Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2012 в 21:31, доклад
Благодаря исследовательской деятельности педагога-музыканта Н.А. Ветлугиной, в теории музыкального воспитания была выстроена настоящая система научных знаний и понятий о закономерностях управления музыкальным развитием ребёнка. Н.А. Ветлугина – выдающийся деятель в области музыкального образования и воспитания, доктор педагогических наук, автор работ, посвященных музыкальному воспитанию детей. Она разработала методику музыкального воспитания.
Мониторинг результатов обучения по дополнительной образовательной программе вокально–хорового объединения «Солнышко»:
Показатели | Критерии | Степень выраженности
оцениваемого качества. |
Баллы | Методы диагностики | |||
1.Теоретическая
подготовка:
1.1.Теоретические
знания по основным разделам УТП
(уровня теоретической подготовки) 1.2. Владение
специальной музыкальной терминологией |
Соответствие теоретических знаний программным требованиям:
Осмысленность, правильность использования терминологии |
Минимальный уровень (владение менее чем ½ объёма знаний, предусмотренных программой) Средний уровень (объём знаний составляет более ½) Максимальный уровень (освоен практически весь объём знаний, предусмотренных программой) Минимальный: ребёнок избегает употреблять специальные термины Средний: сочетает специальную терминологию с бытовой. Максимальный: употребляет термины осознанно |
1 5 10 1 5 10 |
Наблюдение, прослушивание, контрольный опрос Собеседование | |||
2.Практическая
подготовка
2.1.Практические
умения и навыки, предусмотренные
программой 2.2.Умение
слушать и слышать педагога 3.Умение держаться перед публикой |
Соответствие практических умений и навыков программным требованиям Самостоятельность
в подготовке к мероприятию Артистические навыки |
Минимальный: овладение менее чем на ½ предусмотренных программой навыков; Средний: объём составляет более ½ ; Максимальный:
овладение почти всеми навыками, предусмотренными
программой (критерии
по аналогии с вышеизложенными) (критерии по аналогии с вышеизложенными) |
1 5 10 |
Контрольное задание Контрольное задание |
За время существования коллектива «Солнышко» ЦДТ «Олимп» на базе «Русско–татарской средней общеобразовательной школы №97» кружковцами были достигнуты немалые успехи. В результате занятий ребята освоили начальные приёмы вокальной техники, научились осмысленно и выразительно исполнять композиторские и народные песни, расширили свой кругозор, познакомились с образцами мировой музыкальной культуры. На основе музыкальных сценариев были поставлены мини-оперы, например, «Приключение «Москвичка», «Красная Шапочка и Волк на лесной дороге». Все кружковцы без исключения участвуют в концертных программах, посвящённых праздничным датам. На концертах исполняются песни композиторов В. Шаинского, Б. Савельева, Г. Струве, В.Гаврилина, предназначенные для хорового (коллективного) пения. Ребята неоднократно становились лауреатами и дипломантами районных и городских смотров и конкурсов, например, в 2004 году Сорокина Л.П. со школьным «Театром здоровья» участвовали в реализации районной программы «Образование и здоровье школьников Приволжского района» и за музыкальную постановку сказки «Репка» на новый лад» получили звание Лауреата.
Вокально - хоровой коллектив воспитал и солистов.
Неоднократно, в 2007, 2008,2009 и в 2010 годах солисты коллектива «Солнышко» становились дипломантами второй и третьей степени в городских проектах «Радуга природы» и «Солнечный мост» вокального конкурса песни в ГДЭБЦ, конкурсах татарской песни «Казан йолдызлары» и районном вокальном конкурсе «Весенняя капель». Силами кружковцев на протяжении всего этого периода устраивались Концерты для жителей микрорайона Борисково в рамках празднования таких мероприятий, как «День пожилого человека», чествование ветеранов Великой Отечественной Войны, учителей и ветеранов образования. Интересно проходят концерты, посвященные Дню матери, празднованию Международного женского дня 8 Марта и Дню защитника Отечества. Всё своё умение и накопленный опыт ребята с удовольствием демонстрируют на выпускных вечерах и Отчётных концертах.
Опыт по внедрению и реализации программы дополнительного образования в коллективе «Солнышко» показал, что все без исключения дети во время обучения освоили базовый уровень музыкальных знаний и умений, который предполагал:
Некоторые дети, будучи «гудками» в самом начале занятий, развили свои музыкальные способности (слух, память, чувство ритма, чистоту интонирования), подняли свой уровень с «базового» до «повышенного» и стали «запевалами» в хоре и, даже, солистами.
2.2.Методические рекомендации по творческому развитию младших школьников средствами музыкального искусства в учреждении дополнительного образования
В основе формирования способностей к творчеству у младших школьников лежат два главных вида деятельности: это творческая практика и изучение теории музыки. Поэтому объединяющий эти виды деятельности комплексный метод, о котором писал Г. Нейгауз, становится в педагогике творчества единственно возможным методом преподавания. Ценность необходимых для музыкального творчества знаний определяется прежде всего их системностью, то есть целостным всесторонним охватом системы выразительных средств музыки, раскрытием многообразных взаимосвязей этих средств, а также их содержательных возможностей в музыкальном искусстве в целом. При всей важности освоения теоретических знаний следует учитывать, что они являются средством для достижения главной цели обучения – приобщения к практике слушания музыки, умения «расшифровывать» её смысл.
