Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 13:18, статья
Главная проблема «особого ребенка» заключается в ограничении его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда – и к элементарному образованию. А так же проблема негативного отношения к детям с ограниченными возможностями со стороны сверстников, наличия физических и психических барьеров, мешающих повышению качества образования детей с ограниченными возможностями.
Подросток осваивает социальные
связи и роли в мире; становясь
старше, он все больше ориентируется
на ровесников и социальные институты.
Родители, давая ему относительную
свободу, должны быть надежным тылом
для него, создавать у него чувство
уверенности в трудной
Проявление толерантности означает, что
каждый свободен, придерживаться своих
убеждений и признает такое же право за
другими. Это означает признание того,
что люди по своей природе различаются
по внешнему виду, положением, языком,
поведением и ценностями и имеют право
жить в мире и сохранять свою индивидуальность.
Это также означает, что взгляды одного
человека не могут быть навязанны другим.
Необходимо укреплять дух толерантности
и формировать отношения открытости, внимания
одного к другому.
Первое испытание родителей на толерантность
– принятие пола ребенка, когда вместо,
скажем, долгожданного наследника, на
свет появляется дочь. Это особенно важно,
поскольку в первый год жизни нового человека
формируется его базовое доверие к миру.
И если ребенок не будет получать достаточно
любви и внимания, у него может сформироваться
враждебное отношение к миру, которое
будет серьезно осложнять ему жизнь. В
первый год жизни ребенка особое значение
имеет мать, вообще этот период времени
можно смело назвать годом матери. Именно
она удовлетворяет все потребности малыша.
Но, между тем, присутствие отца тоже имеет
важное значение. Во-первых, именно он
обеспечивает безопасность матери и ребенка
и именно от его поведения зависит самочувствие
матери. Во-вторых, ребенок смотрит на
взаимоотношения родителей и то, что он
видит, оказывает влияние на его будущую
семью, дальнейшую жизнь и здоровье. Всем
известно, что дочь надо воспитывать женственной
и заложить в ней ценности материнства,
а сыну следует привить чувство ответственности.
Но самое главное – научить девочку благодарности,
а мальчика заботливости. Ведь, если мальчик
заботлив, то, став мужчиной, во имя достижения
благополучия близких, он приложит все
свои усилия, проявив и ум, и силу, и другие
мужские качества. А благодарность – самое
важное женское качество. Поскольку, если
женщина благодарна, то хочется сделать
для нее нечто большее, чем уже сделано
и хочется ее радовать.
При воспитании ребенка надо также учитывать,
что человеческий мозг запоминает абсолютно
все. Вопрос лишь в том, отложится это в
сознании или в подсознании. Воспитывать
ребенка личным примером сложнее всего,
но в тоже время и наиболее эффективно.
Для того чтобы дочь выросла женственной,
матери необходимо самой быть такою и
учить ее опрятности и женской работе
по дому. Большую роль в жизни девочки
играет и отец, поскольку от того, как он
с ней общается, зависит то, каких взаимоотношений
она будет искать с мужчинами, когда вырастет.
Сына-подростка следует воспитывать в
спокойной строгости. Разумеется, это
не означает, что его не надо любить.
Дети, на практике познающие, что такое
уважение и терпимость по отношению к
другим, получают основы, необходимые
для созидания мира и развития сообщества.
Действия, предпринятые ими для служения
сообществу семьи, класса, школы, укрепляют
их знания и делают возможным создание
общества взаимного согласия, где живут
в радости и гармонии. Независимо от позиции
ребенка, его мировоззрения, уважительное
отношение к нему является необходимым
принципом воспитательного процесса.
При в формировании толерантности этот
принцип приобретает двойную значимость.
Уважая и принимая позицию и мнение ребенка,
при необходимости корректируя их, мы
показываем ему пример толерантного отношения
к человеку с иным взглядом на мир.
Тест для родителей «Пытаетесь ли Вы понять своего ребенка?»
Из трех ответов на каждый
вопрос выберите один, затем подсчитайте,
каких ответов больше всего – А, Б, В.
1. Ребенок капризничает. Не ест суп, хотя
всегда ел. Вы:
а) дадите ему другое блюдо;
б) разрешите выйти ему из-за стола;
в) не выпустите его из-за стола до тех
пор, пока не съест все.
2. Ваш ребенок во дворе «круто» поссорился
со сверстниками. Вы:
а) идете во двор и разбираетесь с детьми;
б) советуете ребенку самому уладить конфликт;
в) предлагаете остаться дома.
3. Ваш ребенок смотрит фильм, вместо того,
чтобы делать уроки Вы:
а) начнете его ругать, кричать;
б) попытаетесь выяснить, почему он не
делает уроки, возможно, сядете
рядом и разберете вместе с ним домашнее
задание;
в) без слов выключите телевизор.
