Формирование у детей представлений о форме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 15:29, контрольная работа

Описание работы

С самого рождения ребенок может видеть, улавливать звуки, но его необходимо систематически учить рассматривать, слушать и понимать то, что он воспринимает. Механизм восприятия готов, но пользоваться им ребенок еще только учится. На протяжении детства ребенок все более точно начинает оценивать цвет и форму окружающих объектов, их вес, величину, температуру, свойства поверхности и др. Он учится воспринимать музыку, повторяя ее ритм, мелодический рисунок.

Содержание работы

Введение………………………………………………….…………….. 3

1. Особенности восприятия детьми формы предметов и геометрических фигур……………………………………………. 5

2. Методика работы по развитию представлений о форме предметов у детей дошкольного возраста………………. 9

Заключение………………………………………………..…………... 22

Список использованной литературы…………..………

Файлы: 1 файл

к.р.формирование у детей представлений о форме.doc

— 427.00 Кб (Скачать файл)

3) Упражнения на разбиение геометрических фигур на части, являющиеся такие геометрическими фигурами. Сначала показываю детям разные способы разбиения фигур: разрезание ножницами, т.е. реальное разделение; перегибание; проведение необходимых линий (отрезков).

  1. Разрежь квадрат на части так, чтобы получилось: 2 прямоугольника; 2 треугольника; 4 квадрата; 4 треугольника; 4 прямоугольника; 1 квадрат и 4 треугольника.
  2. Раздели треугольник (рис. 14а) так, чтобы получилось: 2 треугольника; 6 треугольников.
  3. Раздели четырехугольник (рис. 14б) на две части так, чтобы получились: 2 треугольника; 2 четырехугольника; треугольник и четырехугольник; треугольник и пятиугольник.
  4. В четырехугольнике (трапеции) (рис. 14в) проведи два отрезка так, чтобы получился прямоугольник и два треугольника.
  5. В данной фигуре (рис. 14г) проведи отрезок так, чтобы он разделил фигуру на 3 треугольника; 2 треугольника; треугольник и четырехугольник; 2 треугольника и шестиугольник; пятиугольник и треугольник.

 

 

  1. Проведи в каждой фигуре (рис. 15) отрезок так, чтобы одной из частей оказался квадрат.

 

 

  1. Как из треугольника (рис. 16) сделать шестиугольник? Проведи отрезки.

 

2. Упражнение на составление  геометрических фигур из частей  – упражнениями данного типа  являются известные головоломки  "Танграм", "Волшебный круг", "Головоломка Пифагора", "Колумбово яйцо", "Листик", "Пентанино". Б.П. Никитина.

    1. Составь треугольник (рис. 17) из двух равных треугольников, из шести равных треугольников.

    1. Составь прямоугольник (рис. 18) из двух равных треугольников; из двух равных прямоугольников; из двух равных квадратов; из четырех равных треугольников; из четырех прямоугольников; из квадрата и двух прямоугольников.

    1. Составь квадрат (рис. 19) из двух прямоугольников; из двух треугольников; из четырех квадратов; из четырех треугольников; из четырех прямоугольников; из квадрата и четырех треугольников.

 

    1. Среди частей (рис. 20) отметь три таких, из которых можно составить круг.

 

 

    1. Сколько кругов (рис. 21) можно сложить из этих частей?

 

 

    1. Каждый из пяти прямоугольников (рис. 22) разрезали на две части. Соедини их снова.

 

4) Упражнения на преобразование фигур по заданному условию – это упражнения с палочками, связанные с перекладыванием частей и получением новых фигур.

  1. Убрать в данной фигуре (рис. 23а) две палочки так, чтобы получилось два квадрата.
  2. Убрать 5 спичек так, чтобы осталось три маленьких квадрата (рис. 23б).
  3. Переложить две спички так, чтобы получилось пять равных квадратов (рис. 23в).
  4. Квадрат разрезан на четыре части (рис. 23г). Переложи эти части так, чтобы получилось: 2 одинаковых квадрата; 2 квадрата – один внутри другого; 1 треугольник.

