Формирование у старших дошкольников представлений о правах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2015 в 18:14, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: определить наиболее эффективные педагоги-ческие условия формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о правах человека.
Задачи исследования:
Раскрыть психолого-педагогические основы правового воспи-тания детей старшего дошкольного возраста на основе анализа психолого-педагогической литературы.
Изучить особенности представлений о правах человека у детей старшего дошкольного возраста

Файлы: 1 файл

курсовая сдана.doc

— 137.00 Кб (Скачать файл)

Одной из наиболее важных и актуальных социальных проблем сегодня является обеспечение и защита прав человека. Вопросам правового воспитания в последнее время уделяется все больше внимания. Связано это, как с более ранним созреванием и становлением личности ребенка, большим освещением данных вопросов в средствах массовой информации, появлением большого количества литературы по правовым вопросам. Таким образом, оказывается, что актуальная и насущная проблема оказывается для ребенка необходимой и начинать работу по правовому воспитанию нужно с дошкольного возраста. Хорошо, если уже в детстве ребёнок почувствует и осознает себя личностью, человеком, живущим в социуме и имеющим равные со взрослыми права, обязанности и свободы. Тогда у ребёнка сформируется понимание своей индивидуальности и чувства собственного достоинства, сознание того, что все люди разные, но у них много общего, все они имеют равные права.

Возникновение во второй половине XX века проблемы прав ребёнка подтверждает актуальность проблемы прав человека и является свидетельством поступательного развития человеческой цивилизации, высокого уровня культурных традиций общества. Проблема прав ребёнка нашла отражение в ряде международных документов: «Декларация прав ребёнка» (1959), «Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах» (1966), «Конвенция о правах ребёнка» (1989) и др.

 Современный этап развития  нашего общества характеризуется  сильнейшей правовой доминантой. В связи с этим правовое воспитание в системе гражданского образования становится ведущим (с 1996 года это направление получило уточняющее название – гражданско-правовое). По утверждению Г.Н.Филонова, сам феномен гражданственности полезно рассматривать в контексте основных идей и принципов «Всеобщей Декларации прав человека».

Суть правового воспитания заключается в формировании правового сознания и поведения гражданина, воспитания осознанного восприятия законов и уважительного отношения к ним.

Овладение личностью правовой культурой рассматривается как результат правового воспитания. Правовая культура личности – явление конкретно-историческое и имеет тесную связь с правовой культурой общества. Ядром правовой культуры общества является развитое общественное правосознание, где формируется сама идея закона, государства и власти.

В настоящее время разработаны принципы (Т.В.Болотина), содержание (Я.В.Соколов, В.В.Антонов), формы и методы (А.С.Прутченков, Е.С. Шабельник, М.А.Шкробова), условия (А.Ф.Никитин, С.А.Морозова, Т.А. Степанова, Е.А.Певцова, З.К.Шнекендорф, Н.И.Элиасберг, А.Н. Тубельский) гражданско-правового воспитания школьников.

Вместе с тем, анализ научно-педагогической литературы и практики позволил нам сделать вывод: несмотря на наличие довольно обширной литературы по проблемам правового воспитания, не все его теоретические аспекты разработаны в равной степени. Среди наиболее актуальных остается проблема правового воспитания детей дошкольного возраста.

В исследованиях, выполненных в 90-х годах, уточнено понятие «правовое воспитание», его роль в формировании правового государства, обоснована необходимость гармоничного сочетания нравственного и правового воспитания в гражданском обществе (С.Н.Апиян, 2001); конкретизировано понятие «гражданственность» по отношению к детям старшего дошкольного возраста (В.А.Казаева, 1999); доказана целесооб-разность и возможность формирования у старших дошкольников представлений о правах человека (С.В.Федотова, 2000).

Необходимость с ранних лет формировать у ребенка чувство веры в себя, в свои права и обязанности, связана с позитивным влиянием этих качеств личности на ее самоотношение, самовосприятие, самоощущение. Внимание к себе, постепенное осознание своих прав и обязанностей способствует тому, что ребенок приучается быть более свободным, научается уважать себя и других людей, понимать их чувства, переживания, поступки, мысли (С.А. Козлова).

Опираясь на исследования в области эмоциональной сферы дошкольников (А.В. Запорожец, А.Д. Кошелева, Я.З. Неверович, Л.П. Стрелкова и др.), мы можем предположить, что знания о правах человека послужат решению нравственного развития личности.

 

 

 


Информация о работе Формирование у старших дошкольников представлений о правах