Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 17:38, дипломная работа
В России валеологии в последние годы уделяется много внимания, как в научной литературе, так и в работе различных съездов, конференций и форумов, посвященных оздоровлению населения; в школах вводится учебный предмет «Валеология», в ряде регионов страны в штатном расписании школ предусмотрена должность «педагог-валеолог-организатор»
Необходимо совместными усилиями родителей, педагогов, специалистов имеющих подготовку по основам валеологии формировать у детей понятие здорового образа жизни, воспитывать соответствующие навыки и привычки, что будет способствовать эффективности мер социальной защиты здоровья детей.
Целью исследования является - выявить основные направления работы социального педагога по формированию здорового образа жизни среди подростков.
Введение
Глава 1. Анализ научно-педагогической литературы о роли влияния образа жизни на здоровье детей
1.1 Понятия здоровьесберегающих технологий; функции, принципы работы, классификация
1.2 Здоровый образ жизни как социально-педагогическое явление: необходимые условия для формирования здорового образа жизни детей
1.3 Деятельность социального педагога по формированию здорового образа жизни с учетом возрастных, психолого-физиологических и социальных характеристик подростков
Выводы по 1 главе
Глава 2. Социально-педагогическая деятельность по формированию здорового образа жизни детей и подростков
2.1. Исследование о состоянии здоровья среди старшеклассников
2.2. Рекомендации социальному педагогу по формированию здорового образа жизни среди детей и подростков
Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы
Приложение
Профессиональная деятельность требует творческого процесса, проявления знаний во многих областях науки.
Выводы по 1 главе
Сделав анализ научной педагогической литературы о роли влияния образа жизни на здоровье детей и подростков, мы пришли к выводам:
1. Для формирования культуры здоровья обучающихся необходимо, прежде всего, заинтересованное и творческое отношение к работе всего педагогического сообщества республики: от работников министерства образования до учителя, воспитателя, преподавателя и ученого в каждом образовательном учреждении.
2. Понятие здоровья отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания; само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.
3. Признаками здоровья являются:
специфическая (иммунная) и неспецифическая устойчивость к действию повреждающих факторов;
показатели роста и развития;
функциональное состояние и резервные возможности организма;
наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития;
уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.
4. Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья.
5. Одной из составляющих здорового образа жизни является отказ от разрушителей здоровья: курения, употребления алкогольных напитков и наркотических веществ.
6. Деятельность по формированию здорового образа жизни социальный педагог проводит с учетом возрастных и индивидуальных морфофизиологических и психологических особенностей детей и взрослых. При этом особое внимание следует уделять таким возрастным этапам, как дошкольный, подростковый и юношеский, когда имеет место особенно интенсивный рост и перестройка функционального состояния всех систем жизнедеятельности развивающегося организма.
7. Деятельность социального педагога должна быть нацелена на формирование здоровых социально-психологических установок путем просвещения родителей и внушения мысли о личной ответственности родителей за каждый случай употребления алкоголя детьми.
Глава 2. Социально-педагогическая деятельность по формированию здорового образа жизни
2.1 Исследование о состоянии здоровья среди старшеклассников
Логика нашей курсовой работы обусловила проведение опытно-экспериментальной работы. В эксперименте участвовало 20 учащихся старших классов (табл. 1 «Список детей, участвующих в исследовании») Варненской школы №1. Всего в школе обучается 534 учащихся; 80 учителей.
На констатирующем этапе мы преследовали цель: выявить причины в отклонении состояния здоровья учащихся.
Проводился с сентября 2009 года по март 2009 года.
Нами ставились следующие задачи:
Изучить состояние здоровья старшеклассников.
Выявить уровень состояния здоровья.
Выявить отношение учащихся к своему здоровью.
Исходя из этого, нами использовались следующие методы исследования:
Анкетные тесты по скрининг - программе
Анкета с целью выяснения отношения школьников к своему здоровью, его места среди других жизненных ценностей
Анкета выяснения отношения учащихся к курению
Нами проведено исследование состояния здоровья старшеклассников с использованием специальной скрининг-программы, разработанной НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи Госкомнаэпиднадзора Российской Федерации.
Вся скрининг-программа состоит из тестов и дифференцирована для обследования детей и подростков разного возраста.
Провели анкетный тест-опрос учащихся с помощью специальной анкеты (см. приложение). Опрос направлен на выявление отклонения со стороны нервной, сердечнососудистой, пищеварительной, эндокринной систем, аллергические заболевания и реакции.
