Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 22:03, курсовая работа

Описание работы

Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Несмотря на многочисленные исследования, названная проблема недостаточно разработана в практике дошкольных образовательных учреждений, что обусловливает выбор темы настоящего исследования: «Формирование у детей дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни».
Цель исследования - выявить особенности формирования представлений дошкольников о здоровом образе жизни.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..….2
1.Теоретические основы формирования здорового образа жизни у
детей в условиях дошкольного образовательного учреждения…………...…..5
1.1. Сущность и содержание понятий «здоровье»,
«здоровый образ жизни»……………………………………………………..….5
1.2. Формирование у ребенка осознанного отношения к своему
здоровью…………………………………………………………………………12
1.3. Формирование у дошкольников позиции созидателя в
отношении своего здоровья……………………………………………………15
2. Методика организации программ «Будь здоров» в условиях ДОУ………..21
2.1 Цель и задачи программы…………………………………………….21
2.2 Условия реализации, формы, средства и дидактические
приемы, используемые в программе………………………………….………..26
Заключение……………………………………….………………………………32
Список используемой литературы……………………………………………34

Файлы: 1 файл

Курсовая раб..doc

— 191.50 Кб (Скачать файл)

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

  • сформировать у детей адекватное представление об окружающем 
    человеке (о строении собственного тела);
  • помочь ребенку создать целостное представление о своем теле,
  • научить «слушать» и «слышать» свой организм;
  • осознать  самоценность  своей  и  ценность  жизни  другого человека;
  • формировать   потребность   в   физическом   и   нравственном самосовершенствовании, в здоровом образе жизни;
  • привить навыки профилактики и гигиены, первой медицинской помощи, развивать умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков для себя и своих сверстников;
  • развивать охранительное самосознание, воспитывать уважение к 
    жизни другого человека, умение сочувствовать, сопереживать чужой боли;
  • ознакомить с правилами поведения на улице, в быту;
  • научить   ребенка   обращаться   с   опасными   для   здоровья 
    веществами;
  • ознакомить детей  с травмирующими ситуациями, дать 

представления о правилах ухода за больным (заботиться, не шуметь, выполнять просьбы и поручения).

• формировать  правильное поведение ребенка в процессе выполнения всех видов деятельности.

В программе  отражены вопросы ознакомления детей  с охраной здоровья, правила личной гигиены, строение организма, правила поведения в различных ситуациях.

Для каждой возрастной группы поставлены свои задачи. 
         Младшая группа: 
       - " Я ! ". Формировать представление о себе как отдельном человеке; рассказать о способах заботы о себе и окружающем мире; показать модели социального поведения.

Средняя группа:  
      - " Я ! ". Продолжить идентифицировать свое имя с собой; познакомить с внешними частями тела; дать представление о способах выражения своих состояний с помощью мимики и жестов (подняты брови, сжаты губы надуты щеки); ценить свое тело; знать основные правила заботы о нем; устанавливать связи между строением органа и его назначением, между своим состоянием и способами заботы о себе и окружающем мире. Учить одеваться и раздеваться самостоятельно, застегивать пуговицы, зашнуровывать ботинки, аккуратно складывать и убирать одежду на место; вежливо обращаться за помощью к сверстнику или взрослому.  
      Уточнить знания ребенка об имени, фамилии, возрасте, своем доме.

  Старшая группа: 
       - " Я ! ". Расширять знания ребенка о себе, своем имени, фамилии, возрасте, наследственных особенностях организма, телосложении, походке, реакции на некоторые продукты питания; рассказать, для чего нужно сердце, почему оно стучит, для чего нужны уши, глаза, как мы двигаемся, дышим, общаемся с другими людьми. представлять в общих чертах развитие человека; младенец, дошкольник, школьник, мама (папа), бабушка (дедушка), различать половую принадлежность по внешнему облику (черты лица, особенности телосложения). Бережно относиться к своему организму, осознавать назначение отдельных органов, условия их нормального функционирования. "У меня есть замечательный помощник — скелет, он помогает мне стоять, сидеть и защищает внутренние органы: сердце, печень, легкие от повреждений, поэтому нужно его беречь, учиться правильно падать на лыжах, на коньках. Тренироваться, заниматься гимнастикой и физическими упражнениями". Ответственно относиться к внутренним органам, выполнять основные валеологические правила: 
     —  помоги своему сердцу работой всех мышц, занимайся ежедневно физическими упражнениями;

     — помоги своим легким дышать свежим воздухом, не ленись ежедневно гулять в парке, на участке, сон с открытой форточкой;

     — помоги работе желудка и кишечника, пережевывай "33 раза" каждый кусочек пищи;

     — помоги своему мозгу мыслить, думать, береги от ушибов свою умную голову, совершай добрые поступки.

