Формирование у детей представлений о форме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 15:29, контрольная работа

Описание работы

С самого рождения ребенок может видеть, улавливать звуки, но его необходимо систематически учить рассматривать, слушать и понимать то, что он воспринимает. Механизм восприятия готов, но пользоваться им ребенок еще только учится. На протяжении детства ребенок все более точно начинает оценивать цвет и форму окружающих объектов, их вес, величину, температуру, свойства поверхности и др. Он учится воспринимать музыку, повторяя ее ритм, мелодический рисунок.

Содержание работы

Введение………………………………………………….…………….. 3

1. Особенности восприятия детьми формы предметов и геометрических фигур……………………………………………. 5

2. Методика работы по развитию представлений о форме предметов у детей дошкольного возраста………………. 9

Заключение………………………………………………..…………... 22

Список использованной литературы…………..………

Файлы: 1 файл

к.р.формирование у детей представлений о форме.doc

— 427.00 Кб (Скачать файл)


Содержание

       стр.

 

Введение………………………………………………….…………….. 3

 

1. Особенности восприятия  детьми формы предметов и геометрических  фигур……………………………………………. 5

 

2. Методика  работы по развитию представлений  о форме предметов у детей  дошкольного возраста………………. 9

 

Заключение………………………………………………..…………... 22

 

Список  использованной литературы…………..…………... 23

 

ВВЕДЕНИЕ

С самого рождения ребенок  может видеть, улавливать звуки, но его необходимо систематически учить  рассматривать, слушать и понимать то, что он воспринимает. Механизм восприятия готов, но пользоваться им ребенок еще только учится. На протяжении детства ребенок все более точно начинает оценивать цвет и форму окружающих объектов, их вес, величину, температуру, свойства поверхности и др. Он учится воспринимать музыку, повторяя ее ритм, мелодический рисунок. Учится ориентироваться в пространстве и времени, в последовательности событий. Играя, рисуя, конструируя, выкладывая мозаику, делая аппликации, ребенок незаметно для себя усваивает сенсорные эталоны – представления об основных разновидностях свойств и отношений, которые возникли в ходе исторического развития человечества и используются людьми в качестве образцов, мерок.

К пяти годам ребенок  легко ориентируется в гамме  основных цветов спектра, называет базовые геометрические фигуры. В старшем дошкольном возрасте идет совершенствование и усложнение представлений о цвете и форме. При помощи взрослых усваивает, что одна и та же форма может варьироваться по величине углов, соотношению сторон, что можно выделить криволинейные и прямолинейные формы. Первые представления о форме, размерах и взаимном положении предметов в пространстве, дети накапливают в процессе игр и практической деятельности они манипулируют предметами, рассматривают, ощупывают их, рисуют, лепят, конструируют и постепенно вычленяют среди других свойств их форму.

К 6 – 7 годам многие дошкольники  правильно показывают предметы, имеющие  форму шара, куба, круга, квадрата, треугольника, прямоугольника. Однако уровень обобщения  этих понятий ещё невысок: дети могут не узнавать знакомую им форму предмета, если сам предмет не встречался в их опыте. Ребёнка приводят в замешательство непривычные соотношения сторон или углов фигур: иное, чем всегда, расположение на плоскости и даже очень большие или очень маленькие размеры фигур. Название фигур дети, часто смешивают или заменяют названиями предметов. Основой формирования у детей представлений о геометрических фигурах является способность их к восприятию формы. Эта способность позволяет ребенку узнавать, различать и изображать различные геометрические фигуры: точку, прямую, кривую, ломанную, отрезок, угол, многоугольник, квадрат, прямоугольник и т.д. Для этого достаточно показать ему ту или иную геометрическую фигуру и назвать ее соответствующим термином. Например: отрезки, квадраты, прямоугольники, круги. Восприятие формы предмета должно быть направлено не только на то, чтобы видеть, узнавать формы, наряду с другими его признаками, но уметь, абстрагируя форму от вещи, видеть ее и в других вещах. Представлению формы предметов и ее обобщению способствует знание детьми эталонов – геометрических фигур. Поэтому задачей педагога является формирование у ребенка умений узнавать в соответствии с эталоном (той или иной геометрической фигурой) форму разных предметов, уметь, абстрагируя форму от вещи, видеть ее и в других предметах, проводить интеллектуальную переработку, выделение в предмете наиболее существенных признаков.1

Целью данной работы является на основе изучения психолого-педагогической литературы и проведения собственных исследований доказать и подтвердить, что именно дидактическая игра является необходимым и наиболее действенным методом обучения детей, в частности в формировании у них элементарных математических представлений.

Объект исследования: процесс развития представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: влияние  дидактических игр и упражнений в развитии представлений о геометрических фигурах.

