Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2012 в 21:31, доклад
Благодаря исследовательской деятельности педагога-музыканта Н.А. Ветлугиной, в теории музыкального воспитания была выстроена настоящая система научных знаний и понятий о закономерностях управления музыкальным развитием ребёнка. Н.А. Ветлугина – выдающийся деятель в области музыкального образования и воспитания, доктор педагогических наук, автор работ, посвященных музыкальному воспитанию детей. Она разработала методику музыкального воспитания.
Методика её проведения заключается в следующем: после объяснения детям правил игры музыкальный руководитель многократно непоследовательно исполняет то громкое, то тихое звучание. (Песня охотников, затем зайцев, снова зайцев, охотников, охотников, зайцев и т.д.)
И только после этого, как награда, разрядка после довольно утомительного действия, даётся поощрение – спортивное соревнование в ловкости: охотники ловят зайцев. Такой же является методика проведения игр первого и третьего вида.
Например, в игре вида «Спокойное музицирование» дети учатся различать тембр барабана, погремушки, дудочки. Следовательно, сидящие перед педагогом дети должны быть разделены на три подгруппы. Скажем детям, что первая подгруппа при звучании барабана должна имитировать руками игру на барабане, вторая при звучании погремушки – помахивать кистями рук, третья при звучании дудочки – имитировать игру на дудочке.
Последовательность звучания варьирует по своему усмотрению педагог, отмечая при этом для себя ту подгруппу детей, которая проявляла более точную реакцию. В конце игры подводит итог, т.е. перед всеми отмечает победителей. А для того, чтобы вызвать у детей интерес к этому виду деятельности и желание участвовать в нём, после подведения итогов победившие награждаются: по их желанию исполняется песня, произведение для слушания, музыкальная игра, стихотворение и т.д. Если игра проводится не с подгруппами, а с 2- 3 детьми, то в виде поощрения можно предложить ребёнку роль ведущего игру.
Идентичной является и методика проведения третьего вида музыкально – дидактических игр, построенных по типу хороводных.
Отличием в методике проведения игры второго вида является то, что наградой здесь является не исполнение желаний победителей (их невозможно выявить при движении всей массы играющих детей, если, конечно, игра не проводится с 2 – 3 детьми, в пространстве групповой комнаты), а соревнование в ловкости, увёртливости, первенстве построения.
Для создания оптимальных условий музыкально – сенсорного развития детей необходимы заинтересованность игровой деятельностью, овладение основными способами сенсорных действий и выбор таких методических приёмов работы, которые предоставляют детям возможность самостоятельно решать поставленные педагогом задачи. Такими методическими приёмами являются: объяснение заданий, сообщение сведений о музыкальных явлениях с применением мимики и интонаций, вызывающих на лицах детей признаки душевных движений; умение видеть по детским лицам их эмоциональное состояние, «прочесть» желание высказаться; внесение наглядного материала, поясняющего и уточняющего задания; внесение печатного дидактического материала, наталкивающего на сенсорные действия и самостоятельные решения сенсорных задач; создание поисковых ситуаций, чётко сформулированные вопросы, при помощи которых на всех этапах процесса обучения поддерживается, сохраняется и развивается заинтересованность детей в овладении знаниями. Кроме того, педагогу следует включать в работу упражнения, вырабатывающие необходимый комплекс умений, которыми должен располагать каждый ребёнок, независимо от своих индивидуальных качеств.
В развитии и формировании музыкально – сенсорных способностей ведущую роль играет воспитание и обучение. Сочетание полученных знаний и умений с собственными усилиями в процессе решения поставленных педагогом заданий приводит детей к наиболее эффективному способу их решения. Последнее в младшем школьном возрасте позволяет детям проявлять самостоятельность и творчество в исполнительской и продуктивной деятельности. В старшем дошкольном возрасте дети могут не только выполнять, но и создавать указанные выше три вида музыкально – дидактических игр и некоторые из них переносить в повседневную жизнь, обучая при этом младших товарищей.
Процесс деятельности детей в ходе музыкально – дидактических игр требует от педагога индивидуального подхода к ним (одним даются повышенные задания, другим – дополнительные, третьим высказывается одобрение) на фоне работы с группой, а также исключения механического заучивания.
