Формирование зож в деятельности социального педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 17:38, дипломная работа

Описание работы

В России валеологии в последние годы уделяется много внимания, как в научной литературе, так и в работе различных съездов, конференций и форумов, посвященных оздоровлению населения; в школах вводится учебный предмет «Валеология», в ряде регионов страны в штатном расписании школ предусмотрена должность «педагог-валеолог-организатор»
Необходимо совместными усилиями родителей, педагогов, специалистов имеющих подготовку по основам валеологии формировать у детей понятие здорового образа жизни, воспитывать соответствующие навыки и привычки, что будет способствовать эффективности мер социальной защиты здоровья детей.
Целью исследования является - выявить основные направления работы социального педагога по формированию здорового образа жизни среди подростков.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Анализ научно-педагогической литературы о роли влияния образа жизни на здоровье детей
1.1 Понятия здоровьесберегающих технологий; функции, принципы работы, классификация
1.2 Здоровый образ жизни как социально-педагогическое явление: необходимые условия для формирования здорового образа жизни детей
1.3 Деятельность социального педагога по формированию здорового образа жизни с учетом возрастных, психолого-физиологических и социальных характеристик подростков
Выводы по 1 главе
Глава 2. Социально-педагогическая деятельность по формированию здорового образа жизни детей и подростков
2.1. Исследование о состоянии здоровья среди старшеклассников
2.2. Рекомендации социальному педагогу по формированию здорового образа жизни среди детей и подростков
Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

деятельность соц педагога.doc

— 267.00 Кб (Скачать файл)

Нами проведено исследование состояния здоровья старшеклассников с использованием специальной скрининг-программы, разработанной НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи Госкомнаэпиднадзора Российской Федерации. Вся скрининг-программа состоит из тестов и дифференцирована для обследования детей и подростков разного возраста.

По итогам анкетных данных у учащихся на первом месте отклонения со стороны нервной системы. Далее на втором месте у учащихся отмечаются отклонения со стороны пищеварительной системы, на третьем месте отклонения со стороны сердечнососудистой системы. На четвертом месте у учащихся отклонения со стороны дыхательной системы, на пятом месте отклонения со стороны мочевыделительной системы. На шестом месте аллергические реакции на пищу, запахи. Аллергия проявляется при:

неблагоприятной экологической обстановке;

наследственной предрасположенности (бронхиальная астма, экземы, аллергические дерматиты);

отсутствии грудного вскармливания в раннем возрасте;

активном и пассивном курении;

употреблении в пищу консервированных продуктов, импортных продуктов в большом количестве (цитрусовые, шоколадные конфеты, морепродукты, колбасные изделия);

широком рапространении и использовании в большом количестве химических аэрозолей (лаки, краски, дезодоранты).

Таким образом, цель исследования - выявить основные направления работы социального педагога по формированию здорового образа жизни среди подростков достигнута, задачи решены, гипотеза нашла свое подтверждение.

Список литературы

1. Антропова М.В. Гигиена детей и подростков. 6-е изд., перераб., и доп.- М.: Медицина, 1982.- 176с.

2. Атлас для начальной школы. Организм человека и охрана здоровья.- СПб.: Издательский Дом Нева, М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000.- 32с.

3. Белецкая В.И., Громова З.П., Егорова Т.И., Школьная гигиена: Учебное пособие для студентов биологических специальностей педагогических институтов.- М.: Просвещение, 1983.- 160с.

4. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. Т. 5.- М.: Педагогика, 1983.-382с.

5. Зайцев Н.К., Колбанов В.В. Стратегия понимания здорового образа жизни у учителей//Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. Выпуск 3.- Владивосток: Дальнаука, 1996.- с. 148-153.

6. Запорожченко В.Г. К понятию здоровый образ жизни//Международная научная конференция Здоровый образ жизни(Ленинград, 12-14 декабря 1990г.): Тезисы доклада. Часть 1.- Новгород, 1990.- 26 с.

7. Запорожченко В.Г. Образ жизни и вредные привычки.- М.: Медицина, 1984.- 32с.

8. Змановский Ю.Ф. К здоровью без лекарств.- М.: Советский спорт, 1990.- 64с.

9. Каневская Л.Я. Питание школьника.- М.: Медицина, 1989.- 64с.

10. Климова В.И. Человек и его здоровье.- М.: Знание, 1985.- 192с.

11. Колбанов В.В. Валеология: Основные понятия, термины и определения.- СПб.: ДЕАМ, 1998.- 232с.

12. Колесов В.Д. Предупреждение вредных привычек у школьников.- М.: Педагогика, 1982.- 176с.

13. Коршунова Н. 5 слагаемых здорового образа жизни.//Здоровье.- 2000 2.- с. 5 - 8.

14. Куинджи Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников: Методическое пособие.- М.: Аспект Пресс, 2000.- 139с.

15. Лаптев А.П., Горбунов В.В. Коварные разрушители здоровья.- М.: Советский спорт, 1990.- 45с.

16. Лебедева Н.Т. Формирование здорового стиля жизни школьника.- Минск: Народная асвета, 1996.-144с.

17. Лямираль С., Ринго К. Растите детей здоровыми. От 0 до 15 лет. Все, что должна знать мать, чтобы ее ребенок рос крепким и здоровым: Пер. с французского/ Предисловие Л. Казанцевой.- М.: Физкультура и спорт, 1981.- 142с.

18. Панкратьева Н.В. и др. Здоровье - социальная ценность: Вопросы и ответы.- М.: Мысль. 1989.- 236с.

19. Педагогика здоровья.- М.: Педагогика, 1990.- 288с.

20. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических институтов/ Под. ред. Ю.К. Бабанского.- М.: Просвещение, 1983.- 608с. Международная педагогическая академия, 1995.- 360с.

21. Ротенберг Р. Расти здоровым: Детская энциклопедия здоровья/Пер. с английского.- М.: Физкультура и спорт. 1991.-592с.

22. Рубинштейн С.Я. О воспитании привычек у детей. Учебное пособие для студентов.- М.: Институт практической психологии, 1996.- 41с.

23. Рыбак С. Детям нравится реклама пива//Ведомости. 2001. 44. с. б5.

24. Синяков А.Ф. Познать себя (самоконтроль физкультурника).- М.: Советский спорт. 1990.- 40с.

25. Соковня-Семенова И.И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. 2-е издание, стереотип.- М.: Издательский центр Академия. 2000.- 208с.

26. Студеникин М.Я. Книга о здоровье детей. 3-е издание, исправленное и дополненное.- М.: Медицина. 1982.- 240с.

27. Ткаченко Е. Гуманизация Российского образования//Народное образование. -1995. 6.- с. 4-8.

28. Торохова Е.И. Валеология: Словарь.- М.: Флинта: Наука. 1999.- 248с.

29. Чумаков Б.Н. Валеология. Избранные лекции.- М.: Российское педагогическое агенство, 1997.- 245с.

30. Щедрина А.Г. Онтогенез и теория здоровья: Методологические аспекты.- Новосибирск: Наука. 1989.- 136с.

31. Щербак А.П. Тематические физкультурные занятия и праздники в дошкольном учреждении: Влияние физического воспитания на саморегуляцию поведения дошкольника: Пособие для педагогов дошкольных учреждений.- М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС. 1999.- 72с.

32. Яновская Т.Ю. Как устроен человек? История для детей.- Ростов на Дону: Феникс. 2000.- 224с. 33. Ярулов А.А. Индивидуально-ориентированная система обучения.- Красноярск.2002.- 108с.

Приложение 1

АНКЕТА

(для родителей и учащихся 5-10 классов)

Ребенок (ученик)

Фамилия Имя

Школа, Класс

Внимательно ознакомьтесь с содержанием анкеты и постарайтесь максимально точно ответить на вопросы. Эти сведения необходимы врачу для оценки состояния здоровья Вашего ребенка (Вашего состояния здоровья) и своевременного врачебного совета. На вопросы отвечайте да или нет.

1. Бывают ли головные боли (беспричинные), при волнении, после физической нагрузки, после детского сада, школы?

Бывает ли слезливость?

Бывает ли слабость, утомляемость после занятий (в школе, в детском саду, дома)?

Бывают ли нарушения сна (долгое засыпание, чуткий сон, снохождение, ночное недержание мочи, трудное пробуждение по утрам)?

Отмечается ли при волнении повышенная потливость или появление красных пятен?

Бывают ли головокружения, неустойчивость при перемене положения тела?

Бывают ли обмороки?

II. 8. Бывают ли обмороки, неприятные ощущения в области сердца, сердцебиение, перебои?

9. Отмечалось когда-либо повышение давления?

III.10. Бывает ли часто насморк?

Бывает ли часто кашель?

Бывает ли часто потеря голоса?

IV.13. Бывают ли боли в животе?

Бывают ли боли в животе после приема пищи?

Бывают ли боли в животе до еды?

Бывает ли тошнота, отрыжка, изжога?

Бывают ли нарушения стула (запоры, поносы)?

Была ли дизентерия?

V. 19. Бывают ли боли в пояснице?

VI.20. Бывает ли реакция на какую-то пищу, запахи, цветы, пыль,

лекарства (сыпь, отеки, затрудненное дыхание)?

21.Бывает ли реакция на прививки (сыпь, отеки, затрудненное дыхание)?

Дата заполнения анкеты

Подпись заполнявшего анкету (родителей)

Ученик

Спасибо!

Приложение 3

Анкета

Здравствуйте, мы проводим опрос на тему «Как вы относитесь к своему здоровью!». Заполните, пожалуйста, эту анкету. Ответьте на вопросы да, нет, иногда.

 

1) Выполняете ли вы домашнее задание по физической культуре

Да

Нет

Иногда

 

 

 

 

 

 

2) Занимаетесь ли вы дома физическими упражнениями

Да

Нет

Иногда

 

 

 

 

 

 

3) Делаете ли вы дома утреннюю гигиеническую гимнастику

Да

Нет

Иногда

 

 

 

 

 

 

4) Имеете ли вы освобождение от физической культуры

Да

Нет

Иногда

 

 

 

 

 

 

5) Состоите ли вы в какой-либо спортивной секции

Да

Нет

Иногда

 

 

 

 

 

 

6) Ходите ли вы в туристические походы

Да

Нет

Иногда

 

 

 

 

 

 

7) Имеете ли вы свой личный распорядок дня

Да

Нет

Иногда

 

 

 

 

 

 

8) Участвуете ли вы в общешкольных физкультурно-массовых и оздоровительных мероприятиях

Да

Нет

Иногда

 

 

 

 

 

 

9)Участвуете ли вы в подвижных играх во время больших перемен

Да

Нет

Иногда

 

 

 

 

 

 

10) Соблюдаете ли вы правил личной гигиены

Да

Нет

Иногда

 

 



Информация о работе Формирование зож в деятельности социального педагога