 

1. Особенности восприятия  детьми формы предметов и геометрических  фигур

Формирование представления о геометрических фигурах происходит постепенно и проходит ряд этапов:

- инструктивный уровень  формирования представлений;

- формирование представлений  о геометрических фигурах с  выделением существенных признаков  (признаков отражающих суть данной фигуры);

- задания, в которых  геометрические фигуры и их  элементы являются объектами  для пересчитывания (также ведется  работа и по усвоению необходимой  терминологии, формируются умения  узнавать и различать геометрические  фигуры);

- задания на классификацию фигур;

- на деление фигур  на части и на составление  одних геометрических фигур из  других;

- на выявление геометрической  формы реальных объектов или  их частей;

- задания, связанные  с формированием элементарных  навыков и умений.

Формированию представления о геометрических фигурах способствует организация работы с моделями геометрических фигур. Моделирование фигур из бумаги, палочек, пластилина. Также выполнение простейших заданий на построение геометрических фигур, выполняются по образцу.

Рассмотрев конкретную геометрическую фигуру, выделив ее признаки, детям даются задания начертить такую фигуру, на листке, причем даются соответствующие ориентиры. В геометрических задачах на построение фигур разных размеров.

Дети знакомятся с  геометрическими фигурами: квадратом, прямоугольником, кругом, треугольником; объемными телами: шаром, кубом, цилиндром. Эти знания в дальнейшем закрепляются и углубляются.2

Детей знакомят с новой  для них фигурой – овалом. Они  уже самостоятельно отличают овал от круга. Знакомство с овалом должно происходить на основе обследования фигуры, нахождения различия между овалом и кругом. Накладывая круг на фигуру овальной формы, воспитатель показывает детям, что эти фигуры неодинаковые, подчеркивает их различие. Сообщает название фигуры – овал. Самостоятельно обследуя модели фигур, рассматривая их, накладывая одну на другую, дошкольники должны попытаться сформулировать вывод об их сходствах и различиях. В дальнейшем у детей начинают формировать представление о четырехугольнике. Четырехугольник – это обобщенное понятие фигуры, обладающей определенными признаками: четыре угла и четыре стороны. Наиболее ценным для умственного развития ребенка является формирование этого обобщения на основе обследования моделей фигуры, сопоставления с другими фигурами, выделение существенных признаков данной фигуры. Подводя детей к новому для них понятию, следует исходить из сложившихся представлений.

Дети уже знакомятся с основными геометрическими  фигурами. Теперь они знакомятся с  разновидностями каждой из этих фигур, учатся называть их с указанием признака. В процессе зрительного и осязательного обследования разнообразных предметов, имеющих сложную форму, дети учатся давать подробное словесное описание формы, узнавать предметы по описанию.

На занятиях по математике детей учат различать модели близких по форме фигур, производить элементарный анализ воспринимаемых фигур, выделять и описывать их некоторые свойства. Детей знакомят с различными видами треугольников, фигур овальной формы, учат видеть изменения по форме, находить тождественные фигуры, обучают последовательно обследовать и описывать форму предметов, находить ее сходство с геометрическим образуя и отличие от него. В старшей группе каждая фигура представляется детям моделями разной окраски, разного размера и с разным соотношением сторон, сделанными из разных материалов. Используют таблицы и карточки для индивидуальной работы, на которых рисунки фигур одного вида или разных видов расположены в разном пространственном положении.

Всю работу строят на основе сопоставления и противопоставления моделей геометрических фигур. Для выявления признаков сходства и отличия фигур, их модели сначала сопоставляют попарно, затем сопоставляют сразу от 3 до 5 фигу каждого вида.

Характерные свойства каждой из геометрических фигур, выявляются путем сопоставления 4-5 ее моделей, отличающихся модельной окраской, размером, материалом.3

Существенное значение по-прежнему имеет использование  приема осязательно-двигательного  обследования моделей. Для выявления  признаков отличия фигур друг от друга продолжают использовать приемы наложения и приложения.

Важно обучить детей  сравнению формы предметов с  геометрическими фигурами, как эталонами  предметной формы. У ребенка необходимо развивать умение видеть, какой геометрической фигуре, или какому их сочетанию соответствует форма того или иного предмета. Это способствует более полному, целенаправленному распознаванию предметов окружающего мира и воспроизведению их в рисунке, лепке, аппликации.

Хорошо усвоив геометрические фигуры, ребенок всегда успешно справляется с обследованием предметов, выделяя в каждом из них общую, основную форму и форму деталей.

Работа по самопоставлению  формы предметов с геометрическими  эталонами происходит в два этапа. На первом этапе нужно научить  детей на основе непосредственного сопоставления предметов с геометрической фигурой, давать словесное определение форме предметов.

