Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2015 в 07:15, реферат
Рассмотрим программу по формированию математических представлений о величине предмета в каждой из возрастных групп.
Введение
1. Понятие «величина» и ее свойства, значение формирования представлений о величине, особенности ее восприятия дошкольниками
2. Средства закрепления знаний о величине предмета в повседневной жизни. Занятия по математики
3. Сделать выводы о результативности формирования у детей представлений о величине в разных видах деятельности
Заключение
- иллюстрации к сказке( "Репка", "Колобок") в порядке разворачивания действия.
7. Собирать пятиместные матрёшки и пирамидки из 7-8 колец.
8. Собирать разрезные картинки из 4 частей.
9. Считать наизусть до 10.
10.Определять количество
а) на какой карточке нарисовано 3...;
б) дай мне 3...;
в) сколько здесь?
11.Сравнивать по количеству:
а) из одинаковых предметов,
б) из разных предметов;
- поиск большего множества;
- поиск меньшего множества.
12. Сравнивать непрерывные
13. 0тмеривать непрерывные
14. Понимать слова «сначала - потом», «долго - скоро», «быстро - медленно», «сейчас».
15. Классифицировать объекты по одному признаку.
16. Различать цифры в пределах 10.
Так же Носова Е.А. определила общие методические подходы к организации работы. Вот типовая структура работы с каждым числом:
1. Рассказывание воспитателем
2. Выявление, где встречается число в предметном мире; в природе. Важно, чтобы в приводимых примерах это число было не случайным, а существенным признаком явления. Так, яблок может быть сколько угодно, но каждый цветочек соцветия сирени имеет 4 лепестка, хотя их огромное количество. На руке человека 5 пальцев, у всех собак 4 ноги и т.п.
3. Рисование на тему числа.
4. Лепка соответствующей цифры.
5. Знакомство с соответствующим классом геометрических фигур, рисование, лепка их; конструирование объёмных тел.
6. Ритмические двигательные
7. Преподнесение детям
При таком подходе каждое число первого десятка обретает для ребёнка как бы своё собственное лицо, характер, становится персонажем, который невидимо действует в окружающем его мире. Это повышает интерес детей к данной реальности. Ведь когда количественные изменения рассматривались традиционной методике в отрыве от изменений качественных, - сам материал становился не интересен для детей. Важно понимать, что речь идёт не о произвольном сочинительстве истории, а о рассказывании культурного мифа о числе. Миф не менее объективная реальность, чем стол или стул. Никто не может выдумать миф. Он не является плодом индивидуального воображения. И именно этим ценен. Несмотря на торжество научного знания, мифы дожили до нашего времени и продолжают существовать. Упор в методике работы с детьми данного возраста делается на образном начале, а также сделан шаг в направлении" реабилитации" в глазах педагогов ассоциативного мышления, которое, как известно, является одним из механизмов творческого процесса. Однако, увлеченные идеалами научности, строгости, логичности, мы нередко забываем, что мышлению для того, чтобы быть по-настоящему продуктивным, необходимы такие качества, как подвижность и гибкость, способность устанавливать неожиданные связи, находить неожиданные аналогии и таким путём двигаться по пути познания нового. Говоря о развитии творческого мышления, мы часто забываем о таком важном его факторе, как умение образовывать ассоциации. Эта способность (в разумных пределах) развивается у детей данного возраста в процессе занятий по программе "Радуга". Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко предлагают осуществлять математическое развитие на занятиях и закреплять в разных видах детской деятельности, в том числе, в игре. В процессе игр закрепляются количественные отношения (много, мало, больше, столько же), умение различать геометрические фигуры, ориентироваться в пространстве и времени. Особое внимание уделяется формированию умения группировать предметы по признакам (свойствам), сначала по одному, а затем по двум (форма и размер). Игры должны быть направлены на развитие логического мышления, а именно на умение устанавливать простейшие закономерности: порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру. Этому способствуют и игровые упражнения на нахождение пропущенной в ряду фигуры.
Должное внимание уделено развитию речи. В ходе игры воспитатель не только задаёт заранее подготовленные вопросы, но и непринуждённо разговаривает с детьми по теме и сюжету игры, содействует вхождению ребёнка в игровую ситуацию. Педагог использует потешки, загадки, считалки, фрагменты сказок. Игровые познавательные задачи решаются с помощью наглядных пособий. Необходимым условием, обеспечивающим успех в работе, является творческое отношение воспитателя к математическим играм: варьирование игровых действий и вопросов, индивидуализация требований к детям, повторение игр в том же виде или с усложнением. Необходимость современных требований вызвана высоким уровнем современной школы к математической подготовке детей в детском саду в связи с переходом на обучение в школе с шести лет.
Математическая подготовка детей к школе предполагает не только усвоение детьми определённых знаний, формирование у них количественных пространственных и временных представлений. Наиболее важным является развитие у дошкольников мыслительных способностей, умение решать различные задачи. Воспитатель должен знать не только, как обучать дошкольников, но и то, чему он их обучает, то есть ему должна быть ясна математическая сущность тех представлений, которые он формирует у детей. Широкое использование специальных обучающих игр так же важно для пробуждения у дошкольников интереса к математическим знаниям, совершенствования познавательной деятельности, общего умственного развития.
Закрепление полученных знаний производится в игровой форме, на занятиях русского языка, изобразительного искусства.
Сосчитай себя.
Назвать части своего тела, которых по одной (голова, нос, рот, язык, грудь, живот, спина).