Анкета-опрос содержит 21 вопрос (с ответами «да»; «нет»)
Цель: выявить отклонения в состоянии здоровья.
В опросе участвовало 20 учащихся старших классов (10 девушек; 10 юношей).
По итогам анкетных данных у учащихся на первом месте отклонения со стороны нервной системы (вопросы 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7) -50%. У 80% учащихся слабость, утомление после занятий в школе; наблюдаются жалобы на беспричинные головные боли, после школы - 60%; бывает нарушение сна (плохое засыпание, чуткий сон, трудное вставание) - 55%; при волнении отмечается потливость, красные пятна - 35%; бывает слезливость - 30%.
(рис. 2.1.1)
Отсюда следует, что, оклонения в состоянии нервной системы могут быть:
вследствие переутомления насыщенностью учебной программы;
учащиеся практически не дышат свежим воздухом, целый день, находясь в плохо проветриваемом, закрытом помещении;
под влиянием длительно действующих отрицательных социально-бытовых факторов (конфликты в семье, развод родителей, алкоголизм родителей, существенные нарушения суточного режима дня, частая смена школ, школьного коллектива, учителей);
изменения связаны также с повышенной реакцией некоторых детей на гормоны в период полового созревания;
В связи с этим, учащиеся с функциональными нарушениями нервной системы страдают раздражительностью, головными болями, нарушенями сна, у старшеклассников возникают боли в области сердца, повышенная потливость.
В сложных ситуациях школьной жизни проявляют невротические реакции, тяжело реагируют на получение плохой оценки. По мере уменьшения учебной нагрузки невротическое состояние и повышенная утомляемость проходят.
Учащиеся требуют очень внимательного врачебно-педагогического подхода и общения. Этим детям особенно важно выполнять правильный режим труда и отдыха. Им необходимы сон достаточной продолжительности и прогулки на свежем воздухе.
Далее на втором месте у учащихся отмечаются отклонения со стороны пищеварительной системы (вопросы 11; 12; 13; 14; 15; 16; 17). Жалобы на боли в животе у 45%; бывают нарушения стула - 20%; боли после приема пищи, до еды - 15%; бывает отрыжка, изжога, тошнота - 5%.
(рис. 2.1.2)
Нарушения со стороны пищеварительной системы могут быть обусловлены:
нарушением режима питания (отсутствие 5 разового питания);
неправильное соотношение белков, жиров, углеводов;
однообразной, низкокалорийной пищей (дефицит достаточного количества употребления фруктов, овощей);
гиподинамией, так как дети большую часть времени проводят в школе, за рабочим столом;
стрессовые ситуации в школе и дома, которые ведут к нарушению нервной регуляции пищеварительного тракта, что приводит к недостаточному перевариванию, плохой усваиваемости пищи;
из-за психических перегрузок возникают боли в животе, тошнота, рвота.
В связи с этим школьникам с отклонениями в пищеварительной системе необходимы:
оздоровительные мероприятия;
психотерапия;
прогулки;
плавание;
лечебная гимнастика;
частое питание малыми дозами в спокойной обстановке;
соблюдение рационального режима в школе и семье;
сон и прогулки на свежем воздухе достаточной продолжительности.
На третьем месте отклонения со стороны сердечнососудистой системы (вопросы 8; 9). Бывают боли, неприятные ощущения в области сердца, сердцебиение - 45% учащихся; отмечалось повышение артериального давления у 30% детей.
У школьников отмечается вегетососудистая дистония. Развитию сосудистой дистонии способствуют следующие неблагоприятные факторы:
наследственная отягощенность по гипертонической болезни;
снижение двигательной активности (гиподинамия) школьников;
хронические инфекционные процессы в организме (кариес зубов, гастрит, ревматизм, хронический тонзиллит);
ведущий фактор, в нарушении сердечнососудистой деятельности - умственное переутомление.
(рис. 2.1.3)
Дети с нарушениями сердечнососудистой системы отличаются раздражительностью, повышенной утомляемостью. Они жалуются на головные боли, боли в области сердца, одышку, плохо спят.
Для профилактики сосудистых нарушений необходимо правильно организовывать режим дня школьников, увеличивать двигательную активность, широко применять средства закаливания, снимать чрезмерную умственную нагрузку.
На четвертом месте у учащихся отклонения со стороны дыхательной системы (вопрос 10). Бывают часто: насморк, кашель, потеря голоса у 70% учащихся.