Подготовительная  группа: 
      - " Я ! ". Формировать положительную оценку и образ себя; обращать внимание на свою внешность; отвечать на вопросы (Тебе нравится свое имя, хотел бы ты, чтобы тебя звали по-другому? Как? Какое у тебя полное имя, отчество, а мамы и папы? Какая у тебя семья, твои домашние обязанности?) 
Рассказать о способах бережного отношения человека к своему телу, о неприятностях, которые подстерегают человека, не выполняющего правила жизненной безопасности. Познакомить детей с чувствами и настроениями человека, показать, как они отражаются на его лице (страх, усталость, обида, радость, тревога, удивление, бодрость, смех, раздражение, испуг, слезы, беспокойство, уныние, благодушие, дружелюбие, восхищение, ужас, интерес). Рассказать о здоровье человека, о сохранении целостности органов. Называть характерные признаки состояния здоровья и нездоровья, рассказывать о ситуациях, которые произошли или могут произойти при нарушении правил, из-за лени, неумения.

Принципы  реализации программы.

1. Доступность:

  • учет возрастных особенностей детей
  • адаптированность материала к возрасту

2.  Систематичность и последовательность:

  • постепенная подача материала от простого к сложному
  • частое повторение усвоенных правил и норм. 
    3. Наглядность:
  • учет особенностей мышления 
    4. Динамичность:
  • интеграция программы в разные виды деятельности 
    5. Дифференциация:

- создание благоприятной  среды для усвоения норм и  правил здорового образа жизни каждым ребенком [28].

Таким образом, положительное влияние при обучении здоровому образу жизни, у ребенка устанавливаются психологические контакты с окружающими его близкими людьми, друзьями, воспитателями, формируется положительные межличностные отношения в семье и в детском коллективе, что позволяет решать вопрос сохранения и укрепления здоровья детей, формированию здорового образа жизни.

 

2.2 Условия  реализации, формы, средства и дидактические

приемы, используемые в программе

 

Целью нашей  системы оздоровления стало создание таких условий, которые помогут каждому ребенку стать телесно и психически здоровым, многогранно способным, радостным и счастливым.

Для реализации данной программы в детском саду созданы следующие условия:

  • музыкально-физкультурный зал, оборудованный современным 
    оборудованием;
  • физкультурный уголок в групповой комнате. Пособия, которые 
    есть, стимулируют активные движения детей, способствуют закреплению двигательных умений, освоенных на занятиях физкультурой. Каждое пособие остается в уголке не более 5-7 дней, пока оно вызывает интерес у детей и 
    правильно ими используется, а затем заменяется другим. По все групповой 
    комнате «расчерчены» следы, классы, линии.
  • спортивная площадка (на участке детского сада), уголок релаксации в групповой комнате;
  • медицинский кабинет.

Физкультурно-оздоровительная  деятельность включает в себя:                                                                 1. Создание системы двигательной активности в течение дня:

  • утренняя гимнастика (ежедневно);
  • физкультурные занятия (3 раза в неделю);
  • музыкально-ритмические занятия (2 +2 раза в неделю);
  • прогулки с включением подвижных игр;
  • оздоровительный бег (ежедневно);

 

  • пальчиковая   гимнастика   (ежедневно   во   время   режимных 
    моментов)
  • зрительная,   дыхательная,    корригирующая   гимнастика   на

соответствующих занятиях);

  • оздоровительная гимнастика после дневного сна (ежедневно);
  • физкультминутки   и   паузы   (на   малоподвижных   занятия: 
    ежедневно);
  • эмоциональные разрядки, релаксация;
  • ходьба по массажным коврикам, песку, гальке (босохождение);
  • спортивные досуги, развлечения, праздники (1 раз месяц).

 

  1. Дни здоровья (с привлечением родителей) - 1 раз в квартал.
  2. Летняя оздоровительная площадка.

Реализация  программы осуществляется через  занятия, в совместной деятельности педагога, через режимные моменты; игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность детей.

Используются  следующие методические приемы:

  • рассказы и беседы воспитателя;
  • заучивание стихотворений;
  • моделирование различных ситуаций;
  • рассматривание илл<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" style=" font-family: 'Times New Roman', 'Arial'; font-size: 14pt; text-dec

Информация о работе Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста