Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2015 в 18:14, курсовая работа
Цель исследования: определить наиболее эффективные педагоги-ческие условия формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о правах человека.
Задачи исследования:
Раскрыть психолого-педагогические основы правового воспи-тания детей старшего дошкольного возраста на основе анализа психолого-педагогической литературы.
Изучить особенности представлений о правах человека у детей старшего дошкольного возраста
Так, многочисленными психолого-педагогическими исследованиями доказано, что первые представления детей об окружающем, в том числе и нравственные, возникают и развиваются уже на этапе дошкольного возраста. У детей формируется система элементарных представлений о людях, условиях их жизни, сферах деятельности, способах взаимодействия друг с другом, нормах поведения и общения. Дошкольники осваивают такие фундаментальные нравственно-правовые понятия, как доброта, правдивость, справедливость, смелость, долг, ответственность [5; 13; 15; 16; 32; 38].
В то же время, в процессе овладения системой элементарных предс-тавлений о социальной действительности на этапе старшего дошкольного возраста у ребёнка формируются желание и привычка действовать в соответствии со знакомыми ему нормами поведения. Е.В. Субботский отмечал, что у детей этого возраста складываются два типа поведения: нравственно-прагматическое поведение, основанное на внешнем контроле со стороны взрослого; бескорыстно-нравственное поведение, характеризую-щееся сознательным выполнением общественных норм [30, С.45].
Общим в исследуемых типах поведения является стремление детей действовать самостоятельно.
Итак, с учётом вышесказанного мы считаем, что в структуру основ правовой культуры на начальных этапах становления личности входят следующие взаимосвязанные между собой компоненты:
- нравственно-правовые представления;
- нравственно-правовые
суждения и ценностные
- адекватные нравственно-
В соответствии с возрастными особенностями детей старшего дошкольного возраста под нравственно-правовыми представлениями мы понимаем формирование элементарных представлений о правах человека (право на имя, семью, жилище, владение личным имуществом, право на тайну личной жизни и т.д.). На основании психолого-педагогических исследований, изученных международных документов по правам человека мы считаем возможным конкретизировать содержание нравственно-правовых представлений детей по следующим линиям:
- представления о личных правах человека;
- представления о гражданских правах человека;
- представления о социальных и культурных правах человека.
Вторым компонентом правовой
культуры мы выделяем нравственно-правовые
суждения и ценностные ориентации личности.
Под нравственно-правовыми суждениями детей понимается
высказываемое ребёнком отношение к событиям
социальной действительности, людям, условиям
и образу жизни, их потребностям и поступкам,
правам и обязанностям, проявляемый интерес
к отношениям между людьми.
Ценностные ориентации – это способность ребёнка в поведении, во взаимодействии с другими людьми самостоятельно ориентироваться в таких общечеловеческих ценностях, как свобода, справедливость, равенство, уважение, достоинство, доброта, честность, порядочность, бережливость, а также несогласие и отрицание таких проявлений, как несправедливость, унижение, воровство, ложь, лицемерие.
Третьим компонентом правовой культуры на начальных этапах становления личности выступают адекватные нравственно-правовым представлениям, суждениям и ценностным ориентациям ребёнка модели правового поведения в обществе, означающие владение детьми навыками и умениями терпимого и ответственного поведения; согласовывать свои действия с действиями сверстников, замечать нарушения правил в собственном поведении и поступках других детей, подчиняться действующим правилам, при необходимости уметь устанавливать и изменять их, понимать причину конфликта и находить способ его конструктивного разрешения, вставать на защиту сверстника, чьи права нарушаются.
На основании анализа психолого-педагогических исследований по проблеме правового воспитания, исходя из сущности правовой культуры на начальных этапах становления личности, её структуры Н.Ю. Майданкина, М.А. Ковардакова выделили критерии её сформированности [22].
Так, в качестве первого критерия правовой культуры авторы рассматривают объём и содержание представлений воспитанников о правах и свободах человека. Как правило, системные представления детей о правах человека во многом определяют высокий или низкий уровень овладения ими правовой культурой в целом. Этот критерий имеет ярко выраженный познавательный характер, поэтому он определяется как когнитивный.
В качестве второго критерия
правовой культуры на начальных этапах
становления личности может выступать характер нравственно-правовых
суждений воспитанников о социальной
действительности, т.е. высказы-ваемое
ребёнком отношение к событиям социального
мира, а также усвоение ребёнком нравственно-правовых
ценностей. Поскольку суждения, цен-ностные
ориентации, отношение ребёнка строятся
на основе аналитическо-синтетической
деятельности, происходит установление
причинно-следственных связей, второй
критерий обозначается как оценочно-отношенческий.
Способность воспитанников демонстрировать адекватные ситуации модели нравственно-правового поведения служит ведущим – третьим критерием сформированности правовой культуры детей. Как каждый образовательный процесс, процесс правового воспитания должен иметь определённый результат. Результатом процесса правового воспитания и является овладение детьми элементарными моделями нравственно-правового поведения, которые представляют совокупность определённых навыков и умений: действовать в соответствии со сложившимися нравственно-правовыми представлениями, руководствуясь усвоенными ценностями, установленными правилами и нормами, этот критерий был определён как поведенческий.
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме позволил определить основы правовой культуры на начальных этапах становления личности – это совокупность таких компонентов, как нравственно-правовые представления, нравственно-правовые суждения и ценностные ориентации и отношения, адекватные им модели поведения детей.
Правовое воспитание дошкольников принято рассматривать в контексте решения задач нравственного воспитания. И если у человека не сформированы нравственные нормы поведения и взаимоотношений, то формирование правовых норм будет носить механистический, формальный характер (на уровне запоминания, знания, а не понимания и принятия). Нравственные и правовые нормы имеют много общего. Прежде всего - они регулируют взаимоотношения между людьми на основе уважения друг к другу. И нравственные и правовые нормы способствуют формированию ряда личностных качеств таких, например, как сдержанность, дисциплини-рованность, сочувствие, сопереживание по отношению к другим людям, а также развитию чувства собственного достоинства, самооценки.
Сходство между правовой и нравственной нормой помогает их конкретизировать для ребенка, приблизить к его жизненному опыту, практике поведения и взаимоотношений и, опираясь на понимание сходства, вести к пониманию различий. Различия заключаются в уровне обобщенности и требований к обязательному выполнению всеми членами общества (и даже человечества). Кроме того, одно из существенных различий - характер наказания за нарушение нормы. При нарушении нравственной нормы возможно наказание на уровне морального осуждения. При нарушении правовой нормы - следует наказание на уровне государственного законодательства.
Педагогический смысл правового воспитания детей дошкольного возраста заключается в закладывании основ свободной личности, обладающей чувством собственного достоинства и умеющей с уважением относиться к другим людям. Кроме того, раннее правовое воспитание способствует общему социальному развитию ребёнка - формированию сознания, познавательных интересов, обобщений и способности к самостоятельным умозаключениям [7].
Изучение и анализ психолого-педагогической литературы показал, что уже с младшего дошкольного возраста дети начинают в своем поведении ориентироваться на принятые нравственные нормы, а в старшем дошкольном возрасте уже способны следовать им и, что особенно важно для формирования в последующем правового сознания, объяснять смысл нравственной нормы и значимость её выполнения. В старшем дошкольном возрасте возникают психологические предпосылки (Ж. Пиаже, С.Г. Якобсон и др.) для формирования различных этических представлений: о дружбе (А.В. Булатова, Т.А. Маркова), о милосердии (И.А. Княжева, Т.В. Черник), о чувстве долга и справедливости (Р.Н. Ибрагимова, А.М. Виноградова).
Дети 6-7 лет вполне осознают и чувствуют несправедливость как по отношению к себе, так и по отношению к другим (любимым героям мультфильмов, к друзьям, родителям). Опираясь на такое проявление чувства справедливости, возможно рассчитывать на понимание ребёнком не только прав и обязанностей любого человека, но и своих [5].
Концептуальные основы правового воспитания детей дошкольного возраста разработаны С.А.Козловой. Ею уточнены понятия «окружающий мир», «социальный мир», «социальная действительность», «социализация», осуществлён ретроспективный анализ проблемы ознакомления детей дошкольного возраста с социальной действительностью [17]. С.А.Козлова указывает на организацию детской деятельности как обязательное условие познания социальной действительности, раскрывает её сущность (содержательность, творческий характер). Выявлена специфика познания детьми дошкольного возраста социальной действительности: закрепление формирующихся оценок, углубление знаний, воспитание качеств личности, приобретение ребёнком опыта жизни среди людей, осознание ими важности и необходимости владения нормами и правилами взаимодействия и деятельности, удовлетворение стремления к образу жизни взрослых.