Болезни органов дыхания в основном формируются в дошкольном и младшем школьном возрасте, но у неоторых впервые могут развиваться в период полового созревания.
Развитию заболеваний способствуют:
недостаточность витаминов и микроэлементов для растущего организма, что снижает защитные силы организма, ослабляет иммунитет;
низкий температурный режим в школе и дома, невозможность проветривания помещений, где застой воздуха способствует размножению болезнетворных микробов;
хронические очаги инфекции (кариозные зубы, хронический тонзиллит).
Детям рекомендуется усиленное питание и закаливающие организм процедуры.
В результате проведённого анкетирования с целью выяснения отношения школьников к своему здоровью, его места среди других жизненных ценностей были получены следующие сведения:
· На вопрос о соблюдении правил личной гигиены нами был получен 100% положительный ответ. Это обусловлено тем, что знания по гигиенической и медико-санитарной обработке дети получают в школе при изучении таких предметов как ботаника, зоология, анатомия. Также дети среднего школьного возраста, помимо закрепления знаний о режиме дня, личной гигиене, об уходе за жилищем, о предупреждении ряда инфекционных и глистных заболеваний и т.д. получают сведения о физиологических механизмах формирования осанки, о таких понятиях как круглая или плоская спина, искривление позвоночника, плоскостопие, а также о мерах их профилактики. По-видимому, сказалось и проведение факультативных занятий. Например: в период повышения частоты простудных или инфекционных занятий, проводились беседы о мерах профилактики этих заболеваний.
· 75% класса имеют свой личный распорядок дня. Из этого можно сделать вывод, что большая половина класса осознаёт, что: соблюдение режима дня предполагает более быстрое втягивание в работу, крепкий сон. Высокий процент положительных ответов обусловлен проведением факультативного занятия на тему: твой режим дня. Были затронуты следующие вопросы: влияние нормального режима дня на нормальное функционирование и чёткое взаимодействие всех органов и систем организма. О том, что правильное построение режима дня предохраняет нервную систему от переутомления, обеспечивает высокую работоспособность на протяжении учебного дня, года.
Было выяснено, что основными режимными моментами в суточном бюджете времени у учеников являются: учебные занятия в школе и дома, подвижные игры, спортивные развлечения, прогулки, спортивные развлечения, прогулки, свободное время, приём пищи, ночной сон, помощь в семье.
· Результаты исследования свидетельствуют о том, что 50% класса дополнительно занимаются в спортивных секциях, группах. Это связано прежде всего с тем, что эти ученики состоят в общешкольных командах по различным видам спорта. Принимают участие в районных спортивно-классовых мероприятиях. А спортивные секции в свою очередь способствуют повышению общей и специальной (по отношению к определённому виду спорта) физической подготовки, удовлетворению индивидуальных интересов, и потребностей в занятиях любимым видом спорта, раскрытию и совершенствованию спортивных талантов, подготовке к участию в спортивных соревнованиях.
В данной школе организованы лекционные занятия по следующим видам спорта: баскетбол, волейбол, легкая атлетика, настольный теннис.
Для выяснения предъявляемых причин курения была составлена анкета, состоявшая из 11 вопросов.
Вопрос 1 «Пробовали ли Вы когда-нибудь курить?» помогает сразу понять, в какую подкатегорию попадает человек.
Подвопросы «Если да, то в какой ситуации», «Почему?», «Если нет, то исходя из каких убеждений» раскрывают причины, толкнувшие человека к курению или отказу от него.
Вопрос 2 «Курят ли члены Вашей семьи?» был поставлен для того, чтобы понять, влияет ли наличие курящих членов семьи на курение или отказ от него у других членов семьи.
Подвопрос «Если да, то кто» - для того, чтобы выяснить, кто из членов семьи больше других влияет на курение или отказ от него у остальных ее членов.
Вопрос 3 «Курят ли Ваши друзья» (можно указать несколько вариантов ответов)» - выяснение влияния курящих или некурящих друзей на курение опрошенных.
Вопрос 4 «Есть ли у Вас в кармане спички или зажигалка?» являлся вопросом на доверие, поскольку почти наверняка курящий человек имеет в кармане что-либо из перечисленного.
Вопрос 5 «Если Вы курите, то как часто, если нет, то насколько часто Вам хочется?» был направлен на выявление желания закурить у опрошенных для дальнейшей попытки понять его причины.
Информация о работе Формирование зож в деятельности социального педагога