4. Ваш ребенок скрыл от Вас полученные
двойки:
а) вы в гневе и за двойки, и за их сокрытие,
запрещаете все, кроме уроков;
б) пытаетесь помочь исправить положение;
в) физически или как-нибудь иначе наказываете
подростка.
5. Ваш сын (дочь) гораздо позже назначенного
времени вернулся (ась) домой:
а) не выяснив причины, начинаете ругать;
б) обсудите случившееся, выясните, почему
задержался и договоритесь,
что впредь опозданий не будет;
в) накажете.
Под каждой буквой прочтите мнение о себе.
А – это тип авторитарного родителя, который
мало доверяет своему ребенку, мало понимает
его потребности.
Б – это тип родителя, признающего право
ребенка на личный опыт, даже ошибки, и
пытающегося научить его отвечать за себя
и свои поступки.
В – тип родителя, не пытающегося понять
ребенка, основным его методом воспитания
является порицание и наказание.
Вы оценили наедине
с собой свою собственную толерантность
и, возможно, теперь измените характер
воспитательных действий в отношении
своего ребенка. Природа не терпит пустоты.
Если мы не заполним его душу чем-то
добрым, найдется кто-то другой, который
заполнит ее дурным.
Мы пришли с вами к выводу, что ребенка
с самого рождения должна окружать родительская
любовь, а модель отношений к людям, принятые
в семье – их принятие или дружелюбное
отношение к ним или подозрительность
и недоверие – формируют толерантность
ребенка.
1. Агрессивное поведение членов семьи
в обыденных жизненных ситуациях: крики,
ругань, хамство, унижение друг друга,
взаимные упреки и оскорбления. Психологи
считают, что ребенок проявляет агрессивность
в несколько раз чаще там, где агрессию
взрослых он видел ежедневно и где она
стала нормой его жизни.
Если ребенка постоянно
критиковать, он учится ненавидеть.
Если ребенок живет во вражде, он учится
агрессивности.
Если ребенка высмеивают, он становится
замкнутым.
Если ребенок растет в упреках, он учится
жить с чувством вины.
Если ребенок растет в терпимости, он учится
принимать других.
Если ребенка подбадривают, он учится
верить в себя.
Если ребенок растет в честности, он учится
быть справедливым.
Если ребенок растет в безопасности, он
учится верить в себя.
Если ребенок живет в понимании и дружелюбии,
он учится находить любовь в этом мире.
2. Непоследовательность
Это приводит к растерянности, озлоблению,
агрессии против родителей и других людей.
Если говорить о современном мире, то можно
сказать, что он страшный, жестокий, разобщенный.
В нашем мире страшно жить: страшно потерять
сознание на улице, страшно идти вечером
домой, страшно открывать дверь незнакомцу,
страшно лететь на самолете. Но еще страшнее
от мысли, что и наши дети, и наши внуки
всю свою жизнь будут испытывать чувство
недоверия и нетерпимости по отношению
к окружающим. Поэтому в последнее время
все чаще и чаще возникают разговоры о
толерантном мире, т.е. мире без насилия
и жестокости, мире, в котором самой главной
ценностью является неповторимая и неприкосновенная
человеческая личность. Но просто разбрасываться
красивыми словами, конечно, недостаточно.
Толерантность нужно воспитывать. Отсюда
– ряд правил воспитания, связанные с
темой нашего собрания:
1. Учитесь слушать и
слышать своего ребенка.
2. Постарайтесь сделать так, чтобы только
вы снимали его эмоциональное
напряжение.
3. Не запрещайте детям выражать отрицательные
эмоции.
4. Умейте принять и любить его таким, каков
он есть.
5. Повиновение, послушание и исполнительность
будут там, где они предъявляются разумно.
В этом случае в ребёнке будут черты толерантной
личности
- терпение
- умение владеть собой
- доверие
- чуткость
- способность к сопереживанию
- снисходительность
- расположение к другим
- чувство юмора
- терпимость к различиям
- доброжелательность
- гуманизм
- любознательность
- умение слушать
- несклонность осуждать других
- альтруизм
Хотелось бы, чтобы в вашей семье всегда
царила доброта, уважение, взаимопонимание,
не было бы ни ссор, ни ругани. А что же
для этого нужно?
Китайская притча «Ладная семья»
Жила-была на свете семья. Она была не простая.
Более 100 человек насчитывалось в этой
семье. И занимала она целое село. Так и
жили всей семьей и всем селом. Вы скажете:
ну и что, мало ли больших семейств на свете.