Таким образом, удается  отделить модели геометрических фигур  от реальных предметов и придать  им значение образцов. Далее выбирают предметы указанной формы, группируют их и обобщают по единому признаку формы.

На втором этапе детей  учат определять не только основную форму  предметов, но и форму деталей.

На разных фигурах  дети показывают ее внутреннюю область  и ее границу - стороны, вершины и  углы как часть внутренней области фигуры.

Можно предложить детям  заштриховать красным карандашом внутреннюю область фигуры, а синим карандашом – обвести ее границу стороны. Дети не только показывают отдельные  элементы фигуры, но и считают вершины, стороны, углы у разных фигур.

В дальнейшем дети приучаются различать внутреннюю область фигуры и ее границу, считать число сторон, вершин, углов.

Чтобы убедить детей, что выделенные ими признаки являются характерными свойствами проанализированных фигур, воспитатель предлагает те же фигуры, но больших размеров. Обследуя их, дети подсчитывают вершины, углы, стороны, и приходят к общему вводу.

Это ставит самих детей  перед необходимостью самостоятельного поиска ответа, а не ограничивает использованием готовых знаний. Таким образом, необходимо приучить детей делать свои заключения, уточнять и обобщать свои ответы. Не следует давать детям готовые знания нужно возбудить интерес к ним, обеспечить возможность действия. Формирование представлений о геометрических фигурах происходит постепенно и проходит ряд этапов.4

 

2. Методика работы  по развитию представлений о  форме предметов у детей дошкольного  возраста

Прежде чем начать исследовательскую  работу по формированию у дошкольников представлений о геометрических фигурах и форме предмета с  детьми следует проводить предварительную работу.

В предварительную работу включаются упражнения, разделенные на следующие группы:

1. Упражнения, направленные  на развитие умения выделять  геометрические фигуры на рисунке-чертеже,  в окружающей обстановке;

2. Упражнения, направленные на развитие навыков конструирования;

3. Упражнения, направленные  на развитие умения выделять  элементы и свойство геометрических  фигур;

4. Упражнения, направленные  на развитие умения выявлять  особенности взаимного расположения  геометрических фигур.5

Рассмотрим подробно каждую группу проводимых упражнений, на основе которых проводится предварительная работа.

По формированию представлений  о геометрических фигурах и форме  предмета с детьми экспериментальной  группы.

1) Упражнения, направленные на развитие умения выделять геометрические фигуры на рисунке, чертеже, в окружающей обстановке – в этих упражнениях совершенствуется умение узнавать геометрическую фигуру, выделять ее из рисунка. Сначала предлагали рисунки, составленные из отдельных фигур (ни одна фигура не накладывается на другую – не требует особо глубокого анализа изображения). Затем предлагаем рисунки более сложные, где одна фигура может состоять из нескольких фигур, включать в себя другие фигуры. Выделение фигур в окружающей обстановке связано с определением формы предметов посредствам сравнения их с геометрическими фигурами как сенсорными эталонами формы.

1. Какие геометрические  фигуры использованы в рисунке? (рис. 1) Из каких геометрических  фигур состоит рисунок? Найди  и назови все геометрические фигуры на рисунке.

2. Сколько на рисунке (рис. 2) треугольников  (квадратов, кругов, четырехугольников,  овалов, многоугольников)? Закрась круги  желтым карандашом, квадраты зеленым,  а треугольники синим.


 

 

 

 

3. Сравни рисунки (рис. 3, 4, 5, 6). Чем они похожи? Чем отличаются? Из каких геометрических фигур состоят?


 

 

 

4. Сколько треугольников на рисунке? (рис. 7)

 

 

5. Сколько квадратов, прямоугольников,  четырехугольников на рисунке? (рис. 8)

 

6. Сколько на рисунке (рис. 9) треугольников, четырехугольников? Какие еще геометрические фигуры ты видишь?

 

7. Найди на рисунке  (рис. 10) указанное количество фигур  (например, 5 треугольников, 4 прямоугольника, 2 квадрата и т.д.).

 

 

8. Из каких фигур состоят флажки? (рис. 11)

 

 

9. Игра "Волшебные очки". Для игры нужно изготовить  специальные очки со "стеклами" разной формы (рис. 12). Надев такие  волшебные очки, можно видеть  предметы той формы, которая  соответствует форме "стекла".

 

 

Игра "Помоги художнику". Помоги художнику превратить эти геометрические фигуры (рис. 13) в какие-нибудь предметы, животных и т.п.

 

 

2) Упражнения, направленные на развитие навыков конструирования – упражнения направлены на развитие умений работать по образу: анализировать образец, выделяя его составные части (т.е. геометрические фигуры); синтезировать части в целостный образ, тождественный образцу. Упражнения этой группы можно разбить на три подгруппы:

Информация о работе Формирование у детей представлений о форме