Хотя правовое воспитание детей дошкольного возраста не выделено как самостоятельное направление работы по их социализации, для нашего исследования представляет интерес положение концепции С.А.Козловой об осознании дошкольниками необходимости и важности владения правилами и нормами взаимодействия и деятельности, как условия воспитания правовой культуры [16].
Среди работ, посвященных гражданско-правовому образованию детей дошкольного возраста, известны исследования Е.А.Казаевой. В ее иссле-дованиях конкретизировано понятие «гражданственность» относительно детей дошкольного возраста, которое включает представление о Родине, гражданских правах, обязанностях, уважительное отношение к людям разных национальностей, готовность выполнять обязанности дома и в детском саду.
В процесс воспитания основ гражданственности у старших дош-кольников Е.А.Казаева включает три последовательных этапа [32]:
• формирование у детей интереса к родному краю, гражданским правам, обязанностям, людям разных национальностей;
• уточнение, систематизация, обобщение, углубление представлений детей;
• закрепление полученных представлений в деятельности, формирование умений применять полученные представления в самостоятельной деятельности, оценивать поступки и действия других людей.
Впервые ознакомление дошкольников с правами человека как самостоятельную исследовательскую проблему поставила С.В.Федотова. Автор убедительно доказала актуальность данной проблемы, показала возможность и целесообразность знакомства дошкольников с правами человека, формирования у них элементарной системы правовых представлений [32; 33; 34].
С.В.Федотова предложила следующую структуру отбора содержания знаний о правах человека для старших дошкольников: права, с содержанием которых дети постоянно встречаются в своей жизни; права, которые наиболее часто нарушаются взрослыми или другими детьми; права, знание которых может способствовать развитию интереса детей к социальным явлениям, доступным для их познания на уровне элементарных обобщений.
Так же, как и работа Е.А.Казаевой, данное исследование основано на концепции С.А.Козловой: ознакомление дошкольников с правами человека рассматривается С.В.Федотовой в контексте их приобщения к социальной действительности, воспитания планетарного сознания и толерантного отношения к жителям Земли.
В течение многих десятилетий дошкольные общеобразовательные учреждения нашей страны работали по единой типовой программе воспитания и обучения детей. Последняя «Типовая программа воспитания и обучения в детском саду» (1987) ставила главными целями воспитания детей дошкольного возраста их всестороннее и гармоничное развитие, подготовку к обучению в школе. Обладая таким рядом достоинств, как научность содержания, чёткость структуры, обеспеченность методическими пособиями и рекомендациями, «Типовая программа» до сих пор востребована во многих дошкольных учреждениях страны, хотя она уже не соответствует новой парадигме дошкольного образования.
Поскольку в нашей стране понятия «гражданственность» и «патриотизм» долгое время считались равнозначными и употреблялись как синонимы, в педагогической литературе чаще использовалось понятие «патриотизм». Патриотизм соединял в себе две составляющие: глубокое чувство любви к Родине, преданность общественному строю.
Такая интерпретация «патриотизма» обусловила включение в «Типовую программу воспитания и обучения в детском саду» таких социокультурных сведений о своей стране, как название страны, её главного города, Кремль – место, где работает правительство, название родного города, его своеобразие и достопримечательности, праздничные даты. Детям давались определённые сведения из географии. Рекомендовалось знакомить с образами В.И.Ленина, Н.К.Крупской, М.И.Калинина, Ф.Э.Дзержинского. Дошкольников приобщали к произведениям мастеров художественного творчества – П.И.Чайковского, И.И.Левитана, А.С.Пушкина. Предполагалось сообщать детям сведения о героях труда и героях Великой Отечественной войны.
Концепцией дошкольного воспитания (1989) в рамках демократических изменений в стране провозглашены принципы децентрализации в управлении образованием и свободы выбора образовательных программ, разработки авторских программ. В современной практике дошкольного образования существует большое разнообразие программ. Их можно классифицировать как базовые, реализующие стандарт дошкольного воспитания; парциальные, реализующие приоритетное направление (социальное, речевое, художественное и др.), и региональные, отражающие социокультурные особенности своего региона.
Информация о работе Формирование у старших дошкольников представлений о правах