Но дело в том, что семья была особая –
мир и лад царили в той семье и, стало быть,
на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси,
драк и раздоров. Дошел слух об этой семье
до самого владыки страны. И он решил проверить,
правду ли молвят люди. Прибыл он в село,
и душа его возрадовалась: кругом чистота,
красота, достаток и мир. Хорошо детям,
спокойно старикам. Удивился владыка.
Решил узнать, как жители села добились
такого лада, пришел к главе семьи; расскажи,
мол, как ты добиваешься такого согласия
и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги
и стал что-то писать писал долго – видно,
не очень силен был в грамоте. Затем передал
лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать
каракули старика. Разобрал с трудом и
удивился. Три слова были начертаны на
бумаге:
любовь;
прощение;
терпение.
И в конце листа: сто раз любовь, сто раз
прощение, сто раз терпение. Прочел владыка
и спросил:
- И все?
- Да, - ответил старик, - это и есть основа
жизни всякой хорошей семьи.
И, подумав, добавил:
- И мира тоже.
Наше собрание близится к концу. Мы вместе
должны помочь нашим детям овладеть навыками
общения, умением критически мыслить,
знаниями в области культуры, политики,
прав человека, национальных отношений.
Однако вряд ли можно говорить о том, что
у наших детей в результате наших совместных
усилий толерантная позиция сформируется
быстро. Ведь всякая жизненная позиция
требует значительного времени, необходимого
жизненного опыта. Процесс этот не завершается
никогда. И это позволяет нам надеяться
на успех.
Решение родительского собрания
1. Обсудить в семейном кругу, вместе с
детьми, проблему толерантного поведения.
2. Пресекать некорректное поведение по
отношению к одноклассникам, разъяснять
детям недопустимость подобного поведения.
Современные подходы к организации взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения
В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Уходит в прошлое официально осуществляемая в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное.
Признание приоритета семейного
воспитания требует новых отношений
семьи и дошкольного
Сотрудничество - это общение "на равных", где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. В "Словаре русского языка" С. Ожегова значение слова " взаимодействие " объясняется так: 1) взаимная связь двух явлений; 2) взаимная поддержка.
Главный момент в контексте "семья - дошкольное учреждение" - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития (23, с. 64).
Перейти к новым формам
отношений родителей и
Придать дошкольному учреждению "открытость внутрь" значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями. Создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (дети, педагоги, родители) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях, тревогах, успехах и неудачах и т.д.
Пример открытости демонстрирует педагог. Педагог может продемонстрировать свою открытость детям, рассказав им о чем-то своем - интересном, увиденном и пережитом в праздничные дни, инициируя тем самым у детей желание участвовать в беседе. Общаясь с родителями, педагог не скрывает, когда в чем-то сомневается, он просит совета, помощи, всячески подчеркивая уважение к опыту, знаниям, личности собеседника. Вместе с тем педагогический такт, важнейшее профессиональное качество, не позволит педагогу опуститься до панибратства, фамильярности.
Личной готовностью открыть самого себя педагог "заражает" детей, родителей. Своим примером он вызывает родителей на доверительное общение, и они делятся своими тревогами, трудностями, просят помощи и предлагают свои услуги, свободно высказывают свои претензии и т.д.
"Открытость
детского сада внутрь" - это
вовлечение родителей в
Некоторые родители и другие члены семьи включаются в проводимую систематически образовательную, оздоровительную работу с детьми. Например, ведут кружки, студии, обучают малышей некоторым ремеслам, рукоделию, занимаются театрализованной деятельностью и т.д.
Таким образом, от участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего - дети. И не только потому, что они узнают что-то новое. Важнее другое - они учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно рассказывают, у которых такие золотые руки. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться.
Таким образом, можно говорить о реальном дополнении семейного и общественного воспитания.
"Открытость детского сада наружу" означает, что детский сад открыт влияниям микросоциума, своего микрорайона, готов сотрудничать с расположенными на его территории социальными институтами, как-то: общеобразовательная школа, музыкальная школа, спортивный комплекс, библиотека и др. Так, на базе библиотеки проводится "Книжкин праздник", в котором принимают участие старшие воспитанники детского сада; ученики музыкальной школы дают концерт в детском саду; дети, сотрудники и родители вовлекаются в районные мероприятия. Например, на праздниках, посвященных Дню города, Рождеству, Пасхе и др., выступает хор детей, сотрудников, родителей дошкольного учреждения. Дошкольное учреждение представляет на выставки детского творчества, проводимые в масштабе района, работы своих воспитанников. По местному кабельному телевидению организуется трансляция из детского сада (например, празднования Масленицы). В День защитника Родины дети с помощью родителей приглашают на свой концерт ветеранов, военнослужащих, проживающих в соседних домах ( 17, с. 204).