Приобщение к музыкально – творческой деятельности происходит путём освоения певческой установки. Попутно осваиваются навыки коллективного (хорового) пения.
Среди методов, направленных на стимулирование музыкально - творческой деятельности, можно выделить методы, связанные непосредственно с содержанием этой деятельности, а также методы, воздействующие на неё извне путём создания на музыкальных занятиях обстановки, располагающей к творчеству. К первым таким методам можно отнести подбор увлекательных и посильных ребёнку творческих заданий. Интерес к этим заданиям может быть обусловлен яркой образностью музыкального материала, особой художественной направленностью музыкального материала, отвечающей музыкальному вкусу ребёнка. Ко вторым методам относятся: разнообразие форм урочной деятельности, использование эвристических приёмов, создание на занятиях доброжелательного психологического климата, внимательное и бережное отношение к детскому творчеству, индивидуальный подход.
Значительно оживить занятие, придать ему характер творческого соревнования можно с помощью введения музыкально – игровых ситуаций. Очень полезны в этом смысле коммуникативные танцы – игры, составленные по методике Карла Орфа.
В значительной мере интерес к музыкальному творчеству формируется под влиянием различных музыкальных, художественных и жизненных эстетических впечатлений. Поэтому важной задачей педагога остаётся консультирование ребёнка и оказание ему содействия с хорошей музыкой, в посещении концертов, художественных выставок, спектаклей, участие в экскурсиях, способствующих расширению кругозора. И, наконец, необходимо всячески поощрять концертные выступления детей, участие их в коллективных творческих делах, музицирование для себя и в кругу семьи. Постепенно каждый из этих видов самостоятельной творческой практики превращается во внутреннюю потребность личности, данная практика становится самым действенным стимулом музыкально – творческого самосовершенствования.
Особенно благоприятны для формирования слухового восприятия детей музыкально – дидактические игры [22, с.7-11]. Они направлены на познание физических свойств музыкального звука: высоты, длительности, тембра – и способствуют музыкально – сенсорному воспитанию ребёнка.
Программой музыкального воспитания и обучения отмечается, что назначение музыкально – дидактических игр заключается в том, чтобы ввести ребёнка в понимание свойств и качеств чувственно воспринимаемых явлений. Их действия и игровые правила помогают планомерному и систематическому развитию музыкального слуха, вырабатывают умение не просто слышать, а слушать музыку, углублять усвоенные способы действий, самостоятельно контролировать свои действия, вслушиваться в различные смены звучаний в одном и том же произведении, чувствовать и различать характер музыки, средства музыкальной выразительности, построение частей музыкального произведения – его форму.
Известно,
что совершенствование
Музыкально – дидактические упражнения занимают немного времени и могут быть включены в разделы пения и музыкально – ритмического движения на занятиях. Иное дело игры. Н.А.Ветлугина неоднократно подчёркивала, что проводить их надо лишь тогда, когда у детей есть некоторый опыт музыкального развития. В них всегда должна быть игровая задача, правила, развёртывание действий.
В
зависимости от дидактических задач
и развёртывания игровых
I вид
Спокойное музицирование.
II вид.
Игры типа подвижных, где элемент соревнования в увёртливости, ловкости отодвинут во времени от момента выполнения музыкальных заданий.
III вид.
Игры, построенные по типу хороводных.
В первом виде предусматривается статичное расположение детей, разделённых на подгруппы. Соревнование заключается в умении вслушиваться в музыку. Этот вид проводится с пособиями. (За лучшее выполнение задания подгруппа детей или ребёнок, если игра идёт с 2 – 3 детьми, награждается фишкой, флажком. В процессе игры дети выполняют её правила, показывая ту или иную картинку, поднимая в соответствии со звучанием флажки разных цветов и т.д.)
Второй вид характеризует динамика действий. Игра похожа на подвижную. Здесь дети, разделённые на подгруппы, вслушиваясь в музыкальное звучание, реагируют на него движением. Звучат громкие звуки – в пространстве групповой комнаты двигается одна подгруппа; тихие – другая, а предыдущая останавливается. После неоднократной смены звучания наступает завершающий момент игры, физкультурное соревнование: одна подгруппа догоняет другую или каждая собирается у заранее обозначенного места и т.д.
В третьем виде двигательная активность детей ограничена. Между собой соревнуются три или два круга или коллектив (круг) и солист.
Например, на высокие звуки идут дети первого круга, на средние – второго круга, на низкое звучание реагируют движением дети третьего круга.
Победителями становятся дети того круга, которые точнее реагировали на смену звучания. Победители поощряются исполнением их желания из области музыкально – литературной деятельности.
Музыкально – дидактическая игра всегда требует большой слуховой сосредоточенности, которая и приводит к совершенствованию процесса развития слухового восприятия.
Следовательно, в ходе игры ребёнок всё время должен вслушиваться в смену звучаний и реагировать на это движением или действием, а не автоматически выполнять задания. Т.е., в музыкально - дидактической игре не должно быть третьего этапа – выработки навыка, иначе она не достигнет своей цели. Например, описание музыкально – дидактической игры 2-го вида «Охотники и зайцы», музыка Е. Тиличеевой на различение динамики требует от детей первой подгруппы продвижения вперёд шеренгой на громкие звуки, затем продвижения вперёд на тихие звуки детей второй подгруппы, а далее ловлю первой подгруппой (охотники) детей второй подгруппы (зайцы).