Музыкально – дидактические игры развивают музыкальный слух, творческие способности детей и открывают перед ними путь применения полученных знаний в жизненной практике. Педагогам следует создавать различные музыкально – дидактические игры, учитывая при этом требования дидактики и памятуя о художественных достоинствах используемых музыкальных произведений. (Ряд игр представлены в приложении).
Таким образом, для успешного развития музыкального творчества вообще у детей младшего школьного возраста педагогу необходимо: отбирать такой музыкальный материал, который может являться основой формирования конкретных творческих навыков и, в то же время, отвечать дидактическим требованиям, использовать приёмы, методы и формы работы, способствующие созданию на занятии атмосферы творческой активности, заинтересованности, непринуждённости, выбирать приёмы показа образцов творчества в различных видах музыкальной деятельности детей, различным образом импровизировать; разрабатывать и ставить серии творческих заданий.
Развитие музыкального творчества было и остаётся одной из актуальных задач музыкального воспитания.
Выводы
по второй главе:
Изучение, анализ и обобщение педагогического опыта творческого развития младших школьников средствами музыкального искусства в учреждении дополнительного образования показали, что движущей силой развития творческой активности детей является формирование мотивов, стимулирующих личность к самостоятельным действиям; поиск нестандартных решений, которые в результате могут привести к демонстрации продуктов музыкально – творческой деятельности.
Результаты изучения опыта показали:
-
большинство детей младшего
-
большинство родителей не
В процессе работы над проблемой музыкального развития детей стало очевидным, как, по мере освоения умений и навыков, у них развивается устойчивый интерес к дальнейшему музыкальному творчеству. Ребята ждут новых интересных музыкальных проектов, сами проявляют инициативу в их поиске; с удовольствием участвуют в школьных, районных мероприятиях.
Проведённый анализ опыта работы по развитию и внедрению творческого начала у младших школьников позволил прийти к следующим выводам:
1.Умение
младшего школьника
2.Младшим школьникам доступно овладение музыкально-теоретическим знанием в области практической музыкальной деятельности, которое необходимо для самостоятельных музыкально-творческих действий.
3.В музыкальных импровизациях – простейшем виде музыкального сочинительства – развивается инициатива, самостоятельность и активность музыкального мышления младшего школьника.
Заключение
Результаты проведённого исследования творческого развития младших школьников средствами музыкального искусства позволяют сделать следующие выводы:
-
творческое развитие детей
-воздействие
музыкального искусства на
-в
условиях специальной
-основными
психологическими условиями
Предпосылками развития творческих способностей младших школьников может явиться формирование активной позиции, которая с приобретением им опыта проявилась бы в самостоятельности решений и действий. Эта двуединость (активность и деятельность) требует конструктивного подхода и содействия в развитии творчества, что является условием успешного формирования творческого потенциала личности.
Наиболее успешно развитие творческих способностей младших школьников в условиях сочетания учебной и внешкольной (дополнительное образование) художественно-творческой деятельности. Внешкольная деятельность способствует большей самостоятельности учащихся, обогащая их практический опыт, помогает решению практических задач.
Проведенная практическая работа в условиях взаимодействия основного и дополнительного образования дали хороший результат и свидетельствуют о возможном внедрении приёмов совмещения в практику работы учреждений дополнительного образования и школы с целью повышения качественной стороны образования и воспитания.
Целенаправленное применение музыкально-дидактических и музыкально-ритмических игр в учебно-воспитательном процессе с целью развития полноценного восприятия музыкального произведения и отображения его особенностей в движениях, игровой деятельности способствовали потенциальному формированию музыкально-творческих способностей с учётом сложности творческих заданий, которые зависели от особенностей развития и характера музыкального образа.
Решение поставленных задач исследования подтвердило гипотезу о том, что включение в процесс творческого развития детей младшего школьного возраста различных форм творческой деятельности , как то: музыкально-дидактические игры, коммуникативные танцы, музыкально-творческая деятельность (пение, сочинение музыки, игра на шумовых и музыкальных инструментах, импровизация) – создаёт благоприятные условия для всестороннего музыкально-эстетического их развития на начальном этапе обучения.
Необходимыми условиями творческого развития младших школьников, подтвердившие гипотезу нашего исследования, являются:
-
создание комфортной среды,
-
осуществление взаимодействия
педагогов и учащихся на
-
организация специальных