Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 22:03, курсовая работа

Описание работы

Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Несмотря на многочисленные исследования, названная проблема недостаточно разработана в практике дошкольных образовательных учреждений, что обусловливает выбор темы настоящего исследования: «Формирование у детей дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни».
Цель исследования - выявить особенности формирования представлений дошкольников о здоровом образе жизни.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..….2
1.Теоретические основы формирования здорового образа жизни у
детей в условиях дошкольного образовательного учреждения…………...…..5
1.1. Сущность и содержание понятий «здоровье»,
«здоровый образ жизни»……………………………………………………..….5
1.2. Формирование у ребенка осознанного отношения к своему
здоровью…………………………………………………………………………12
1.3. Формирование у дошкольников позиции созидателя в
отношении своего здоровья……………………………………………………15
2. Методика организации программ «Будь здоров» в условиях ДОУ………..21
2.1 Цель и задачи программы…………………………………………….21
2.2 Условия реализации, формы, средства и дидактические
приемы, используемые в программе………………………………….………..26
Заключение……………………………………….………………………………32
Список используемой литературы……………………………………………34

Файлы: 1 файл

Курсовая раб..doc

— 191.50 Кб (Скачать файл)

В свою очередь, наличие этой потребности помогает решить важнейшую психологическую и социальную задачу становление у ребенка позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих.

Таким образом, воспитание здорового образа жизни - важнейшая проблема современности и может быть решена только при взаимодействии медицинских и педагогических средств.

 

1.3 Формирование у дошкольников позиции созидателя в

отношении своего здоровья

 

Актуальность  проблемы сохранения здоровья очевидна: среда существования становится все более техногенной, экологическая обстановка ухудшается, изменяются привычки человека. Ухудшающееся здоровье взрослых прямо влияет на состояния здоровья их детей. Как результат - дети с врожденными патологиями, ослабленным иммунитетом. Чтобы быть полноценным, успешным членом современного общества, необходимо иметь высокий профессиональный и личностный статус, что является труднодостижимым для людей с проблемами здоровья.

Одна из задач  воспитания заключается в том, чтобы  наши малыши болели как можно меньше, а в идеале - вышли из детского сада в школу практически здоровыми, бодрыми, жизнерадостными. Для достижения этой цели необходима слаженная работа всего коллектива дошкольного учреждения в тесном сотрудничестве с родителями.

Связь дошкольного учреждения с семьей очень важна. Ведь именно в этом возрасте начинается формирование здоровья ребенка.

Сотрудничая вместе с родителями, следует объективно оценить состояние здоровья, физического и двигательного развития, спрогнозировать его улучшение; наметить единые подходы к распорядку дня, питанию, одежде, организации условий для двигательной активности ребенка. В конце года важно вместе оценить, насколько здоровье ребенка стало лучше, как он продвинулся в своем физическом развитии, овладел ли необходимым минимумом двигательных умений.

Воспитателям  и родителям надо находить время  для ежедневного обмена информацией о здоровье и самочувствии ребенка в семье и детском учреждении. Этому способствуют индивидуальные беседы с родителями, содержание родительских уголков, соотнесение требований дошкольного учреждения и семьи, проведение мероприятий по уменьшению адаптационного стресса при переходе ребенка из семьи в детский сад, использование комплексно-оздоровительных мероприятий с обязательным учетом выявленных отклонений в здоровье каждого ребенка.

В детском учреждении полезно иметь небольшую педагогическую библиотечку, списки популярной литературы по наиболее злободневным вопросам здоровья.

Встречи с родителями наиболее эффективны, если используются деловые игры: продумываются ситуации, в которых родителям необходимо найти правильный выход, выразить свою позицию, доказать ее, решить педагогическую задачу.

Согласно исследованиям  возрастной динамики значимости здоровья и здорового образа жизни, их приоритетная роль чаще всего отмечается у представителей старшего поколения. В иерархии ценностей маленького человека доминируют игра и общение со сверстниками. В понимании детей роль физического, психического и социального здоровья и соответствующего здорового образа жизни еще не находит должного места. Биологические потребности (голод, жажда и пр.), потребность в безопасности, любви, присущие ребенку, ни по отдельности, ни вместе не создают фундамента потребности в здоровом образе жизни, которую мы должны отнести к высшей потребности. И ее возникновение прямо связано с социально-гигиенической средой, в которой воспитывается ребенок.