 

 

3. Упражнения, направленные на развитие умения выделять элементы и свойства геометрических фигур – эти упражнения способствуют осознанному выделению элементов фигур (сторон, вершин, углов), выявлению некоторых существенных свойств фигур.

  1. Выбери среди данных фигур (рис. 24) треугольники. Обоснуй свой выбор.

 

 

  1. Выбери среди данных фигур (рис. 25) четырехугольники. Обоснуй свой выбор.

  1. Дай имя каждой фигуре (рис. 26).

 

5) Упражнения, направленные на развитие умения выявлять особенности взаимного расположения геометрических фигур – упражнения направлены на развитие умения выявлять пространственные отношения между геометрическими фигурами на плоскости.

1. Сколько треугольников  лежит внутри круга (рис. 28), сколько  пересекается с кругом, сколько  лежит вне круга?

2. Закрась все круги (рис. 29), которые лежат внутри квадрата красным, а вне квадрата – синим.

3. Какая фигура находится  внутри другой фигуры (рис. 30), какая  – за границей?

 

4. Найди, назови и покажи все  фигуры (рис. 31) в которые входит  точка А.

5. Продолжи орнамент (рис. 32)

 

Рис. 32

 

6. Найди ошибку в  продолжении орнамента (рис. 33)

 

Рис.33

 

7. Составь узор из  данных фигур (рис. 34). Расскажи  куда положишь каждую фигуру.

 

Рис.34

 

После проведения предварительной  работы для формирования у дошкольников представлений о геометрических фигурах и форме предмета с ними проводятся следующие дидактические игры:

В формирующем эксперименте исследовательская работа проводится индивидуально с каждым ребенком. Для формировании у старших дошкольников представлений о геометрических фигурах и форме предмета с ними проводятся следующие дидактические игры:

  1. Дидактическая игра "Посмотри вокруг" - Цель: закрепить представления о геометрических фигурах; учить находить предметы определенной формы.

Детям вначале предлагается назвать геометрические фигуры, прямоугольник, треугольник, круг, квадрат, овал, шар.

После закрепления знаний о геометрических фигурах, детям  даются следующие задания:

1. Найти предмет прямоугольной  формы.

2. Найти предмет треугольной  формы.

3. Найти предмет круглой формы.

4. Найти предмет квадратной  формы.

6. Найти предмет шарообразной  формы.

Ребенок ищет эти предметы в групповой комнате.

В процессе этой дидактической  игры мы формируем у детей старшего дошкольного возраста представления  о геометрических фигурах и форме предмета учим сопоставлять геометрические фигуры с формой. При этом несколько раз произносим слово " эталон " соотнеся его с формой. Постепенно дети начинают понимать значение слова "эталона".

Данная игра позволит закрепить представления о геометрических фигурах, научить детей находить предметы определенной формы в окружении.Смотреть таблицу 2

  1. Дидактическая игра "Почини одеяло" -

Цель игры – знакомство с геометрическими фигурами и  составление фигур из данных геометрических фигур.

Детям раздаются наборы геометрические фигур и листы цветной бумаги ("одеяло") с обозначенными на нем "дырками".

Игра проводится в  виде рассказа: "Жил-был Буратино, у которого на кровати лежало красивое одеяло. Однажды Буратино ушел в  театр Карабаса-Барабаса, а крыса Шумара в это время прогрызла в одеяле дыры.

Детям даются задания:

1. Сосчитать сколько  дыр в одеяле.

2. Взять свои фигуры  и починить одеяло".

Дети раскладывают имеющиеся  у них геометрические фигуры куба, квадрата, треугольника и прямоугольника, а также шара и овала на цветные листы бумаги ("одеяла") с обозначенными "дырами".

Дети активно работают и с интересом участвовали в процессе игры "Почини одеяло". Треугольную форму дети называли самостоятельно, без приведения примера. При этом дети приводят свои примеры а не повторяют примеры своих товарищей.