Назвать парные органы тела (2 уха, 2 виска, 2 брови, 2 глаза, 2 щеки, 2 губы: верхняя и нижняя, 2 руки, 2 ноги). 3.
Показать те органы тела, которые можно считать до пяти (пальцы рук и ног).
Зажги звёзды.
Игровой материал: лист бумаги тёмно-синего цвета - модель ночного неба; кисть, жёлтая краска, числовые карточки( до пяти).
1. "Зажечь" (концом кисти) столько "звёзд на небе", сколько изображено фигур на числовой карточке.
2. Тоже самое. Выполнять, ориентируясь по слуху на количество ударов в бубен или под крышкой стола, сделанных взрослым.
Помоги Буратино.
Игровой материал: игрушка Буратино, монеты (в пределах 7-10 штук ). Задание: помочь Буратино отобрать монеты той величины, которые ему подарил Карабас Барабас.
Ленточки.
Игровой материал: полоски бумаги разной длины- модели лент. Набор карандашей.
1.Самую длинную "ленточку" закрась синим карандашом, "ленточку" покороче закрась красным карандашом и т.д.
2. Уравнять все "ленточки" по длине.
Разложи карандаши.
На ощупь разложить карандаши разной длины в порядке возрастания или убывания.
Разложи коврики.
Разложить "коврики" в возрастающем и убывающем порядке по ширине.
3. Сделать выводы о результативности формирования у детей у детей представлений о величине предмета
Вывод: Элементарные знания по математике, определённые современными требованиями, в основном усваиваются детьми, но необходимо углубление и дифференциация индивидуальной работы с каждым ребёнком, что может быть предметом нашего дальнейшего исследования.
2. Обновление и качественное
улучшение системы
3. Дидактические игры дают
Практические рекомендации
1. Познание свойств детьми 4-5 лет происходит наиболее успешно в активных действиях по сравнению, группировке, видоизменению и воссозданию геометрических фигур, силуэтов, предметов разной формы, величины. Уместны игры типа "Цвет и форма", "Форма и размер" и другие, в которые непосредственно включены разнообразные обследовательские действия.
2. Использование логических
3. Игры и упражнения с цветными
счетными палочками Кюизенера
наиболее успешно способствуют
познанию величинных и
4. Практическая деятельность
5. Игры на освоение счёта очень разнообразны: подвижные, конструктивные, настольно-печатные и другие. Для освоения сравнения, обобщения групп предметов по числу следует специально, с учётом уровня развития детей, подбирать игры и варьировать их.
6. Для закрепления представлений детей о сохранении количества, его независимости от формы расположения, хорошо использовать игру "Точечки". Дети любят общаться, их радует одобрение старших, это поощряет их к освоению новых действий.
7. Для эффективного повышения
уровня математических знаний
предлагается методика
8. Целенаправленное развитие
Заключение
Методика формирования элементарных математических представлений в системе педагогических наук призвана оказать помощь в математике - одного из важнейших учебных предметов в школе, способствовать воспитанию всесторонне развитой личности. Выделившись из дошкольной педагогики, методика формирования элементарных математических представлений стала самостоятельной научной и учебной областью. Предметом её исследования является изучение основных закономерностей процесса формирования элементарных математических представлений у дошкольников в условиях общественного воспитания. Круг задач, решаемых методикой, достаточно обширен:
- научное обоснование
- определение содержания
- совершенствование материала
по формированию
- разработка и внедрение в
практику эффективных дидактиче
- реализация преемственности в
формировании основных
- разработка содержания
- разработка на научной основе методических рекомендаций родителям по развитию математических представлений у детей в условиях семьи.
Теоретическую базу методики формирования элементарных математических представлений у дошкольников составляют не только общие, принципиальные, исходные положения философии, педагогики, психологии, математики и других наук. Как система педагогических знаний она имеет и свою собственную теорию, и свои источники. К последним относятся:
- научные исследования и
- программно-инструктивные
- методическая литература (статьи в специализированных журналах, например, в "Дошкольном воспитании", пособия для воспитателей детского сада и родителей, сборники игр и упражнения, методические рекомендации и т.д.);
- передовой коллективный и
Методика формирования элементарных математических представлений у детей постоянно развивается, совершенствуется и обогащается результатами научных исследований и передового педагогического опыта. В настоящее время благодаря усилиям ученых и практиков создана, успешно функционирует и совершенствуется научно-обоснованная методическая система по развитию математических представлений у детей. Её основные элементы - цель, содержание, методы, средства и формы организации работы - теснейшим образом связаны между собой и взаимообуславливают друг друга. Ведущим и определяющим среди них является цель, так как она ведёт к выполнению социального заказа общества детским садом, подготавливая детей к изучению основ наук (в том числе и математики) в школе.
Список использованной литературы
1. Асмолов А.Г. "Психология личности".- М. : Просвещение 1990г.
2.Блехер Ф.Н. "Счет и число в детском саду". Методическое письмо. - М.: 1945 г. стр. 6-8.
3. Волковский Д.Л."Руководство к "Детскому миру" в числах". - М.: 1916г. стр.7-11,13,24.
4. "Вопросы психологии" 1966г. № 4. стр. 121-126.
5. Венгер Л.А. , Дьяченко О.М. "Игры
и упражнения по развитию
6 .Грин Р., Лаксон В. "Введение в мир числа М.: Педагогика 1982г. стр. 13-20.
7. Дошкольное образование в
Информация о работе Формирование у дошкольников представлений о величине предмета