Гигиенически  организованная социальная среда обитания ребенка в дошкольном образовательном учреждении является первым и основным условием развития у него потребности в здоровом образе жизни. Учитывая, что значительную часть своей жизни ребенок находится в дошкольном учреждении, оно в силу специфики своей деятельности и возможностей несет большую, чем родители, ответственность за возникновение и развитие этой потребности.

Микросреда  дошкольного учреждения должна отвечать не только санитарно-гигиеническим требованиям. Она должна отвечать требованиям гигиены нервной системы, психологической безопасности, гигиены социальных отношений. Безупречное обеспечение базовых потребностей индивида создает предпосылки возникновения высших потребностей, к которым мы относим потребность в здоровье и здоровом образе жизни у здорового человека. Мы должны понимать, что воспитание у детей этой потребности - задача государственной важности, а оздоровительная деятельность дошкольного образовательного учреждения - это долгосрочная инвестиция государства в семью, которая вернется ему в виде здоровых и полноценных граждан.

Вторым по важности условием воспитания у детей потребности  в здоровом образе жизни является наличие в дошкольном учреждении специальной обучающей программы, которая была бы нацелена на приобретение детьми комплекса необходимых навыков и привычек ухода за собой, своим телом, бережного отношения к окружающим людям, дело в том, что многие потребности связаны с привычками.

Если человек  постоянно занимается гимнастикой, оздоровительным бегом и т.д., то в определенное время у него наступает чувство «мышечного томления». Организм привык получать нагрузку и как бы просит своего хозяина: «Ну, давай, побегай!». Чувство мышечного томления связано с позитивными изменениями в гормональной сфере, и его появление говорит о наличии у человека потребности в систематических движениях. Приведенный пример показывает, что потребность в здоровом образе жизни вызвана особым внутренним состоянием человека, связанным с чувством удовольствия, комфортности, удовлетворения.

Создавая гигиеническую  среду обитания в дошкольном учреждении, предполагающую обеспечение необходимых условий для приобретения детьми навыков здорового образа жизни, мы должны учитывать эффект задержанной обратной связи. Его суть заключается в том, что люди предпочитают не обременять себя работой над собственным здоровьем, поскольку результат от затраченных усилий может быть не сразу заметен и очевиден. Занятия физкультурой, закаливание приносят ощутимый эффект далеко не сразу, чаще через месяцы и даже годы. Люди, а тем более дети, этого не понимают, и зачастую им этого не объясняют. Не получив быстрых результатов от полезных для своего здоровья действий, дети теряют к ним интерес и выполняют их механически, а если появляется возможность, то попросту увиливают.

Эффект задержанной  обратной связи - одна из главных причин негигиенического поведения детей и взрослых, пренебрежения ими правилами здорового образа жизни. Мы должны учитывать специфику этого эффекта при организации оздоровительной работы и позаботиться о том, чтобы самим не попасть в эту ловушку. В программе, формирующей у детей привычки здорового образа жизни, должен быть учтен лучший опыт семейного воспитания. Он должен стать достоянием коллектива родителей и педагогов.

В этом случае важны методы и средства быстрого приобретения привычек здорового образа жизни. От привычки к потребности — от потребности к здоровому образу жизни - таким должен быть алгоритм деятельности дошкольного образовательного учреждения.

Третьим условием формирования у детей потребности  в здоровом образе жизни является овладение системой понятий о своем организме, здоровье и здоровом образе жизни [10].

Потребность в  здоровье и здоровом образе жизни  у ребенка формируется также на основе представлений о самом себе, своих физических и личностных возможностях, о том, что для здоровья вредно, а что полезно. Например, вредно не чистить зубы, не стричь ногти, не заниматься гимнастикой. Эти знания дети приобретают на специальных занятиях. Система знаний о своем организме, здоровье представляет собой целостный интегрированный курс с другими образовательными областями. Этот курс, несмотря на то, что некоторая часть его содержания совпадает с содержанием широко распространенного в системе дошкольного образования России курса ОБЖ, имеет ряд существенных отличий, в том числе и по методике организации занятий.

Во-первых, этот курс легко интегрируется в другие образовательные курсы, что позволяет "укладываться" в отведенное для занятий время и не перегружать детей.

Во-вторых, методика организации занятий нацеливает педагога на то, чтобы дети в полной мере были субъектами образовательного процесса, дети должны сами сформулировать соответствующие выводы.

