь более сложна, чем диалогическая. Она отличается большей развернутостью, поскольку необходимо ввести слушателей в обстоятельства событий, достичь понимания ими рассказа. Монолог требует лучшей памяти, более напряженного внимания к содержанию и форме речи. В то же время монологическая речь опирается на мышление, логически более последовательное, чем в процессе диалога, разговора. Монологическая речь сложнее и в лингвистическом отношении. Для того чтобы она была понятна слушателям, в ней должны использоваться полные распространенные предложения, более точный словарь.
К основным методам обучения детей связной монологической речи относят обучение:
- пересказу
-рассказыванию (о реальных событиях, предметах, по картинам
-устному сочинению по
В зависимости от психологическ
- рассказывание по восприятию (рассказы-описания
предметов, рассказы по
- рассказывание по памяти (из
коллективного или
- рассказывание по воображению (творческое рассказывание).
Кроме
того, детские рассказы
по форме на:
- описательные
- сюжетные
Система обучения
*составление
высказываний по наглядному
*воспроизведение прослушанного текста (пересказ);
*составление рассказов-описаний;
*рассказывание с элементами творчества (по аналогии, на заданную тему и т.п.)
Обучение детей рассказыванию предшествует подготовительная работа, цель которой – достижение уровня речевого и языкового развития, необходимого для составления разных видов развернутых высказываний.
Подготовительная работа включает:
- формирование
лексического и
- развитие
и закрепление навыков
- развитие
коммуникативных умений и
Каждый вид обучения
В первую очередь хотелось
бы остановиться на таком виде
обучения рассказыванию, как п
Обучение пересказу
Сначала необходимо
Далее в вопросно-ответной форме проводится разбор содержания произведения («языковой» и «содержательный»).
Подготовленные педагогом
Помимо разбора содержания, для
детей с ОНР необходимо
При обучении детей с ОНР
пересказу применяются вспомога
Первоначально дети
Перечисленные методические
Важное место в общей
Формирование навыков творческо
Все это определяет
Во время пересказа можно включать упражнения на моделирование сюжета пересказываемого произведения (с помощью наглядной схемы, иллюстративного панно), рисование на тему пересказываемого произведения с последующим составлением рассказа по выполненным рисункам, восстановление «деформированного» текста с последующим его пересказом (подстановка в текст пропущенных слов, словосочетаний), восстановление нужной последовательности предложений), составление творческих пересказов (с заменой действующих лиц, места действия, изменения времени действия, изложением событий рассказа от 1-го лица, введением в сюжетное действие новых действующих лиц).
На занятиях по отдельным картинам и сериям картинок детям предлагается придумать на основе наглядного содержания завязку или продолжение к изображенному сюжетному действию (по вопросам педагога), придумать названия к картине или серии картин, проводятся игры-упражнения на воспроизведение элементов содержания картины («Кто самый внимательный?» - используя картину, дети поочередно заканчивают предложение, начатое педагогом, нужным по смыслу словом;, «Кто лучше запомнил?» - ребенок должен вспомнить, какие действия выполняют различные персонажи картины), упражнения в составлении предложений по данному слову с учетом содержания картины, восстановление пропущенного звена при составлении рассказа по серии картинок либо (в случае работы с одной сюжетной картиной) упражнение «Угадай-ка!» - по вопросам и указаниям педагога дети восстанавливают содержание изображенного на картине, но закрытого экраном фрагмента).
На занятиях по обучению описанию предметов проводятся игры-упражнения «Узнай, что это?» (по указанным деталям, отдельным составным элементам дети узнают предмет), используются игровые ситуации при составлении описательных рассказов («Реклама товара», «Магазин». «Пропала собака»), составляются описания предметов по собственным рисункам детей.
В целях формирования у детей с ОНР навыков составления самостоятельного рассказа с элементами творчества проводятся следующие виды занятий:
- составление рассказа по
- придумывание продолжения (
- составление сюжетного
- сочинение на заданную тему по нескольким опорным словам и предметным картинкам.
При обучении рассказыванию по аналогии рекомендуется вспомогательный прием совместного составления рассказа по предложенной педагогом сюжетной схеме: дети заканчивают предложения, начатые педагогом, затем педагог объединяет их высказывания в законченный текст, который используется как образец для составления своих вариантов рассказа.
Составление продолжения
(окончания) незавершенного
В первом варианте детям
Для второго варианта задания
(окончание рассказа без
При составлении рассказов по наборам игрушек можно использовать инсценировку, позволяющую соотносить высказывания детей с демонстрированием действий игрушек-персонажей. В структуру такого занятия может входить отгадывание загадок о персонажах и предметах будущего рассказа; характеристика персонажей (внешний вид и т.п.), описание предметов-атрибутов; определение темы рассказа («У Тани день рождения», «Таня заболела» и т.п.), образец рассказа или его начала, предлагаемый педагогом, составление рассказов детьми с использованием данного плана.
Обучение детей с ОНР составлен