Таким образом, дидактическая  игра "Почини одеяло", глубже познакомит детей с геометрическими фигурами и формой, благодаря занимательной и интересной форме проведения.Смотреть таблицу 2

3. Дидактическая игра "Составные картинки"

Цель игры – закрепить  представления детей о разновидностях геометрических фигур, а также учить  детей анализировать изображения  предмета сложной формы.

Вначале для тренировки, с детьми проводится занимательная игра "Волшебный круг". Детям раздаются 10 частей, полученных путем разрезания круга. Затем показывались образцы силуэтов предметов составленных из этих частей. После этого дети самостоятельно составляют силуэты предметов и животных.

Затем детям раздаются образцы рисунков, составленные из геометрических фигур, а также наборы геометрических фигур. Задаются вопросы:

1. Что нарисовано на  этих картинках?

2. Из каких фигур  состоят домик, елочка и т.д.?

Затем дети выкладывают  из своих геометрических фигур изображения  предметов по образцу.

В процессе игры дети учатся различать геометрические фигуры, составлять из них какое-либо изображение, картинку, геометрическую форму по образцу.

После проведения игры, дети овладевают достаточными знаниями о геометрических фигурах и форме предметов. Но нужно закреплять полученные знания в дальнейшем. В процессе игры дети учаться сопоставлять, группировать геометрические фигуры. Смотреть таблицу 2

Таблица 2.6

Определение геометрических фигур  и форм предметов (в разрезе)

Группа

Различение геометри-ческих фигур

Называние геометри-ческих фигур

Нахождение предметов  различной формы в окружающей обстановке

Умение использовать нужную форму

Составление заданной фигуры из геометри-ческих фигур

В нач.

В кон.

В нач.

В кон.

В нач.

В кон.

В нач.

В кон.

В нач.

В кон.

обучения

обучения

обучения

обучения

обучения

                     

 

Заключение

В работе изучались вопросы формирования представлений о геометрических фигурах и форме предмета у детей дошкольного возраста.

Анализ психолого-педагогической литературы выявил, что формирование представлений о геометрических фигурах и форме предмета является важной частью математического развития старших дошкольников. При этом подчеркивается, что полноценное формирование представлений о геометрических фигурах и форме предмета возможно при использовании дидактических игр с математическим содержанием.

Предложенная серия дидактических  игр позволяет сделать процесс  обучения более занимательным, управляемым. В условиях целенаправленного поэтапного формирования у детей глубже, устойчивее складываются представления о геометрических фигурах и форме предмета. Использование дидактических игр приводит к позитивным результатам.

По результатам исследования дидактическая игра является эффективным средством формирования представлений о геометрических фигурах и форме предметов.

Педагогу можно рекомендовать включать дидактические игры в процесс занятия. Организовывать и проводить вместе с детьми дидактические игры в процессе самостоятельной деятельности детей. Включать в процесс обучения дидактические игры, направленные на:

- узнавание и называние геометрических  фигур. Типа "Какая фигура"

- нахождение предметов различной  формы. Типа "Похож не похож", "Подбери по форме".

- понимание значения слова "эталон". Типа "Подбери фигуру".

- составление фигур из геометрических  фигур. Типа "Танграм", "Пифагор", "Колумбово яйцо", "Вьетнамская  игра".

 

Список использованной литературы:

 

1. Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н., Новикова В.П. Математика для дошкольников. - М-П. – 1992.

2. Парамонова А.А. Подготовка  детей к школе.

3. Леушина А.Н. Формирование  элементарных математических представлений  у детей дошкольного возраста. - М-П. – 1994.

4.Тарунтаева Т.В. Развитие  элементарных математических представлений дошкольников. - М-П.- 1980.

5. Перова М.П. Дидактические  игры и упражнения по математике  для детей дошкольного возраста. - М-П. – 1996.

6. Дидактические игры  и упражнения по сенсорному  воспитанию дошкольников. Под. ред. Л.А. Венгера. - М-П. – 1998.

7. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.- 2002.

8. Столяр А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. - М-П.-1988.

9. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. - М-П-1987.

10. Сакулина Н.П. Значение рисования в сенсорном воспитании ребенка. - М. – 1998.

Информация о работе Формирование у детей представлений о форме