Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 13:18, статья
Главная проблема «особого ребенка» заключается в ограничении его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда – и к элементарному образованию. А так же проблема негативного отношения к детям с ограниченными возможностями со стороны сверстников, наличия физических и психических барьеров, мешающих повышению качества образования детей с ограниченными возможностями.
Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования
Перевалова Наталья Евгеньевна, тифлопедагог
Статья отнесена к разделу: Работа с дошкольниками
«Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю».
Антуан де Сент-Экзюпери
За период своего существования
человеческая цивилизация прошла долгий
и противоречивый путь в отношении
к детям с ограниченными
Ухудшение экологической
обстановки, высокий уровень заболеваемости
родителей (особенно матерей), ряд нерешенных
социально-экономических, психолого-педагогических
и медицинских проблем
В настоящее время в
России насчитывается около 2 млн. детей
с ограниченными возможностями
здоровья или 8% всей детской популяции,
причем 600 тысяч из них – инвалиды.
В Мурманской области проживает
2,4 тысячи детей-инвалидов, а в Оленегорске
– 123 человека – дети-инвалиды. Это
актуализирует необходимость
В числе основных международных документов, защищающих и гарантирующих права этой категории детей, можно назвать следующие: «Всеобщая Декларация прав человека», «Декларация о правах инвалидов», «Декларация о правах умственно отсталых лиц», «Конвенция о правах ребенка», «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов».
Главная проблема «особого
ребенка» заключается в ограничении
его связи с миром, бедности контактов
со сверстниками и взрослыми, в ограниченности
общения с природой, доступа к
культурным ценностям, а иногда –
и к элементарному образованию.
А так же проблема негативного
отношения к детям с
Мы формируем толерантность в следующих целевых группах:
В нашем детском саду 7 детей-инвалидов: 2 ребенка инвалиды по зрению, 1 ребенок-инвалид с заболеванием опорно-двигательного аппарата, 4 ребенка-инвалида по общему заболеванию. Дети посещают группы компенсирующей, комбинированной направленности. Все дети имеют зрительную и речевую патологию.
В соответствии с Законом Мурманской области от 29.12.07 «О мерах социальной поддержки инвалидов» воспитание и обучение детей-инвалидов осуществляется в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалидов и индивидуальной программой сопровождения.
Основными задачами инклюзивного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в нашем учреждении являются:
В работе с детьми мы, организуя
свободное время дошкольников, делая
их досуг содержательным, опираемся
на сотрудничество с семьей. Создать
в группе атмосферу сотрудничества,
толерантности и поддержки
Цель таких мероприятий:
создать условия для развития
толерантности через воспитание
с любовью и во имя любви, с
добротой и милосердием, в духе мира
и уважения к правам человека, вовлекая
в процесс воспитания родителей.
Воспитание толерантности как личного
качества в детях осуществляем через создание
условий для развития ребенка. В специально
организованной игровой деятельности
воспитываем в детях открытость и уважение
к другим людям, прививаем способность
понимать других детей, сохраняя при этом
свою индивидуальность.
Преимущества интеграционной системы для личности и когнитивного развития как детей с ограниченными возможностями здоровья, так и детей без подобных ограничений:
преимущества социального характера:
преимущества психологического характера
преимущества медицинского характера:
преимущества педагогического характера:
Наши дети – активные участники городских, областных, международных мероприятий: выставок, фестивалей, конкурсов разного уровня.
Во время декады инвалидов 01.12 -10.12.2008г. были проведены мероприятия:
Неоднократно наши дети с
ограниченными возможностями
20.03.-24.03.2009 г проходил Международный
конкурс детского творчества
детей с ограниченными
Опыт взаимодействия нормально
развивающихся детей и детей,
имеющих отклонения в развитии, способствует
формированию у «нормы» альтруистического
поведения, эмпатии и гуманности.
Дети становятся более терпимыми
по отношению друг к другу. «Нормальные»
дети учатся воспринимать «особых» как
нормальных членов общества. Включённость
воспитанников с особыми
В заключение хотелось бы отметить, что поиск наиболее оптимальных путей, средств, методов для успешной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество – это задача всех и каждого. Ведь помочь наполнить черно-белый мир «особого ребенка» яркими и светлыми тонами можно только совместными усилиями.
Родительское собрание по проблеме развития толерантности у детей
25.05.11 11:43 Специалисты ОМЦ
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
"КАК
ВОСПИТАТЬ ТОЛЕРАНТНОГО ЧЕЛОВЕКА?"
Приложение: мультимедийная презентация СКАЧАТЬ
Проблемой обсуждения с родителями
является вопрос «Как воспитать толерантного
человека?». Толерантность человека,
выходящего в большую жизнь, является
фактором социализации и в значительной
мере определяет успешность жизненного
пути человека. Именно поэтому важнейшей
задачей является формирование у
подрастающего поколения умения
строить взаимоотношения в
Ход собрания:
Уважаемые родители! Мы рады приветствовать Вас. Спасибо, что, отложив все дела, Вы пришли на эту встречу. Проблема, которая станет предметом нашего обсуждения, весьма актуальна «Как воспитать толерантного человека?» Необходимость ее решения продиктована тем, что толерантность человека, выходящего в большую жизнь, является фактором социализации и в значительной мере определяет успешность жизненного пути человека.
Толерантность – понятие достаточно
новое, это:
– ценностное отношение человека к людям,
выражающееся в признании, принятии и
понимании им представителей иных культур;
– терпимость к чужим мнениям, верованиям,
поведению.
Толерантность предполагает
уважение к самобытному внутреннему
миру ребенка, веру в победу доброго
начала в межличностных отношениях,
отказ от методов грубого понуждения
и любых форм авторитаризма, позитивную
лексику.
Как видим, толерантность – это не просто
отдельно взятое качество, а результирующий
фактор взаимосвязанных свойств личности.
А потому, чтобы воспитать ребенка толерантным,
необходимо учитывать то, что дети – зеркало
отношений и характеров родителей. Поэтому
для начала необходимо самим относиться
к своему ребенку толерантно. Во-первых, не обижать его. Во-вторых, выслушивать его мнение
и считаться с ним. В-третьих, уметь прощать обиды и
просить прощения у ребенка. Это самый
сложный момент, но в то же время и самый
важный, поскольку у детей обостренное
чувство справедливости. В-четвертых, уметь договариваться
без ссор и разрушительных конфликтов.
Под словосочетанием «разрушительный
конфликт» подразумевается противостояние,
которое наносит «противнику» ущерб, моральный
или физический. Разумеется, что в повседневной
жизни невозможно избежать противоречий
интересов, желаний и мнений. Задача –
обратить конфликт в конструктивный, вызвав
ребенка к разговору о возникших противоречиях
и к совместному принятию компромиссных
решений. В-пятых, нельзя унижать достоинство
ребенка – игнорировать его, проявлять
неуважение к его увлечениям и т.п. В-шестых, не стоит заставлять ребенка
с помощью силы делать то, что хочется
вам.
Для того чтобы родители могли воспитывать
детей в духе толерантности, нужно владеть
соответствующими знаниями, а именно,
родителям необходимо формировать у подростков
систему ценностей, в основе которой лежат
такие общие понятия, как согласие, компромисс,
взаимное принятие и терпимость, прощение,
ненасилие, сочувствия, понимание, сопереживание
и т.п. От того, какой тип воспитания преобладает
в семье, зависит, какой здесь вырастет
человек. Главные методы воспитания в
семье — это пример, общие с родителями
занятия, беседы, поддержка подростка
в разных делах, в решении проблем, привлечение
его в разные виды деятельности в семье
и вне ее.