В-третьих, на этих занятиях дети должны осваивать практику самомониторинга здоровья.

В-четвертых, содержание занятий должно в полной мере соответствовать практике физкультурно-оздоровительной работы, проводимой в дошкольном учреждении.

Становясь активными  участниками образовательного процесса, ощущая его органичную связь с тем, что требуют от них в плане ухода за своим телом взрослые, дети полнее осознают связь между состоянием своего организма и их собственной заботой о нем.

Четвертым условием формирования позиции созидателя своего здоровья является реализация принципа резонанса при организации физического воспитания детей. Сущность его заключается в создании взрослыми бесчисленных ситуаций для бесконечного проявления детьми своих растущих физических возможностей [11].

Из всего  выше изложенного мы можем сделать вывод, что дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту.

 

 

2. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОГРАММ «БУДЬ ЗДОРОВ»

 В  УСЛОВИЯХ ДОУ

 

2.1 Цель  и задачи программы

 

Дошкольный  возраст - самый поддающийся воздействиям период. В 
этом возрасте ребенок быстро обучается и усваивает. По опыту своей работы 
в МБДОУ «Березка» г. Зернограда мы убедились в необходимости поддержания и укрепления здоровья детей.

На основании  вышесказанного воспитателями была разработана программа «Будь здоров!», которая направлена на воспитание основ культуры здоровья и безопасности, формирования представления дошкольника о себе и о здоровом образе жизни, о правилах гигиены, охране здоровья и основывается на физиологических, психолого-педагогических, валеологических исследованиях.

В программу  включены разделы:

- «Я!»,

- «Физкультура!»,

- «Внимание!»",

- «Опасность!»,

- «Мой - до - дыр!».

Программа составлена с учетом документов:

• программы  развития и воспитания детей в  детском саду «Детство» под ред. Логинов В.И. «Детство». «Программа развития и воспитания детей в детском саду». Цель: валеологическое просвещение дошкольников: развитие представлений о здоровом образе жизни, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах безопасного поведения.

 

 

  • программы «Здоровье» Л.Г.Татарниковой. Цель: ознакомление с 
    характеристиками опасных и вредных факторов и экстремальных ситуаций: 
    формирование знаний и умений по защите здоровья от последствий этих 
    ситуаций.
  • региональной   программы   физического   и   валеологического 
    развития детей дошкольного возраста «Азбука здоровья» Т.Э.Токаевой. Цель:   с  помощью  валеологической  сказки,  через  игры-драматизации, ролевые игры, вечера загадок и волшебных превращений, воспитывать у детей основ двигательной культуры, привычки к рациональному питанию, закаливанию, соблюдению гигиенических норм, отказ от вредных привычек, способствующих укреплению здоровья.
  • программы «Школа здорового человека» Г.И.Кулика, Н.Н.Сер-гиенко. Цель: формирование представления дошкольника о себе и о здоровом образе жизни, о правилах гигиены и охране здоровья.
  • программы  «Я  и мое тело»   С.Е.Шукшина. Цель: через увлекательные   занятия   и   дидактические   игры,    познакомить   детей дошкольного   возраста   со   строением   человеческого  тела,   функциями различных органов.
  • программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» 
    Р.Стеркиной, Н.Авдеевой, О.Князевой. Цель: используя различные формы и методы обучения с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей своеобразия местных и бытовых условий,  формировать у них адекватное поведение в различных жизненных ситуациях, безопасность жизни.
  • программы «Разговор о правильном питании» М.М. Безруких, Т.А.Филипповой, А.Г. Макеевой. Цель в увлекательной, доступной для детского восприятия форме научить здоровому образу жизни и правильному 
    питанию, познакомить детей с тем, какую пользу или вред приносят те или 
    иные продукты.
  • «Игровой  массаж» - методики  спецзакаливания  детей А.Уманской и К.Динейки. Цель: профилактика и коррекция здоровья детей в игровой форме, улучшение эмоционально-психического состояния дошкольников.

• нестандартной оздоровительно-развивающей программы «Игропластика»,  разработанной  авторским  коллективом  ДОУ  №  383 Приволжского района г. Казани. Цель: развитие возможностей, заложенных в детях от природы.

Целью нашей программы является следующее: сформировать у дошкольников основы здорового образа жизни, добиться осознанного выполнения правил здоровосбережения и ответственного отношения как к собственному здоровью так и здоровью окружающих.

Информация о работе Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста